ОБЛОЖКА | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | КАТАЛОГ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | О ЖУРНАЛЕ | ПОМОЩЬ САЙТУ | ФОРУМ | ПОИСК | ADMIN |
---|
------------------------------------------------------------------------------------------------>
Фотомонтаж — новое искусство, основанное на машинной индустрии, последних достижениях полиграфии, науки и техники.
Густав Клуцис. «Монтаж как средство агитации и пропаганды», 1932. ---------------------------- ЛИД --------------------------------------->
Начнём с того, что договоримся о терминах. Часто используются два термина со схожим смыслом: «фотомонтаж» и «фотоколлаж». Словарные статьи об обоих словах сообщают почти одно и то же. Иногда встречаются мнения, что фотомонтаж — это соединение фрагментов разных снимков с помощью клея, а фотоколлаж — это комбинированное изображение, сделанное в графическом редакторе. Мне больше нравится «историческая» версия, согласно которой между терминами нет никакой разницы, кроме идеологической. Версия гласит, что сначала кубисты, дадаисты и прочие буржуазные художники выдумали коллажную технику, а в ответ в Советской России был создан монтаж — рабочее искусство, создаваемое художниками-пролетариями, то есть, «монтёрами». Выходит, что монтаж — это наше, родное, а коллаж — сомнительная заграничная штучка, само название которой проникло в русский язык лишь с хрущевской оттепелью. Так что, всякий раз, встречая в этом тексте слово «монтаж», почвенники могут мысленно потирать руки, а западники — мысленно заменять его на «коллаж» безо всякого ущерба для смысла.
Иллюстрация 1.1. Фильтр dual-image
Обычно ДИ-фильтр — это стекло, половина которого зачернена, укрепленное на вращающейся оправе. Кокиновский ДИ-фильтр представляет собой маску из пластика. Чаще всего ДИ-фильтры используются для создания снимков «лжеблизнецов», на которых один и тот же человек присутствует на обеих половинах изображения.
Иллюстрация 1.2. Снимок с эффектом dual-image
Техника достижения такого эффекта заключается в следующем: Иллюстрация 1.3. Дом-хлеб. Царицыно
Повернутый на 180 градусов ДИ-фильтр является дополняющей маской в том смысле, что он открывает ранее скрытую часть половину изображения и закрывает ранее открытую. На том же принципе работают наборы из дополняющих масок: Cokin Double Mask 1, Cokin Double Mask 2, Cokin Creative Mask. Третий набор дает возможность самостоятельно изготовить комплект дополняющих масок нужной формы.
Иллюстрация 1.4. Маски Cokin
Если Вам повезло и Вы купили два (некокиновских) ДИ-фильтра одинакового диаметра, то, скрутив их вместе, Вы можете изготовить «N-имидж фильтр». Поворачивая скрученные фильтры относительно друг друга, можно получить маску, в которой будет прозрачным сектор с углом от 0 до 180 градусов. Оставив сектор в 60 градусов, Вы получите маску для шестикратного экспонирования, в 90 — для четырехкратного и т. д. Имейте в виду, что некоторые производители, такие как Marumi, под видом одного ДИ-фильтра норовят всучить комплект из двух фильтров. В комплектах, доставшихся мне, ДИ-фильтры были соединены с нейтральными серыми фильтрами. Серые фильтры в таком случае следует открутить.
Иллюстрация 1.5. Сплитзеры
Перейдем к приемам съемки через сдвоенные ДИ-фильтры. В самом начале желательно рассмотреть метки на оправах ДИ-фильтров (далее описывается разметка оправ ДИ-фильтров Marumi). Треугольником отмечена линия, по которой проходит граница между прозрачной и непрозрачной частями маски. Точками помечены границы шести секторов по 60 градусов. Если планируете использовать маски с сектором в 90 или 72 градуса, нужно оставить на оправе фильтра дополнительные метки-царапины, указывающие границы секторов.
Иллюстрация 1.6. Положение меток на оправах при съёмке через сдвоенный ДИ-фильтр
В начале съемки переводим фотоаппарат в режим многократного экспонирования. Снимаем в ручном режиме, чтобы параметры экспозиции были одинаковыми. Диафрагму устанавливаем на небольшие значения (не более 5,6). При больших значениях есть риск, что границы маски отобразятся на снимке. Поворотом фильтров относительно друг друга оставляем нужный сектор. Вращением получившейся маски добиваемся, чтобы стороны сектора совпали с отметками на оправе. Можно заодно добиться совпадения с серединной вертикальной осью кадра. При этом метки на оправе займут позиции указанные на предыдущей иллюстрации. Жмём на спуск. Запоминаем увиденное через маску. Поворачиваем маску к следующей метке на оправе. Поворачиваем фотоаппарат так, чтобы изображение было тем же, что при первом экспонировании. Жмём на спуск. Повторяем до тех пор, пока не проэкспонируем весь кадр.
Иллюстрация 1.7. Китеж
Если забыть отключить протяжку пленки, получится что-то вроде изображенного ниже.
Иллюстрация 1.8. Скан куска пленки
Использовать ли штатив, решайте сами. Поскольку у меня нет подходящей штативной головки, позволяющей вращать фотоаппарат строго вокруг оптической оси объектива, я снимаю с рук.
Иллюстрация 2.1. Параллельная призма Hoya Multivision 3PF
Например, Hoya выпускает 3х-кратную и 6ти-кратную параллельные призмы (Hoya Multivision 3PF и 6PF). На представленном снимке 3х-кратная параллельная призма увеличила высоту небоскребов почти в три раза.
Иллюстрация 2.2. Жилые дома в центре Астаны
В призматических фильтрах другого рода (секционных или радиальных призмах) границы граней располагаются на радиусах, и изображения располагаются по кругу. Некоторые секционные призмы помимо периферийных изображений дают еще одно в центре кадра. Примеры использования секционной призмы можно найти в онлайновой экспозиции «Фототектоника».
Иллюстрация 2.3. Дефанс 12. Из серии «Фототектоника»
Секционные призмы производятся Hoya (Multivision 3F, 5F, 6F), а также B+W, Marumi, Cokin. Кокиновские секционные призмы делаются из пластика и примечательны тем, что в них просверлены дырки. 25ти-кратная секционная призма Cokin P204 является своего рода рекордсменом по числу граней.
Иллюстрация 2.4. Секционная призма Cokin P204
Общим недостатком всех призм является то, что они добавляют хроматические аберрации. Опыт Ньютона с призмой показывает, как расходятся лучи с разной длиной волны. Свести снова вместе голубой и красный лучи, прошедшие через призму, не сможет даже объектив-ахромат.
Иллюстрация 2.5. Опыт Ньютона
Снимая в ч/б, можно использовать плотный цветной фильтр, который сгладит негативный эффект призмы. В цветной фотографии это свойство призм исправить трудно. Теоретически, можно попытаться убрать хроматические аберрации на цветных фотографиях, применяя, так называемый, затвор Харриса. Этот прием, рассмотренный в статье «Об одном любопытном методе съёмки движущейся воды», состоит в изготовлении кадра тремя экспонированиями через три цветных фильтра (красный, зеленый и синий). Практическая реализация затруднена большим количеством параметров, которые необходимо контролировать, но нельзя исключить, что кто-то справится с этой задачей.
Иллюстрация 2.6. Hoya Color Multivision 3F
Теоретически, существует полосатый сине-желто-розовый фильтр Hoya Tri-color Para, который можно использовать с 3х-кратной параллельной призмой. Встретить его в продаже мне, к сожалению, не довелось.
Иллюстрация 2.7. Hoya TriColor Para
Второй совет, который следует принять во внимание, касается управления диафрагмой. Как правило, на однообъективных зеркальных камерах визирование осуществляется при открытой диафрагме, из-за чего изображение, увиденное до съемки, отличается от итогового. Поэтому нужно использовать репетир диафрагмы, который позволяет закрывать диафрагму при визировании. От значения диафрагмы меняется вид областей кадра, в которых изображения, созданные призмой, граничат друг с другом. Установлено, что сильно закрытая диафрагма делает более заметными границы граней призмы. Поэтому рекомендуются диафрагменные числа не более 4.
Иллюстрация 2.8. Призма Cokin P219 и бленда Cokin P255
Вопреки изображению из брошюры Cokin, намекающему, что основное достоинство призмы — хроматические искажения, использовать её стоит с другими целями, как мне кажется. Например, Cokin P219 позволяет вводить в кадр фальшивое отражение. Посмотрите на снимок Марлинского вала, сделанный с призмой. Лучи, частично отразились, частично преломились и создали в кадре сюрреальный пейзаж.
Иллюстрация 2.9. Марлинский вал
При другом расположении призмы, можно смонтировать верхнюю часть изображения с нижней, переставив их местами, как это сделано на снимке небоскреба в Москва-Сити.
Иллюстрация 2.10. Москва-Сити
Рекомендации по съемке через P219 те же, что и для остальных призм. Стоит лишь добавить, что на фокусных расстояниях меньше 30мм в кадр попадают ребра призмы, поролон, фрагменты бленды. Подобные дефекты можно видеть на предыдущих снимках. Крепление призмы в бленде нежесткое, советую придерживать её рукой. Предоставленная сама себе призма имеет привычку выпадать, из-за чего возникают царапины, и откалываются куски. На качестве изображения такие дефекты почти не сказываются, но призма теряет свой приличный внешний вид.
Иллюстрация 3.1. Обложка мираж-фильтра
При съемке мираж-фильтр близко подносится к объективу, в результате в части кадра остается обычное изображение, а остальное пространство кадра заполняется отражением. Располагая фильтр выше или ниже, Вы управляете границей между указанными частями кадра. Меняя угол наклона зеркала, Вы контролируете эффект от применения фильтра. Насколько можно судить, изображение с рекламы Cokin получено при почти горизонтальном расположении фильтра. Увеличивая угол наклона, то есть, поворачивая фильтр так, чтобы приподнялась дальняя от объектива его часть, в кадр можно включить отражение объектов, находящихся над фотографом или за фотографом. Например, можно смонтировать проплывающие над Вами облака и придать обычному ландшафтному виду сюрреальный налёт.
Иллюстрация 3.2. Марлинский вал
Угол наклона нельзя безгранично увеличивать. Можно довольно быстро заметить, что объектив тоже может попасть в отражение, что чаще всего не входит в планы фотографа.
2011 © Виктор Малышко
Что ещё можно сделать:
|
ОБЛОЖКА | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | КАТАЛОГ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | О ЖУРНАЛЕ | ПОМОЩЬ САЙТУ | ФОРУМ | ПОИСК | ADMIN |
---|
Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства. |