ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



МОНТАЖ ПРИ СЪЁМКЕ



Виктор МАЛЫШКО

Фотомонтаж — новое искусство, основанное на машинной индустрии, последних достижениях полиграфии, науки и техники.

Густав Клуцис. «Монтаж как средство агитации и пропаганды», 1932.


Темой статьи являются техники создания комбинированных изображений без помощи графических редакторов. Рассматриваются несколько техник: многократное экспонирование с вращением и маскированием; съемка через призмы; съемка с мираж-фильтром. Поскольку предполагается использование фильтров, все перечисленные техники удобнее всего применять на фотокамерах, дающих возможность производить визирование через объектив.

Начнём с того, что договоримся о терминах. Часто используются два термина со схожим смыслом: «фотомонтаж» и «фотоколлаж». Словарные статьи об обоих словах сообщают почти одно и то же. Иногда встречаются мнения, что фотомонтаж — это соединение фрагментов разных снимков с помощью клея, а фотоколлаж — это комбинированное изображение, сделанное в графическом редакторе. Мне больше нравится «историческая» версия, согласно которой между терминами нет никакой разницы, кроме идеологической. Версия гласит, что сначала кубисты, дадаисты и прочие буржуазные художники выдумали коллажную технику, а в ответ в Советской России был создан монтаж — рабочее искусство, создаваемое художниками-пролетариями, то есть, «монтёрами». Выходит, что монтаж — это наше, родное, а коллаж — сомнительная заграничная штучка, само название которой проникло в русский язык лишь с хрущевской оттепелью. Так что, всякий раз, встречая в этом тексте слово «монтаж», почвенники могут мысленно потирать руки, а западники — мысленно заменять его на «коллаж» безо всякого ущерба для смысла.

В статье речь пойдет о техниках создания комбинированных изображений с использованием только фотографических средств без помощи графических редакторов. Составные изображения можно получить на разных этапах фотопроцесса. Можно использовать мультипечать — многократное экспонирование фотобумаги. Сведения об этом подходе содержатся в статье Анны Останиной «Основы мультиэкспозиции. Мультипечать». Можно монтировать как Клуцис, Родченко и Лисицкий — вооружиться ножницами и клеем, кромсать, скреплять. Например, так поступает известный кинооператор Кристофер Дойл в свободное от работы время. Наконец, можно комбинировать изображения во время съемки. Рассмотрим несколько таких техник:
1) многократное экспонирование с вращением и маскированием;
2) съемка через призмы;
3) съемка с мираж-фильтром.

Общее в этих техниках съёмки то, что с их помощью смонтированное изображение фиксируется на пленке или в «исходнике-RAWe». Техники удобнее всего применять на камерах, допускающих визирование через объектив. В этом случае можно управлять эффектом от использования фильтра или маски. Применимость первой техники дополнительно ограничена наличием в камере режима многократного экспонирования.

Многократное экспонирование с вращением и маскированием
Первый прием дополняет применением маски метод многократного экспонирования с вращением, о котором рассказано в опубликованной ранее статье «Калейдоскопы». Маской может служить любой непрозрачный материал, загораживающий часть изображения. Можно вырезать маску из плотной бумаги и укрепить на объективе с помощью оправы от фильтра. Можно использовать специальный набор масок, предлагаемый фирмой Cokin. Можно маскировать специальным фильтром «двойной имидж» (dual-image, далее в тексте ДИ-фильтр).


Иллюстрация 1.1. Фильтр dual-image

Обычно ДИ-фильтр — это стекло, половина которого зачернена, укрепленное на вращающейся оправе. Кокиновский ДИ-фильтр представляет собой маску из пластика. Чаще всего ДИ-фильтры используются для создания снимков «лжеблизнецов», на которых один и тот же человек присутствует на обеих половинах изображения.


Иллюстрация 1.2. Снимок с эффектом dual-image

Техника достижения такого эффекта заключается в следующем:
1) Фотоаппарат переводится в режим многократного экспонирования и устанавливается на штатив, чтобы добиться его неподвижности и, следовательно, совпадения точек и углов съемки обеих экспозиций.
2) Делается первое экспонирование, при котором маска закрывает правую часть изображения.
3) В снимаемой сцене производятся необходимые изменения.
4) Маска поворачивается на 180 градусов, и делается второе экспонирование, когда маска закрывает левую часть изображения.
Если не менять снимаемую сцену и поворачивать не только маску, но и фотоаппарат, получится калейдоскопичное изображение.


Иллюстрация 1.3. Дом-хлеб. Царицыно

Повернутый на 180 градусов ДИ-фильтр является дополняющей маской в том смысле, что он открывает ранее скрытую часть половину изображения и закрывает ранее открытую. На том же принципе работают наборы из дополняющих масок: Cokin Double Mask 1, Cokin Double Mask 2, Cokin Creative Mask. Третий набор дает возможность самостоятельно изготовить комплект дополняющих масок нужной формы.


Иллюстрация 1.4. Маски Cokin

Если Вам повезло и Вы купили два (некокиновских) ДИ-фильтра одинакового диаметра, то, скрутив их вместе, Вы можете изготовить «N-имидж фильтр». Поворачивая скрученные фильтры относительно друг друга, можно получить маску, в которой будет прозрачным сектор с углом от 0 до 180 градусов. Оставив сектор в 60 градусов, Вы получите маску для шестикратного экспонирования, в 90 — для четырехкратного и т. д. Имейте в виду, что некоторые производители, такие как Marumi, под видом одного ДИ-фильтра норовят всучить комплект из двух фильтров. В комплектах, доставшихся мне, ДИ-фильтры были соединены с нейтральными серыми фильтрами. Серые фильтры в таком случае следует открутить.

Перед тем как обсудить приемы съемки, рассмотрим аналоги «N-имидж фильтра». Как таковые могут рассматриваться изделия: Lomo LC-A+ Splitzer, Diana+ Splitzer и маска Vivitar, точное название которой мне установить не удалось. Все эти маски состоят из двух частей. Первая часть маски закрывает полкруга, вторая — меньше чем полкруга. Ломографические маски (LC-A+ Splitzer, Diana+ Splitzer) позволяют оставлять сектор от примерно от 20 до 180 градусов, маска Vivitar — от 90 до 180. У всех трех масок отсутствует резьба для крепления к объективу. Маска для LC-A присоединяется к корпусу фотоаппарата. На объективе Diana+ нет резьбы, маска плотно надевается на объектив. Vivitar я выкопал в груде фотобарахла в одной из комиссионок, но приладить его для съемки у меня руки так и не дошли.


Иллюстрация 1.5. Сплитзеры

Перейдем к приемам съемки через сдвоенные ДИ-фильтры. В самом начале желательно рассмотреть метки на оправах ДИ-фильтров (далее описывается разметка оправ ДИ-фильтров Marumi). Треугольником отмечена линия, по которой проходит граница между прозрачной и непрозрачной частями маски. Точками помечены границы шести секторов по 60 градусов. Если планируете использовать маски с сектором в 90 или 72 градуса, нужно оставить на оправе фильтра дополнительные метки-царапины, указывающие границы секторов.


Иллюстрация 1.6. Положение меток на оправах при съёмке через сдвоенный ДИ-фильтр

В начале съемки переводим фотоаппарат в режим многократного экспонирования. Снимаем в ручном режиме, чтобы параметры экспозиции были одинаковыми. Диафрагму устанавливаем на небольшие значения (не более 5,6). При больших значениях есть риск, что границы маски отобразятся на снимке. Поворотом фильтров относительно друг друга оставляем нужный сектор. Вращением получившейся маски добиваемся, чтобы стороны сектора совпали с отметками на оправе. Можно заодно добиться совпадения с серединной вертикальной осью кадра. При этом метки на оправе займут позиции указанные на предыдущей иллюстрации. Жмём на спуск. Запоминаем увиденное через маску. Поворачиваем маску к следующей метке на оправе. Поворачиваем фотоаппарат так, чтобы изображение было тем же, что при первом экспонировании. Жмём на спуск. Повторяем до тех пор, пока не проэкспонируем весь кадр.


Иллюстрация 1.7. Китеж

Если забыть отключить протяжку пленки, получится что-то вроде изображенного ниже.


Иллюстрация 1.8. Скан куска пленки

Использовать ли штатив, решайте сами. Поскольку у меня нет подходящей штативной головки, позволяющей вращать фотоаппарат строго вокруг оптической оси объектива, я снимаю с рук.

Два скрученных ДИ-фильтра имеют ширину оправы более 2 см и дают сильное виньетирование. Борясь с ним, желательно при покупке выбирать фильтры с большим диаметром, например, 77мм и использовать их на объективах с небольшим диаметром передней линзы. Если виньетирование нельзя побороть, его можно приспособить на пользу дела. Можно видеть, что из-за него на некоторых снимках изображение круглое. Причина — съемка через диагональный «рыбий глаз» с фокусным расстоянием 15мм, на котором ДИ-фильтры укреплены с помощью кольца, надеваемого на встроенную бленду объектива.

Мастерские фотографии, сделанные в этой технике известным петербургским фотографом Андреем Чежиным, объединены в серию «Пространство Эшера».

Съемка через призмы
Второй прием заключается в совмещении нескольких изображений одного и того же сюжета при помощи призмы. Производители предлагают фотолюбителям разнообразные призматические фильтры, различающиеся количеством граней и их расположением. Есть, так называемые, параллельные призмы, в которых грани и, соответственно, порождаемые ими изображения располагаются параллельно с некоторым сдвигом.


Иллюстрация 2.1. Параллельная призма Hoya Multivision 3PF

Например, Hoya выпускает 3х-кратную и 6ти-кратную параллельные призмы (Hoya Multivision 3PF и 6PF). На представленном снимке 3х-кратная параллельная призма увеличила высоту небоскребов почти в три раза.


Иллюстрация 2.2. Жилые дома в центре Астаны

В призматических фильтрах другого рода (секционных или радиальных призмах) границы граней располагаются на радиусах, и изображения располагаются по кругу. Некоторые секционные призмы помимо периферийных изображений дают еще одно в центре кадра. Примеры использования секционной призмы можно найти в онлайновой экспозиции «Фототектоника».


Иллюстрация 2.3. Дефанс 12. Из серии «Фототектоника»

Секционные призмы производятся Hoya (Multivision 3F, 5F, 6F), а также B+W, Marumi, Cokin. Кокиновские секционные призмы делаются из пластика и примечательны тем, что в них просверлены дырки. 25ти-кратная секционная призма Cokin P204 является своего рода рекордсменом по числу граней.


Иллюстрация 2.4. Секционная призма Cokin P204

Общим недостатком всех призм является то, что они добавляют хроматические аберрации. Опыт Ньютона с призмой показывает, как расходятся лучи с разной длиной волны. Свести снова вместе голубой и красный лучи, прошедшие через призму, не сможет даже объектив-ахромат.


Иллюстрация 2.5. Опыт Ньютона

Снимая в ч/б, можно использовать плотный цветной фильтр, который сгладит негативный эффект призмы. В цветной фотографии это свойство призм исправить трудно. Теоретически, можно попытаться убрать хроматические аберрации на цветных фотографиях, применяя, так называемый, затвор Харриса. Этот прием, рассмотренный в статье «Об одном любопытном методе съёмки движущейся воды», состоит в изготовлении кадра тремя экспонированиями через три цветных фильтра (красный, зеленый и синий). Практическая реализация затруднена большим количеством параметров, которые необходимо контролировать, но нельзя исключить, что кто-то справится с этой задачей.

Производители фильтров идут на хитрость, чтобы сгладить указанный порок призм. Покупателям предлагаются либо цветные призмы, либо наборы, составленные из призмы и многоцветного фильтра, который окрашивает каждое изображение, создаваемое призмой, в свой цвет. Ниже можно видеть, как выглядит RGB-набор с 3х-секционной призмой фирмы Hoya.


Иллюстрация 2.6. Hoya Color Multivision 3F

Теоретически, существует полосатый сине-желто-розовый фильтр Hoya Tri-color Para, который можно использовать с 3х-кратной параллельной призмой. Встретить его в продаже мне, к сожалению, не довелось.


Иллюстрация 2.7. Hoya TriColor Para

Второй совет, который следует принять во внимание, касается управления диафрагмой. Как правило, на однообъективных зеркальных камерах визирование осуществляется при открытой диафрагме, из-за чего изображение, увиденное до съемки, отличается от итогового. Поэтому нужно использовать репетир диафрагмы, который позволяет закрывать диафрагму при визировании. От значения диафрагмы меняется вид областей кадра, в которых изображения, созданные призмой, граничат друг с другом. Установлено, что сильно закрытая диафрагма делает более заметными границы граней призмы. Поэтому рекомендуются диафрагменные числа не более 4.

Третье, с чем придется столкнуться, — это то, что призма может свести автофокус с ума. Рекомендую наводить на резкость вручную и на однообъективных зеркальных камерах применять при этом репетир диафрагмы.

Также стоит обратить внимание на ширину оправ призматических фильтров. Она достаточно велика, поэтому актуальны рекомендации из предыдущего раздела — призму берите с диаметром больше, объектив — поменьше. Для никонистов хорошим выбором могут стать объективы AF Nikkor 28/2.8 и AF Nikkor 35/2.0, у которых диаметр резьбы под фильтры равен 52мм. Для крепления призматических фильтров на них используйте переходные повышающие кольца.

Имеет значение фокусное расстояние объектива. Например, на 300мм на снимок попадет лишь одно центральное изображение, а создаваемые мультипризмой периферийные изображения окажутся за рамками кадра. На малом фокусном расстоянии будет заметен дисбаланс размеров центрального и периферийных изображений. Рекомендуется использовать с призмами объективы с фокусным расстоянием от 28мм до 80мм.

Отдельного упоминания заслуживает призма Cokin P219. Выглядит она как шлифованный кусок оргстекла, по бокам которого приклеены два куска поролона. Закрепить в держателе призму можно, но, чтобы полноценно ей пользоваться, нужна модульная бленда P255. Эту ценную информацию можно почерпнуть только с рисунка на коробке с призмой или из иллюстрации к статье Владимира Родионова «Занимательная спектроскопия». Призма удерживается кусками поролона внутри бленды, в то же самое время можно менять её положение и получать в зависимости от этого разные эффекты.


Иллюстрация 2.8. Призма Cokin P219 и бленда Cokin P255

Вопреки изображению из брошюры Cokin, намекающему, что основное достоинство призмы — хроматические искажения, использовать её стоит с другими целями, как мне кажется. Например, Cokin P219 позволяет вводить в кадр фальшивое отражение. Посмотрите на снимок Марлинского вала, сделанный с призмой. Лучи, частично отразились, частично преломились и создали в кадре сюрреальный пейзаж.


Иллюстрация 2.9. Марлинский вал

При другом расположении призмы, можно смонтировать верхнюю часть изображения с нижней, переставив их местами, как это сделано на снимке небоскреба в Москва-Сити.


Иллюстрация 2.10. Москва-Сити

Рекомендации по съемке через P219 те же, что и для остальных призм. Стоит лишь добавить, что на фокусных расстояниях меньше 30мм в кадр попадают ребра призмы, поролон, фрагменты бленды. Подобные дефекты можно видеть на предыдущих снимках. Крепление призмы в бленде нежесткое, советую придерживать её рукой. Предоставленная сама себе призма имеет привычку выпадать, из-за чего возникают царапины, и откалываются куски. На качестве изображения такие дефекты почти не сказываются, но призма теряет свой приличный внешний вид.

Оригинально поступил питерский фотограф Александр Смирнов. Он укрепил небольшую многогранную призму от музейного сувенира на защитном фильтре. Выставка получившейся фотосерии «Условные рефлексы» была проведена «Фотодепартаментом» в 2008 году .

Среди фотографов, занимающихся монтажем при съемке, можно указать Элвина Ленгдона Коберна. В книгах по истории фотографии можно найти сведения о том, что с помощью изобретенного им вортоскопа — оптического прибора, подсоединяемого к фотоаппрарату, Коберн сделал несколько десятков снимков-вортографий. К их числу относятся портреты Эзры Паунда (1, 2). Что из себя представлял вортоскоп, точно никто не может сказать. Якобы перед своей кончиной Коберн передал его Королевскому Фотографическому Обществу Британии. Но в архивах общества этот дар не значится. Прибор таинственным образом исчез. При чем не осталось достоверных описаний этого устройства. Гипотезы о вортоскопе распространяются самые разные. Кто-то считает, что вортоскоп был сделан из трех зеркал, соединенных для получения эффекта призмы. Другая версия утверждает, что вортоскоп — вовсе не прибор, а идея или творческий метод. Упоминание зеркала дает повод перейти к третьему приему съёмки, заявленному в начале статьи.

Съемка с мираж-фильтром
Мираж-фильтр Cokin Mirage A220 — это не фильтр в прямом смысле этого слова, поскольку он не является прозрачным объектом. Это зеркальце, укрепленное на пластиковой основе, позволяющей удерживать фильтр двумя пальцами руки. Он представляет собой не только инструмент для фотомонтажа, но также может служить зеркальцем для бритья (или нанесения макияжа, если Вы относитесь к прекрасной половине увлекающихся фотографией).


Иллюстрация 3.1. Обложка мираж-фильтра

При съемке мираж-фильтр близко подносится к объективу, в результате в части кадра остается обычное изображение, а остальное пространство кадра заполняется отражением. Располагая фильтр выше или ниже, Вы управляете границей между указанными частями кадра. Меняя угол наклона зеркала, Вы контролируете эффект от применения фильтра. Насколько можно судить, изображение с рекламы Cokin получено при почти горизонтальном расположении фильтра. Увеличивая угол наклона, то есть, поворачивая фильтр так, чтобы приподнялась дальняя от объектива его часть, в кадр можно включить отражение объектов, находящихся над фотографом или за фотографом. Например, можно смонтировать проплывающие над Вами облака и придать обычному ландшафтному виду сюрреальный налёт.


Иллюстрация 3.2. Марлинский вал

Угол наклона нельзя безгранично увеличивать. Можно довольно быстро заметить, что объектив тоже может попасть в отражение, что чаще всего не входит в планы фотографа.

Несколько рекомендаций по обращению с мираж-фильтром. Поверхность зеркала легко царапается, но это нисколько не влияет на изображение. Если боитесь поцарапать линзу объектива, используйте защитный (или любой другой) фильтр. Чтобы границы зеркала не попадали в кадр, необходимо подобрать объектив с подходящим углом обзора и достаточно малым размером передней линзы. «Полтинник» вполне подойдет. Мой опыт показывает, что мираж-фильтр хорошо сочетается с AF Nikkor 35/2.0.

При съемке с мираж-фильтром нужно учитывать, что резкость может понадобиться на обоих изображениях — и на нормальном, и на отраженном. Обычно предметы, видимые прямо через объектив, и, отраженные в зеркале, находятся на разном расстоянии от фотографа. Об этом следует помнить, управляя границами резко изображаемого пространства. Надежнее всего наводиться на резкость вручную, снимать в режиме приоритета диафрагмы, применять репетир на однообъективной зеркалке.

Cokin — единственный известный мне производитель фильтров подобного рода. Если не удается найти A220 в продаже, можно попробовать любое другое зеркало подходящего размера.

Зеркала в фотографии часто применял Франциско Инфанте. Как правило, он использовал зеркала больших размеров и помещал их внутри снимаемой сцены на значительном расстоянии от объектива, так что их границы были видны. Это приводило к эффектам, отличающимся от тех, что дает мираж-фильтр, хотя при взгляде на работы Инфанте невольно вспоминаешь о монтаже.

Послесловие
Статья не претендует на исчерпывающее изложение всех монтажных техник. Главной целью является публикация собственного опыта, накопленного за последнюю пятилетку. Так случилось, что рассматриваемые техники предполагают использование оптических средств, но это не означает, что любые другие средства и техники не следует применять, и что продемонстрированные результаты могут быть получены только указанными путями. Заблуждения, которые могут встретиться в этом тексте, добросовестны и не являются попытками по злому умыслу сбить читателя с толку. Конкретные фильтры и объективы указаны не ради их продвижения на рынке. Они упомянуты как средства, с помощью которых можно осуществлять съёмку.

2011 © Виктор Малышко

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Посмотреть страничку автора на Flickr >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ps/mont/mont.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2011 Хулиганствующий Элементъ