Х Э
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА КОНКУРСЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ

КАЛЕЙДОСКОПЫ


Виктор МАЛЫШКО

Калейдоскоп м. узорник; - это трубка, с двумя зеркальцами клином, где цветные стекляшки отражаются узорочною звездою, переменною, при всяком движении или обороте трубки.

Толковый словарь живого великорусского языка Вл. Даля



За доцифровую историю развития фотографии накоплен богатый арсенал средств, позволяющих фотографу создавать удивительные изображения, не прибегая к компьютерной обработке. В статье идёт речь о двух таких средствах: сверхширокоугольной оптике и многократном экспонировании. Используя их, можно сотворить фантастические снимки-калейдоскопы.



Каждый помнит особое чувство, возникавшее в детстве во время игры с калейдоскопом. Нехитрое оптическое приспособление - калейдоскоп - проводник в особый мир. Поверни игрушку или потряси её, и возникнут узоры, удивляющие своей симметричностью, каждый раз непохожие на те, что видел раньше. Образы внутри калейдоскопа фантастичны, они не от мира сего, хотя и созданы всего лишь игрой света в осколках стекла.

Фотохудожник, глядящий в видоискатель камеры, чем-то похож на ребёнка с калейдоскопом. Фотоаппарат в его руках - это не средство для протоколирования обыденности, это инструмент для создания нового мира, выраженного в снимках. Если фотограф разбудил свою фантазию, и если он овладел нехитрыми техническими приёмами, ему по силам вывернуть реальность наизнанку и показать скрытую в ней красоту. Примечательно, что для этого не понадобятся никакие передовые компьютерные технологии.

Вглядимся в фотографии, представленные в этой статье. Первое, что бросается в глаза, что все они круглые, и что изображения реальных предметов на них искажены. Добиться такого эффекта позволяет специальный свехширокоугольный объектив с фокусным расстоянием 8 миллиметров, так называемый круговой "рыбий глаз". Особенностью "рыбьих глаз" является угол зрения в 180 градусов и большая дисторсия - искривление изображения. В них прямыми изображаются лишь линии, проходящие через центр кадра, остальные превращаются в дуги.


Фото 1. Ст. метро Сокол

Камера Nikon F75, объектив Sigma EX 8/4 Circular Fish-eye, плёнка Ilford XP2 Super 400, 4-х кратная экспозиция: диафрагма 1/5.6, выдержка 1/15.

Вообще говоря, любой фотообъектив формирует изображение в виде круга. Прямоугольными снимки получаются из-за использования в камерах специальных кадрирующих рамок. У обычных объективов диаметр круга изображения большой, поэтому рамки попадают внутрь него и отсекают лишнее. У кругового "рыбьего глаза" диаметр изображения менее 24 миллиметров, из-за чего при съёмке на 35-мм плёнку свет попадает только на кружок в центре кадра, а оставшаяся часть кадра остаётся чёрной. Кроп-фактор цифровых зеркальных камер с неполноразмерными матрицами не позволяет получить на них круглое изображение. В них верхний и нижний сегменты изображения отрезаются.

Вторая особенность снимков в том, что они как бы составлены из четырёх одинаковых частей, повторенных как в калейдоскопе. Этот эффект достигнут за счёт многократной экспозиции. Приём использует свойство плёнки "запоминать" однажды попавший на неё свет. Если один и тот же кадр экспонировать несколькими разными изображениями, то все они "склеятся" воедино, при этом светлые части одного будут просвечиваться сквозь тёмные участки другого. Каждый из представленных снимков экспонировался четыре раза одними и теми же изображениями, только повёрнутыми друг относительно друга на 90, 180 и 270 градусов. Матрицы цифровых камер реагируют на свет не так как плёнка, поэтому мультиэкспозиция в цифровой фотографии имитируется специальной обработкой либо в Фотошопе, либо в процессоре камеры (заметим, что моделей камер с такой возможностью единицы).


Фото 2. Здание ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, г. Астана, Казахстан

Камера Nikon F75, объектив Sigma EX 8/4 Circular Fish-eye, плёнка Fujifilm Superia Reala 100, диафрагма 1/16, выдержка 1/45.

Техника создания калейдоскопичного снимка такова. Сначала выбираем сюжет, например, здание Евразийского национального университета (Фото 2). Затем запоминаем, какие элементы изображения попали в области рядом с отметками на экране видоискателя, например, в зоны автфокусировки. Это нужно для того, чтобы по возможности точно - без сдвига – наложить друг на друга изображения. Дальше переводим камеру в режим мультиэкспозиции. Делаем первую экспозицию и поворачиваем камеру вверх ногами. Точку съёмки оставляем неизменной. Совмещаем изображение с пометками в видоискателе. Делаем вторую экспозицию. Повторяем ещё два раза: камеру поворачиваем на левый бок, снимаем, поворачиваем на правый бок и делаем четвёртый спуск затвора. В результате получаем замысловатый узор (Фото 3).


Фото 3. Здание ЕНУ им. Л. Н. Гумилева. Астана, Казахстан

Камера Nikon F75, объектив Sigma EX 8/4 Circular Fish-eye, плёнка Fujifilm Superia Reala 100, 4-х кратная экспозиция: диафрагма 1/16, выдержка 1/125.

В принципе, такая техника может быть использована при съёмке любым объективом. Например, фотограф Сергей Вараксин объединил на дважды экспонированном снимке изображения повёрнутые друг относительно друга. Снимок победил в конкурсе "Знакомый мотив" в июньском номере журнала "Фото&Видео" за 2005 год.

При съёмке с многократной экспозицией нужно учитывать следующие моменты:
1. Не все камеры могут работать в таком режиме. Например, отечественные "Зениты" лишены такой возможности. Некоторые младшие модели современных плёночных камер также выпускаются без режима мультиэкспозиции.
2. В фирменных руководствах рекомендуется вносить поправку относительно показаний экспонометра камеры. Поскольку за четыре экспозиции света на плёнку попадёт в четыре раза больше, чем за одну, считается, что нужна коррекция -2 ступени. Этой рекомендации надо следовать с умом. Например, если потолок светлый, а пол тёмный, то при наложении можно получить нормально экспонированный кадр с коррекцией -1 ступень, а то и вовсе без коррекции.
3. Экспонометры камер иногда считают, что верхняя часть кадра, условно говоря "небо", должна быть светлее "земли". В результате, если снимать в автоматическом режиме, экспозиции могут быть сделаны с разными параметрами, что испортит снимок. Поэтому лучше предварительно определить выдержку и диафрагму, затем переключиться в ручной режим и снимать в нём, гарантируя себя от закидонов слишком умной камеры.

Стоит также обратить своё внимание на такой аспект. Фотограф, замерший на одном месте, крутящий камерой, и много раз нажимающий на спуск, привлекает внимание публики. Проверено, что наиболее активная её часть - милиционеры и охранники - довольно быстро подойдут разобраться, зачем это фотографу понадобилось делать снимки перевёрнутым вверх дном фотоаппаратом. Советую покинуть поле боя и не идти на конфликт. В редких случаях можно проявить настойчивость: переждать приступ бдительности стражей порядка, вернуться и закончить съёмку. Например, съёмка следующего кадра была прервана беседой с двумя сотрудниками милиции, но они куда-то торопились, так что спустя 5 минут я смог вернуться и доснять кадр.


Фото 4. Ст. метро Римская

Камера Nikon F75, объектив Sigma EX 8/4 Circular Fish-eye, плёнка Kodak Profoto 400BW, 4-х кратная экспозиция: диафрагма 1/8, выдержка 1/15.

Сейчас на российском рынке фототоваров чаще всего встречаются круговые "рыбьи глаза" двух зарубежных производителей: автофокусный объектив Sigma AF EX 8/4 Circular Fish-eye и неавтофокусный объектив "Пеленг" 8/3.5 Белорусского оптико-механического объединения (изготавливается Минским механическим заводом им. С. И. Вавилова). Объектив Сигма выпускается с креплениями для камер четырёх торговых марок: Sigma, Canon, Nikon и Pentax. Он полностью совместим с автоматикой камер. Белорусский объектив имеет сменные хвостовики на резьбу M42 и байонет Nikon, но может быть установлен на Canon или Pentax с помощью специальных переходников. Этот объектив совсем ручной: открывать и закрывать диафрагму "Пеленга" фотограф должен сам, поворачивая специальное кольцо. Следует заметить, что хвостовик для Nikon требует обязательной подгонки напильником.

"Пеленг" комплектуется набором светофильтров (ультрафиолетовый, жёлто-зелёный, красный), что выгодно отличает его от Сигмы, с которой могут использоваться только редко встречающиеся в продаже желатиновые фильтры. Однако он проигрывает "японцу" по характеристикам получаемых изображений:
1. Объектив БелОМО даёт изображение с диаметром более 24 мм, так что оно немного не вписывается в кадр. На глазок угол зрения "Пеленга" кажется меньше чем у Сигмы.
2. На снимках, сделанных Сигмой, отсутствует ореол по периметру кадра, характерный для "пеленговых" снимков.
3. Со съёмкой в контровом свете "Пеленг" справляется хуже Сигмы.
Безусловным достоинством белорусского объектива по сравнению с японским является низкая цена - по этому параметру он в 2-2.5 раза лучше.

Производители камер производят множество полезных аксессуаров. Один из них – батарейный блок с дополнительной кнопкой спуска затвора – весьма облегчает съёмку "калейдоскопов". Когда фотоаппарат перевёрнут нажимать на спуск неудобно, тут выручает дополнительная кнопка. На моём Nikon F75 с батарейным блоком MB-18 она как раз оказывается под указательным пальцем левой руки. Фотографы-левши наконец-то могут чувствовать себя в своей тарелке, снимая таким образом.


Фото 5. Павильон "Культура", ВВЦ

Камера Nikon F75, объектив Sigma EX 8/4 Circular Fish-eye, плёнка Ilford Pan 400, 4-х кратная экспозиция: диафрагма 1/16, выдержка 1/30.

Приближаясь к концу, выскажу некоторые соображения по композиции. По моему мнению, на композицию снимка сильно влияют границы кадра. Например, при переходе от прямоугольного кадра к круглому теряется смысл в четырёх точках "золотого сечения", тут впору говорить о "золотой" окружности или совсем забыть о сечениях. Стереотипы восприятия не действуют для круглых снимков, так как неопределёнными становятся верх и низ, право и лево, ведь изображение можно вертеть и так, и сяк. Мне кажется, если обычно говорят о равновесии или неравновесии относительно вертикальной или горизонтальной оси, то в круглом кадре точкой отсчёта является его центр. Именно относительно центра должно рассматриваться равновесие. Такой вывод сделан после нескольких лет съёмки круговым "рыбьим глазом". На практике эта мысль подтверждается тем, что снимки-калейдоскопы выглядят цельными и законченными. Заложенная в них центральная симметрия воспринимается зрителем без отторжения, возникающего при взгляде на прямоугольные снимки с симметричной композицией.

Благодарю всех зрителей и читателей, желаю им творческих успехов и напоминаю о том, что фантазия и поиск нестандартных подходов - это путь к получению оригинальных художественных фотоснимков.

2006 © Виктор Малышко
Фото автора


Что ещё можно сделать:
Посмотреть экспозицию "КАЛЕЙДОСКОПЫ" >>>
Обсудить статью и экспозицию "КАЛЕЙДОСКОПЫ" на Форуме >>>
Написать письмо Автору >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА КОНКУРСЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2006 Хулиганствующий Элементъ