ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN




ТУРИСТИЧЕСКАЯ ФОТОСЪЁМКА
для начинающих, но увлечённых




Статья принимает участие в Конкурсе статей о фотографии.
Спонсор Конкурса: интернет-магазин www.combook.ru


Олег ЯСТРЕМСКИЙ



Эта статья адресована туристам с фотоаппаратом, а не фотографам в туристической поездке. Если по каким-то причинам вы захотели привезти из путешествия побольше интересных фотографий и решили прочитать что-нибудь ободряющее – вам сюда.


Итак, вы собираетесь в отпуск или командировку и, поскольку память штука ненадежная, решили воспользоваться фотоаппаратом. Прежде всего, ответьте себе на один, но самый важный вопрос – зачем вам в поездке фотокамера. Другими словами, какие снимки вы хотите привезти домой. Допустим, ваша цель самая серьезная – вы не хотите связывать друзей и домочадцев, чтобы заставить досмотреть ваш фотоотчет до конца. Что ж, это гуманно, ради этого стоит запомнить пару простых хитростей.

Для классической фотографии в жанре «Я и пальма» любые советы бесполезны. Такие снимки просто маячок, вешка, фотозаметка «Здесь был Вася» - добавить нечего, наводись и снимай. А вот если хочется чего-то странного, не помешает небольшая подготовка. Про нее и пойдет речь.

ПЕРЕД ОТЪЕЗДОМ
Хорошенько изучите предполагаемый маршрут поездки. Можно выписать ключевые моменты путешествия, в которые вы собираетесь снимать. Если вы хотите сделать репортаж «как я съездил», список будет один, если «где я был» - немного другой. Толковый путеводитель лучше купить заранее, благо найти их сейчас несложно. Посмотрите, какие природные, исторические или культурные объекты для фотографирования попадутся вам на пути. Особое внимание стоит обратить на официальные снимки этих красот – в буклетах, на открытках, на туристических сайтах и т.п. – и на то, что и как обычно снимают другие туристы (эти снимки можно найти на турсайтах и форумах, а также на больших фоторесурсах, по тегам). Это поможет точнее определить свои фотографические задачи и, при желании, попробовать избежать стандартных ракурсов и видов.

Техническая подготовка стоит на втором месте, потому что обычно нужная техника подбирается под задачи, а не наоборот. Ничего сложного, просто составляете список и заблаговременно все укладываете: фотоаппарат, чехол или сумку, зарядное устройство, запасные аккумуляторы и батарейки, карты памяти (не меньше двух, на случай поломки), подводный бокс, кабель для подключения к компьютеру, средства чистки оптики (хотя бы микрофибровую тряпочку для очков). Убедитесь, что карт памяти хватит с запасом на всю поездку, исходя из вашего стиля съемки. При желании или необходимости можно взять ноутбук и чистые CD-DVD диски.

Если вы используете зеркальную технику (и все еще считаете себя любителем, раз уж читаете эту статью), то дополнительно убедитесь, что ваши объективы удовлетворят вас по фокусным расстояниям и светосиле. Для большинства туристических снимков удобнее универсальный зум-объектив, днем он вполне справляется со своей работой. Для различных изысков, а также съемок в сумерках и помещениях не придумано ничего лучше светосильных «фиксов». Как правило, в отпускных фотосессиях «на морях» необходим поляризационный светофильтр; лучше, если такой фильтр будет для каждого объектива. Берите только те объективы, которые готовы носить с собой постоянно.

Определившись с тем, что вы собираетесь фотографировать, и проинспектировав свой технический арсенал, внесите поправки в планы. В пещерах, церквях, музеях обычно нельзя снимать со вспышкой. Значит, надо потренироваться снимать при плохом освещении, а на месте потом не щелкать попусту – это сэкономит вам время и нервы. В вашей компактной камере найдите настройки, отвечающие за чувствительность (ИСО) и научитесь быстро их менять. Для цифрокомпактов оптимальное ИСО всегда равно минимальному. Получать приемлемый результат можно до ИСО 400, в редких случаях – 800. Если настройки позволяют – не разрешайте фотоаппарату ставить ИСО(ISO) самостоятельно, он вас подведет.

Свой инструмент в любом случае стоит изучить досконально, а перед отпуском найдите настройки «пляж», «фейерверк», «аквариум», «ночной портрет», «портрет», «пейзаж», «закат» и запомните, как быстро их выставлять. Правильно подобранная к случаю программа даст лучший результат, чем если всегда снимать в обычном авторежиме.

Важно: ваш фотоаппарат умеет снимать без вспышки! Делать это лучше днем, если вы не стоите лицом к солнцу, и результат может оказаться куда приятнее. Так что не бойтесь отключать вспышку – обычно для этого на корпусе есть отдельная кнопка со значком молнии.

И последнее. Фотоаппарат, зарядное устройство и карты памяти держите при себе, не убирайте на дно чемодана, тем более, если сдаете его в багаж.

Нет, вот последнее для этого раздела: для туристической фотографии остаются в силе все приемы и способы фотографирования, все правила композиции и экспозиции. Учите матчасть, и вам воздастся.

ГЛАВНЕЙШИЙ ЭТАП
Рассмотрим клинический случай, когда ваша цель – составить подробный увлекательный фоторассказ о путешествии, и ради этого вы готовы щелкать, как заведенный. Если ваши цели скромнее, некоторые советы вам не пригодятся. Или все из них.

Не выпускайте фотоаппарат из рук. В прямом и переносном смысле – на включить-навести-снять должны уходить секунды. Повесьте на шею, на ремень, намотайте шнурок на руку, но камера должна быть наготове. Иначе вы либо не успеете, либо поленитесь ее достать.

Подумайте, какие отпускные фотографии ваших друзей вам было скучно смотреть. Ассортимент шведского стола? Тридцать одинаковых снимков «а это наш отель, это номер и вот такой был пляж», плюс виды с балкона? Загорелые лица, загораживающие иноземные виды? Если было скучно вам, то и вашим зрителям потом будет скучно от подобных фотокарточек.

Еще три зарубки на память:
- Чтобы будущие зрители, да и вы сами потом не мучались, старайтесь сделать каждый кадр интересным. Отличить интересный снимок просто – его разглядывают и без вашего рассказа о том, как вокруг было красиво и здорово. В ста случаях из ста одного не получится, но попробовать стоит. Перед нажатием на кнопку задайте себе контрольный вопрос: почему вы хотите снять именно это и что здесь самое привлекательное. А потом именно самое привлекательное и снимайте.
- Можно сфотографировать помойку, полную национального колорита, или креативно щелкнуть жующего соседа по столику, но люди почему-то склонны получать удовольствие от резких ярких фотографий красивых мест. Сделайте им приятное.
- Зрители не смотрят на Василия Пупкина, они смотрят на пирамиду за его плечами, так снимите сразу пирамиду, не мучайте население! (Исключение — длинноногие Василисы почему-то предпочтительнее Биг-Бена у них за спиной).

Наконец, мы упираемся в две главные беды туристической фотографии: однотипные снимки и посторонние люди в кадре. Что делать с однотипными кадрами? Ответ простой – не снимать их. Увы, турист часто лицо подневольное, его пригоняют на одни и те же смотровые площадки в толпе других туристов. Даже если у вас есть свобода перемещения, в популярных местах лучшие «вью пойнт» давно уже отмечены соответствующими табличками.

Способ первый – попасть в нужное место в другое время. Идеально – рано утром. Пока и тургруппы еще не высадились, и утренний свет особо благоприятен для съемки, а иногда и билетеры еще не на посту. К «другому времени» может относиться и день недели, и время года – в сезон и в выходные народу завсегда больше.

Способ второй – по возможности сменить точку съемки. Отойти в сторону, залезть на соседнюю скалу, на скамейку, на ограждение, на постамент, на ступеньку автобуса и т.д. Присесть на корточки, на худой конец.

Способ третий. Положа руку на сердце – вряд ли вы снимете Собор Парижской Богоматери лучше, чем он уже снят профессиональным фотографом на профессиональную технику для рекламы или календаря. Но зато это будет ваше фото, в вашей собственной коллекции. Так что нет смысла пытаться снять еще одну открытку – просто сделайте свой, индивидуальный кадр, а открытку купите. Как вариант – снимайте необычные или характерные детали, а не целое.

Где достопримечательности, там и туристы. Мы, то есть. Здесь два варианта – ждать, пока людей в кадре станет меньше, или снимать вместе с ними. В любом случае не допускайте фрагменты человеческих тел в кадр, расчлененка не украшает туристическую фотографию. Не получается разогнать людей (например, криками «пожар!» или «автобус уходит!») – снимайте так, будто они тоже часть пейзажа, как деревья, столбы или памятники, ловите удачное расположение, если они ходят и шевелятся. Или же снимайте самих туристов и аборигенов, это может оказаться куда интереснее и увлекательнее, чем сто тыщ пятисотый снимок всем известной руины.

В самых живописных местах делайте больше дублей и думайте над каждым из них. В итоге в вашем альбоме останется одна, но лучшая из десяти попыток, зато не придется объяснять, что «ну там было красивее, просто что-то смазался тут кадр». Вернуться и переснять не получится. Но и бездумно щелкать все подряд тоже вредно – вам же самим потом разгребать завалы непонятно для чего сделанных кадров.

Выбор объектов съемки опять же зависит от ваших дальнейших целей. Возможно, вы снимаете под девизом «как я съездил» и готовите фотопамятку для тех, кто поедет по вашим следам. В таком случае имеет смысл снимать вывески понравившихся ресторанов, расписание местного транспорта, расположение автобусной остановки или важного указателя. В общем, любые вещи, которые отражают детали вашего маршрута или отдыха и могут пригодиться в будущем.

Но было бы странно не привезти из отпуска собственные фотографии. Самым простым и эффективным решением будет разделить съемку себя любимых и съемку достопримечательностей. Отдельно снимаем Колизей во всей красе, и отдельно — себя, где Колизей будет всего лишь узнаваемым фоном, пусть даже фрагментом стены. Стоит также помнить, что любое (разрешенное туристам) непосредственное общение с памятником в момент съемки неизмеримо предпочтительнее стояния столбом. Трогайте, обнимайте, садитесь верхом, забирайтесь повыше и поглубже, лишь бы это было легально. Чтобы уменьшить возможный моральный ущерб, не просите спутников и прохожих «просто вас сфотографировать». Сделайте все предварительные настройки сами, выберите точку съемки и расстояние, а помощнику доверьте главное — нажать на кнопку. Идеально — выбрать конкретный ориентир и попросить ассистента совместить его с центральной точкой в видоискателе, например. Можно сориентировать добровольца по объектам по краям кадра — что должно войти/не войти слева, справа, сверху и снизу. И обязательно делайте контрольные дубли, это помогает от закрытых глаз и говорящих ртов.

ПОСЛЕ ВСЕГО
Вы нащелкались так, что вас уже тошнит при одной мысли о фотоаппарате, а домочадцы в ужасе прячутся, завидев объектив. Вы привезли домой несколько сотен или тысяч снимков. Очень хорошо. Осталась самая малость – выбросить все лишние. То есть, почти все.

В идеале фотографиям стоит «отлежаться», чтобы вы могли взглянуть свежим непредвзятым взглядом. В любом случае, рано или поздно придется вооружиться бритвой Оккама и прополоть ровные ряды превьюшек в фоторедакторе. Но сначала сделаем копию всех файлов.

Смело удаляйте весь технический брак и то, что вам однозначно не нравится. Над спорными фотографиями подумаете на следующем кругу прополки. Под нож пускайте все похожие снимки, выбрав лучший: о каждом событии или месте надо оставить лишь несколько неповторяющихся кадров. Как бы ни хотелось показать всё-всё-всё, кредит доверия и внимания со стороны зрителей ограничен. Безболезненно проходит просмотр сотни-другой кадров, но если вы чудесный рассказчик или картинки ваши прелесть какие, квота «к показу» может увеличиться.

Оставшиеся в живых фотографии придется немного обработать, даже если обычно вы этого не делаете. Понадобится любой доступный вам редактор-просмотрщик. Например, ACDSee умеет все, что надо.

Основные операции такие: поворот кадров (если ваш фотоаппарат не умеет этого сам), выравнивание горизонта (вы же не хотите услышать, что он завален?), обрезание лишнего по краям, добавление яркости, контраста, насыщенности по вкусу (поможет функция «автоэкспозиция»), добавление резкости, удаление красных глаз. И последнее – уменьшение размера. Это обязательно для размещения в интернете и желательно для демонстрации на мониторе. В первом случае делаем размер поменьше, во втором – побольше. Для печати в фотолаборатории размер менять не надо, но желательно выбрать три кадра и напечатать их в разных местах. Затем всю подборку печатать там, где результат понравится больше всего.

Рассортируйте снимки – хронологически, по местам или событиям. Теперь можно устроить последнюю чистку своей фотогвардии и приступать к парадным маневрам.

Говорить ли без умолка во время показа, или довольно улыбаться в восхищенной тишине – выбирать вам. Немного алкоголя притупит бдительность ваших жертв, а вовремя спрятанный ключ от двери не оставит им выбора. Пришла пора им расплатиться за ваши труды!

2009 © Олег Ястремский, фотографии автора

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Посмотреть отчёты автора >>>


[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ps/russo-turisto/russo-turisto.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2009 Хулиганствующий Элементъ