ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



РАСШИРЯЕМ УГОЛ ОБЗОРА:
ЭКСТРЕМАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ РЕШЕНИЕ





Леонид ЯИЦКИЙ,

написано для www.ferra.ru

Сталкивались ли вы когда-нибудь с тем, что тёплая компания, собравшаяся в небольшой комнате, никак не помещается в кадр? Или с потрясающей красоты пейзажем, запечатлеть который хочется целиком и полностью, а не только ту его часть, которую видит ваш стандартный объектив? Вот именно в такие моменты фотографа выручает широкоугольная оптика.

Перепрыгнув с прежнего Olympus SP-500UZ на Fujifilm Finepix S6500fd, я был безумно счастлив. Ещё бы – высокие рабочие значения ISO, ручной зум… Но самое главное – широкоугольный и при этом ультразумный объектив, о котором я мечтал уже давно. Шутка ли – 28 мм! Теперь и снимки можно интереснее получать, и работать стало легче (по роду деятельности мне нередко приходится снимать крупные объекты). Нет пределов стремлению к совершенству – хотелось попробовать поснимать с ещё более широким углом. Но что же предпринять обладателю просьюмерки с несъёмным объективом? Перескочить на зеркалку? Хм… Заманчиво, но не вписывается в мой бюджет на ближайшее время. Тогда – отправиться в магазин за широкоугольным конвертером!

Мыло за 1700 рублей
Забежав в один из фотомагазинов города, обнаруживаю на витрине пару скучающих и слегка покрывшихся пылью коробочек с заветными конвертерами. После длительной беседы с менеджером узнаю, что минимальная сумма, в которую мне может обойтись такая стекляшка, – 1700 рублей. При этом меня сразу честно предупредили, чтобы чуда от такого конвертера я не ждал, надо быть готовым к «мылу» по краям изображения и сильным геометрическим искажениям. «Что ж, подумаю пару дней и определюсь», – решил я.

А зачем мне широкий угол?
Сталкивались ли вы когда-нибудь с тем, что тёплая компания, собравшаяся в небольшой комнате, никак не помещается в кадр? Или с потрясающей красоты пейзажем, запечатлеть который хочется целиком и полностью, а не только ту его часть, которую видит ваш стандартный объектив? Вот именно в такие моменты фотографа выручает широкоугольная оптика (фокусное расстояние которой меньше стандартных 35 мм). Линзы широкоугольного объектива при всех прочих равных условиях позволяют «втискивать» в кадр больше объектов, нежели обычный 35-миллиметровый объектив.

Кроме того, они пропускают немного больше света – такая вот фора, благодаря которой в пасмурную погоду можно использовать более короткие выдержки и нивелировать эффект шевелёнки.

Но кроме практической цели «ширики» дают и творческую свободу, позволяя видеть мир буквально другими глазами. Вплоть до рыбьих.

Важное примечание! Данный вариант возможен далеко не на всех фотокамерах, а только на тех, у которых задняя группа линз находится не глубоко в корпусе. В противном случае дополнительная линза может значительно ухудшить качество получаемых снимков.

Эврика!
Проводя свой обеденный перерыв в местном магазине оптики (надо было забрать очки), верчу в руках валяющуюся на прилавке чью-то линзу явно с «отрицательными» диоптриями. Сквозь такие линзы все предметы кажутся гораздо более мелкими, при этом угол обзора становится немного больше. Тут в голову и пришла замечательная идея: а что будет, если прикрутить такую линзу прямо к моей камере?



Выбираем стёкла
Интересуюсь у менеджера, какие стёкла у них самые сильные. Оказалось, что в свободной продаже имеются стёкла до минус тридцати диоптрий, но в «тридцатке», чтобы избежать огромной толщины стекла по краям, «рабочая область» сделана небольшой – диаметром миллиметров тридцать. Этого достаточно для человеческого глаза (искренне сочувствую людям с таким зрением), но для моего случая было мало. У Fujifilm Finepix S6500fd диаметр объектива составляет 58 мм, а у Olympus SP-500UZ – немного меньше, поэтому подошли стёкла «лишь» минус пятнадцать диоптрий стоимостью (внимание!) целых 45 рублей за штуку. Хватаю линзу не раздумывая и отправляюсь в ближайший парк проводить эксперименты.

Испытания
Честно говоря, я не знал, чего мне ожидать. С одной стороны, уж слишком проста эта система, едва ли она может дать мне качество, сравнимое с дорогущими объективами или конвертерами. С другой стороны, я использовал стекло для очков, то есть не самого худшего качества. В конце концов, если бы даже у меня ничего не получилось, 45 рублей – не самая большая плата за целый день развлечений с фотоаппаратом!

Для начала я решил не рисковать и свежекупленную линзу просто приложил к объективу камеры (испытания проводил на своём S6500fd и одолженном у приятеля Olympus SP-500UZ), на которую уже был навинчен поляризационный фильтр Marumi.

Обращаю ваше внимание, если вы прикладываете линзу прямо к объективу камеры (без дополнительных защитных или других фильтров), действуйте максимально осторожно, чтобы не поцарапать переднюю линзу объектива. Убедитесь, что стекло не касается передней линзы объектива. Ведь поцарапанный по неосторожности фильтр стоимостью 200-500 рублей можно просто выкинуть и заменить новым, несменный же объектив камеры ремонтируется долго и дорого.

Теперь важно, чтобы камера смогла сфокусироваться сквозь новое стекло. Для этого я перевёл зум на самое короткое фокусное расстояние (28 и 38 мм для Fujifilm и Olympus соответственно) и полуприжал кнопку спуска затвора. О, чудо – обе камеры словили фокус!

Изображение на TFT-дисплее выглядит весьма непривычно. Но, кажется, это и есть то, к чему я шёл, – ещё более широкий угол.

Посмотрим, что же получилось в результате. Угол обзора увеличился примерно на 30-40%. Но прежде всего меня интересовали края изображения. Они оказались нещадно замыленными примерно на 200-250 пикселей с каждой стороны фото.

Однако остальное изображение годилось для использования (в моём случае – для печати). Резкость в центре нареканий абсолютно не вызывала. Цветопередача осталась прежней. Единственное, с чем пришлось столкнуться: при съёмке в контрсвете линза рисует на изображении немного заметные отражения всего вокруг (должно лечиться блендой). В остальных случаях отражения отсутствовали. В целом весь эксперимент оказался удачным – даже после «отрезания» замыленных областей снимка оказалось, что угол зрения существенно увеличился!

В заключение…
Конечно, этот способ не претендует на замену настоящих широкоугольных объективов и насадок, но подсказывает направление действий пользователям с большими амбициями и скромным бюджетом. Это отличная для начинающих возможность хотя бы отдалённо почувствовать, что такое широкоугольная съёмка, не тратясь при этом на зеркальную камеру и дорогие стёкла к ней.

А я пока отправлюсь за самым дешёвым 58-миллиметровым светофильтром и попытаюсь врезать в его кольцо своё новое «широкоугольное» стекло, чтобы смотрелось всё по-людски и навинчивалось нормально…

2007 © Леонид Яицкий, специально для www.ferra.ru

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Почитать оригинал статьи >>>
Почитать статью "О нестандартном методе получения фотоизображения, или Проект "Дверной глазок" >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ts/wide/wide.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2009 Хулиганствующий Элементъ