Х Э
ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА НОВОСТИ СТАТЬИ ССЫЛКИ ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЯ ОПРОСЫ ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ

ЛУЧШИЙ ДРУГ ФОТОГРАФА
20 аргументов в пользу штатива


Дмитрий КАТКОВ

О том, что штатив – полезная штука, знает почти каждый фотолюбитель. Однако, он есть далеко не у всех людей, увлекающихся фотографией. Дело, наверное, в том, что фотолюбители смутно представляют себе реальную пользу штатива: дальше ночной съёмки их фантазии обычно не простираются. Но знаете ли вы, что существует по меньшей мере два десятка причин приобретения штатива! Нет? Тогда читайте и загибайте пальцы на руках и ногах.

Аргумент №1: Съёмка ночью и в сумерках без штатива невозможна.

Начнём с ночной городской съёмки. Вероятно, вам знакомо эмпирическое правило: при съёмке с рук, максимально-допусимая выдержка не должна превышать обратную величину фокусного расстояния объектива, иначе снимок может получиться нерезким. Например, для нормального 50-мм объектива допустимая выдержка не превышает 1/50сек, а для короткофокусного 20-мм объектива - 1/20сек. В ночное время выдержки зашкаливают за эти пределы, поэтому фотографа выручает штатив.

Аргумент №2: Съёмка телеобъективом чаще всего требует использования штатива.

Если вы пожелаете ознакомиться с характеристиками длиннофокусных объективов, то найдёте, что все недорогие объективы обладают светосилой не выше f5.6 при фокусном расстоянии 300мм. В то же самое время мы с вами знаем, что для объектива с фокусным расстоянием 300мм, макисмально-допустимая выдержка при съёмке с рук равна 1/300сек. Следовательно, в большинстве случаев нам потребуется штатив. Парадоксально, но ещё больше это касается и дорогих, светосильных объективов с f2.8, поскольку их вес зачастую превышает 4-5 килограммов. Завершая разговор о “телевиках”, скажу, что при съёмке динамических сцен (птички-синички, животные, спортивные состязания), полезнее использовать такую разновидность штатива, как монопод.

Аргумент №3: Штатив помогает уменьшить цифровые шумы и зернистость фотоснимка.

Столкнувшись с проблемой длинных выдержек, при съёмке, например, в сумерках, мы можем пойти другим путём и выставить чувствительность матрицы фотоаппарата в более высокое значение, либо зарядить в плёночный фотоаппарат более чувствительную плёнку. Например, давайте вместо чувствительности 100 единиц, будем использовать 400! Но знаете ли вы, что при этом уровень цифрового шума на матрице вырастет аж в 4 раза, а зернистость фотоплёнки - на 30-36%? Используя штатив при съёмке неподвижных объектов, можно уменьшить цифровые шумы и зернистость фотоснимка, поскольку это позволит применять низкочувствительные фотоматериалы при любом освещении.

Аргумент №4: Штатив позволяет избежать смазанности, вызванной отводом зеркала в системах TTL и вибрацией от нажатия на кнопку спуска затвора.

Если вы “зеркалочник”, то наверняка знаете, что изображение в видоискателе формируется благодаря небольшому зеркалу, которое переотражает попавшее в объектив изображение в видоискатель. В тот самый момент, когда вы нажимаете на кнопку спуска затвора, это зеркало отходит вверх, освобождая свету путь к чувствительному материалу. Сразу же за этим открывается затвор и происходит экспонирование плёнки или матрицы. Однако, зеркало хоть и невелико по размерам и весу, но всё равно обладает какой-то массой, что приводит к “отдаче” фотокамеры в противоположном направлении. То есть, в момент нажатия на спуск затвора, фотокамера испытывает небольшой толчок вниз. При коротких и длинных выдержках это не влияет заметно на качество картинки, а вот в диапазоне выдержек от 1/30 до 1/4сек, соразмерных по времени с процессом отвода зеркала, вы рискуете получить смазанное по-вертикали изображение. Рука, держащая фотоаппарат, не только не может воспрепятствовать этой отдаче вниз, но даже более того, вносит и свою лепту, вызванную нажатием пальца на кнопку спуска затвора. Поставив камеру на штатив, вы избавитесь и от этой проблемы. Хорошо, если при этом вы воспользуетесь автоспуском или пультиком дистанционного управления. Стоит упомянуть также, что дорогие, профессиональные камеры имеют специальную функцию предварительного отвода зеркала, с тем, чтобы избежать той неприятности, которую мы с вами только что обсудили.

Аргумент №5: Штатив позволит вам художественно снимать людей в собственной квартире.

Рассмотрим технологии наиболее часто встречающейся съёмки людей в жилом помещении. Вы пошли в гости (или, что ещё хуже, они сами к вам пришли), и, отметив событие, настала пора фотографироваться. Что делает фотограф без штатива? Правильно, он живописно рассаживает всех на диване, подпирая тех, кто уже неспособен сидеть, теми, кто ещё способен, говорит заветное «сыр» и расстреливает всех вспышкой в лоб. Плоские белые рожи, укоризненно глядящие на вас с полученных снимков красными воспалёнными глазами, ясно говорят о том, что вам ещё очень далеко до профессионализма.

Для того, чтобы в квартире получить приятный глазу портретный снимок, съёмку необходимо производить при естественном освещении, ни в коем случае не используя прямо направленную вспышку. Лучше всего подойдёт рассеянный свет из окна, находящегося неподалёку от сцены съёмки. Уверяю вас, такое освещение придаст освещаемым формам художественную мягкость, отчего полученная фотография будет похожа на живописное произведение. Однако, при этом нам потребуется довольно продолжительная выдержка, например, 1/5 сек, ведь в помещении всегда не хватает освещения. Если портретируемых ещё можно как-то упросить не шевелиться, то фотоаппарат уговорить не удастся, и справиться с проблемой нам поможет тренога.

Аргумент №6: Штатив незаменим при макросъёмке неподвижных объектов.

Неоценимую пользу штатив приносит при макросъёмке. Кто хоть раз работал с макрообъективом, или хотя бы с кольцами или макронасадками, не понаслышке знает, как трудно вручную навести и удержать резкость. При максимальном макроотношении 1:1 и при любых диафрагмах, глубина резкости становится настолько малой, что даже такие мелкие предметы, как песчинки, не помещаются в поле резкости целиком. Величина глубины поля резкости в этом случае составляет доли миллиметра. Но это, скажу я вам, ещё великий каньон, по сравнению с глубиной резкости при съёмке супермакро! Там она не превышает и толщины бритвенного лезвия. Например, при съёмке супермакро с отношением 15:1, глубина поля резкости составляет половину толщины обычной булавки.

Никого не надо убеждать в том, что человек не способен удержать руками фотоаппарат так, чтобы он не перемещался в пределах долей миллиметра. Результатом съёмки без штатива являются тысячи нерезких, загубленных кадров. Кроме удобства, штатив быстро окупит затраты на своё приобретение, поскольку существенно уменьшает количество технического брака.

Чтобы не возвращаться к этой теме, скажу, что для макросъёмки подходит не всякий штатив. Использовать следует тот, у которого центральная колонка способна принимать горизонтальное положение, а также те, у которых эта колонка вынимается сверху из оголовка штатива и вставляется «вверх ногами» в оголовок снизу. А для супермакро необходим особый штатив, с направляющими рельсами. Однако давайте оставим супермакро отпетым макрушникам и обратимся к пейзажу.
[Фото с улиткой: © Владимир Блинов]
      На ту же тему:
     "Советы макрофотоохотникам"
     "Макрофотосъёмка: приспособления для зеркальной фотокамеры"
     "Что надо знать начинающему макрушнику"

Аргумент №7: Штатив позволяет пейзажисту точнее кадрировать изображение и лучше скомпоновать кадр.

Давайте вспомним, как мы чаще всего используем видоискатель: глядя в него, мы «прицеливаемся» фотоаппаратом, как ружьём, в интересующем нас направлении. Установленный же на штативе фотоаппарат позволяет применять видоискатель по прямому назначению - для точного кадрирования изображения, компоновки кадра и постановки света. Обратите внимание: если вы держите камеру в руках, вы следите только за тем, что находится в середине кадра, в то время как в неподвижно закреплённом видоискателе вы видите все нюансы будущей фотографии.

Сказанное относится к съёмке любых пейзажей, городских и ландшафтных: глядя в видоискатель и не беспокоясь о возможном изменении его положения, вы, отдалённо напоминая профессионала, сможете не торопясь и внимательно разглядеть все углы, планы и подводные камни будущего шедевра, и исправить всё то, что вас не устраивает.

Аргумент №8: Штатив поможет пейзажисту предохраниться от дождя и снега.

Не всегда съёмке пейзажа сопутствует солнечная погода. Посудите сами: одним из изобразительных средств пейзажа является погода, вызывающая у зрителя соответствующее настроение - радостное или грустное, спокойное или задумчивое. Поэтому съёмка природы в снегопад, метель, а городского пейзажа, особенно вечернего или ночного, в дождь – очень распространённая практика. Чтобы влага не попала в фотокамеру, я рекомендую производить съёмку со штатива, накрыв фотоаппарат целофановым пакетом, который ненадолго приподнимать на время съёмки. Этот способ отлично себя зарекомендовал на практике. Попробуйте сами, и вы сразу же почувствуете творческое превосходство над теми фотографами, которые в дождь сидят дома и пьют чай, ожидая милости от природы.
     На ту же тему:
     "Особенности съёмки пейзажа под дождём"

Аргумент №9: Штатив предоставляет удобную возможность жанровой съёмки на улице.

Раз уж мы заговорили про городскую съёмку со штатива, почему бы нам не вспомнить и о съёмке скрытой камерой? Удивлены? Ну тогда слушайте. Несколько лет назад я присутствовал на открытии одной из выставок очень талантливого современного фотографа, Игоря Мухина (да вы его знаете). Я обратил внимание, что на большинстве сфотографированных им уличных сцен, головы прохожих казалось, были расположены выше крыш домов. К такому эффекту могла привести съёмка с нижней точки, «от пуза», когда фотокамера вешается на шею, а фотограф, держа палец на кнопке спуска, идёт по улице, приветливо смотрит в лица прохожим (а не на камеру!), а сам, незаметно для них нажимает на спуск. Однако, не тут-то было! Маэстро, то ли не желая делиться секретами мастерства, то ли взаправду, ответил, что все эти кадры сняты со штатива. Видя, что я не поверил, он пояснил, что пристраивается со штативом на краю тротуара, а проходящие мимо люди и не замечают, что фотографирует он не какие-то там фасады домов и голубей, а самих же прохожих. При этом он показал на фотографию с изображением какого-то мужчины, прогуливающегося буквально в двух метрах от фотографа (привожу это фото выше [Фото: Нижний Новгород © Игорь Мухин]).

Со временем я не раз убедился на практике, что такой способ съёмки действительно даёт отличные результаты. Дело в том, что если вы со своим штативом находились на этом месте до того, как сюда пришёл какой-то прохожий, то любому, даже самому законченному, прохожему ясно, что вы стоите тут не по его душу, а по каким-то своим делам. И совсем другое дело, когда ничего не подозревающий прохожий идёт себе спокойно мимо, тут подбегаете вы, быстро фотографируете его, и также быстро убегаете прочь. Или, прячетесь с фотиком в кустах, как Джеймс Бонд. Такое поведение способно напугать даже толстокожего бегемота, не говоря уж о наших, и без того напуганных всем, соотечественниках. Надеюсь, метод ясен, и вам осталось лишь выбирать привлекательный «задник» для сцены вашего будущего спектакля и установить камеру на штатив.
     На ту же тему:
     Фотографии Игоря Мухина

Аргумент №10: Классический автопортрет без штатива снять невозможно.

Однако, оставим скрытую съёмку прохожих искушённым фотолюбителям. Большинству из нас чаще всего приходится фотографировать друзей, родственников, и конечно же автопортреты любимых. Не буду долго говорить на эту тему, поскольку всем и так очевидно, что автопортрет без штатива снять невозможно.
[Фото: "Провокационный автопортрет" © Ольга Малахаева]
     На ту же тему:
     Другие автопортреты Ольги Малахаевой

Аргумент №11: Использование штатива даёт возможность пейзажисту увеличить глубину резкости.

Надеюсь, вам знакомо такое понятие, как глубина поля резкости. Её величина зависит от размера диафрагмы. Откроем мы, к примеру, диафрагму до f2.8 – получим малую глубину поля резкости, подходящую для портертной съёмки. Зажмём до f22 – резкими получатся все предметы на расстоянии полуметра до бесконечности, что хорошо для пейзажей. Влияние диафрагмы на глубину поля резкости тем заметнее, чем больше фокусное расстояние объектива.
Однако, при уменьшении диафрагмы существенно вырастает требуемая выдержка, что в результате и приводит к необходимости использования треноги.

Аргумент №12: Штатив незаменим при съёмке на пинхол.

Говоря о глубине поля резкости, нельзя не вспомнить о пинхоле (pinhole – с англ, “дырка, проколотая булавкой”), то есть объективе камеры-обскуры. Дело в том, что глубина поля резкости при уменьшении диафрагмы увеличивается, и уже при f64 её можно считать близкой к бесконечности. Говоря другими словами, при диафрагме f64 всё, попавшее в кадр, получится резким. На этом принципе и основано действие камеры-обскуры, имеющей объектив с очень малым относительным отверстием с f64 – f256 (поскольку относительное отверстие зависит не только от диаметра, но и от фокусного расстояния, то сам диаметр отверстия при этом может быть сколь угодно большим). Кроме всеобщей резкости, пинхол обладает и другими изобразительными свойствами, например, особым рисунком изображения и чудным образом преломляет свет, превращая его в некое подобие «солнечного дождя».

Некоторые фирмы, производящие фотоаппаратуру, уловили спрос фотолюбителей на пинхолы и организовали их промышленное производство. Также выпускаются специальные заглушки, одеваемые на объектив обычных фотокамер, с отверстием малого диаметра, пробитым лазером. Однако, столь малые диафрагмы требуют длинных времён экспозиции. Выручит, как всегда – штатив.

Аргумент №13: Инфракрасная фотосъёмка без штатива невозможна.

А теперь посмотрим, к примеру, какие сюрпризы для бесштативного фотографа готовит, к примеру, инфракрасная фотосъёмка, популярность которой в последнее, «цифровое», время набирает обороты. Во-первых совершенно непрозрачный светофильтр, через который производится фотографирование, сильно ослабляет световой поток, существенно увеличивая выдержку (ступеней на 5-9). Но не это главное! Из-за того, что инфракрасное излучение преломляется в объективе не так, как обычный свет, резкость приходится наводить, как говорится, «по приборам», то есть, по шкале и с ошибками. Чтобы нейтрализовать неизбежные неточности, увеличивают глубину резко-изображаемого пространства, «зажимая» диафрагму. Как результат – выдержки до 30-ти секунд в ясную, солнечную погоду, и, соответственно, необходимость штатива.
      На ту же тему:
     "Инфракрасный пейзаж на цифру"
     "Инфракрасный пейзаж на ч/б инфракрасную плёнку"
     "Инфракрасный пейзаж на цветную инфракрасную плёнку"
     "Инфракрасный пейзаж с использованием самодельного светофильтра"
     "Цифровая съёмка в комбинированном УФ/ИК диапазоне со специальным светофильтром"
     "Цифровая съёмка в комбинированном УФ/ИК диапазоне без специального светофильтра "

Аргумент №14: Панорамную съёмку трудно представить себе без штатива.

Дело в том, что при сшивке соседних фрагментов панорам очень важно, чтобы они не имели перспективных искажений, а для этого оптическая ось камеры должна быть направлена строго горизонтально. В противном случае фрагменты не состыкуются друг с другом. Кроме этого, ось вращения при съёмке фрагментов должна располагаться строго вертикально, иначе панорама «уползёт» вниз или вверх. Правильно выставить фотоаппарат как раз и поможет штатив, причём лучше подойдёт тот, который оснащён пузырьковым уровнем. А если у вашего штатива имеется специальная, «панорамная» голова с фиксацией нодальной точки – то вам вообще сказочно повезло и все шедевры будут ваши!
     На ту же тему:
     "Съёмка панорамных пейзажей"

Аргумент №15: Штатив помогает цифровому фотографу бесплатно увеличить разрешение своей фотокамеры.

Кроме создания панорам, есть у комбинированной съёмки ещё одно преимущество: это бесплатная возможность увеличить разрешение имеющейся у вас цифровой фотокамеры! К примеру, ваша камера имеет разрешение 6Мп. Сняв и соединив два-три кадра, вы получите 12-18-ти мегапиксельное изображение. Для обычного фотоальбома или помещения в интернет, такое количество пикселей, конечно же, не требуется, а вот для коммерческой печати очень больших форматов может пригодиться. Например, год назад мне предложили сфотографировать один из городских видов, для печати размером 3х5 метров. Упомянутая технология как раз и помогает решать такие задачи. И без штатива тут не обойтись.


Аргумент №16: Использование штатива также позволяет существенно расширить динамический диапазон цифрового изображения.

Если вы снимаете на цифровую камеру, то вам хорошо знаком термин «цифровое» небо. Зачастую, при съёмке в ясную погоду небо выходит молочно-белым, лишённым признаков цвета. Либо наоборот, тени получаются столь глубокими, что в них вообще ничего нельзя разобрать. Всё это происходит от узкого динамического диапазона матрицы: он не может вместить в себя столь контрастные сцены. Пока разработчики фототехники думают над устранением этой проблемы, простые фотолюбители решают её по-своему. Они снимают два изображения одной и той же сцены с различными экспозициями, и, затем накладывают их в фотошопе с различными степенями прозрачности слоёв в светлых и тёмных местах. Это позволяет увеличить величину динамического диапазона вдвое.


Фото: © Маша Рыжикова

Однако, для того, чтобы два изображения полностью совпали, их необходимо снимать с одной и той же точки. В противном случае, из-за параллакса, изображения будут иметь разногласия. Поэтому нам и понадобится штатив.
     На ту же тему:
     "Как избавиться от белого неба"
     "Небо на любой вкус"

Аргумент №17: Используя штатив, можно получить «молочные» реки и перламутровую воду.

Кроме инфракрасной съёмки, панорам и наложения, существует множество других специальных технологий съёмки. Возьмём, к примеру, фотографирование движущейся воды. Во-первых, применив довольно продолжительную выдержку, можно получить любопытный эффект «молочной реки». Поскольку для этого выдержка должна быть не короче, чем 1/2 секунды, то без штатива обойтись не удастся. Во-вторых, если при этом снять три разных кадра одной и той же сцены с движущейся водой (например, ручейком или фонтаном), и потом скомбинировать цветовые каналы всех трёх цифровых изображений воедино, то вода получится перламутровой. И опять-таки, без обсуждаемого трёхногого устройства такой фокус не получится, поскольку изображения сдвинутся одно относительно другого и наложить каналы друг на друга без «разногласий» будет невозможно.
     На ту же тему:
     "Об одном любопытном способе съёмки движущейся воды"

Аргумент №18: Штатив заменяет собой дифракционный фильтр “Star”.

До сих пор мы говорили о творческих возможностях, предоставляемых штативом своему владельцу. Однако, он даёт своему владельцу и некоторые экономические выгоды.

Например, если вы собрались приобрести фильтр «Star», чтобы снимать ночью звёздочки вокруг фонарей на свою зеркалку с лепестковой диафрагмой, то уверяю вас – не торопитесь. Установите камеру на штатив, выберите диафрагму f22 или f32 – и снимайте! Получившиеся звёздочки будут не хуже, а лучше «покупных», безо всяких затрат.
     На ту же тему:
     "Дифракционные и звёздные светофильтры"
     "Светофильтры для пейзажной фотосъёмки"

Аргумент №19: Любой штатив стоит в несколько раз дешевле объектива с оптическим стабилизатором, или любого светосильного объектива.

Когда мы говорили о длиннофокусных объективах, вероятно, вам вспомнились объективы с оптической стабилизацией (VR, IS или OS), выпускаемые сегодня практически всеми серьёзыми фирмами. Однако, любой штатив стоит во много раз дешевле объектива с оптическим стабилизатором, или любого светосильного объектива. Так что, если вы планируете снимать телеобъективом в основном статичные сюжеты, то каких-то $100, отданных за штатив, сэкономят вам тысячи.

Аргумент №20: Грамотно применённый штатив поможет фотографу избавиться от чрезмерно назойливых критиков.

Как вы видите, все уже перечисленные аргументы вполне убедительны и практически полезны. На десерт расскажу вам один случай из практики. Один из моих хороших знакомых, неутомимый фотограф-экспериментатор Виктор Малышко как-то рассказал мне, что штатив спас ему жизнь (или, как минимум, штаны и их содержимое), когда при проведении очередной экстремальной съёмки в пустынной промзоне на него напала и облаяла бродячая собака. Виктор не растерялся, и отмахался от бескультурного животного штативом.
     На ту же тему:
     Фотографии Виктора Малышко

Как видите, штатив действительно стоит купить. Какой именно выбрать – зависит от того, что именно вы планируете снимать. Как правило, профессиональный фотограф имеет несколько специализированных штативов. Однако для любителей существуют и универсальные штативы, более-менее неплохо справляющиеся с большинством задач. С такого штатива и надо начинать. Желаю вам не откладывать это дело в долгий ящик и поскорее приступить, наконец, к съёмке шедевров!

© 2005 Дмитрий Катков

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА НОВОСТИ СТАТЬИ ССЫЛКИ ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЯ ОПРОСЫ ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2005 Хулиганствующий Элементъ