ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



В ПОГОНЕ ЗА РЕЗКОСТЬЮ
или
шесть миллионов пикселей против восемнадцати



Сергей СМИРНОВ

В статье рассмотрим вопрос о присутствии резкости в фотографии. Кому нужна резкость и кому она выгодна? И действительно ли, если наши фотографии резкие, то они качественные и интересные?


Резкость хорошо продается! И для этого очень много делают производители фототехники, мы видим супер резкие и детализированные обложки глянцевых журналов, где каждая волосинка прорисована и проведена большая работа в графическом редакторе по обезличиванию модели. Всё должно подходить под стандарт! И многие фотографы, больше конечно это относится к начинающим, а зачастую и не очень, начинаю считать критерием хорошей фотографии – резкость изображения, насыщенность цвета и отсутствия шума.

Самое большое число новинок выходит именно для начального уровня пользователей в ценовом сегменте от 18000 до 29000 рублей. Производитель дарит ощущение человеку купившему камеру, что он умеет фотографировать. Дальше больше: Разве можно продать камеру без объектива? Объектив обязательно нужен, ведь нужно сразу начинать фотографировать и обязательно увидеть красивый результат на экране фотокамеры.

С сайта компании Canon: «Датчик APS-C CMOS с 18 млн. пикселов позволяет делать безупречно четкие снимки и передавать мельчайшие детали. Такое высокое разрешение позволяет печатать фотографии в крупном формате, а также вырезать части снимка для создания новой композиции.» из описания к камере Canon EOS 600D, и еще «Полнокадровый CMOS-датчик Canon с 18,1 млн. пикселей обеспечивает высокую скорость съемки и исключительно низкий уровень шума в высоком разрешении даже в самых темных условиях съемки. Разрешение изображения превышает требования, предъявляемые ведущими фотоагентствами, и идеально для сверхбольших отпечатков вплоть до формата A2, даже после кадрирования.» из описания к камере Canon EOS-1D X.

А теперь задайте себе вопрос: Как часто Вы печатаете фотографии большого размера, от 50 см и больше? Но Вам же подарили надежду, точнее сказать Вы купили надежду, что Вы можете это делать. Иллюзии рассеиваются достаточно быстро и человек купивший камеру начинает понимать, что делать безупречно четкие снимки и передавать мельчайшие детали – это хорошо, но чего то не достает в изображении и нужно идти учится. Даже после курсов по основам фотографии, приходит понимание в необходимости смены объектива и за тем фотоаппарата. И тут производитель уже подготовился: Вас ждут новые новинки в следующей ценовой категории! А возможно и смена марки, ведь у других резче и соответственно выше качество. Но только это опять не делает фотографии интересными. Но у производителя есть еще категория профессиональной техники.

Помимо печати есть еще интернет, где на огромном количестве сайтов можно размещать фотографии. И требования этих сайтов к размеру изображения – это ограничение размера, как правило, это около одного млн. пикселей, а чаще и еще меньше. Опять незадача с нашей мега-матрицей. Но есть еще конкурсы по фотографии и вот там точно оценят достоинство много пиксельных матриц и «звенящей» резкости. Вот мы и подошли к первому «гвоздю» в коробку вашего двенадцать или восемнадцати, а то и более пиксельного фотоаппарата.


Рис.1 Национальная премия «Лучший фотограф» 2009,
профессиональная категория, подкатегория: художественная фотография,
1 место Александр Каган “Mystik”

Глядя на фото на рис.1 вопрос о технике на которую снимал автор мало кого волнует. Думаю, что этот вопрос никого не волнует. На «фото дня» точно не тянет. Тогда наверно секрет интересной фотографии кроется в чем-то другом, а именно в содержании и эмоциях вызываемых у зрителя. Подкрепим сказанное еще одним примером и это будет второй «гвоздь».


Рис.2 Национальная премия «Лучший фотограф» 2010,
профессиональная категория, подкатегория: художественная фотография,
1 место Владимир Селезнёв "МДФ"

Та же тенденция и на рис.2 и опять никакой резкости и демонстрации светосильной оптики. Возможно, «звенящую» резкость стоит поискать в рекламе, а творчество оставить узкому кругу фотохудожников и ценителей арт-хаоса.


Рис.3 Награды на международных фото конкурсах в 2010 году:
2010 The Look Photo Contest (hosted by PDN)
2010 International Photography Awards (2nd Place in Beauty Category).

Yulia Gorbachenko

Как Вы поняли - это был последний «гвоздь» в коробку Вашей многопиксельной камеры. Конечно, есть работы, где присутствует резкость и высокая детализация, но только авторы этих работ не прячут свое не понимание фотографии за технические возможности техники. Прежде, чем задуматься о смене фотокамеры или покупке нового объектива, подумайте для чего Вам это нужно, чего не достает Вашим фотографиям и может покупка техники заменится покупкой книг по фотографии или поступлением на курсы в фотошколу. И всё-таки вопрос остался, а на что снимать? Моё мнение, а не посыл к действию, это камера фирмы Canon EOS 10D (у других фирм есть похожие аналоги).

Рассмотрим её плюсы:

1. Надежность, проверенная временем. Камера появилась в продаже в 2003 году.

2. Низкая стоимость. Сейчас такую камеру в абсолютно рабочем состоянии можно купить за 5000-6000 руб.

3. Маленький экранчик, который не дает иллюзий, что Вы классно фотографируете, но реально показывает яркость изображения.

4. Медленное появление сделанного снимка на экране, не отвлекает от процесса съёмки и заставляет больше удалять внимания экспозиции.

5. Медленная запись на карту памяти, как результат, меньше кадров и более продуманный подход к композиции.

6. Матрица 6,3 млн. пикселей отлично работает со светосильной оптикой на открытых диафрагмах.

Конечно камера не без недостатков, сложно произвести впечатление на заказчика, потертый внешний вид и маленький экранчик не в ее пользу.
Когда камера не делает очень резкие и яркие цветные изображения, то поневоле приходится наполнять свои кадры смыслом и эмоциями.

В заключение хочется привести слова классика: «Фотография для меня это разведка, поиск в реальности органического соединения ритма поверхностей, линий и значения происходящего события. Глаз определяет сюжет, а камера должна просто сделать свою работу – зафиксировать на пленке решение, принятое глазом. Чтобы сюжет развился во всей своей полноте, соотношения формы (элементы композиции) должны быть установлены абсолютно точно, со скрупулезной тщательностью. Основная работа над композицией начинается с расположения фотоаппарата в пространстве, по отношению к объекту. Фотографическое изображение создается мгновенно, за один раз и композиция в фотографии - это моментальное и одновременное объединение визуальных элементов в их неразрывной взаимосвязи, но эта взаимосвязь не возникает просто так, для этого нужна необходимость, и поэтому сюжет, содержание нельзя отделять от формы. Фотографирование - это нечто вроде предчувствия жизни, когда фотограф, воспринимая меняющуюся пластическую информацию, в доли секунды захватывает выразительное равновесие, вдруг возникшее в бесконечном движении» (АНРИ КАРТЬЕ-БРЕССОН)

2011 © Сергей Смирнов

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Посетить сайт автора >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ts/smirnov/smirnov.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2011 Хулиганствующий Элементъ