Х Э
ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА НОВОСТИ СТАТЬИ ССЫЛКИ ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЯ ОПРОСЫ ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ «ЗЕРКАЛКИ»

Написано по заказу журнала «ФОТОДЕЛО». Перепечатка запрещена.

Есть в фотографической науке сложные вопросы, такие как например определение точной величины экспозиции, выбор подходящей экспопары, глубина ГРИП (слышали о таком?) и многое другое. Развернутые ответы на них мы стараемся публиковать в нашем журнале, как в виде практических статей, так и в виде ответов на письма читателей. Однако на самые простые вопросы, которые начинающие обычно и задавать-то стесняются, чтобы не прослыть полными дилетантами, найти ответы не так-то просто. Попробуем немного восполнить образовавшийся вакуум и поговорим сегодня о том, какие преимущества имеет зеркальный фотоаппарат перед пленочной «мыльницей» и «цифровиком», а также как грамотно «собрать» недорогую «зеркалку».

«Мыльница», конечно же, является хорошим фотоаппаратом. Она не тяжела, помещается в любом кармане, имеет так мало кнопок и настолько развитой интеллект, что позволяет вам не задумываться о технической стороне вопроса во время съемки. Раз, два, щелкнул, и пошел дальше! “Мыльница” все продумает за вас и сама решит, на что наводить резкость, где ставить световой акцент, и даже сама выберет величину глубины резкости. “Мыльница” умеет хранить тайны: вы не узнаете о принятых ею решениях до тех пор, пока не получите свои фотографии из лаборатории. Неудивительно, что после недоуменного разглядывания иных фотографических сюрпризов и возникает вопрос “Что делать?”. Ответ - купите зеркальный фотоаппарат.

Конструкция камеры
Представьте себе устройство любой “мыльницы”. Лучи света, проходя через объектив напрямую, отсекаются затвором и “оседают” на поверхности фотопленки, формируя скрытое изображение. Для того, чтобы вы могли видеть, что снимаете, в вашей “мыльнице” сверху имеется прямоугольное окошко со стеклом, которое называют видоискателем. Таким образом, вы смотрите на мир через видоискатель, а пленка “разглядывает” мир через объектив. Для экспонометра также имеется отдельное окошко. Такое “разногласие во взглядах” рождает множество проблем. К примеру, закройте объектив “мыльницы” пальцем – в видоискателе вы этого даже не заметите!

Зеркальный фотоаппарат, который дальше мы будем любя называть “зеркалкой”, избавлен от этого недостатка. Дело в том, что на пути лучей света расположено небольшое зеркальце, которое направляет их в видоискатель. Поэтому вы смотрите на мир одними “глазами” с пленкой. Чтобы не мешать процессу экспонирования пленки, в самый последний момент перед открытием затвора зеркальце временно отводится вверх, освобождая путь свету, падающему на эмульсию. Попробуйте теперь сами назвать два случая, когда в светлое время суток в видоискатель «зеркалки» ничего не видно, а правильный ответ посмотрите в конце статьи.

Такая конструкция дает “зеркалке” ощутимые преимущества перед “мыльницами”:

1. Во-первых – это полный контроль над резкостью и возможность ручных установок (например, при съёмке в зоопарке, вы снимите обезьянку, а не решетку клетки, как это обычно бывает).

2. Во-вторых, вы сможете оценить глубину резкости еще до съемки, просто глядя в видоискатель, поскольку даже недорогие «зеркалки» имеют так называемый репетир диафрагмы.

3. В-третьих, в случае использования фильтров (в отличие от мыльницы), встроенный экспонометр “зеркалки”, опять-таки в отличие от «мыльницы», учтет экспокоррекцию, если это будет необходимо.

4. Точность встроенного экспонометра. Дело в том, что когда вы рассматриваете изображение в видоискателе, одновременно с вами его разглядывает микрокомпьютер камеры с помощью свои многочисленных “глаз” (от 5 до 256). К примеру, в моем недорогом Nikon’е, попавшее в объектив изображение сравнивается с имеющимися 32-мя тысячами картинок из бортовой базы данных! Затем выбирается картинка, наиболее подходящая по распределению световых пятен и используется соответствующая ей экспопара.

5. Наконец, возможность очень точного кадрирования. Для примера, представьте себе, что вы снимаете туман в сосновом лесу против восходящего солнца. В этой ситуации очень важно «прикрыть» чем-нибудь солнце, чтобы его яркое прямое свечение не нарушило и без того запредельный контраст сцены. Логично, что фотограф, скорее всего, попытается «загородить» его стволом какого-нибудь дерева. Так вот, используя «мыльницу», проделать эту процедуру будет ох как нелегко, поскольку окошко видоискателя и объектив существенно разнесены друг от друга. В «зеркалке» они совмещены, и подобных проблем не будет. Замечу также, что в похожих световых ситуациях именно видоискатель «зеркалки» поможет вовремя обнаружить и изгнать «зайцев» из объектива, в то время как владельцы «мыльницы» обнаружат их значительно позже – на фотографии.

Не менее интересной является и внешняя конструкция зеркального фотоаппарата: он построен по модульному принципу, то есть состоит из отдельных сопрягаемых устройств. Необходимыми из них являются корпус камеры (часто называемый “body”) и объектив. К дополнительным принадлежностям отнесем внешнюю вспышку, батарейный блок, фильтры, всевозможные кольца, бокс для подводной съемки, пульт дистанционного управления и другие. Модульный принцип позволяет нам не покупать все сразу за большие деньги, наращивать систему постепенно. Например, необходимо приобрести сначала камеру (от $170) и подходящий для наших целей объектив (от $90), потом, при необходимости, купить все остальное. Это очень удобно, экономично, и позволяет делать покупки обдуманно, а не как всегда.

Объективы
Сменные объективы – это огромное, если не самое главное, преимущество «зеркалки» перед мыльницей.* Большинство фотографий из повседневной жизни можно с успехом снимать и на один, штатный объектив, а имея арсенал объективов, вы располагаете безграничными возможностями для съемки в любых жанрах.

Преимущества сменных объективов для зеркальных фотоаппаратов перед объективами «мыльниц»:

1. Они дают меньшие геометрические искажения объектов (дисторсии) и существенно меньшие цветовые искажения (аберрации).

2. Из-за относительно больших диаметров, светосила даже недорогих объективов имеет значение порядка f3.5, что позволит вам снимать в четырехкратно худших условиях освещения, чем средняя “мыльница” с f5.6. С другой стороны, минимальное относительное отверстие объективов, как правило, равно f32, против f11 у “мыльницы”, что даст вам преимущество делать снимки в сколь угодно яркую погоду.

3. Специализация каждого объектива позволяет наилучшим образом справиться с поставленной задачей. Объективы делятся на следующие основные классы:

- Повседневный “штатный” объектив (от $90) обычно имеет зум 28-105 мм.
- “Сверхширокоугольный” объектив ($400), с зумом 17-35 мм применяется для съемки пейзажей и интерьеров.
- “Телеобъектив”, с зумом 100 мм и выше (от $150) используется для съемок живой природы и отдаленных объектов.
- Универсальный “суперзум” ($250) способен снимать в широком диапазоне, поскольку имеет фокусное расстояние от 28-300 мм и возможность макро.
- Назначение “портретного” объектива (от $175) ясно из названия, его фокусное расстояние обычно 80-100мм.
- Обычный “макрообъектив” с фикс-зумом 50мм ($200) пригодится для фотографирования маленьких объектов вблизи, а “телемакрообъектив” (от $180) с 100-300мм– издали.
- Для съемок жанровых сцен и повседневной жизни подойдет “светосильный” объектив с нормальным фокусным расстоянием в 50мм и относительным отверстием f1.8 ($100).
- Объять необъятное вам поможет объектив “рыбий глаз” с углом поля зрения 180 градусов и фокусным расстоянием 6-8мм ($600).

4. Наличие резьбы для крепления светофильтров предоставит вам дополнительную свободу для творчества. Кроме светофильтров, всевозможные кольца и насадки позволяют расширить возможности самого объектива, если он у вас всего один. Например, макрокольца (от $40) позволят вам снимать макромир через повседневный объектив, а телеконвертер ($100) превратит его в телеобъектив.

Аксессуары
Все зеркальные фотоаппараты имеют встроенную вспышку с несколькими режимами синхронизации с затвором. В автоматическом режиме вспышка сработает не только при недостатке освещения, но и при его избытке в контровом свете. Однако, если вы считаете, что возможности встроенной вспышки маловаты для реализации ваших грандиозных творческих планов, то можно без труда прикупить более «дальнобойную» внешнюю вспышку (от $100), с большими возможностями. Смотрите сами - если встроенная вспышка с ведущим числом 12, как правило, «стреляет» не дальше 5 м, то внешняя, с ведущим числом 36, «бьет» в 3 раза дальше, а если при этом использовать еще и высокочувствительную пленку (ISO400), то вы сможете снимать в темноте объекты, находящиеся от вас на расстоянии почти 60 м! Напомню, что встроенная в “мыльницу” вспышка с ведущим числом 8, «стреляет» не далее, чем на 3,5 м. Поэтому, обладая дополнительной вспышкой, вы с успехом сможете снимать циркачей, находящихся в тридцати метрах от вас под куполом цирка, в то время как ваши соседи с мыльницами в руках будут впустую щёлкать маломощными вспышками в темноте.

Кроме упомянутых, существуют также и кольцевые макровспышки (от $280), дающие очень небольшой рассеянный импульс, необходимый для макросъемки. К внешним вспышкам имеются дополнительные приспособления, такие, как например, выносные блоки питания, всевозможные рассеиватели и рефлекторы, приставки, синхронизаторы и специальные штативчики.

Еще одним полезным аксессуаром для вашей “зеркалки” является батарейный блок. Обычно зеркальные камеры питаются от двух батарей типа CR123А или CR2. Но, при наличии батарейного блока (от $25) их можно заменить на привычные пальчиковые батарейки или даже аккумуляторы типа АА. Это существенно сэкономит ваши деньги.

Что купить?
При покупке «зеркалки» начального уровня стоит помнить, что модели различных фирм практически ничем не различаются, поэтому нельзя определенно сказать, какие из них лучше. Для ориентировки привожу некоторые из самых недорогих автофокусных моделей ведущих производителей: Canon EOS 3000N ($170), Minolta DYNAX 5 ($208), Nikon F55 ($176), Pentax MZ-60 ($165), Sigma SA 7 ($225). Эти модели вполне удовлетворят запросы любого начинающего фотолюбителя. А вот выбор объектива и аксессуаров уже зависит от того, что вы собираетесь фотографировать (см. таблицу).

Вы собираетесь снимать: Для начала вам надо приобрести Минимальная цена такого базового комплекта *) Впоследствии вам может понадобиться
Портрет, пейзаж, репортаж, животных, турпоездки – короче говоря, время от времени и все понемногу. Камеру, объектив 28-105 мм, фильтр Sky Light (защитный фильтр, также задерживающий ультрафиолетовое излучение). $300 Внешняя вспышка, макрокольца и телеконвертер.
Пейзажи Камеру, объектив 28-105 мм, фильтр Sky Light $300 Сверхширокоугольный объектив, внешняя вспышка, поляризационный светофильтр, батарейный блок
Живую природу Камеру, объектив 70-300 мм и простейший защитный UV-фильтр $325 Пульт дистанционного управления, батарейный блок
Макро Камеру, макрообъектив 50мм и UV-фильтр. $390 Телемакробъектив
Портреты Камеру и объектив 80-200 мм. $355 Диффузионный (soft) фильтр, фильтр 81В, внешняя вспышка и рассеиватель для нее.
Репортажи и повседневную жизнь Камеру, объектив 50мм f1.8 и UV-фильтр $290 Телеобъектив 70-300 мм, внешняя вспышка, батарейный блок.

*) Цены одного из Интернет-магазинов. За стоимость самой камеры взято $180.

Как видите, зеркальный фотоаппарат имеет множество преимуществ перед “мыльницей”. Конечно же, и “мыльница” может кое-чем похвастаться, например, своими компактными размерами, небольшим весом и недорогой стоимостью. Однако, за качество изображения и богатство функциональных возможностей пальму первенства по праву следует отдать “зеркалке”. Выбирать вам, а мы же надеемся, что этот небольшой рассказ помог вам определиться с выбором типа следующего фотоаппарата.

Ответ на вопрос: В видоискателе зеркального фотоаппарата ничего не видно когда объектив закрыт крышечкой и во время экспонирования кадра, поскольку зеркальце, формирующее изображение в видоискателе, временно отводится в сторону.

*) Некоторые “зеркалки” имеют только один несменный зум-объектив, к примеру, фотоаппараты фирмы Olympus.

© 2004 Дмитрий Катков

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА НОВОСТИ СТАТЬИ ССЫЛКИ ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЯ ОПРОСЫ ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003, 2004, 2005 Хулиганствующий Элементъ