Х Э
ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ О СТАТЬЯХ ВСЕ СТАТЬИ ССЫЛКИ ГАЛЕРЕЯ ОПРОСЫ ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ
SAMSUNG DIGIMAX V4 – ОСВАИВАЕМ “ЦИФРУ”

Полный вариант статьи, написаной по заказу журнала "Фотодело". Перепечатка запрещена.

Давайте вспомним 90-е года прошлого века: десять лет назад мобильные телефоны, проигрыватели DVD и цифровые фотоаппараты являлись больше показателями достатка, принадлежностью успешного бизнесмена, наравне с автомобилями BMW и малиновыми пиджаками. Если ещё совсем недавно дорогостоящая цифровая фотоаппаратура была практически недоступна обычному потребителю, то времена меняются; благосостояние народа неуклонно растёт, и вот мы уже наблюдаем, как цифровая фототехника, ещё недавно делавшая свои первые неуверенные шаги , сегодня, активно работая локтями, с успехом отвоёвывает пространство и занимает своё место под солнцем. И, как водится, наиболее быстро на рынок проникают недорогие товары, доступные среднему потребителю.

Поэтому-то я и заинтересовался предложением редакции протестировать цифровой фотоаппарат Samsung Digimax V4, один из самых недорогих в своём классе, и сформулировать своё мнение о его функциональности, удобстве управления и о качестве получающихся снимков.

Прежде чем перейти к детальному анализу возможностей этой корейской камеры, определим, на какого потребителя она рассчитана. Как я уже сказал, в своём классе 4-х мегапиксельных фотокамер она имеет одну из самых низких цен, которая колеблется в пределах от $350 до $380, что сравнимо по цене с её 3-х мегапиксельными младшими сёстрами, и делает её привлекательной для потребителя, желающего обзавестись цифровой камерой с большим разрешением и хорошим объективом за меньшие деньги. Невысокая цена этой камеры является весьма внушительным аргументом фирмы Samsung в конкурентной борьбе за потребителя на рынке цифровой фотоаппаратуры и относится к числу несомненных достоинств этого фотоаппарата.

В РУКАХ

Тестируемая камера имеет компактный вид и в снаряжённом состоянии с аккумулятором и картой памяти весит примерно 210 граммов. Корпус тёмно-серебристого цвета выполнен, по-видимому, из пластика, камера удобно ложится в руку.

Все устройства управления, за исключением кнопки спуска затвора и выключателя камеры, расположены на задней панели, их назначение понятно интуитивно, а для совсем уж забывчивых пользователей на каждую кнопку нанесён соответствующий символ. Встроенный 1.5-дюймовый жидкокристаллический монитор имеет три настройки яркости, что удобно при съёмке в солнечную погоду. Меню этого фотоаппарата полностью русифицировано.

К замеченным недостаткам расположения устройств управления отнесу чрезмерное количество функций, управляемых одним нажатием на джойстик небольшого размера. Так, поочерёдное нажатие на левый лепесток этого могучего многофункционального устройства управления переключает режимы встроенной вспышки, задействование правой клавиши управляет режимами автоспуска и пультом дистанционного управления, верхний лепесток отвечает за включение микрофона, а нижний – за режимы макрофокусировки. Средняя кнопка джойстика вызывает меню фотоаппарата, навигация внутри которого опять осуществляется теми же лепестками джойстика.

Поскольку сам джойстик этой корейской камеры раза в два меньше по размеру, чем мой большой палец, для которого он, собственно, и предназначен, то любое неосторожное нажатие часто вело к включению нескольких или сразу всех функций, “навешанных” на это нежное устройство (их список см. выше). Кроме того, психологически трудно привыкнуть к тому, что для того, чтобы отключить нечаянно включённый режим, к примеру, микрофона, следует снова жать на ту же кнопку “вверх”, а не в обратном направлении, то есть вниз. По-видимому, мой неправильный психомоторный аппарат привык к другому способу управления, поэтому в подобных ситуациях, в дополнение к нечаянно включённому микрофону я включал совсем уж ненужный мне в этой ситуации режим макрофокусировки. Впрочем, со временем мне удалось подружиться с этим коварным устройством, и вы тоже подружитесь.

Говоря про дизайн далее, хочу положительно отметить наличие трёх режимов с пользовательскими установками. Кому-то нравится снимать в “зелёном” режиме “EASY”, полагаясь на автоматику и логику корейской камеры; другие же, более продвинутые, пользователи предпочтут снимать при параметрах, к которым они привыкли, таких, как например, определённая чувствительность матрицы, размер и качество изображения, и другие. Для таких пользователей в фотоаппарате предусмотрен режим “MySET”, с возможностью использования трех различных “наборов” величин параметров, сохраняющихся в камере при выключении питания. Конечно же, в остальных режимах вы тоже сможете изменять параметры съёмки, но после выключения питания они вернутся к своему исходному состоянию. Единственное тут, к чему возникли претензии – это невозможность даже в этом пользовательском режиме сохранить режим вспышки: после включения камеры в следующий раз вспышка переводится в режим автоматического срабатывания, независимо от того, как она использовалась до этого.

В заключение этого раздела хочу рассказать про ещё одну особенность этого фотоаппарата. Дело в том, что как по отзывам некоторых счастливых её обладателей, так и по моим собственным замерам, эта камера обладает несколько повышенным уровнем энергопотребления. Однако, корейские дизайнеры нашли выход из этого щекотливого положения, предоставив пользователю возможность использовать альтернативные источники питания, если, к примеру, жизнь аккумулятора завершилась в самый неподходящий момент. В таблице со спецификацией камеры вы видите, что электросистема камеры может питаться от 9-ти видов источников электроэнергии, включая все типы батареек размера “АА”. Таким образом, камера хоть и прожорлива, но всеядна, и вы никогда не останетесь без электропитания.

Замечу также, что фирма Samsung выпускает специальный набор для электропитания SLB-1437, который включает аккумулятор, зарядное устройство, сетевой адаптер и шнур питания от прикуривателя автомобиля. Обратите внимание на то, что этот набор в комплект поставки не входит и продаётся отдельно, за дополнительную плату.

В РАБОТЕ

Камера Samsung Digimax V4 имеет 4-х мегапиксельную матрицу, что позволяет печатать фотографии размером 15 на 20 см с полиграфическим качеством при разрешении 300dpi. Но если вы захотите напечатать фотографию большего формата, А4, то и в этом случае качество будет очень неплохим.

Диапазон чувствительностей матрицы составляет ISO100…ISO400, что в сочетании с интервалом отрабатываемых выдержек от 1/2000 до 15 секунд способно удовлетворить любым условиям освещения, от ночной съёмки до пейзажной фотографии при ярком солнце. При тестировании фотоаппарата во всём диапазоне освещений, ситуаций, в которых камера не смогла справиться с освещённостью, замечено не было. Кроме того, наличие чувствительности ISO400 позволяет снимать в помещении с рук, и приведённая тут фотография “лёгкого” метро хороший тому пример.

Как известно, при высоких величинах чувствительностей и, особенно, при продолжительных выдержках на изображении начинают проявляться цифровые шумы, имеющие тепловое происхождение. Дело в том, что матрица имеет только одну номинальную чувствительность, в данном случае она равна ISO100, а все остальные чувствительности получаются путём применения соответствующих коэффициентов усиления. При этом увеличивается не только чувствительность, но и тепловые шумы, становясь более заметными. Этому явлению подвержены матрицы всех цифровых фотоаппаратов, но в разной степени.

Результаты тестирования показали, что матрица фотоаппарата Samsung Digimax V4 обладает достаточно высоким уровнем шумности на высоких чувствительностях, посмотрите на фрагмент ночной фотографии Собора Василия Блаженного, выполненную с ISO400. Однако, при тестировании был обнаружен интересный факт, который заключается в том, что при съёмке в специальном, “ночном” режиме, шумы матрицы гораздо менее заметны, их почти нет. Тут может быть два объяснения этого явления: либо автоматика выбрала не наивысшую чувствительность, ISO400, при которой шумы наиболее заметны, а ISO200, или, что более вероятно, задействование режима ночной съёмки автоматически включает программную функцию шумоподавления. Так или иначе, при съёмке ночью в “ночном” режиме шумы на изображении малозаметны, убедитесь в этом сами, глядя на фотографию того же собора, выполненную в этом режиме.

Полному тестированию также подверглись установки баланса белого. Дело в том, что данная камера не имеет возможности выставлять баланс белого вручную, ограничиваясь автоматическим и предустановленными режимами, и поэтому на них налагаются особые требования по точности. Результаты можно видеть на приведённых здесь фотографиях.

Тип освещения Баланс белого “AUTO” Предустановленный режим баланса белого
Дневной свет
Пасмурно
Люминисцентное
Лампы накаливания

Тестирование показало, что автоматический режим установки баланса белого даёт чуть более холодную тональность, чем соответствующий предустановленный, при одних и тех же условиях, причём результаты инструментального анализа показывают, что предустановленные режимы справляются с цветовой температурой лучше. Что же касается человеческого восприятия, то тут оценки экспертов разошлись: одни считают, что тон лучше получился в автомате, другие – что в предустановленных режимах. В целом впечатление от результатов проверки баланса белого осталось хорошее.

Стоит отметить, что тестируемая камера оснащена объективом известной фирмы Schneider Optics с трёхкратным оптическим зумом и светосилой 2.7. Механика объектива имеет быстрый привод, как при зуммировании, так и при включении и выключении камеры. Объектив не даёт заметных искажений, и кроме небольшого затемнения в углах кадра на широком угле, свойственных всем объективам компактных камер, никаких других замечаний высказать не могу.

Кроме оптического, камера оснащена четырёхкратным цифровым зумом, что в сумме с оптическим даёт увеличение в 12 раз, то есть до 450мм в 35мм. эквиваленте. Хотя цифровой зум всех фотоаппаратов обычно не отличается сверхвысоким качеством получаемого изображения, но в отдельных случаях может пригодиться; а качество изображения можно оценить по представленным тут иллюстрациям с видом строительства очередной сталинской высотки на северо-западе Москвы.

Система фокусировки в автоматическом режиме ни разу не ошиблась, а тестирование ручного режима наводки на резкость показало удобство управления. Ручная наводка на резкость осуществляется по шкале расстояний, от 6-ти сантиметров до бесконечности, таким образом, вам всего лишь надо примерно оценить расстояние до объекта съёмки. Получающуюся при этом резкость можно сразу видеть на ЖКИ-мониторе, что очень удобно. Единственное замечание: при выставлении расстояния на бесконечность не забывайте контролировать наличие небольшого значка “MF”, индицируемого на мониторе внизу, подтверждающего работу именно в ручном режиме, поскольку одновременное задействование двух кнопок в этом режиме может и не привести к положительному результату, если вы нажмёте на них не в той последовательности.

Резкость всех снимков, снятых в условиях нормального освещения и при оптическом зуме удовлетворительна, но, пожалуйста, обратите внимание на одну особенность этого фотоаппарата: при съёмке в формате TIFF изображение получившегося снимка на мониторе выглядит размытым, хотя на самом деле, при последующем просмотре его на компьютере оказывается, что снимок резкий. Прежде чем я обнаружил эту особенность, мне пришлось переснять несколько десятков раз одну и ту же сцену, добиваясь резкого изображения на экране, безуспешно заполнив снимками одного и того же пейзажа все имеющиеся у меня в наличии карты памяти, с тем, чтобы впоследствии обнаружить дома, что все снимки получились резко, и камера гораздо лучше, чем я про неё думал пока ехал со съёмки домой. При съёмке в формате JPEG этот эффект замечен не был. Зато порадовало наличие индикации, предупреждающей о том, что при некоторых величинах параметров съёмки (выдержки и фокусного расстояния) возможно влияние ”дрожания” руки на резкость снимка, и что лучше снимать со штатива. Это очень хорошая функция. Также полезной функцией является возможность изменять резкость при съёмке, используя соответствующий пункт меню.

Возможности встроенной вспышки соответствуют возможностям вспышек других фотоаппаратов того же класса, и конечно же, служить единственным источником света она может весьма условно, но вот подсветить передний план, выделить лицо на портрете и расставить акценты ей вполне под силу.

Поглядите на фотографию вверху, где использование встроенной вспышки придало фотографии нарядный вид, подчеркнуло новогоднее настроение, и на фото внизу, где на левом снимке без вспышки внимание зрителя привлекает промышленный пейзаж на дальнем плане, в то время как на правом снимке, сделанном со вспышкой для подсветки переднего плана, акцент переносится на более визуально-активный ближний план. Гнездо для внешней вспышки, как это часто бывает с фотоаппаратами компакт-класса, не предусмотрено.

Время записи полученных изображений также было оттестировано. Результаты приведены в табличке:

Размер Качество Время записи
L (2272 x 1704pix) TIFF 28 сек
P (2272 x 1504pix) TIFF 24 сек
M (1120 x 840 pix) TIFF 9 сек
S (544 x 408 pix) TIFF 3 сек
L, P, M, S “Отличн”, “Хорош”, “Норм” 3 сек

Работа экспонометрической системы показала хорошие результаты, интегральная яркость полученных снимков соответствует ожидаемым результатам. Некоторые замечания по удобству работы с выдержкой и диафрагмой. Не очень удобным показалось то, что ни в одном из режимов, кроме режима ”A/S/M” невозможно видеть величины ни выдержки, ни диафрагмы. Что касается режима ”A/S/M”, в котором выдержка и диафрагма выставляются вручную, хотелось бы видеть какое-то указание на то, как выбранная пользователем экспопара соотносится с условиями освещённости. Очень рекомендую фирме Samsung в последующих фотоаппаратах учесть эти пожелания.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

Исследуемая камера имеет несколько дополнительных функций. Так, пункт меню “Эффекты” включает в себя такие возможности, как съёмка в формате sRGB, закатная съёмка и чёрно-белая фотография. Наличие последней особенно радует, поскольку фотографу, начинающему снимать чёрно-белые фотографии, довольно трудно определиться, как они будут выглядеть в чёрно-белом виде, где цвет, первое свойство объекта обращать на себя внимание, отсутствует, а так называемое “чёрно-белое зрение” яркостей и контраста ещё не появилось. На иллюстрации с рекой показан результат использования этого эффекта.

Фотоаппарат позволяет осуществлять макросъёмку с расстояния 30см. от объекта, и так называемое “Супермакро” с расстояния 6 см. на минимальном фокусном расстоянии.

На фотографии с кофейными зёрнами вы можете ознакомиться с практическим результатом работы с этим режимом.

Также имеется возможность снимать видеоклипы с сопровождающим звуком, правда, как и в большинстве других фотоаппаратов, размер получающегося при этом изображения (288х208 пикс.) таков, что не позволит просматривать полученное видео на телевизоре, и предназначен больше для компьютера. Отмечу также, что во время съёмки видео у пользователя нет возможности менять фокусное расстояние объектива.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, или О ЧЁМ МОЖНО РАССКАЗАТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНОМУ ПОКУПАТЕЛЮ

Фотоаппарат рассчитан на начинающего цифрового фотографа, позволяет работать как в полностью автоматическом режиме, так и в ручном (за исключением точной ручной настройки баланса белого).

Потенциальному покупателю можно рассказать, что при 4-х мегапиксельной матрице и хорошем объективе этот фотоаппарат имеет одну из самых низких цен в своём классе, и предложить ему провести своё собственное маркетинговое исследование рынка фотоаппаратуры, чтобы покупатель смог убедиться в этом самостоятельно.

Фотоаппарат имеет все возможности для того, чтобы полученные снимки имели качество, пригодное для того, чтобы быть напечатанными размером до А4, а видео со звуком и диктофон представляют дополнительные, никогда не лишние удобства.

А в качестве самого последнего аргумента, против которого не сможет устоять ни один потенциальный покупатель, можно добавить, что возможность использовать целых девять видов источников питания есть только у очень малого числа фотоаппаратов, к которому как раз и принадлежит Samsung Digimax V4.

Редакция благодарит фирму “Samsung”, предоставившую Samsung Digimax V4 для тестирования.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип Компактная цифровая фотокамера со встроенным зум-объективом, автофокусировкой, автоэкспозицией и автоматической вспышкой.
Матрица 4.1 млн. пикселей (полная емкость) (эффективных: 4.0 млн.), 1/1.8-дюймовая матрица.
Разрешение 2272 x 1704 пикселей (L),
2272x1504 пикселей (P),
1120х 840 пикселей (M),
544 x 408 пикселей (S)
Чувствительность Автоматическая, фиксированная (эквивалент ISO100, 200, 400)
Формат файлов Фото: TIFF, JPEG (DCF), DPOF
Видео: AVI (MJPEG);
Аудио: WAV.
Уровни качества TIFF, “Отличный”, “Хороший”, “Нормальный”
Носитель данных Cменные карты памяти SD или MultiMediaCard
Объектив Schneider f 7.7 мм-23.1мм (эквивалент 38мм-114мм в формате 35мм), F2.7-F4.9
Система фокусировки Тип: Автофокусировка TTL и ручная фокусировка.
Диапазон работы:
Стандарт: от 0.8м до бесконечности.
Макро: от 0.3м до 0.8м
Супермакро: от 0.06м до 0.3м
Ручной: от 0.06м до бесконечности
Управление экспозицией Экспорежимы: Автоматический, Приоритет выдержки, Приоритет диафрагмы, Ручной режим. Точечный/Многозонный
Видеорежим С голосом/без голоса, размер 288х208 пикселов.
Затвор Механический и электронный затвор.
Выдержка От 1/2000 сек. до 4 сек ( до 15 сек в ручном режиме).
Программы Режимы: Easy, Program, A/S/M, My Set, Night Scene, Portrait
Макро: Макро, Супермакро
Продолжительность: Однокадровый, Непрерывный, Брэкетинг
Таймер: 10сек, 2 сек и пульт дистанционного управления.
Вспышка Встроенная автовспышка.
Автоматическое срабатывание в условиях пониженной освещенности.
Уменьшение эффекта "красных глаз" при помощи предвспышки.
Режим “заполняющей” вспышки.
Режим “медленной” синхронизации.
Возможность отключения вспышки
Время перезарядки – примерно 7 сек.
Диапазон работы вспышки 0.3-3.0 м (на 7.7 мм).
0.3-2.0м (на 23.1 мм)
Баланс белого Автоматический, Солнечный свет, Облачная погода, Лампы накаливания, Лампы дневного света.
Эффекты Полноцветный, черно-белый (монохромный), sRGB, sunset.
Цифровой зум 1X – 4X
Резкость Мягкая, Нормальная, Повышенная
Оптический видоискатель Видоискатель реального изображения.
Запись голоса Голос отдельно – 2 часа
Голос, сопровождающий снимок – до 10 сек.
Впечатывание даты Дата и время,
Дата,
Откл.
ЖКИ монитор 1.5 дюймовый TFT ЖК-монитор с 117600 точками.
Интерфейс AV-выход (NTSC/PAL),
Разъем USB
Аудио моно
Разъем сетевого адаптера.
Элементы питания Батарея CR-V3 (в комплекте)

Доп. принадлежности:
2хАА alkaline,Lithium, Ni-Mn, Ni-Zn, Ni-MH, Ni-Cd
Аккумулятор SLB-1437 или SBP-1103 (Li-ion)
Сетевой адаптер

Габариты 105.5 (Ш) x 54.6 (В) x 38(Г) мм
Вес 165г без элементов питания и карты памяти.
Примерная цена $350..$390

© 2004 Дмитрий Катков

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ О СТАТЬЯХ ВСЕ СТАТЬИ ССЫЛКИ ГАЛЕРЕЯ ОПРОСЫ ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003, 2004 Хулиганствующий Элементъ