ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN




ЧТО ТАКОЕ ПИНХОЛ?




Статья заняла 1 место в Конкурсе статей о фотографии.
Спонсор Конкурса: интернет-магазин www.combook.ru


Игорь БРЯКИЛЕВ

Радость, доставляемая пинхол-фотографией, почти исключительно принадлежит автору, а зрителю — лишь настолько, насколько ему известно об обстоятельствах появления этого снимка на свет. Для того чтобы вы смогли вполне разделить радость авторов пинхольных фотографий, я вкратце расскажу о том, что такое пинхол.

Пинхол-камера, или просто пинхол — это фотографическая камера без линз, где в качестве объектива используется небольшое отверстие. Это исчерпывающее описание технического устройства, но оно совершенно недостаточно для ответа на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи. Парадоксальным образом, этот простой вопрос содержит в себе несколько более сложных, самым простым из которых является вопрос «почему так называется?», а самым трудным — «зачем?».

«Пинхол» — слово иностранное, впрочем, как и большинство слов русского языка, поэтому его иноязычность смущать читателя не должна. Возникает другой вопрос: почему именно английское слово «pinhole», а не какое-нибудь другое, уже известное обозначение «фотографической камеры с очень маленьким отверстием вместо обычного объектива»,[1] например, «камера-обскура» или «стеноп»? Ответ на этот терминологический вопрос даёт нам повод для краткого исторического экскурса.

Слово «пинхол», в связи с фотографированием впервые употребил шотландский физик Дэвид Брюстер (David Brewster) в книге «Стереоскоп: его история, теория и конструкция» (1856).[2] В этой книге, среди прочего, Брюстер выражает уверенность в том, что с развитием фотографической химии и ростом чувствительности фотоматериалов, камера без линз, с одним только пинхолом, станет любимым инструментом фотографа. Там же он сообщает, что вместе с преподобным Эгертоном он сфотографировал при очень слабом солнечном свете некий бюст, используя отверстие диаметром менее сотой части дюйма, затратив на это десять минут[3]. Благодаря этому свидетельству, Брюстер считается первым, кто применил малое отверстие к фотографированию.

Обратите внимание, Брюстер — не пионер фотографии. К пятидесятым годам девятнадцатого столетия фотография была не только уже изобретена, но и достигла определённого уровня совершенства. Для того чтобы стало возможным применять примитивную технику, светопись должна была достаточно усовершенствоваться. Таким образом, широко распространённое убеждение в том, что пинхол — первая фотографическая камера ошибочно. Изобретатели фотографии ни в своих первых опытах, ни когда-либо позже не использовали камеру с отверстием вместо линзы.[4]

Пинхол-камера, хоть и не была первой фотокамерой, но благодаря древности природного явления, составляющего принцип работы любого фотографического аппарата, начало фотографии можно отодвинуть вглубь истории, по крайней мере, к четвёртому веку до н. э.

Самое раннее упоминание принципа обскуры мы встречаем в приписываемых Аристотелю «Проблемах» (ок. 350 г. до н.э.) — своеобразном каталоге неразрешенных на тот момент вопросов, где, между прочим, описывается несколько случаев наблюдения Солнца и солнечных затмений. В одном месте автор задаётся вопросом о том, почему солнечный свет, пройдя сквозь прямоугольное отверстие, формирует изображение круглого Солнца. В другом — ещё один нерешённый вопрос: «Почему при затмении солнца, если его наблюдать через сплетенные пальцы рук или листву деревьев, лучи образуют на земле полумесяц? Не связано ли это с тем же принципом, что и образование изображения в виде круга при прохождении солнечного света через небольшое прямоугольное отверстие?».[5]

Арабский физик и математик, переводчик и комментатор Аристотеля Ибн ал-Хайсам (965‑1039) посвятил этому вопросу особый трактат — «Книгу о форме затмений», содержащий первую в истории физики теорию того, что мы теперь называем камерой-обскурой. Опыт с малым отверстием описан также в фундаментальной работе ал-Хайсама «Книга оптики», переработанный ал-Фариси вариант которой (с включением других оптических трактатов ал-Хайсама) был переведён на латинский язык. Этот перевод, непосредственно или через трактат Вителлия, стал источником знаний для всех, кого упоминают в связи с историей камеры: Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи, Джироламо Кардано, Джиованни делла Порта, Франческо Мавролика, Иоганна Кеплера и других.[6]

Кеплер (1571–1630) ответил на вопрос, сформулированный ещё Аристотелем,[7] разработал теорию камеры и дал ей название, оказавшееся столь удачным, что само природное явление теперь часто называют «эффектом камеры-обскуры».

К тому моменту, когда камера-обскура получила своё имя, она уже использовалась исследователями и шарлатанами и успела усовершенствоваться: приобрела компактную конструкцию и линзу вместо отверстия. Именно о такой камере идёт речь, когда вспоминают первые опыты изобретателей фотографии.

На протяжении всей своей истории, начиная с Кеплера, обскура по мере приспособления к различным нуждам, получала особые названия: камера-клара, рефлекс-камера и др. Приспособленную к фотографированию обскуру стали называть фотокамерой. За особым видом фотокамеры закрепилось название пинхол.

Пинхол-фотография стала популярна в 90-х годах XIX века. В Европе, США и Японии продавались камеры, выпускались специальные наборы для съёмки и печатания фотографий, создавались общества, издавались книги (см. об этом  в книге Э. Реннера,[8] или в реферативном переводе нескольких глав из неё в журнале «Техника»[9]).

 Появившиеся в начале двадцатого века в России пособия по безлинзовой фотографии обходились без специального термина для камеры.[10] Потом, благодаря переводной (главным образом немецкой и французской) литературе в ходу было слово «стеноп».[11] Это слово вышло из широкого употребления вместе с постепенным забвением (не только в России, но и в Европе, Америке и Японии) безлинзовой фотографии, о которой вспоминали, разве что, в дидактических целях.[12]

В шестидесятых годах прошлого века усилиями энтузиастов в Западной Европе начинается возрождение интереса к фотографированию без линз.[13] Увлечение захватывает всё более широкий круг фотографов и в семидесятых годах достигает Соединённых Штатов Америки, откуда позже, в последнее десятилетие двадцатого века приходит в Россию. Приходит вместе с этим словом — «пинхол».

В завершение исторического обзора примем следующее определение: «Пинхол — это безлинзовая камера-обскура, приспособленная к фотографированию».

Так что же такое пинхол, кроме того, что это простая коробка с дыркой и фотоплёнкой внутри?

Пинхол — это игрушка. Игрушка — это источник радости. Радость, почти целиком принадлежащая автору пинхол-фотографии — это радость открытия. Фотографирующий такой камерой не творит, но познаёт. Познаёт по-детски (вернее, так, как взрослый представляет себе «по-детски»): без анализа, захватывая всю информацию целиком, не выделяя главного и второстепенного — бесконечная глубина резкости, которую даёт пинхол, как нельзя лучше подходит для этого.

Пинхол-фотографией занимаются исключительно для удовольствия и развлечения. Способность игрушки доставлять радость почти никак не связана со свойствами самой игрушки, но почти целиком зависит от фантазии играющего. Конечно, играть можно и хорошей современной камерой, но разница между ней и самодельной пинхол-камерой ровно такая же, как между ходящей и говорящей куклой и связкой соломы, обёрнутой простой тряпкой: кукла-робот сама стремится играть, а современная камера «умнее»[14] фотографа, и норовит сама решать, что и как фотографировать. Иными словами, современная камера, предоставляя несомненные удобства в съёмке, сводит к минимуму участие фотографа в процессе получения снимка.

Пинхол-фотография — занятие для любителя. Трудно представить фотографа, снимающего пинхолом работающим в какой-нибудь коммерческой сфере, скажем, в рекламе: невозможно выполнить пожелания заказчика, невозможно предсказать результат (результат, как и в научном исследовании можно только предполагать). Заказчик никогда не будет знать заранее, за что он платит деньги, он всегда будет покупать кота в мешке. Понятно, почему пинхол-фотографией занимаются энтузиасты. Но непонятно, почему энтузиасты предпочитают всем достижениям технического прогресса простую коробку с дыркой.

Отчасти это можно объяснить особенностями картинки получаемой с помощью пинхол-камеры: уже упомянутая бесконечная глубина резко изображаемого пространства и ортоскопичность[15] изображения, которая сохраняется даже при очень широком поле зрения.

Невозможно ответить на вопрос «зачем пинхол?» рассказывая лишь о конструкции камеры и свойствах фотографий этой камерой полученных. Невозможно потому, что особенности пинхол-фотографий — предмет любви, главным образом, тех, кто такой фотографией занимается. Для зрителя, для неподготовленного зрителя эти особенности не очевидны. Более того, в эстетическом смысле снимок, сделанный пинхол-камерой, чаще всего имеет недостатков больше чем достоинств. Подобно красивому камешку, унесённому с места находки, снимок теряет большую часть своего очарования, будучи лишён истории своего создания. Камешку надо быть по-настоящему красивым, чтобы можно было внятно объяснить домочадцам, зачем ты принёс домой этот булыжник. Для того чтобы снимок сделанный пинхол-камерой произвёл впечатление, в нём самом должна содержаться история его создания. Часто, очень часто, то есть, практически всегда не обходится без комментария: «сделано пинхолом» — сокращенного описания обстоятельств появления снимка на свет, имеющего целью попытку оправдать техническую неубедительность и эстетическую несостоятельность фотографии. Фотографический снимок здесь — приглашение разделить радость открытия. Эстетика пинхола — поэтика нового, такого нового, про которое невозможно сказать «похоже» оно или нет, потому что никто ещё не видел этого предмета, пусть даже этот предмет — простая чашка чаю на столе. «Ахиллесова пята» пинхол-фотографии — в том, что это «искусство для своих», для «тех, кто понимает» или, хотя бы, сочувствует. Всем остальным, тем, кто не входит в этот достаточно тесный кружок любителей, он может представляться чем-то вроде секты.[16]

Большинство причин, по которым некоторые из фотографов увлекаются пинхолом, к фотографии как таковой прямого отношения не имеют, носят характер скорее психологический, очень индивидуальны, то есть, в каждом конкретном случае — свои. Тем не менее, можно обозначить и несколько общих причин.

Радость от вылазки на природу. Древность, натуральность принципа камеры-обскуры приобщают фотографа к природным стихиям. Фотографии получаются естественно и красиво как облака, гонимые ветром (понятно, кто-то увидит в облаке уточку и барабан, кто-то — признаки ухудшения погоды, а кто-то решит, что эти двое занимаются ерундой).

Радость самообразования. Для того чтобы изготовить фотокамеру и делать ею снимки надо кое-что знать. Необходимы некоторые теоретические и практические навыки. Фотографирование самодельной камерой требует знания основ фотографии: в такой камере нет никакой автоматики — выдержку, то есть время, на которое вы пускаете внутрь камеры свет, придется определять самостоятельно.

Радость познания. Проектирование своей камеры — отличный повод расширить кругозор, найти применение знаниям, полученным в школе, институте или библиотеке, научиться находить нужную информацию, то есть приобрести навыки, полезные в любой области деятельности.

Радость труда. Изготовление камеры по собственному проекту дает возможность применить и развить умение что-то делать своими руками.

Радость творчества. Если вы сами разрабатываете и строите свою камеру, вы не привязаны к стандартным фотографическим форматам. Вы можете придумать камеру, исходя из того, какой вы задумали свою будущую фотографию.

Побочным результатом занятий пинхол-фотографией является приятное чувство независимости от производителей фототехники.

Ответ на вопрос «зачем пинхол?» — скорее поэзия, нежели ясное изложение причин. О вескости этих причин мы можем судить лишь по косвенным признакам, например по тому, как и сто лет назад, вновь выпускаются коммерческие камеры, издаются книги, организуются объединения любителей и устраиваются выставки.

Литература по теме:

[1] Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.», ОГИЗ, Гос. изд-во иностр. и нац. словарей,  1935-1940.

[2] Brewster D. The Stereoscope: Its History, Theory and Construction. – London: John Murray, Albemarle Street, 1856.

[3] «The Rev. Mr. Egerton and I have obtained photographs of a bust, in the course of ten minutes with a very faint sun, and through an aperture less than the hundredth of an inch; and I have no doubt that when chemistry has furnished us with a material more sensitive to light, a camera without lenses, and with only a pin-hole, will be the favourite instrument of the photographer» (p. 137)

[4] Документы по истории изобретения фотографии: Переписка Ж. Н. Ниепса, Ж. М. Дагерра и других лиц / Ред. Т.П. Кравец. – М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1949.

[5] Aristotle. Book XV, Chapter 911b1 // Aristotle. – Cambridge, 1936. – 333-335.

[6] Матвиевская Г.П., Розенфельд Б.А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII-XVII вв.). Кн. 2: Математики и астрономы, время жизни которых известно. – М.: Наука, 1983.

[7] Во второй главе «Дополнений к Вителлию» Кеплер описывает поставленный им эксперимент: «Я взял книгу и поместил ее на возвышении, она должна была заменять мне светящееся тело. Между этой книгой и стеной я поместил доску с многоугольным отверстием. Затем я прикрепил к од­ному углу книги нить, протянул ее через отверстие и, обводя ее вдоль контуров отверстия, начертил другим концом при помощи мела фигуру на стене. Она оказалась вполне сходной с фигурой самого отверстия. Я повторил эту операцию, прикрепляя нить по очереди ко всем углам книги и многим другим ее местам. Из всех этих фигур образовалась, наконец, одна, имевшая тем большее сходство с очертаниями книги, чем дальше находилась стена от отверстия» (цит. по: Белый Ю.А. Иоганн Кеплер 1571–1630. – М.: Наука, 1971).

[8] Renner E. Pinhole photography: rediscovering a historic technique. – Amsterdam; Boston: Focal Press, 2004.

[9] Камера обскура. История одного шедевра //Техника, 1999,  №4 – C. 196 – 201

[10] Адрианов Н.А. Фотографирование без объектива малым отверстием: Для фотографов, худож., инж. и техников. – СПб.: Столичная типография К. К. Стефановского, 1907.

[11] Кроме указанной книги Адрианова и брошюрки, изданной в Николаеве (Рюмин В.В. Как научиться фотографировать и снимать без объектива?: Общедоступ. рук. к фотографированию, не требующее от читателя знания физики и химии. – Николаев: Электричество и жизнь, 1912.) в России специальных пособий больше не издавалось, но, ни одно руководство, ни один из «самоучителей» фотографии не обходились без, хотя бы краткого, изложения техники безлинзовой фотографии (см., например: Фогель Э. [Стеноп] // Карманный справочник по фотографии. – М.: Т-во И. Д. Сытина, 1918. – С. 45. Или: Ержемский А.К. Малыя отверстия вместо объективов // Самоучитель фотографии на броможелатинной эмульсии и хлорсеребряных бумагах. СПб.: А. А. Польман, 1912. – С. 58–61).

[12] Жариков С.Н., Красников С.Н. Съёмка без объектива // Фотографический кружок в средней школе. – М.: Учпедгиз, 1956.

[13] За увлекательными подробностями этого возрождения отошлю читателя к ранее указанной книге Э. Реннера.

[14] Принимая во внимание тот факт, что в современную камеру вложены интеллектуальные усилия многих поколений её создателей, это слово можно было и не заключать в кавычки.

[15] Ортоскопичность или правильность изображения. Здесь необходимы некоторые пояснения. Пинхол-камера идеально воспроизводит математическую модель центральной перспективы со всеми её недостатками, со всеми несоответствиями зрительному восприятию. Т.е., в изображении присутствуют искажения, но только перспективные, связанные с проблемами проецирования трехмерного пространства на плоскость.

[16]  «Пинхол-фотография существует и сейчас — как странная, но безобидная секта, адепты которой фотографируют без объектива, в то время как всем известно, что фотографировать с объективом — удобнее, качественнее и т.д.» (Паршев А. Технология автофокуса. Объектив и автофокус: трагедия непонимания //Foto&Video, 2008,  №2).

2010 © Игорь Брякилев

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Посетить ЖЖ автора >>>


[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ts/pin/pin.html ]
ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2010 Хулиганствующий Элементъ