------------------------------------------------------------------------------------------------>
ЧТО ТАКОЕ ПИНХОЛ?
Статья заняла 1 место в Конкурсе статей о фотографии. Спонсор Конкурса: интернет-магазин www.combook.ru
---------------------------- ЛИД --------------------------------------->
Радость, доставляемая пинхол-фотографией,
почти исключительно принадлежит автору, а зрителю — лишь настолько, насколько
ему известно об обстоятельствах появления этого снимка на свет. Для того чтобы
вы смогли вполне разделить радость авторов пинхольных фотографий, я вкратце расскажу о том, что такое пинхол.
------------------------- КОНЕЦ ЛИДА ----------------------------------->
Пинхол-камера, или просто пинхол —
это фотографическая камера без линз, где в качестве объектива используется
небольшое отверстие. Это исчерпывающее описание технического устройства, но оно
совершенно недостаточно для ответа на вопрос, вынесенный в заголовок этой
статьи. Парадоксальным образом, этот простой вопрос содержит в себе несколько
более сложных, самым простым из которых является вопрос «почему так называется?»,
а самым трудным — «зачем?».
«Пинхол» — слово иностранное, впрочем, как и
большинство слов русского языка, поэтому его иноязычность смущать читателя не должна.
Возникает другой вопрос: почему именно английское слово «pinhole», а не какое-нибудь другое, уже
известное обозначение «фотографической камеры с очень маленьким отверстием
вместо обычного объектива»,[1] например, «камера-обскура» или «стеноп»? Ответ на этот терминологический вопрос
даёт нам повод для краткого исторического экскурса.
Слово «пинхол», в связи с фотографированием впервые
употребил шотландский физик Дэвид Брюстер (David Brewster) в книге «Стереоскоп: его история, теория и конструкция» (1856).[2] В
этой книге, среди прочего, Брюстер выражает уверенность в том, что с развитием
фотографической химии и ростом чувствительности фотоматериалов, камера без
линз, с одним только пинхолом, станет любимым инструментом фотографа. Там
же он сообщает, что вместе с преподобным Эгертоном он сфотографировал при очень
слабом солнечном свете некий бюст, используя отверстие диаметром менее сотой части
дюйма, затратив на это десять минут[3]. Благодаря
этому свидетельству, Брюстер считается первым, кто применил малое отверстие к
фотографированию.
Обратите внимание, Брюстер — не пионер
фотографии. К пятидесятым годам девятнадцатого столетия фотография была не
только уже изобретена, но и достигла определённого уровня совершенства. Для
того чтобы стало возможным применять примитивную технику, светопись должна была
достаточно усовершенствоваться. Таким образом, широко распространённое
убеждение в том, что пинхол — первая фотографическая камера ошибочно. Изобретатели
фотографии ни в своих первых опытах, ни когда-либо позже не использовали камеру
с отверстием вместо линзы.[4]
Пинхол-камера, хоть и не была первой фотокамерой,
но благодаря древности природного явления, составляющего принцип работы любого фотографического
аппарата, начало фотографии можно отодвинуть вглубь истории, по крайней мере, к
четвёртому веку до н. э.
Самое раннее упоминание принципа обскуры мы встречаем
в приписываемых Аристотелю «Проблемах» (ок. 350 г. до н.э.) — своеобразном
каталоге неразрешенных на тот момент вопросов, где, между прочим, описывается
несколько случаев наблюдения Солнца и солнечных затмений. В одном месте автор задаётся
вопросом о том, почему солнечный свет, пройдя сквозь прямоугольное отверстие,
формирует изображение круглого Солнца. В другом — ещё один нерешённый вопрос:
«Почему при затмении солнца, если его наблюдать через сплетенные пальцы рук или
листву деревьев, лучи образуют на земле полумесяц? Не связано ли это с тем же
принципом, что и образование изображения в виде круга при прохождении
солнечного света через небольшое прямоугольное отверстие?».[5]
Арабский физик и математик, переводчик и комментатор
Аристотеля Ибн ал-Хайсам (965‑1039) посвятил этому вопросу
особый трактат — «Книгу о форме затмений», содержащий первую в истории физики
теорию того, что мы теперь называем камерой-обскурой. Опыт с малым отверстием
описан также в фундаментальной работе ал-Хайсама «Книга оптики», переработанный
ал-Фариси вариант которой (с включением других оптических трактатов ал-Хайсама)
был переведён на латинский язык. Этот перевод, непосредственно или через
трактат Вителлия, стал источником знаний для всех, кого упоминают в связи с
историей камеры: Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи, Джироламо Кардано,
Джиованни делла Порта, Франческо Мавролика, Иоганна Кеплера и других.[6]
Кеплер (1571–1630) ответил на вопрос,
сформулированный ещё Аристотелем,[7] разработал
теорию камеры и дал ей название, оказавшееся столь удачным, что само природное
явление теперь часто называют «эффектом камеры-обскуры».
К тому моменту, когда камера-обскура получила
своё имя, она уже использовалась исследователями и шарлатанами и успела
усовершенствоваться: приобрела компактную конструкцию и линзу вместо отверстия.
Именно о такой камере идёт речь, когда вспоминают первые опыты изобретателей
фотографии.
На протяжении всей своей истории, начиная с
Кеплера, обскура по мере приспособления к различным нуждам, получала особые
названия: камера-клара, рефлекс-камера и др. Приспособленную
к фотографированию обскуру стали называть фотокамерой. За особым видом
фотокамеры закрепилось название пинхол.
Пинхол-фотография стала популярна в 90-х годах
XIX века. В Европе, США и Японии продавались камеры, выпускались специальные
наборы для съёмки и печатания фотографий, создавались общества, издавались
книги (см. об этом в книге Э. Реннера,[8] или в
реферативном переводе нескольких глав из неё в журнале «Техника»[9]).
Появившиеся
в начале двадцатого века в России пособия по безлинзовой фотографии обходились
без специального термина для камеры.[10] Потом,
благодаря переводной (главным образом немецкой и французской) литературе в ходу
было слово «стеноп».[11] Это
слово вышло из широкого употребления вместе с постепенным забвением (не только
в России, но и в Европе, Америке и Японии) безлинзовой фотографии, о которой
вспоминали, разве что, в дидактических целях.[12]
В шестидесятых годах прошлого века усилиями
энтузиастов в Западной Европе начинается возрождение интереса к фотографированию
без линз.[13] Увлечение захватывает всё
более широкий круг фотографов и в семидесятых годах достигает Соединённых Штатов
Америки, откуда позже, в последнее десятилетие двадцатого века приходит в
Россию. Приходит вместе с этим словом — «пинхол».
В завершение исторического обзора примем
следующее определение: «Пинхол — это безлинзовая камера-обскура, приспособленная
к фотографированию».
Так что же такое пинхол, кроме того, что это
простая коробка с дыркой и фотоплёнкой внутри?
Пинхол — это игрушка. Игрушка — это источник
радости. Радость, почти целиком принадлежащая автору пинхол-фотографии — это
радость открытия. Фотографирующий такой камерой не творит, но познаёт. Познаёт
по-детски (вернее, так, как взрослый представляет себе «по-детски»): без
анализа, захватывая всю информацию целиком, не выделяя главного и
второстепенного — бесконечная глубина резкости, которую даёт пинхол, как нельзя
лучше подходит для этого.
Пинхол-фотографией занимаются исключительно
для удовольствия и развлечения. Способность игрушки доставлять радость почти
никак не связана со свойствами самой игрушки, но почти целиком зависит от
фантазии играющего. Конечно, играть можно и хорошей современной камерой, но
разница между ней и самодельной пинхол-камерой ровно такая же, как между
ходящей и говорящей куклой и связкой соломы, обёрнутой простой тряпкой:
кукла-робот сама стремится играть, а современная камера «умнее»[14] фотографа, и норовит сама решать, что и как фотографировать. Иными словами,
современная камера, предоставляя несомненные удобства в съёмке, сводит к
минимуму участие фотографа в процессе получения снимка.
Пинхол-фотография — занятие для любителя. Трудно
представить фотографа, снимающего пинхолом работающим в какой-нибудь
коммерческой сфере, скажем, в рекламе: невозможно выполнить пожелания
заказчика, невозможно предсказать результат (результат, как и в научном
исследовании можно только предполагать). Заказчик никогда не будет знать
заранее, за что он платит деньги, он всегда будет покупать кота в мешке. Понятно,
почему пинхол-фотографией занимаются энтузиасты. Но непонятно, почему
энтузиасты предпочитают всем достижениям технического прогресса простую коробку
с дыркой.
Отчасти это можно объяснить особенностями
картинки получаемой с помощью пинхол-камеры: уже упомянутая бесконечная глубина
резко изображаемого пространства и ортоскопичность[15] изображения, которая сохраняется даже при очень широком поле зрения.
Невозможно ответить на вопрос «зачем пинхол?»
рассказывая лишь о конструкции камеры и свойствах фотографий этой камерой
полученных. Невозможно потому, что особенности пинхол-фотографий — предмет
любви, главным образом, тех, кто такой фотографией занимается. Для зрителя, для
неподготовленного зрителя эти особенности не очевидны. Более того, в
эстетическом смысле снимок, сделанный пинхол-камерой, чаще всего имеет
недостатков больше чем достоинств. Подобно красивому камешку, унесённому с
места находки, снимок теряет большую часть своего очарования, будучи лишён истории
своего создания. Камешку надо быть по-настоящему красивым, чтобы можно было
внятно объяснить домочадцам, зачем ты принёс домой этот булыжник. Для того
чтобы снимок сделанный пинхол-камерой произвёл впечатление, в нём самом должна
содержаться история его создания. Часто, очень часто, то есть, практически
всегда не обходится без комментария: «сделано пинхолом» — сокращенного описания
обстоятельств появления снимка на свет, имеющего целью попытку оправдать техническую
неубедительность и эстетическую несостоятельность фотографии. Фотографический
снимок здесь — приглашение разделить радость открытия. Эстетика пинхола — поэтика
нового, такого нового, про которое невозможно сказать «похоже» оно или нет,
потому что никто ещё не видел этого предмета, пусть даже этот предмет — простая
чашка чаю на столе. «Ахиллесова пята» пинхол-фотографии — в том, что это
«искусство для своих», для «тех, кто понимает» или, хотя бы, сочувствует. Всем остальным, тем, кто не входит в этот достаточно тесный кружок любителей, он может представляться чем-то вроде секты.[16]
Большинство причин, по которым некоторые из
фотографов увлекаются пинхолом, к фотографии как таковой прямого отношения не
имеют, носят характер скорее психологический, очень индивидуальны, то есть, в каждом
конкретном случае — свои. Тем не менее, можно обозначить и несколько общих
причин.
Радость от вылазки на природу. Древность, натуральность
принципа камеры-обскуры приобщают фотографа к природным стихиям. Фотографии
получаются естественно и красиво как облака, гонимые ветром (понятно, кто-то
увидит в облаке уточку и барабан, кто-то — признаки ухудшения погоды, а кто-то
решит, что эти двое занимаются ерундой).
Радость самообразования. Для того чтобы изготовить
фотокамеру и делать ею снимки надо кое-что знать. Необходимы некоторые теоретические
и практические навыки. Фотографирование самодельной камерой требует знания основ
фотографии: в такой камере нет никакой автоматики — выдержку, то есть время, на
которое вы пускаете внутрь камеры свет, придется определять самостоятельно.
Радость познания. Проектирование своей камеры —
отличный повод расширить кругозор, найти применение знаниям, полученным в
школе, институте или библиотеке, научиться находить нужную информацию, то есть
приобрести навыки, полезные в любой области деятельности.
Радость труда. Изготовление камеры по
собственному проекту дает возможность применить и развить умение что-то делать
своими руками.
Радость творчества. Если вы сами разрабатываете
и строите свою камеру, вы не привязаны к стандартным фотографическим форматам.
Вы можете придумать камеру, исходя из того, какой вы задумали свою будущую
фотографию.
Побочным результатом занятий пинхол-фотографией
является приятное чувство независимости от производителей фототехники.
Ответ на вопрос «зачем пинхол?» — скорее
поэзия, нежели ясное изложение причин. О вескости этих причин мы можем судить лишь
по косвенным признакам, например по тому, как и сто лет назад, вновь выпускаются
коммерческие камеры, издаются книги, организуются объединения любителей и устраиваются
выставки.
Литература по теме:
[1] Ушаков Д.Н. Толковый
словарь русского языка: В 4 т. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.», ОГИЗ, Гос.
изд-во иностр. и нац. словарей, 1935-1940.
[2] Brewster D. The Stereoscope: Its History,
Theory and Construction. – London: John Murray, Albemarle Street, 1856.
[3] «The Rev. Mr. Egerton and I
have obtained photographs of a bust, in the course of ten minutes with a very
faint sun, and through an aperture less than the hundredth of an inch; and I
have no doubt that when chemistry has furnished us with a material more
sensitive to light, a camera without lenses, and with only a pin-hole, will be
the favourite instrument of the photographer» (p. 137)
[4] Документы
по истории изобретения фотографии: Переписка Ж. Н. Ниепса, Ж. М. Дагерра и
других лиц / Ред. Т.П. Кравец. – М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1949.
[5] Aristotle. Book XV, Chapter 911b1 // Aristotle. – Cambridge,
1936. – 333-335.
[6] Матвиевская Г.П., Розенфельд
Б.А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII-XVII вв.). Кн. 2:
Математики и астрономы, время жизни которых известно. – М.: Наука, 1983.
[7] Во
второй главе «Дополнений к Вителлию» Кеплер описывает поставленный им
эксперимент: «Я взял книгу и поместил ее на возвышении, она должна была
заменять мне светящееся тело. Между этой книгой и стеной я поместил доску с
многоугольным отверстием. Затем я прикрепил к одному углу книги нить, протянул
ее через отверстие и, обводя ее вдоль контуров отверстия, начертил другим
концом при помощи мела фигуру на стене. Она оказалась вполне сходной с фигурой
самого отверстия. Я повторил эту операцию, прикрепляя нить по очереди ко всем
углам книги и многим другим ее местам. Из всех этих фигур образовалась, наконец,
одна, имевшая тем большее сходство с очертаниями книги, чем дальше находилась
стена от отверстия» (цит. по: Белый Ю.А. Иоганн Кеплер 1571–1630. – М.:
Наука, 1971).
[8] Renner E. Pinhole photography: rediscovering a
historic technique. – Amsterdam; Boston: Focal Press, 2004.
[9] Камера обскура. История
одного шедевра //Техника, 1999, №4 – C.
196 – 201
[10] Адрианов Н.А.
Фотографирование без объектива малым отверстием: Для фотографов, худож., инж. и
техников. – СПб.: Столичная типография К. К. Стефановского, 1907.
[11] Кроме указанной книги
Адрианова и брошюрки, изданной в Николаеве (Рюмин В.В. Как научиться фотографировать
и снимать без объектива?: Общедоступ. рук. к фотографированию, не требующее от
читателя знания физики и химии. – Николаев: Электричество и жизнь, 1912.) в России
специальных пособий больше не издавалось, но, ни одно руководство, ни один из
«самоучителей» фотографии не обходились без, хотя бы краткого, изложения
техники безлинзовой фотографии (см., например: Фогель Э. [Стеноп] // Карманный
справочник по фотографии. – М.: Т-во И. Д. Сытина, 1918. – С. 45. Или: Ержемский
А.К. Малыя отверстия вместо объективов // Самоучитель фотографии на
броможелатинной эмульсии и хлорсеребряных бумагах. СПб.: А. А. Польман,
1912. – С. 58–61).
[12] Жариков С.Н., Красников С.Н. Съёмка без объектива // Фотографический кружок в
средней школе. – М.: Учпедгиз, 1956.
[13] За увлекательными
подробностями этого возрождения отошлю читателя к ранее указанной книге Э. Реннера.
[14] Принимая во внимание тот факт, что в современную камеру вложены интеллектуальные
усилия многих поколений её создателей, это слово можно было и не заключать в
кавычки.
[15] Ортоскопичность или правильность изображения. Здесь необходимы некоторые пояснения. Пинхол-камера идеально воспроизводит
математическую модель центральной перспективы со всеми её недостатками, со
всеми несоответствиями зрительному восприятию. Т.е., в изображении присутствуют
искажения, но только перспективные, связанные с проблемами проецирования
трехмерного пространства на плоскость.
[16] «Пинхол-фотография существует и сейчас —
как странная, но безобидная секта, адепты которой фотографируют без объектива,
в то время как всем известно, что фотографировать с объективом — удобнее, качественнее
и т.д.» (Паршев А. Технология автофокуса. Объектив и
автофокус: трагедия непонимания //Foto&Video, 2008, №2).
2010 © Игорь Брякилев
Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Посетить ЖЖ автора >>>
[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ts/pin/pin.html ]
------------------------------------------------------------------------------------------------>
|