ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШТАТИВА
В ПЕЙЗАЖНОЙ ФОТОГРАФИИ



Дмитрий ПИТЕНИН






Здравствуйте, друзья.
Хочу сказать несколько слов о штативе.





Хочу сказать несколько слов о штативе. Я буду говорить не о выборе модели штатива, а постараюсь убедить в том, что штатив стоит использовать по возможности чаще. И о некоторых параметрах при выборе, которые я из своего опыта считаю оптимальными.

На мой взгляд, этому инструменту незаслуженно уделяется мало внимания. Хотя штатив позволяет получить зачастую более высокое техническое качество снимка. Многие тщательно выбирают объективы с максимальной разрешающей способностью, придирчиво рассматривают снимки и тесты, а потом, снимая с рук, удивляются отсутствию высокой детализации, которая была в тестах. Реалии таковы, что для современных многопиксельных камер правило выдержки с рук 1\2*ЭФР не позволяет снимать без микросмаза, для этого нужно делать восьмикратный запас, а такое не всегда возможно, кроме солнечного дня.

Для меня штатив является непременным спутником пейзажного фотографа. Мало того, что он дает использовать более длинные выдержки, он так же позволяет прецизионно выставить кадр, применить нужную глубину резкости. Он ограничивает в быстроте съемки, но в этом есть и плюс – будет меньше проходных кадров, ради них будет лениво устанавливать трехногого друга. Этим он дисциплинирует и вынуждает думать над кадром, снимать меньше фотографий, которые потом пойдут в корзину или будут пылиться на жестком диске.

При этом, найдя интересное место для съемки, не нужно сразу ставить штатив и снимать с удобного уровня роста. Стоит взять камеру и посмотреть на место с разных углов и высоты, и потом в эту позицию раскладывать штатив. Например, этот кадр я снимал, опустив камеру до уровня земли.

Пользоваться хорошим и удобным штативом – сплошное удовольствие, как можно заметить. Он удобно выставляется на нужную высоту, прикладываемое усилие – настраивается. В фиксированном положении замки ног водонепроницаемы, что довольно часто востребовано на съемке. После использования в соленой воде – штатив можно промыть, при необходимости смазать.

Почему-то так повелось, что камеру, объектив, выбирают долго и тщательно, понимая, что не всегда экономия оправдана, а штатив – берут на сдачу. От плохого штатива вреда будет не меньше, чем его отсутствие, невозможно пользоваться инструментом, в устойчивости и надежности которого нет никакой уверенности. Да и цена, - если посчитать сколько лет прослужит хороший штатив, – не будет казаться чрезмерной за хорошую вещь. Но всегда лучше штатив тот, который с тобой на съемке, а не дома в шкафу.

Поэтому, под возможности неплохо иметь два варианта – устойчивый, при поездках на машине или на прогулках, и более легкий для походов, где важен вес. Пользоваться таким менее удобно, он менее устойчив, но часто вес или размер – более важный параметр. Но тут не надо ждать чуда, надо знать возможности штатива, и использовать его в этих рамках. Или снимать чуть выходя за приемлемые условия, сразу отсматривая результат и делая дубли.

Так же ошибочно принято считать, что выбирать штатив, надо ориентируясь на вес камеры и заявленный удерживаемый вес. Это кардинально неверно. Два основных фактора, которые влияют на выбор штатива – фокусное расстояние, которое будет использоваться и условия съемки.

При полном штиле и на широком угле – практически любая тростинка сможет выдержать камеру. Так же сталкивался с тем, что даже одни из самых мощных штативов не могут удержать стабильно камеру, при съемке на телеобъектив в условиях, например, перемены погоды в горах или на побережье.

Вот пример кадра, когда снимая на Gitzo Systematic 5 серии, с шаровой головой 54мм, в сложенном состоянии ног – не справлялся с порывами ветра, при съемке на длинном фокусном расстоянии. Хотя с виду – обычный кадр, а на деле приходилось штатив еще придавливать всем весом и закрывать от ветра, ловя мгновения между порывами.

Я бы рекомендовал рассматривать варианты с подобными параметрами.

- Цанговый зажим. В отличии от клипс, он более прост и надежен. Клипсы на морозе часто могут обломиться, если у них нет регулировки, то при минусовых температурах они просто могут перестать зажимать. Цанги же, при навыке, в обращении не менее удобны, но более надежны.

- Карбон. Помимо меньшего веса, карбон также намного быстрее гасит вибрации и стабилизирует изображение. Чем толще трубка и ее стенки – тем лучше. И, как бонус, на морозе он не настолько холодный, как алюминиевые штативы. Дерево – еще лучше, но существенно более громоздко.

- Количество колен стоит выбирать наименьшее. Но это практически всегда будет в ущерб компактности.

- Нижние оконечники должны быть съемные, на резьбе. Для использования шипов. В принципе, можно и без резьбы, но тогда придется вытачивать шипы под свой размер и их вклеивать.

- Голова - шаровая, желательно с верхним и нижним ротатором, которые позволяют снимать однорядные панорамы, а при использовании нодальной планки – еще и с точкой минимального параллакса.

- Штативная площадка. Должна быть однозначно съемная, без какой-либо прокладки, типа резины или пробки, они не дают сделать жесткую фиксацию камеры. Если они есть – незамедлительно отодрать. Очень удобна в использовании специальная L-плата, желательно не универсальная, а сделанная под модель камеры.

Также есть несколько аксессуаров, которые в тандеме (и по отдельности) увеличивают устойчивость и жесткость штатива, расширяя возможности съемки в сложных состояниях или на большом фокусном расстоянии – это шипы и нагрузочное стремя.

2015 © Дмитрий Питенин

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Почитать блог Автора >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ts/o_shtative/o_shtative.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2015 Хулиганствующий Элементъ