ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN




КАК ВЫБРАТЬ...



Сергей ГУЛЯЕВ







Очередной вопрос моего знакомого: "Я хочу купить себе камеру. Не мог ли ты помочь мне выбрать?" заставил меня написать эту статью. Самое интересное, что он уже имел любительскую зеркальную камеру Canon 1100, но сейчас он хотел купить простую мыльницу, поскольку носить громоздкую "зеркалку" ему неудобно, тяжело и совсем непрактично. Да и как не согласиться с этими доводами, когда основным местом размещения фотографий у моего знакомого была страничка в соц. сети.


Итак все по-порядку. В стародавние времена, когда изображение получалось при помощи пленочных камер, посредством света и химических процессов, вопрос решался просто, были любительские камеры, были профессиональные, но самое главной в них была пленка.

Сейчас пленочные камеры - раритет, бал правят цифровые технологии. Полки магазинов ломятся от фотокамер на любой вкус и размер, от почти микроскопических крошек, помещающихся даже в самом маленьком кармашке, до больших полноформатных монстров, придающим своим владельцам и шарм и брутальность.

Поэтому попробуем разобраться что там и зачем все это нужно. Как выбрать камеру так, чтобы максимально использовать ее потенциал, а не платить за множество функций, которые на деле никогда не будут использоваться. Надеюсь, что читатель уже изучил некоторые мудреные слова, которыми так любят щеголять продавцы магазинов фототехники и рекламные агенты.

Цифровые фотокамеры на полке магазина

Практически каждая уважающая себя фирма, производящая электронику (да и не уважающая), старается представить линейку фотокамер на любой вкус, цвет и кошелек. Поэтому разобраться в этом море изобилия задача не из легких.

Для начала посмотрим, что предлагается магазинами. На полках лежит большое количество малоформатных камер типа "фотомыльница", особенностью которых являются малые размеры, несъемный объектив с переменным фокусным расстоянием и маленькая матрица размером 1/2,3 дюйма. Цена такой камеры невысока, у нее есть встроенная вспышка, включаемая фотоэлементом в условиях малой освещенности. Установка выдержки и диафрагмы производится автоматически и с помощью нескольких предустановленных режимов. Запись кадра производится в единственный формат JPEG. На корпусе такой камеры может красоваться весьма внушительная цифра в мегапикселях, но качество снимков с нее обычно невелико. Навряд ли вам удастся разместить сделанное фото в издании или отправить его на какой-нибудь фотосток. Скорее всего его вернут с резолюцией, что данное фото не соответствует стандартам качества. Такие фото можно размещать в интернете, показывать знакомым, но не более. Со временем пользователь начинает замечать, что фотографии с такой камеры какие-то замыленные и самое главное - плоские.

Немногим дороже будут камеры с устанавливаемыми настройками, имеющими режимы предустановки выдержки и диафрагмы, но конечный результат таких камер обычно также невелик.


Рис.1 Снимок с цифровой камеры типа «фотомыльница». Справа видно увеличенное изображение.

Следующим на очереди стоит просьюмерная камера, позиционируемая как камера для продвинутых любителей. С этими камерами более сложно. Также как и "мыльницы", эти камеры имеют один несъемный объектив с переменным фокусным расстоянием и маленькую матрицу того же "мыльничного" формата 1/2,3 дюйма или немного больше. Исключение составляют фотокамеры с несъемными объективами, но большими матрицами, например некоторые модели фирм Sigma, Sony, Fuji… Но о них позже.

Преимуществом просьюмерных камер является объектив с большим количеством настроек, возможность снимать в режимах приоритета выдержки и диафрагмы, а так же, в некоторых случаях, сохранять снимки в "профессиональном" формате RAW. Некоторые камеры оснащены разъемом для подключения внешней вспышки (горячий башмак). То есть эти камеры могут предоставить любителю почти все возможности "профессиональной" камеры, за более скромную цену. У многих моделей даже корпус выполнен с приливами, что не добавляет удобства, но добавляет "крутизны".

С такими камерами можно получать размытие заднего плана, четкое изображение, лишенное искажений, но из-за маленькой матрицы фотографии будут получаться "шумными".


Рис.2 Снимок выполнен просюмерной камерой Fujifilm
(несмотря на более приличные характеристики объектива в сравнении с «фотомыльницей»,
сохраняется высокий уровень шумов)

Исключением являются просьюмерные камеры с большими матрицами, идею которых начала развивать фирма Sigma. Это камеры, имеющие размеры не очень большой "мыльницы" оснащены большими матрицами используемыми в больших "зеркальных" камерах, позволяющие получать снимки наилучшего качества, пригодные как для изданий, так и для разных фотостоков и фотохостингов. Сейчас помимо компании Sigma особый интерес вызывают просьюмерные камеры фирмы Sony, которые могут обладать как большими матрицами с кроп-фактором 1,5 так и полноразмерными матрицами. Только по стоимости этот класс просьюмерных камер превышает все остальные и даже «зеркальные». Но, что поделаешь, за удобство нужно платить.

Далее следуют различные "зеркальные" камеры, с которыми фотолюбитель узнает такой интересный термин как "кроп-фактор", означающий отношение реального размера матрицы камеры к т.н. полному формату, соответствующему размеру кадра 35мм фотопленки. Наиболее часто среди любительских "зеркалок" можно встретить камеры с кроп-фактором 2,0 - система 4/3, используемая фирмами Olympus и Panasonic, 1,6 - Canon, 1,5 - Sony, Nikon. Эти камеры имеют сменные объективы, большой выбор настроек как автоматических, так и ручных, сохранение снимков в RAW формат, т.е. позволяют делать все, что и профессиональные камеры с полноформатными матрицами. Эти камеры основные поставщики снимков на фотостоки и небольшие издания. Но основными недостатками этих камер являются размеры и соответственно масса, ее не положишь в карман и даже не во всякую сумку, потому, снимать такой камерой случайные сюжеты не такое простое дело.

Попытка уменьшить габариты камеры, но при этом сохранить возможности, привело к появлению класса беззеркальных камер со сменной оптикой. Такие камеры, по размерам сравнимы с "мыльницами", но при этом сохраняют практически все свойства "зеркалок", что позволяет использовать их и для "случайной" съемки.

Цифровая камера изнутри

Далее нужно понять, что то устройство, которое мы держим в руках и называем по-старинке, фотокамерой, гораздо меньше похоже на фотоаппарат, а больше похоже на персональный компьютер. Фактически единственным общим блоком для них является только оптический блок объектива, а все остальное - сплошные различия. В цифровой камере изображение формируется при помощи большого количества фотоэлементов, объединенных в единый элемент - матрицу. Как уже было сказано выше, в разных моделях и типах камер используются матрицы разных размеров. Но помимо размеров, матрицы могут отличаться и по другим параметрам. Во-первых, это матрицы, у которых все цветовоспринимающие элементы расположены в одной плоскости (т.н. Технология Bayer), среди которых есть матрицы с передним расположением фотоэлементов (классические) или с задним (Exmor). Во-вторых, матрицы системы Foveon, состоящие из трех слоев, каждый из которых отвечает за восприятие только одного цвета. Такая технология позволяет значительно снизить уровень цветового шума.

Так же матрицы отличаются по технологии оцифровки изображения, это так -называемые CMOS И CCD матрицы. Технология CCD распознает всю картинку, которую объектив формирует на матрице, а технология CMOS вначале распознает каждый пиксель, и только потом формирует из них общую картинку. Использование технологии CCD позволяет добиться лучшего результата на системах большой матрицей, но с низкой производительностью вычислительного блока. Она требует больших энергозатрат и подвержена появлению т.н. "пиксельных" дефектов (горячих или битых пикселей).

CMOS технология менее энергоемка, при слабых возможностях вычислительного блока оптимальна в малых размерах (менее энергоемка), вот почему на заре цифровой техники, матрицы системы CMOSставились на самые примитивные устройства, типа web камер.

Но развитие вычислительной техники и повышение мощностей видеопроцессоров позволило открыть преимущества технологии CMOS перед CCD, поскольку алгоритм попиксельной обработки позволяет значимо уменьшить уровень "шумов" и "пиксельных" дефектов.

Размеры матрицы как было сказано выше, тоже влияют на качество снимка, но вот влияние это не так линейно, как стараются представить некоторые авторы. Ниже представлены два снимка, снятые камерами примерно одного года выпуска, имеющие схожие характеристики вычислительного блока, одинаковое количество пикселей, но обладающими матрицами разных размеров и разными кроп-факторами.


Матрица Nikon к-ф – 1,5                                 Матрица Olympus 4/3 к-ф – 2,0

Рис 3. Сравнительная характеристика фотоматриц разных форматов

Как видно из примера, более качественная картинка у камеры с меньшей матрицей. Это присходит потому, что на матрице меньшего размера пиксели расположены более плотно, что уменьшает "рыхлость" картинки, снижающей качество второго снимка.

Конечно, сразу же, у пытливого читателя возникнет вопрос о том, что автор немного лукавит. Если он говорит о том, что матрица меньшего размера в примерно равных условиях дает более четкую картинку, то значит самая четкая картинка должна быть как раз у фотокамер «мыльничного» класса, ведь матрица с размерами 1/2,3 в сравнении с той же системой 4/3 – почти микроскопическая, значит и пиксели на ней меньше и плотность их расположения выше, что и должно обеспечить наилучшее качество картинки. Тогда почему все гонятся за полноформатными камерами, а снимки с мыльниц годятся лишь для фоток в соц. сетях?

На самом деле, ничего необычного нет. В том, что матрица для зеркальной камеры производится с определенной плотностью элементов – нет ничего необычного, количество пикселей постепенно растет, качество картинки улучшается. Но обратите внимание, с какими темпами идет нарастание количества пикселей в сегменте зеркальных камер и «фотомыльниц». В первом сегменте – поступательно, во втором – скачкообразно. Как только большие камеры анонсируют новый размер кадра, как все «мыльницы» сразу же пестрят новыми цифрами.

Теперь я вас спрошу. А вы действительно верите, что разместить 14-20 млн. фотоэлементов на полном формате 36х24 мм и матрице 1/2,3 это одна и та же процедура?

Никогда! Не обладает общество подобной технологией. Оно только – только разместило 14-20 млн. элементов на полном формате и это его предел на сегодняшний день (20-25Мп на завтрашний…). Нет, я конечно могу поверить, что есть весьма продвинутые технологии, опережающие время, да только тогда цена «мыльницы» будет превышать цену зеркальной полноформатной камеры в десятки раз. Никаких особо маленьких пикселей и никакого более плотного монтажа на маленьких матрицах нет и быть не может, поскольку это бюджетный класс камер, где все очень и очень дешево. Откуда тогда берутся цыфры на корпусе? А вот откуда. Это называется интерполяция. Т.е. на самом деле в приобретаемой «фотомыльнице» с гордой надписью 16Мп, матрица отсилы выдает 3-5Мп.

Тот кто давно пользуется «мыльницами» хорошо знает, что в камере есть т.н. «базовый» формат кадра в 3-5 Мп. Его обычно никто не использует, ведь камера может и больше, а зря. Именно на этом формате можно добиться минимального уровня «шумов», возникающих при работе алгоритма интерполяции, разбивающего один физический пиксель на несколько псевдопикселей.

Но тогда опять возникает вопрос о том, что изображение, полученное на матрице большего размера «хуже». Да это так, из-за меньшей плотности и большего физического размера пикселя, но это своеобразная плата за возможность работы матрицы в более напряженных условиях, ведь чем ближе расположены элементы, тем быстрее происходит их нагрев во время работы, тем хуже становятся их полупроводниковые свойства и пр. Любители чаще всего сталкиваются с подобными проблемами при проведении ночной съемки, когда используются длительные выдержки. Обратите внимание на цветовой шум, возникший при съемке ночного неба.


Рис.4 Шумы, появляющиеся во время съемки ночной фотосъемки цифровой камерой

Определенным преимуществом в этих условиях обладает технология Foveon, используемая в камерах Sigma. Монохромные матрицы имеют более однородные характеристики фотоэлементов и менее плотно их расположение. Картинка формируется посредством совмещения трех основных изображений: зеленого, синего и красного в один слайд, который после этого еще и сжимается. В сравнении с матрицами, выполненными по технологии Bayer или Exmor с однослойным расположением фотоэлементов, на выходе 16Мп Foveona будет получаться 4-6 Мп кадр, а с 48Мп – всего 16 Мп.


Рис.5 Трехслойная матрица FOVEON от фирмы Sigma позволяет
эффективно снимать ночные сцены с минимальными шумами.


Далее – волшебный RAW – формат!.

О! Волшебный RAW формат!
Снимайте все в RAW формат! Камера – не камера, если у нее нет RAW!.

Такие лозунги – частые спутники фотолюбителей, которые немного познакомились с возможностями цифровой фотографии. Вот только опять есть нюанс. RAW не RAW, а фотографии все равно представляются в формате JPEG. Только в издательском деле и на некоторых фотостоках вы можете найти «типографский» Tiff, но и его чаще всего преобразуют из представленного автором JPEG.

Про недостатки последнего – известно даже людям, весьма отдаленно интересующимся фотографией. Да, при сжатии и пересохранении в JPEG происходит ухудшение качества картинки, поэтому для «плотного» редактирования данный формат не подходит абсолютно, но он просто не заменим при представлении картинки в сети или пересылке фотографий по сети. Ведь он позволяет получить файлы с максимальной степенью сжатия и представить объем 20Мп всего в 2Мп.

Но почему тогда вообще не снимать в JPEG изначально? Снял – переслал и делу конец. Все быстро и просто. К сожалению, отнюдь не просто. Нет, качество внутрикамерного JPEG год от года увеличивается и многие «зеркальные» камеры вполне могут выдавать вполне достойный продукт, вот только он все равно, будет проигрывать специализированной обработке из RAW. Ниже можно посмотреть, как выглядит снимок, обработанный процессором камеры и снимок, обработанный из RAW. Дело в том, что процессор камеры не рассчитан на проведение подобной процедуры как основной. Его главной задачей как раз является формирование RAW – изображения с матрицы, а преобразование в JPEG – вторичная процедура, производимая по стандартным преднастройкам. В отличие от внутрикамерной обработки, даже самый простой RAW конвертор персонального компьютера предоставляет пользователю гораздо больше возможностей и средств, для получения более качественного конечного продукта.


Рис. 6 Внутрикамерный JPEG Высокий уровень шумов и артефактов на полном формате изображения.

Резюме

Итак, первый и основной вопрос, который должен поставить перед собой «новоявленный» (или «неновоявленный» ) фотолюбитель заключается не в том: «Какую камеру мне купить?», а в том: «Что я буду с этой камерой делать?».

Если человек хочет снимать случайные сцены от случая к случаю, и исключительно для себя лично, выкладывая результаты своих трудов в сеть в разрешении 800 на 600 пикселей, то зачем ему тяжелая и громоздкая "зеркалка"? Любая «мыльница», даже всемирно известная китайская «NoName» справится с таким заданием «на ура!»

Если есть цель продвигаться дальше, но человек еще не знает ни жанра, ни стиля в которых он будет работать, или он не представляет будет ли у его увлечение профессиональное продолжение, то естественно следует остановиться на беззеркальных камерах со сменной оптикой. В результате у вас будет вполне пригодный инструмент, который позволит вам реализовать большинство идей, при весьма компактных размерах, сравнимых с компактной "цифромыльницей". Такая камера не займет много места в сумке, не привлечет большого внимания на улице, а использование сменной оптики позволит отработать практически любой сюжет не хуже, чем с "зеркальной" камерой.

Просьюмерная камера не самый лучший выбор, поскольку это либо маленькая матрица при громоздких габаритах, либо цена сравнимая со средним классом «зеркальных» камер. Дорогие просюмерные камеры это больше камеры статуса своего владельца, чем рабочий инструмент (хотя я много лет дружу с камерами Sigma и считаю их если не идеальными, то, по крайней мере, близкими к идеалу).

Ну, а покупка большой "зеркальной" камеры это всегда взвешенный и продуманный шаг, человека, который уже полностью определился с тем, что он хочет достичь в фотографии. Это серьезный инструмент, который должен помогать своему владельцу, а не доставлять неудобства. Наверное, лучше быть фотографом, чем казаться «фотографом», иначе и вам будет неудобно, и окружающие будут «косо» смотреть на вас, думая про себя «а не замышляете ли вы чего–нибудь худого». В таких нервозных условиях хорошей съемки не получится. Нет, получить несколько достойных кадров вполне возможно, но вот сам процесс, не будет доставлять особого удовольствия.

Хотя, о чем это я? Все равно, прочитав все вышенаписанное, вы пойдете в магазин и купите себе то, что вам нравится.

2014 © Сергей Гуляев

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Ссылка на ЖЖ Автора >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ts/kak_vibrat/kak_vibrat.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2014 Хулиганствующий Элементъ