ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



ХОЛЬГА



Джош РУТ



В этой статье мы поговорим о милом сокровище помешанных на искусстве чудаков: пластиковой, непревзойденной, средне-форматной Хольге. Этот, производимый в 80х в Китае, «фотоаппарат для народа» позже приобрел популярность у арт-фотографов благодаря «артовому» качеству фотографий, которые производила на свет эта ушлая коробочка.





Хольга 120 (120S/120N/120SF/120FN/120CFN)

Хольга 120N – среднеформатный фотоаппарат за 28 долларов, произведенный в Китае. Более новые модификации приспособлены под пленку 6x6 и 6x4.5см. Фокусирование производится вручную, методом «угадывания» с помощью четырех значков нанесенных на объектив: (человек, три человека, много людей, гора). Можно выбрать одну из двух диафрагм: «солнечно» и «очень солнечно» (f/8 и f/11). И одну пружинную выдержку 1/100 (плюс bulb!). Засветки просто великолепны. Свет просачивается сквозь каждую щелочку и трещинку. Виньетирование ярковыраженно, особенно на пленке 6Х6. Линза может сфокусироваться, а может и нет. Шторка может сработать на указанных в инструкции 1/100, а может и не сработать. Да что там говорить, благодаря чудовищному проектированию, у некоторых моделей нет даже двух диафрагм. Большая диафрагма прикреплена к рычажку, который движется за маленькой диафрагмой, установленной непосредственно на задней части объектива. Это все равно что установить большой дисплей для картины перед маленьким окошком в стене. Большой дисплей бесполезен, так как сквозь него видно лишь маленькое изображение в окошке в любом случае.

Поверье гласит, что Хольга была создана в 1981 году из необходимости, для того, чтобы китайский рабочий класс имел возможность снимать семейные портреты и документировать всевозможные события. Пленка 120 была самой распространенной в начале 80-х в Китае, и этот факт непонятен мне до сих пор. Возможно, это случилось из-за того, что Китай был долгое время закрытой страной, и 35мм пленка появилась там только в середине 80х. Несколько лет Хольга пользовалась успехом, будучи китайской версией кодаковской Брауни, но затем почти канула в небытие уступив место 35мм пленочным фотоаппаратам.


Типичное изображение, даваемое Хольгой

Прежде чем это случилось, фотоаппарат был замечен фотографами за пределами Китая, за его способность фотографировать «художественно», это чем-то напоминает склонность людей украшать мусорные бачки прекрасными цветами. Любовь фотографов к этому дешевому пластмассовому фотоаппарату стала выражением презрения все растущему ажиотажу в гонке за новейшей, быстрейшей, резчайшей, крутейшей фототехникой, поселившемуся в умах. Да, маркетинговые бригады Никона и Кенона представили миру автофокус и матричный замер. Но кому они нужны, если можно установить двадцатидолларовый фотоаппарат на «частично-облачно» и «три человека» и снимать сколько душе угодно.

Если послушать что говорят люди о снимках, сделанных Хольгой, сразу вспоминаются разговоры фанатов дальномерок об оптике Лейки. Слова «волшебство» и «сияние» то и дело прокрадываются в беседу. Правда заключается в том, что благодаря световой негерметичности, недостаточному выравниванию пленки, низкокачественной пластмассовой оптике и, в целом, корявой конструкции, снимки Хольги действительно имеют определенное очарование. Низкокачественная и непредсказуемая Хольга не столько фиксирует мир вокруг нее, сколько представление о мире в чьей-нибудь голове. Скорее всего в голове пьяного моряка, который все время прищуривает глаза, чтобы все вокруг меньше кружилось и шаталось.


Романтический кадр

«Промышленные» версии Хольги :

- Хольга 120S – первоначальная Хольга. Фиксированная выдержка, переменный фокус, пластиковая оптика, малопригодная регулировка диафрагмы, башмак для вспышки и отделение для пленки 6x4.5.

- Хольга 120N – Усовершенствованная версия с такой же пластиковой оптикой и непригодной регулировкой диафрагмы. Добавлены гнездо для штатива, режим открытой шторки, более удобный переключатель для счетчика кадров, и опция для пленки 6Х6.

- Хольга 120SF – Хольга 120S со вспышкой.

- Хольга 120FN – Хольга 120N со вспышкой.

- Хольга 120CFN – Хольга 120FN с четырехцветной вспышкой.

Еще есть пара вариаций на эти версии, где вместо пастиковой оптики – стеклянная. Также были выпущены несколько версий 35мм фотоаппаратов с брендом Хольга. Но, по моему мнению, это не те фотоаппараты, которые имеют в виду, говоря «Хольга». Поэтому я не буду упоминать их в этой статье. Кроме того, я считаю, что цветная вспышка – просто глупая шутка, которая быстро надоедает. Это мое субъективное мнение. Я бы порекомендовал покупать Хольгу 120N. Режим открытой шторки очень полезен, и гнездо для штатива тоже. Нет никакого смысла покупать камеру с дрянной встроенной вспышкой, когда у всех версий Хольги имеется башмак для внешней.


Хольга, обмотанная изолентой (зачем? - см. ниже)

Как это часто происходит с игрушками, которые становятся модными у арт-любителей, появилось большое количество умельцев, модифицирующих Хольгу и оснащающих её дополнительными возможностями.Вот некоторые из модификаций:

- замена объектива на пинхол: Пинхольга
- замена пластиковой оптики на стеклянную
- модификация позволяющая снимать панорамы на 35мм пленку
- добавление полароидного задника: Хольгароид (стал менее популярен с исчезновением пленки)
- добавление фишайной насадки для циркулярных фишайных снимков.

Этот список можно продолжать до бесконечности. Простой поиск в Гугле «модификации Хольги» выдаст вам больше ответов, чем можно представить. Честно говоря, многие из них мне не нравятся. Просто потому, что замена или изменение первоначального объектива лишают Хольгу половины того, за что ее так любят. Если мне нужен пинхол, есть лучшие способы его получения. Если мне нужен средний формат с лучшей оптикой – существуют горы дешевых двухлинзовых зеркалок. Тем не менее, я делаю некоторые простые улучшения:

- заклеиваю изолентой самые сильные источники засветки
- заклеиваю изолентой дорожку промотки, дабы избежать царапин
- подкладываю под пленочную катушку кусок сложенного картона от пленочной упаковки для того, чтобы пленка ложилась ровнее, и лучше наматывалась на собирающую катушку.


Картон, подложенный под катушку

Вдобавок к этому, я попробовал исправить проблему диафрагмы. Если честно – не стоит тратить на это время.

Как снимать

На самом деле съемка Хольгой – дело немудреное. Обычно я беру с собой экспонометр и надеюсь на попадание в экспозицию. Процесс выбора экспозиции ограничивается взглядом на небо и определением ясное ли оно или частично облачное. Все, что остается – выставление соответствующего значка на переключателе. С единственной выдержкой 1/100 и двумя (или одной) диафрагмами, у вас не остается какого-либо другого выбора. Самое важное – определить какой пленкой пользоваться. В связи с тем, что количество экспопар минимально, я очень рекомендую не снимать на слайд. Терпимость обычных негативов к промахам в экспозиции очень помогает. Что касается ISO, мне кажется логичнее всего начать с 400. Это позволит получить более менее правильно экспонированные снимки в пасмурный день и проработанные тени в солнечный день. Если вы собираетесь снимать в яркий солнечный день, лучше использовать пленку в 100 ISO. Полагаю в этом случае не помешает нейтральный градиентник. Лично я никогда этого не делаю, предпочитаю максимальную простоту при съемке такой простой камерой.

Фокусирование заключается в выборе соответствующего значка на фотоаппарате в зависимости от расстояния до объекта съемки. Все пришли к согласию, что значки фокусировки означают следующее:

«Одинокий человек»
1 метр
«Трое – уже компания»
1,5-2 метра
«Большая толпа»
3-5 метров
«Дорога в горы»
6 метров – бесконечность

Одно улучшение Хольги, которое все же может оправдать усилия – улучшение фокусировки до 0.5 метра. Разница небольшая, но я сталкивался с ситуациями где это не помешало бы.

Кнопка спуска Хольги – одна из самых тугих с которыми мне приходилось сталкиваться. Нужно приложить намного больше усилия чем кажется на первый взгляд. Как только удается нажать, сразу замечаешь что камера чуть дернулась от силы нажатия. Это один из тех случаев, когда дефективное производство действительно оказывает ощутимое влияние. Но то, что мои Хольги настолько плохи в этом плане, еще не значит что у вас будет то же самое. Для тех, кто никогда не снимал Хольгой: имейте в виду, судя по звукам кажется что шторка срабатывает дважды, один раз когда кнопка спуска нажата, и второй раз, когда она поднимается в исходное положение. Можете быть спокойны, второй щелчок лишь звук пружины, возвращающей шторку на место. Только имейте в виду что внешняя вспышка сработает дважды все равно. Цепь башмака замыкается как при открытии, так и при закрытии шторки.

Промотка пленки – еще один тернистый участок в работе с Хольгой. Если вы прислушались к моему совету и подложили кусочек сложенного картона под пленочную катушку, вы тем самым увеличили силу трения, и перемотка пленки будет делом нелегким. Имейте в виду, колесико перемотки не останавливается с каждым кадром. Следует смотреть на маленькое красное окошко на задней панели фотоаппарата и останавливать перемотку когда там появляется цифра 120, нанесенная на пленку. Иначе вы можете просто промотать всю пленку без остановки. Постарайтесь останавливать перемотку в тот момент, когда цифра 120 находится на одном и том же месте, таким образом вы сможете делать равные промежутки между кадрами.

Вердикт

Что еще можно ожидать от фотоаппарата по цене 30 долларов? Снимки настолько случайны, благодаря различным утечкам света и кривизне плоскости пленки, что эффект при открытии пакета с отпечатками в фотолаборатории намного превосходит по силе открытие упаковок с новогодними подарками. Никогда не знаешь что же там получилось. Для «цифровиков» это приятное и освобождающее ощущение. В наше время мы столько «корячимся» для того, чтобы получить именно тот кадр который нужен, что нам не хватает того маленького чуда, когда просто снимаешь, а потом видишь что из этого вышло. Для пленочников Хольга предоставляет прекрасную возможность почувствовать как это здорово - работать с негативом 6x6 в фотоувеличителе. Средний формат действительно один из приятнейших при работе с пленкой. Оборудование портативнее и легче в использовании, чем при большом формате, а процесс фотоувеличения намного превосходит 35мм.

О снимках я уже упоминал ранее – они мягкие, напоминающие сон, непредсказуемые, с плавающим по всему кадру фокусом и покрытые всевозможными засветками и царапинками (вам никогда не удастся избавиться от них полностью, сколько бы изоленты не было потрачено). Мне, если честно, они очень нравятся. Снимки сделанные Хольгой напоминают, что фотография – это не всегда точная копия окружающего нас мира. Хольгу можно сравнить с акварелью. Вы знаете что изображено на рисунке, но вы также знаете что сцена выглядела не совсем так, когда ее рисовали. А если учесть что мои воспоминания в лучшем случае туманны, снимки Хольги более близки тому, как я помню, нежели обычные снимки. Но кто знает, может в детстве я часто падал и ударялся головой.

Вывод

Тридцатидолларовая Хольга – великолепный повод для того, чтобы попробовать себя в пленочном среднем формате. Есть нечто исключительно заманчивое в том, что результат случаен и несколько непослушен. Конечно, нельзя полагаться на Хольгу при съемке свадебного альбома, но неплохо бы иметь одну с собой для чистого удовольствия. Можете считать это жертвоприношением богам фотографии. Вы жертвуете часть возможности контролировать процесс, а они одарят вас чем то волшебным и замечательным взамен.

2008 © Джош Рут
2010 © Алексей Плюснин (перевод с английского)

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Почитать оригинал статьи >>>
Посетить полезный сайт на тему Хольги >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ts/holga/holga.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2010 Хулиганствующий Элементъ