ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN




ГЛУХОЗИМЬЕ



Сергей ГУЛЯЕВ







Зима! Позади осталась золотая осень с буйством красок, поздняя осень с ее пастельными и туманными пейзажами. Наступило время ранних сумерек, серого неба и скучных невыразительных красок. Пришло время глухозимья.






Как раз на это скудное время приходится череда новогодних праздников, но если вы живете в средней полосе России или в Европе, то скорее всего следуете советам бывалых мастеров, и в это время предпочитаете не брать камеру с собой на прогулки, потому, что получить хороший «коммерческий» результат в таких «спартанских» условиях весьма непросто. Лучше подождать до февраля — марта, когда весенние солнце и «последний» снег не создадут идеальной «зимней» картинки.

Но для меня фотография природы и городских достопримечательностей интересна именно в это время. Почему? Потому, что именно этот период, позволяет фотографу поиграть со временем и стереть грань между прошлым и настоящим. Ведь время для человека, и для какого - нибудь архитектурного объекта понятия совершенно разные. То, что мы воспринимаем как быструю реку, то для церкви XII века всего лишь мгновения. Вот именно эту временную ауру можно поймать и запечатлеть на фотографии с помощью тусклого света и блеклых красок глухозимья, а так же в полной мере ощутить все трудности фотографов прошлого, когда пленка была малочувствительной к свету, объективы — темные, а выдержки длительные.

Естественно в этих условиях обратиться к технике черно-белого фото. Ведь фотография и начиналась с этих двух цветов, потому и в нашем сознании черно-белое изображение стойко ассоциируется со словами "старинный" или "ретро". Кроме того, и при использовании цвета, основной гаммой будет сочетание белого, черного и коричневого, а так же, техника черно-белой фотографии всегда сохраняет в себе какой-то элемент недосказанности и тайны.

Так, рассматривая черно-белое фото, мы сами становимся участниками процесса. Не имея прямого указания, наш мозг пытается самостоятельно раскрасить картинку своим воображением. Предлагая множество вариантов, и выбирая тот, который будет нравиться. То есть, два человека, рассматривая одну и ту же картинку, могут прийти к совершенно разным заключениям, что только повысит к ней интерес.

Ниже приведены современные фотографии районов Будапешта, снятые в черно-белой технике для придания эффекта большей выразительности.



Фотография улицы в Будапеште.

На данном снимке присутствуют современные автомобили, но несмотря на это, черно-белая гамма, старые дома и мощеная улица, создают эффект "прошлого".



Трамвай в Будапеште.

Снимок трамвая не имеет видимых временных указателей. Время на этом снимке практически отсутствует. Снимок может отражать и прошлый век, и настоящее время.

Для съемки не обязательно искать исключительно безлюдное место. Достаточно, чтобы в кадре присутствовали какие-нибудь объекты, про которые мы может сказать, что они «старые». При этом, требования к фототехнике – самые демократичные. Даже на камеру сотового телефона можно получить интересные снимки.

Первый результат, наверное, будет далек от идеала. Слишком темно, потому, что экспонометр камеры обрабатывает картинку «как есть», не достраивая яркость, как это делает человеческий мозг. Фотография выглядит современной и не представляет особого интереса. Ошибка экспозиции и снимок – испорчен. Темно и невыразительно.



Суздаль, Ильинская церковь зимой.

Но что происходит, когда мы обесцветим данное изображение, убрав бедные цвета картинки и получив черно-белую фотографию?

Для этого равняем гистограмму уровнями или кривыми, добиваясь более естественного освещения, а затем обесцвечиваем картинку, выберая режим по освещенности, чтобы сохранить полутона. Получается черно-белое фото, на котором изображение привлекает зрителя формой, а не цветом.


Из картинки ушел цвет, и временная составляющая – исчезла. Теперь сказать, что это современное фото - намного труднее. У рассматривающего его зрителя включается воображение, которое предлагает множество вариантов.

Если добавить в фотографию тонирование легкую дымку, небольшие шумы и отбеливание краев, то эффект старого фото станет еще больше.

Данный эффект можно использовать и при съемке панорамных пейзажей. Такой подход оправдан, если съемка производится во время экскурсионных поездок, но с погодой фотографирующему «не повезло».



Панорама города Суздаль, стилизация под старое фото.

Интересным шагом может стать использование градиентных фильтров, позволяющих притемнить небо и выделить облачность. Градиентный фильтр частично затенен и позволяет создать эффект драмы.



Суздаль вид на излучину реки Каменка.

Черно-белые фотографии, выполненные в такой технике, можно использовать для создания стилизаций, особенно если совместить их с костюмированной фотографией. Такие снимки могут быть интересны любителям истории или исторических инсталляций, посвященных тем или иным событиям начала прошлого или позапрошлого века.

Главное знать, что и в сложных условиях, можно получить интересные фотографии, только нужно не бояться экспериментировать.


2014 © Сергей Гуляев

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Ссылка на ЖЖ Автора >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ts/gluhozime/gluhozime.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2015 Хулиганствующий Элементъ