ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



ОФОРМЛЕНИЕ "ПО ПРАВИЛАМ"



Дмитрий СКОБЕЛЕВ








Предлагаю вашему вниманию небольшой обзор тех материалов, которые следует применять при оформлении работ для собственных архивов, частных коллекций и всевозможных галерей, настаивающих на соблюдении правил оформления в соответствии с требованиями Торговой Гильдии Изобразительных Искусств (Fine Art Trade Guild - FATG)

Казалось бы, оформление картин и фотографий - исключительно дело вкуса, о котором не спорят и никаких правил по оформлению быть не может. Но за внешним видом оформленных произведений скрывается много подводных камней, с которыми сталкивается изрядное количество авторов. Я говорю о сохранности оформленных произведений. Сами отпечатки (например полученные на струйных принтерах Epson, или ручным способом на бром-серебряной бумаге, а то и вовсе напечатанные альтернативными способами, вроде цианотипии) хранятся достаточно долго не подвергаясь старению и порче. Однако, "стареть" со временем будет не только фотография, но и материалы применяемые в оформлении. О том как продлить жизнь шедевров и хотелось бы сказать несколько слов.

Существует Торговая Гильдия Изобразительных Искусств, разработавшая требования к оформлению. Многие картины и фотографии стоят больших денег и галереи с коллекционерами заинтересованы не только в приобретении и выставках, но и сохранности предметов искусства. Иначе как эти работы доживут до потомков?

Чаще всего, при оформлении фотографии накатываются на картонную основу и обрамляются всевозможными картонными паспарту. Для консервационных и музейных способов оформления (которые гарантируют долговечность изображениям и материалам) изготавливаются специальные виды картонов.

Уровни качества картона для паспарту в соответствии с классификацией FATG

Музейный картон.

Производится на 100% из настоящих волокон хлопка и не содержит никаких техногенных примесей. Хлопковое волокно - наиболее чистый вид целлюлозы (альфа-целлюлоза) без содержания лигнина (Лигнин - полимерное вещество от светло-кремового до темно-коричневого цвета, в зависимости от способа выделения. Данный сложный полимер, входящий в состав почти всех наземных растений, расположен в клеточных стенках и межклеточном пространстве растений, скрепляя целлюлозные волокна). pH для музейного картона находится в пределах 7.5-9.5 (проведение тестов по искусственному состариванию показали, что эти значения не меняются в течении 100 и более лет). Структурно такой картон бывает однослойным и двухслойным. Единственный недостаток - ограниченная цветовая гамма.

Консервационный картон

Производится из древесной массы, химическим способом очищенной от лигнина (при отбеливании целлюлозы лигнин удаляется через окисление кислородом в щелочной среде). Такой картон может содержать волокна хлопка частично лишь в своей сердцевине. Этот вид картона бывает лишь двухслойным, однако сердцевина и лицевая части отвечают всем консервационным стандартам. Для придания требуемых щелочных свойств (pH 8.2), консервационный картон обрабатывают карбонатом кальция, что дает незначительные изменения значения pH за период в 100 лет.

Стандартный картон

Состоит из 3 слоев: лицевого бумажного, сердцевины из очищенной химическим способом древесной массы (с содержанием карбоната кальция, для защиты от окисления со временем) и безкислотной подложки, непосредственно контактирующей с материалом отпечатка\картины. Древесная масса содержит лигнин, который способствует повышению кислотности материала с течением времени. Кислота проявляется в виде коричневых пятен на поверхности картона, которые со временем поражают изображение, особенно в местах срезов (например вырез окна в паспарту). В консервационном оформлении, такой картон не приемлем как для изготовления паспарту, так и подложки.

Как выбрать нужный тип и модель картона для музейного и консервационного оформления?

Например, у фирмы COLORMOUNT музейной обозначена 200-я серия картона (100% хлопок)
202\204\206\208
Классификация FATG - МУЗЕЙНЫЙ КАРТОН.

Консервационная 600-я серия
601\610\671\605\681

Консервационная 300-я серия
300\3200\3500\3700\3000

Консервационная серия - Праздничная коллекция
Классификация FATG - КОНСЕРВАЦИОННЫЙ КАРТОН.

Музейный картон PETERBORO
M9001\M9002\M9004\M9008\MG9004\MG9008\M9034\MG9034\ M9014\MG9014\M9018\MG9018\M9044\MG9044\M9024\MG9024\ M9028\MG9028\M9054

Однако срок хранения зависит не только от применяемых в оформлении картонов. Средства для накатки и наклейки изображений c паспарту на подложку тоже влияют на долговечность. При безклеевом монтаже картин и фотографий в раму, используются специальные монтажные уголки. В нашем случае нужны архивные монтажные уголки 3L. Эти самоклеющиеся уголки-карманы изготовлены из прозрачного полипропилена архивного качества. Сильный долговечный клей держит уголки на безкислотной подложке.

При безклеевом монтаже фотографий и картин на подложку, в музейном оформлении, используются и специальные V-образные консервационные полоски, изготовленные из полиэстра со слоем нейтрального акрилового клея. Для безклеевого монтажа фотографий и картин так же используют архивные монтажные пластины (например SEE-THRU) из прозрачного полиэстра длиной 100мм и наполовину закрытые самоклеющимся картоном с защитным слоем бумаги. Пластины наклеивают на безкислотные подложки по периметру монтируемого изображения. Все материалы - неокисляющиеся и не повредят изображению.

Так же применяют всевозможные pH-нейтральные клеи. Например, жидкий Lineco Neutral pH Adhesive, который не становится ломким со временем (часто таким клеем пользуются при натяжке шелка), но обратим водой. Так же для архивных целей используют монтажные клеи Lion Archival.

Отдельно хочется упомянуть о распространенных монтажных лентах. Эти ленты, используемые для музейного и архивного оформления, должны быть гуммированными. Гуммирование - это нанесение быстро высыхающего клея из гуммиарабика, или аравийской камеди (быстро затвердевающая смола некоторых видов африканских акаций) и декстрин, который получается нагреванием крахмала и с добавлением желатина (желатин служит для снижения смываемости клеевого слоя при смачивании перед приклеиванием). При нагревании или смачивании, обработанные таким способом бумага или картон, приобретают способность приклеиваться к другим предметам. В настоящее время в полиграфическом производстве нашли широкое применение синтетические клеевые составы (поливиниловый спирт).
Гуммированные ленты бывают: хлопковыми (Cloth Tape-Gummed); тканевыми (Gummed Linen Hinging Tape), которыми иногда упрочняют бумагу и картон; бумажными (консервационная лента Filmoplast P-90\P-90 Plus); из шелковичной бумаги (японская Hayaku, например, не содержит кислоты и лигнина, имеет pH 8.5); тканевыми (совершенно не содержат лигнина, pH 7.0-8.0); пшеничными крахмальными (паста ZEN).

Еще один важный момент - технология накатки изображений и паспарту на основу. Дело в том, что некоторые виды клейких основ очень чувствительны к соблюдению технологических процессов. Чаще всего накатка выполняется воздействием температуры на клейкие основы и иногда изменение температуры всего на 5-6 градусов цельсия снижает прочность соединения материалов. Всему виной рост впитываемости клейких основ в материалы, под воздействием повышенных температур, что снижает толщину клеевой основы и силу сцепления материалов. Более того, неравномерное распределение нагрузок (прижима) по всей площади материалов ведет к нарушению качества проклейки. Вот почему так важно применение современных станков - вакуумных термопрессов. Они гарантируют точность температурных режимов и временных интервалов обработки. Благодаря вакууму и воздействию высоких температур, выпрямляются любые неровности материалов. То же самое касается вырезки паспарту. Хороший станок способен выполнить не только сложнейшие операции по вырезке, но и гарантирует ровные, качественные срезы и отсутствие повреждений и деформаций материалов. Особенно это важно при вырезке многослойных паспарту и нарезке толстых прочных основ для накатки.

Вот пожалуй и все основные секреты правильного подхода к выбору материалов для оформления работ, из расчета на длительное хранение.

2009 © Дмитрий Скобелев

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Прочитать оригинал статьи в ЖЖ Автора >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ts/forming/forming.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2014 Хулиганствующий Элементъ