ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



ЦИФРОВАЯ ПИНХОЛ-КАМЕРА



Глеб ВДОВИН





Пинхол-фотография привлекает технической простотой и необычностью возможностей. Картинки получаются с огромной глубиной резкости и в широком угловом поле, при этом практически забесплатно: сравните стоимость дырочки в кусочке фольги с ценой какой нибудь Сигмы 10-20 мм.



Казалось бы, очень легко сделать пинхол-камеру из цифровой зеркалки. Надо взять крышку от камеры. Посередине крышки нужно сделать дырку, заклеить ее кусочком фольги, и в фольге уже проколоть собственно пинхол. Для большинства зеркалок с расстоянием от байонета до матрицы равным примерно 5 см, размер пинхола должен быть от четверти миллиметра до полумиллиметра, отклонение от этого размера в ту или иную сторону приводит к ухудшению и без того невысокой резкости.

Рекомендуется снять крышку с камеры перед тем как начинать сверлить, клеить и колоть, и поставить ее на камеру только когда все готово.

Однако такая простая камера имеет ограниченное разрешение и очень маленькое угловое поле. Для кропнутой зеркалки с матрицей ~15x22 мм, разрешение будет ограничено примерно 100 линиями на кадр по горизонтали, и 60 линиями по вертикали, да и угловое поле соответствует скорее умеренному телеобъективу, но уж никак не широкоугольнику. Размер диагонали матрицы ~26 мм меньше фокусного расстояния, которое, для пинхола - если все правильно сделано - просто равно расстоянию от дырки до матрицы, 50 мм в нашем случае.

То есть простая цифрозеркальная пинхол-камера как раз не имеет тех достоинств которых мы ждем: у нее узкое угловое поле, сравнимое с полем умеренного телеобъектива, и довольно низкое разрешение. Немногим лучше дело обстоит с полнокадровыми цифрозеркалками, там диагональ больше, но и там не получается широкого угла.

Широкий угол и более высокое разрешение можно получить если увеличить размер изображения по сравнению с расстоянием от пинхола до плоскости изображения. Для получения широкого угла, диагональ кадра должна быть существенно (в 2-3 раза) больше чем "фокус" пинхола. В случае с цифрозеркалкой с "фокусом" в ~5 см, диагональ должна быть равна 10-15 см! Таких матриц не бывает, а делать камеру из обувной коробки, чтобы заряжать ее листовой фотобумагой под одеялом, нет желания.

Поэтому я решил сделать "правильную" пинхол камеру из цифрозеркалки и картонных коробок, разделив функции собственно создания изображения, и его регистрации. Схема камеры показана на рисунке. Пинхол строит изображение на промежуточном экране, который может быть достаточно большим, для получения широкого угла, а камера с нормальным (макро) объективом просто фотографирует это изображение. Пинхол отвечает за все художественные достоинства, зеркалка с объективом играют роль удобного сканера, который переносит картинку с промежуточного экрана на матрицу:

Дело было в воскресенье, и я вдруг решил эту камеру построить. Благо картонных коробок в доме навалом. Для собственно пинхол-камеры я взял коробку подходящего размера:

Поскольку картинка равна стороне коробки размером 14х20 см, с диагональю в 24 см, то надо выбрать фокус пинхола равным 10 см. Тогда пинхол будет примерно соответствовать 17-мм объективу на полноразмерной камере и 11-мм объективу на кропнутой. Желающие могут посчитать сами, это просто. Я обрезал коробку до глубины 10 см сделал дырку для пинхола посередине с одной стороны, а другую - обрезанную сторону - заклеил обычной канцелярской белой бумагой, которая и играет роль прозрачного рассеивающего экрана. Возможно это и не лучшее решение, но вполне эффективное и совсем недорогое.

Потом, из коробки побольше, я сделал выкройку заднего отсека: репродукционной камеры. Для репродукции я взял ручной фикс "сигму" 24 мм F/2.8, на Каноне 500D. Тут важно чтобы объектив фокусировался достаточно близко, автофокус не нужен, и еще необходимо чтобы объектив был крепким и передний элемент не крутился. Коробки тяжелые и могут запросто вырвать передний кусок объектива, тут я очень не рекомендую китовые зумы - они хлипкие, ручная наводка грубая, да и светосила у них не ахти.

Расстояние от линзы до экрана было выбрано равным 25 см, что позволяло сфотографировать весь экран. Для крепления камеры к коробке, я вклеил оправу светофильтра в заднюю стенку.

Полностью все устройство из двух отсеков было собрано при помощи скотча и светоизолировано при помощи алюминиевой фольги. Последним штрихом было изготовление пинхола (где-то полмиллиметра в диаметре) и укрепление его, опять же скотчем, поверх отверстия в передней коробке.

Потом пришлось пару часов ждать полимеризации клея которым была вклеена резьбовая часть светофильтра: я не хотел чтобы мое изделие вдруг отвалилось от камеры. Пока я ждал, подошли сумерки.

В сумерках пинхолу плохо: он и так имеет очень низкую светосилу, у меня же она получилась еще меньше, так как только примерно 1% света рассеиваемого экраном, попадает в объектив (желающие могут оценить, надо взять отношение площади отверстия линзы к площади экрана). Я поставил камеру перед окном, выставил высокую чувствительность, поставил ручную выдержку, приспособил струбцинку (нет у меня пульта управления) закрутил винт, и затвор открылся на несколько минут.

Вот такая получилась закатная картинка:

Ночью мне снились маленькие черные дырочки, и первая картинка которую я снял наутро, когда наконец взошло солнышко, выглядела вот так:

Она получилась похожей на все остальные - более известные - "первые" фотографии: налицо низкий контраст из-за обилия внутренних засветок, которые получаются потому что внутренние картонные стенки светло-желтые и отлично отражают свет. Изображение имеет зернистую структуру, потому что мы фотографируем бумажный экран на просвет. И еще интересная деталь: экран сдеформировался, когда я обматывал свои коробки скотчем, и от этого изображение тоже местами повело. Мне эти деформации понравились и я решил с ними не бороться.

Порадовавшись что глаза мои видят по-другому, я взял нож и разрезал аппарат для доработки. Все внутренние поверхности были покрашены в радикально черный цвет, а бумажный экран был пропитан машинным маслом, для пущей художественности, а также для уменьшения отражения и повышения пропускания света. Испытания модифицированного аппарата принесли вполне удовлетворительные результаты:













Под конец я набрался терпения (надо сохранять неподвижность несколько минут), и даже снял пару автопортретов, один из которых привожу ниже:

В результате я понял что при диаметре пинхола в полмиллиметра, оптимальными для улицы являются экспозиции в 1-2 минуты, при чувствительности в 400. Более высокая чувствительность дает шумные изображения, а низкая чувствительность требует длительных выдержек и при этом мало что улучшается. В помещении же экспозиции должны быть намного длиннее, порядка 5-20 минут, и здесь уже матрица начинает шуметь при любой чувствительности, надо бы еще поэкспериментировать чтобы найти оптимальные параметры.

А рисует камера интересно, как мне кажется.

P.S. В заключение хочу привести ссылку на похожий материал (с отражательным экраном). В конструкции с отражательным экраном (по ссылке) объектив и пинхол имеют одинаковое угловое поле, поэтому для сверх-широкоугольного пинхола нужен сверх-широкоугольный объектив. Если же экран на просвет, как у меня, то можно получить очень широкий угол пинхола без ограничений на угловое поле репродукционного объектива, так как мы свободны в выборе расстояний пинхол-экран и экран-камера.

2010 © Глеб Вдовин

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Прочитать оригинал статьи >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ts/digital-pinhole/digital-pinhole.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2010 Хулиганствующий Элементъ