Х Э
ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА НОВОСТИ СТАТЬИ ССЫЛКИ ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЯ ОПРОСЫ ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ
ГЕННАДИЙ МЕЕРГУС
EOS 300D В РУКАХ. СУБЪЕКТИВНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ


Лично я не приверженец техники Canon, но компания, где я работаю, разрабатывает для Кэнона программы установки драйверов. Поэтому иногда нам перепадают для тестирования образцы всякой техники — принтеры, сканнеры и камеры. Из камер до сих пор мы видели только мыльницы, но вчера получили Canon 300D с объективом…

В общем, эта статья не предполагает быть информативной. Все технические детали, виды камеры, и прочее можно увидеть на сайте Фила Аски www.dpreview.com, известного ветеранам как http://photo.askey.net. Там можно найти и технические данные, и расположение кнопок, и фотографии самой камеры и образцы снимков. См. http://www.dpreview..com/reviews/canoneos300d/

А меня здесь интересует то, что остается за кадром даже в таких подробных отчетах — субъективные впечатления от камеры в руках.

На вид
На вид камера очень солидная (на вид напоминает «настоящие» зеркалки), но первое, что ощущаешь, когда берешь ее — легкая. Легкая на вес, пластмассовая на ощупь, она сразу же кажется игрушкой. Это ощущение усиливает и объектив, поставляемый с ней в комплекте. Подвижный передний элемент, пластиковая оправа и, судя по весу, достаточное количество «не стеклянных» элементов внутри. При зуммировании в направлении от самого короткого фокусного расстояния к длинному объектив сначала укорачивается, а потом удлинняется, при этом самое «короткое» его состояние соответствует фокусу ок. 35 мм. Так же вел себя объектив Sony D700, и Фил Аски считал это недостатком. Мне это не причиняет особых неудобств. Конечно, с чисто теоретической точки зрения, это не есть хорошо, когда оптический центр смещается при зуммировании, но для любительского зума, каковым эта штука является, это вряд ли важно. Кроме того, объектив не скоординирован — то есть наводка на резкость сбивается при зуммировании, что для любительской автофокусной камеры тоже не так уж важно.

Камера поставляется с объективом или без объектива, но без карты памяти -- имейте в виду, каждый снимок — до 3.5 мегабайтов!

Позиционирование
Фил Аски считает, что 300D — это «облегченный» вариант 10D и построена из 10D путем «урезания» разнообразных возможностей.

У Canon-а класс зеркальных камер отражается количеством цифр в названии: одна цифра — «профессиональные», две — «вторая камера профессионала, или продвинутый любитель», три цифры — «начинающий фотограф, или учебный фотоаппарат». Пользователи обычно трактуют это по-другому — «профессиональный» аппарат у пользователей чаще всего слывет «репортерским», благодаря большой скорострельности, большой скорости реакции и чудовищному количеству сюжетных программ и других наворотов. У никона похожая схема классификации, только там двузначные модели — для начинающих, а трехзначные — «продвинутые любители». Однозначные модели у обоих производителей представляют самый высокий класс.

Следуя этой логике, 300D — камера для начинающих… Или даже для «мечущихся» между продвинутой мыльницей (G5 в терминах Canon) и простенькой зеркалкой. Цена сделана достаточно низкой, чтобы заинтриговать тех, кто сейчас снимает «любительскими» аппаратами с фиксированной оптикой и электронным видоискателем. В то же время производитель и «принял меры» против внутренней конкурренции, т.е. чтобы новая, более дешевая камера не отбивала покупателей у 10D.

Функции
Набор функций и возможностей на первый взгляд достаточно внушителен: следящий автофокус, сюжетные программы, зонный замер экспозиции, выбор точки фокусировки. Однако тех, кто выбирает по функциям, сразу придется разочаровать, и в этом главный вывод от моего общения с камерой: в ней слишком ограничено использование тех замечательных функций, которые в ней есть. Вероятно, производитель опасался внутренней конкурренции с 10D, или не хотел отпугнуть начинающих пользователей большим количеством органов управления. Так или иначе, а использование определенных функций жестко связано с выбором определенной программы. Иными словами, не любую комбинацию существующих функций можно выбрать.

К примеру, в камере есть непрерывная фокусировка, но ее нельзя включить или выключить: она работает только в режиме «спорт». Нельзя выбрать и режим замера экспозиции. У камеры те же режимы замера экспозиции, что и у 10D, но выбирает она их сама. Во всех сюжетных программах замер «оценочный», при фиксации экспозиции кнопкой AE-lock замер автоматически сбрасывается на «частичный», а в ручном режиме (М) -- замер всегда «центровзвешенный». Уже само понятие «замера экспозиции в ручном режиме» вызывает недоумение -- о каком замере речь, если экспозиция ставится вручную? В ручном режиме камера делает замер лишь для того, чтобы показать фотографу, насколько он ошибся со своей установкой. На практике это означает, что центровзвешенный замер вообще нельзя установить -- им можно воспользоваться лишь для оценки своей версии экспозиции в ручном режиме.

Справедливости ради следует отметить, что такая «насильственная политика» отличает 300D только в «творческих» режимах: P, T, A и M. В сюжетных программах («портрет», «пейзаж», «макро», «спорт», «ночная сцена») более дорогой брат -- 10D -- ведет себя так же.

Отдельное замечание для пользователей камер с электронным видоискателем и камер с разделителем лучей: во всех камерах с прыгающим зеркалом НЕТ возможности пользоваться экраном для визирования. Иначе говоря, визируем только по видоискателю, а на экране видим только отснятые кадры. Причина этого простая -- механическая. Матрица в таких камерах находится за затвором и за зеркалом. Т.е. покуда мы визируем через зеркало, свет на матрицу попадать не может. Соответственно не нужны и вращающиеся/наклоняющиеся экраны, нет цифровых зумов и прочих прибамбасов электронного мира. Может быть, когда-нибудь придумают схему, которая позволит визирование на экране для зеркалок, но для этого надо будет поднять зеркало (закрыв видоискатель) и предусмотреть замер параметров по съемочной матрице (сейчас датчики экспоавтоматики, судя по всему, находятся в верхней части камеры). Пока же все зеракльные Кэноны и Никоны, и Олимпус Е-1 не позволяют визировать по экрану, к великому разочарованию некоторых моих знакомых.

Управление и эргономика
Для тех, кто знаком с Canon, управление, наверное, покажется привычным. Мне же было интересно сравнить способ управления с Olympus и Nikon. Основной принцип управления весьма схож: установки изменяются путем нажатия префиксной кнопки и вращения колесика. В 300D этот принцип не соблюден с такой основательностью, как в Olympus-е. Некоторые кнопки «перебирают» значения поочередным нажатием, без колесика. Что понравилось, что не требуется удерживать префиксную кнопку, пока крутишь колесико. Это позволяет разместить кнопки в достаточно произвольных местах, а не только там, где их нажатие не будет мешать вращению колесика.

Опять же, в отличие от Olympus, где все правила не имеют исключений, не все функции можно менять, не отрываясь от видоискателя.

Жидкокристаллический экран для контроля установок располагается на задней стенке, а не на верхней, вероятно, для экономии места. На место экрана (справа от шахты) переехало колесико режимов слева, уменьшив левое плечо камеры.

В видоискателе видим семь фокусировочных точек крестообразно, нет линзы Френеля или каких-нибудь других вспомогательных приспособлений. Активные точки подсвечиваются красным, и, если режим позволяет (грррррр), то можно выбрать желаемую точку. В видоискателе видно выдержку-диафрагму, готовность вспышки, экспокоррекцию, признак фиксации эспозиции (звездочка) и подтверждение фокуса (точка).

В общем, управление весьма интуитивно, и практически до всех функций можно дойти без книжки, кроме разве что тех самых ограничений, которые оказываются зафиксированными в каждом конкретно взятом режиме. Чувствуется, что производитель проводил тесты на «используемость» (usability tests), т.к. даже исключения из правил воспринимаются весьма естественно и не причиняют ощутимых неудобств. В этом, кстати, достоинство техники «больших» производителей: огромный опыт последних в работе с фотографами не позволяет сильно проиграть в удобстве при выборе такой техники.

Колесико режимов такое же, как и у других камер Canon. Такие же режимы с минимальными различиями мы видим практически у всех камер Canon, от совсем маленьких типа A40 и до «больших» типа 10D. Зеленое пятно посередине -- «полностью автоматический» режим, в простонародьи называемый «чайниковым». По одну сторону от него -- режимы «творческие»: P, Tv, Av, M и A-DEP, по другую -- сюжетные программы: «портрет», «пейзаж», «макро», «спорт», «ночная сцена», «без вспышки».

Если кто по случаю не знает, что означают принятые на западе сокращения P, T, A и M и т.п. то не поленюсь кратко объяснить:
P — program — камера автоматически выбирает выдержку и диафрагму, колесико позволяет выбрать между парами подходящих значений;
Tv — time priority (у некоторых S — shutter priority) — пользователь задает выдержку, камера подбирает к ней диафрагму;
Av — aperture priority — пользователь задает диафрагму, камера подбирает к ней выдержку;
M — manual — пользователь задает и диафрагму, и выдержку, а камера показывает, насколько он отклонился от замеренного значения.

другие режимы:
A-DEP — камера пытается подобрать максимальную глубину резкости, при которой объекты во всех семи фокусировочных точках будут по возможности резкими «портрет» — из возможных комбинаций выдержки/диафрагмы камера будет стараться выбрать максимально открытую диафрагму, чтобы уменьшить глубину резкости и ускорить выдержку для избежания смазывания
«пейзаж» — камера выберет наиболее закрытую диафрагму, чтобы увеличить глубину резкости
«макро» — объяснение производителя весьма туманно: камера выберет не самую открытую диафрагму и будет стараться сфокусироваться на самый близкий объект
«спорт» — камера будет стараться выбрать самую короткую выдержку, включит непрерывную фокусировку (AI-Servo) и серийный режим
«ночная сцена» — долгая выдержка для проработки заднего плана (передний будет подсвечен вспышкой)
«без вспышки» — ясно.

Очень рассмешила вскакивающая вспышка, которая в «чайниковом» режиме выпрыгивает автоматически со щелчком, который можно принять за спуск затвора.

Следящий автофокус
Камера предлагает три вида автофокуса: т.н. одноразовый, AI и AI Servo (последний — только в режиме «спорт»). Из объяснения производителя очень сложно было понять, что же это за AI и чем он отличается от AI Servo. На практике это выглядит примерно так: в режиме AI камера наводится на объект в выбранной точке фокусировки и перефокусировывается только тогда, когда этот объект существенно приближается или удаляется. Если перевести взгляд на другой объект, то фокус запирается. Это удобно для наведения фокуса по объекту, который не располагается в выбранной точке фокусировки. В отличие от этого, в режиме AI Servo камера все время наводится на объект в выбранной точке и, если перевести взгляд на другой объект, то камера перефокусируется (опять же, это только в режиме «спорт»).

Объективы
Камера поддерживает объективы Canon EF (маркированные красным кружком) и Canon EF-S (маркированные белым квадратиком). Последний впервые введен в этой камере и разработан специально для цифровых зеркалок с уменьшенным размером кадра по сравнению с пленочным, что заслуживат отдельных нескольких слов.

Когда размер кадра меньше, чем 24х36 мм, оптика от пленочных камер Кэнон будт давать угол зрения уже, чем при работе с пленкой в 1.6 раза (т.н. множитель фкусного расстояния). Т.е. объектив 75-300 будет давать изображение, эквивалентное, в терминах пленки, объективу 120-480 (для Nikon D множитель равен 1.5, для Olympus E он равен 2). Получается, что использовать существующий широкоугольный объектив для такой камеры сложнее, т.к. он должен быть в 1.6 раза широкоугольнее (к примеру, нужен объектив 15мм для достижения эквивалента 24мм в цифровой камере Кэнон). А если знать, что датчик камеры меньше, то можно сделать объектив меньше и дешевле, тем более, что искажения всегда усиливаются к краям, которые данная камера обрезает в любом случае. И Nikon, и Canon уже создают объективы, рассчитанные на цифровые коробки.

В старших моделях Canon механика прыгающего зеркала не позволяет приблизить объектив к матрице. В 300D зеркало меньше, и расположено дальше (глубже), оставляя больше места, и, таким образом, создан простор для создания новых короткофокусных объективов специально для цифрового, уменьшенного формата кадра. Это и есть серия EF-S, маркированная белым квадратиком. Таким и является объектив, поставляемый с камерой -- EF-S 18-55 мм.

Как уже говорилось, объектив на вид производит впечатление весьма «бюджетного». У него пластмассовый корпус, и ко всем вышеперечисленным «свойствам», у него еще и весьма заметный люфт переднего элемента. Плюс к этому достаточно малая светосила (3.5 — 5.6) и заметное запаздывание автофокуса при непрерывном фокусировании по движущемуся объекту (играющий ребенок). Для тех, кто успел расстроиться: эти недостатки по-моему, не представляют большой проблемы для большинства бытовых ситуаций и сюжетов. Малую светосилу иногда можно скомпенсировать большей чувствительностью ISO (до 1600 у 300D), а насчет пластика — можно надеяться, что не сломается.

В работе
Камера достаточно быстро включается, хоть и заметно медленнее, чем 10D. Во время работы почти никаких неожиданностей, кроме вышеописанного запаздывания автофокуса (что, вероятно, особенность объектива, а не камеры) и выскакивания вспышки. Неприятный баг: нажав фиксацию экспозиции (звездочку), нет способа ее отменить, не сняв кадр. Досадно. Опустив камеру, можно это сбросить, поменяв, например, режим с одиночного на серию и обратно, но это неприятно.

Затвор срабатывает достаточно громко и с четко ощутимой вибрацией - вероятно, следствие пластмассового корпуса. Буфера хватает на 4 кадра в темпе где-то около трех кадров в секунду, примерно в том темпе, что Вы прочитаете вслух с выражением «хлобысь-хлобысь-хлобысь-хлобысь» (и буфер заполнится). Порадовало, что все отснятые кадры пробегают по очереди на экране, а не только последний.

Ориентация аппарата отслеживается и записывается в файле, т.е. камера знает, какие снимки вертикальные, а какие — горизонтальные, и показывает на экране соответственно. Обидно только, что, несмотря на это, файлы всегда ориентированы горизонтально, моя бы воля — я бы включил это в выбираемые опции.

Батарейка перезаряжаемая, специальная, стандартная для Кэнонов — всего 1100mAh. Вызывает легкое недоумение, т.к. бытовые АА уже есть и 1900mAh и выше. Производитель грозится, что ее должно хватать на несколько сот кадров, но на практике ее хватило весьма ненадолго, вероятно из-за того, что я пытался выяснить особенности работы следящего автофокуса и не оставлял объектив неподвижным надолго. С достаточно тяжелым объективом 75-300 батарейка кончилась еще быстрее, ко всеобщему разочарованию. Вообще было страшновато одевать такой тяжелый объектив на хрупкую пластиковую камеру. Надеюсь, что это всего лишь суеверные страхи.

Режим просмотра включается кнопкой, а не отдельным поворотом колеса (даже Олимпус уже осознал, что это удобнее, хоть и не целостно концептуально). К просмотру особых претензий нет — достаточно логичен. Конечно, нет потрясающего эффекта моментального прогрессивного просмотра, как у 10D, но ясно, что это требует гораздо большей памяти и более мощного процессора.

О снимках
Сложно судить, какие особенности изображения зависят от камеры, а какие — от объектива, особенно если у Вас всего пара достаточно дешевых объективов. Насколько я могу судить, опять же, субъективно, изображение кажется мне имеющим тенденцию к жесткости (начал понимать своих знакомых-кэнонистов, которые всегда устанавливают аппараты в режим soft). По сравнению с Олимпусом и Никоном есть также тенденция в теплоту. Сходные сюжеты при сходных установках баланса белого Олимпус Е-20 делал чуть холоднее.

Гистограмма изображения сбалансирована. Интересно, что у гистограммы «длинные плечи», т.е. при недодержке, например, гистограмма не заканчивается в нижних тонах, в ней хоть чуть-чуть, но есть точки с более высокими яркостями. По-моему, это свидетельствует о программном вмешательстве, но по-крупному, претензий к внутрикамерной обработке нет. Пусть умные дяди вычисляют это шкалами, мирами и микроскопами.

На снимках, снятых с ISO 1600 были заметные шумы, хотя и видимо меньше, чем в Олимпусе Е-20 с ISO 320. Как видно, сказывается преимущество прыгающего зеркала по сравнению в разделителем лучей.

Выводы
Достаточно симпатичная игрушка по сравнительно низкой цене. Позволяет серьезным любителям перейти с цифровой мыльницы на сменные объективы или с нецифровой зеркалки на цифровую.
Жестко забитые режимы могут сильно раздражать тех, кто привык распоряжаться всеми настройками аппарата. Поэтому желающим перейти с двузначной модели нецифрового кэнона следует задуматься и взвесить переход на двузначную модель, а не на 300D.
Пластиковый корпус заметно облегчает камеру (достоинство для походов), ценой большей шумности, большей вибрации и, наверное, прочности (ронять не пробовал).
Простенький пластиковый объектив — неплохое начало для тех, кто не переходит с существующей оптики Кэнон. А у кого есть оптика Кэнон — может приобрести камеру без объектива на 100 долларов дешевле.

© 2004 Геннадий Меергус, http://gennady.photographer.ru
Материал перепечатан с сайта www.photographer.ru с разрешения автора.


Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА НОВОСТИ СТАТЬИ ССЫЛКИ ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЯ ОПРОСЫ ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003, 2004, 2005 Хулиганствующий Элементъ