ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN




НАППЕЛЬБАУМ - ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ




Статья принимает участие в Конкурсе статей о фотографии.
Спонсор Конкурса: интернет-магазин www.combook.ru


Лев ЛЕВИНСОН

В истории фотографии немало славных имен мастеров, творивших в жанре портрета. И все же среди них имя Моисея Соломоновича Наппельбаума является, пожалуй, наиболее значительным. Родившись в 1869 году, он прошел долгий жизненный и творческий путь. Судьба распорядилась так, что ему посчастливилось встретиться с выдающимися людьми двух важнейших исторических этапов: периода, когда на смену ХIХ веку пришел век ХХ, и эпохи становления новых социальных отношений после октября 1917 года.

Наппельбаум был выдающийся фотомастер, создавший собственную, только ему присущую творческую манеру исполнения студийного фотопортрета. В основу этой манеры он положил особые приемы работы со светом, позволяющие создавать аскетичный и одновременно яркий и достоверный образ портретируемого. При кажущейся простоте портреты Наппельбаума полны внутреннего драматизма.

Интерес автора этой статьи к Наппельбауму – вызван тем, что Моисей Соломонович «подарил» ему жену в результате чего у него возникла идея собрать разбросанные по всему миру работы М С Наппельбаума, благо к этому есть и повод – в декабре этого года исполняется 140 лет со дня его рождения.

Мною был собран и обработан огромный материал, относящийся к жизни и творчеству Моисея Соломоновича. В результате этого был обнаружен ряд ранее неизвестных и нигде ранее не публиковавшихся работ, каждая из которых связана со своеобразной историей.

История первая.
Петроград 1914 -1916гг

К этому периоду относятся ранние работы Наппельбаума, датируемые 1914 – 1916 г.г., история обнаружения их очень поучительна.

Как-то мне поручили рутинную работу. Надо было отсканировать, отреставрировать, насколько возможно, и записать на диск около сотни старых фотографий. Заказчик, моя хорошая приятельница Женя Розеноер, сказала при этом: «Ты знаешь, у меня валяется куча старых фотографий, с которыми я не знаю что делать. Выбросить жалко, а смотреть на них тошно и неудобно. Отсканируй их и запиши на диск. Особенно не выпендривайся».

Сказано, сделано. И я приступил к работе.

И вдруг – среди множества серых работ бриллиантом сверкнули 4 работы Наппельбаума. «Откуда это у тебя?» – спросил я у Жени. Стали разбираться и выяснять.

К счастью, живы ее родители. Правда и они уже многое забыли. Единственно, что вспомнили родители Жени, так то, что, живя в Петрограде, их родители фотографировались у Наппельбаума. Мне нравится, что персонажи смотрят в объектив и, таким образом - на зрителя. Это создает эффект непосредственного общения. Мы видим глубокие, проникновенные образы интересных людей. По освещению - это не лучшие работы Наппельбаума - свет с противоположной стороны придал бы изображению несколько большую объемность. Хороша работа над живописным фоном. Портрет молодого человека - интересен и глубок, но технически, видимо, пострадал. Как и во многих других работах - видна школа мастера, видно, что он "вырос" на классическом живописном портрете...

История вторая.
Как советская балерина Екатерина Гельцер стала баронессой Маннергейм

Екатерина Васильевна Гельцер (15.02.1876 - 12.12.1962) - Заслуженная артистка РСФСР, прима балерина Мариинского и Большого театров ознаменовала своим творчеством торжество московской исполнительской школы и всего русского балета, одновременно с этим будучи балериной совершенно неповторимой и глубоко индивидуальной.

Однако в холодном Петербурге Гельцер не задержалась – протанцевала пару сезонов в Мариинке, и вот Гельцер в Москве. Здесь ее боготворили: «Блистательна!» – были единодушны московские газеты. Посмотреть на Гельцер приходили Ермолова, Станиславский, Немирович-Данченко. А знаменитый журналист Влас Дорошевич ухитрялся приезжать из Петербурга в Москву на все балеты с участием Гельцер, а потом писал ей трогательные письма.

За кулисами судьба свела Катерину с Карлом Густавом фон Маннергеймом. Он был потомком викингов – сын шведского барона и финской графини.

Пришел октябрь 1917. Плохо стало с балетом после 1917-го. Как Гельцер удалось вписаться в советскую жизнь? Сперва, она сделала заядлым балетоманом Анатолия Луначарского. Он то и свел ее с Ильичом. Это знакомство стоило многого.

И Гельцер танцевала! И как танцевала! А где же Маннергейм - Ясноглазый Рыцарь (так она его называла)?

Он уже генерал от кавалерии Финляндской армии, он в Финляндии, а она в Москве. Но …

В Москве он объявился как снег на голову под чужим именем в студеные январские дни сразу после смерти В И Ленина.. Он приехал за Катериной. Они должны немедленно обвенчаться. Невесте было под пятьдесят, жениху – около шестидесяти.

Далее я предоставлю слово племяннику Екатерины Гельцер – Вениамину Додину: «Бабушка вспоминала: «третьего дня ночью как на голову свалился укутанный в башлык Густав Маннергейм. Вошел в отворенные мамой двери. Кивнул, мама кинулась, было приглашать, но он остановил ее, и с порога объявил: "Фанечка! Извини... Я - за Катериной... Нам с нею - обвенчаться непременно!.. В церкви или браком гражданским... Но непременно!»

Сразу возникли проблемы. Первая: невеста - православная, жених... Он вроде лютеранин?

И вторая проблема: как выбрать храм, в котором бракосочетание должно быть освящено? Решили обратиться к преподобному отцу Тихону, с которым мои родители, были в дружбе много лет. Преподобный Тихон принял родителей моих в своем монастырском уединении тепло.

«Сообщение мамы о приезде Маннергейма Тихон принял спокойно и порекомендовал церквушку на Поварской. В церковку на Поварской пробирались ночью, тайком. Екатерина в наброшенной белой шали и шиншилловой шубке поверх бального платья. За ней след в след тропки - ноги не поставить, - Густав в длинной старой уланской шинели. Ноги в бурках. Треух до глаз. Крепко держит откинутую к нему Катину руку. За ним - вся тепло укутанная, - Фаня … будущая мама Вениамина. Муж – Зальман придерживает ее под локти - она "на сносях", вскорости родиться Вениамину Додину. Из церквушки на Поварской Катя и Густав вышли за полночь. С ними "свидетели по жениху" - мой отец, и "свидетели по невесте" - Мария Петровна Максакова и будущая мама Вениамина - Вот фотографию бы еще... – Густав вдруг произнес мечтательно. - Хорошо бы фотографию сделать... На память...

Полагается так. Ясно? Тут самый немногословный участник сборища - будущий мой отец - предложил: - В получасе хода, на Кузнецком, устроился Наппельбаум....». Моисей Соломонович Наппельбаум фотограф-художник, который имел, в свое время, фотографический салон в Петрограде, рядом с госпиталем Преображенского полка, где работала Фанечка – Ф.И.Додина. Часто врачи и раненые шли к Наппельбауму «запечатлеться на память». Там чета Додиных и познакомились с Мастером, и подружились.

И в двухэтажном доме, что на углу Кузнецкого моста и Петровки и были сделаны фотографии новобрачных и компании, из которых сохранилась только одна – Екатерина Гельцер в день свадьбы с Густавов Маннергеймом.. Снимки были быть готовы к полудню. Негативы - уничтожены... Дело в том, что Наппельбаум, будучи "придворным" фотографом, не стал рисковать и даже не подписал фотографию и сделал всего два отпечатка.

Тут бы, сразу после венца – и в Европу, но новоявленная баронесса Маннергейм слегла с двусторонней крупозной пневмонией и Карлу пришлось отправиться в Финляндию одному, он не мог провести с Катериной в Москве ни одного лишнего дня – ЧК не дремлет.»

История третья.
Птенцы гнезда Наппельбаума.

В следующей работе Наппельбаум выступает необычной для нас роли – роли воспитателя молодых фотомастеров или, как сейчас модно говорить, проводит мастер класс.

Здесь Наппельбаум запечатлен среди слушателей фотокурсов, проводимых в 1929-30 гг в Москве.

Эту фотографию мне прислала из Минска Елена Шалимо. Нам удалось проследить судьбу двоих слушателей – это В.Н.Дагаев и В.Н.Лупейко.

Человек, отмеченный «птичкой», - Владимир Николаевич Дагаев, он же дед Елены Шалимо. Он родился в 1904 году в Туле, работал в редакции газеты "Коммунар" и в фотолаборатории при клубе ТОЗ (Тульского оружейного завода). В октябре 1941 года был призван в армию, и в составе редакции газеты "Во славу Родины" дошел до Берлина. После войны Владимир Николаевич работал в газете "Звязда" (одна из старейших республиканских газет Белоруссии). Дагаев ушел из жизни в 1975 году после тяжелой, продолжительной болезни,

Второй слушатель – молодой человек с фотоаппаратом, зовут его Владимир Наумович Лупейко. До войны он работал фотокорреспондентом БЕЛТА по Брестской и Пинской областям, заняв эту должность осенью 1939 года.

22 июня 1941 года Лупейко встретил в Бресте. Работал в подполье. В начале 1942-го ушел в партизанский отряд. Ходил на боевые операции, но не только с оружием, а обязательно – с "ФЭДом". Считал себя по-прежнему фотокором БЕЛТА по Брестской и Пинской областям. Во время войны Владимир Лупейко встречался в партизанских лесах с одним из организаторов всенародной борьбы в тылу врага, секретарем ЦК ЛКСМБ, уполномоченным ЦК КП Белоруссии подполковником К.Т.Мазуровым.

Фотокор БЕЛТА Лупейко побывал за войну практически во всех отрядах Брестского и Пинского соединений. А переходы - представляете, какие? Приходилось преодолевать водные преграды, переходить охраняемые железные и шоссейные дороги, двигаться мимо гарнизонов противника, остерегаться засад. Ходили пешком, иногда верхом на конях, с оружием наготове. Писал в газету о людях, которых знал лично, о случаях и боях, свидетелем и участником которых являлся. Вообще, надо сказать, авторский актив партизанской газеты был весьма широким. А сама газета - маленькая, поэтому приходилось писать экономно, кратко. После войны фотокор БЕЛТА Лулейко снимал уже ратный труд. Много привез он снимков с целины. Хотя работать там было очень трудно. Представьте: степь, палатки, землянки. Его гостиницей и лабораторией чаще всего была землянка...

Несколько лет назад Владимир Наумович Лупейко ушел из жизни.

Вот такие две судьбы слушателей фотокурсов, на которых преподавал Моисей Соломонович Наппельбаум и я буду благодарен всем, кто сможет прояснить судьбу и других слушателей.

Еще одна фотография, но без истории
Это фотография группы ленинградских поэтов, сделанная Моисеем Соломоновичем 27 сентября 1925. На ней мне удалось распознать Ахматову А.А., Кузмина М.А., Каверина В.А., Слонимского М.Л. и Федина К.А., и я также буду благодарен всем, кто поможет прояснить, кто же еще запечатлен на этом снимке.

Дорогие читатели! Если кому-то из вас случайно покажется знакомым кто-то еще на приведенных фотографиях или вы захотите, что-либо дополнить или исправить, то напишите, пожалуйста, на мой адрес: levirene@gmail.com. Я буду благодарен всем, кто согласится поделиться со мной имеющимися у них материалами, относящимися к жизни и творчеству М.С.Наппельбаума.

2009 © Лев Левинсон

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>


[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/story/nappelbaum/nappelbaum.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2009 Хулиганствующий Элементъ