![]() |
---|
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|
------------------------------------------------------------------------------------------------>
Блоггеры разоблачили фальсификацию с трупами и фотошопом
Игорь БЕЛКИН, www.lenta.ru
А ну-ка, сделайте мне фото, месье Жан, На протяжении долгих лет связь СМИ с читателями была в подавляющем большинстве случаев односторонней. Журналисты были вольны писать, что хотели, - читателям оставалось лишь решать, стоит ли безоговорочно верить написанному или нет. С развитием интернета, онлайновых СМИ и блогов у людей появилась возможность высказывать свое мнение открыто и не менее открыто указывать журналистам на их проколы. И недавний скандал с фальсифицированными фотографиями агентства Reuters, а также то, что именно благодаря блоггерам обман был раскрыт, еще раз подтверждает известный тезис о том, что онлайн-дневники из безобидного развлечения превратились в крупную медийную формацию, с мнением которой стали считаться даже самые влиятельные информагентства.
Вы чьих будете?
Первым, кто наиболее обстоятельно аргументировал вероятность того, что кадры из Каны были постановочными, был профессиональный фотограф Роберт Норт (Robert North), который провел тщательный анализ ливанских фотографий в своем блоге. По мнению Норта, о том, что снимки из Каны были срежиссированы фотографами, указывали позы, в которых пребывали запечатленные на снимках люди и выражения их лиц. Смутило фотографа и то, что на большинстве фотографий в роли спасателя выступает пресловутый "Зеленый шлем". Норт подкреплял свою аргументацию неразберихой с таймстемпами, судя по которым, труп одного ребенка демонстрировали фотографам чуть ли не полчаса. Почувствовав отличную позможность лишний раз поглумиться над СМИ, сообщение Норта опубликовали на страницах своих блогов сотни, если не тысячи, интернет-пользователей. В стороне не остался и отечественный сегмент сети, который о расследовании Норта узнал благодаря онлайн-дневнику основателя Ленты.Ру Антона Носика. Носик был полностью согласен с аргументацией Норта, который по определенным фрагментам фотографий сделал вывод о том, что снимки из Каны были постановочными. Хотя в пользу того, что фотографии были постановочными, казалось бы, указывало все, с позицией Носика не согласился широко известный в Рунете блоггер Норвежский Лесной (Николай Данилов), в дневнике которого разгорелась нешуточная дискуссия. Данилов назвал Норта неприличным словом и раскритиковал Носика, попутно на примерах попытавшись доказать, что, руководствуясь логикой Норта, в "постановочности" можно обвинить любой репортаж. В частности, Данилову показалось неубедительным то, что присутствие "Зеленого шлема" на большинстве фотографий из Каны является неопровержимым доказательством фальсификации. В качестве примера Норвежский Лесной привел ряд фотографий с различных московских митингов, где фигурировала одна и та же дама пенсионного возраста. Примечательно, что в один день она была на митинге в поддержку Израиля, на другой - в поддержку Ливана. Николай Данилов заявил, что присутствие одного и того же человека в большинстве снимков не является свидетельством того, что они были срежиссированы фотографами. Незначительной показалась Данилову и неразбериха с таймстемпами. По его мнению, некорректно проставленная дата снимка не может считаться доказательством того, что снимки из Каны были постановочными. По поводу неурядиц с композициями картинок Лесной, правда, высказываться не стал. Однако вне зависимости от того, были ли фотографии из Каны постановочными, кадры из этого города явно свидетельствуют о жертвах среди мирного населения. И во лжи фотографов, по большому счету, упрекнуть нельзя. В вину им можно поставить разве что слишком циничный подход к делу и неуместное стремление к драматизации событий (хотя, казалось бы, куда уж дальше).
Творчество Аднана Хаджжа так, наверное, и не стало бы известным широкой общественности, если бы не еще одна фотография, сделанная им в городе Бейрут. Человеку, не владеющему азами работы с графическим редактором Photoshop, может показаться, что в кадре Хаджа нет ничего подозрительного. Но даже поверхностно знакомому с фотошопом человеку будет достаточно одного взгляда на фотографию корреспондента Reuters, чтобы понять, что она подверглась существенной, пускай и неумелой, обработке. На кадре, размещенном Reuters за авторством Хаджжа, отчетливо видно, что дым является делом рук, мыши и инструмента "Clone Stamp" - об этом свидетельствуют повторяющиеся фрагменты изображения. При увеличении картинки можно разглядеть "нестыковки" швов кадра, а также дублирующиеся дома. Чуть позже наиболее дотошными пользователями интернета была обнаружена оригинальная фотография (на картинке внизу). Автором ее являлся, правда, не Хаджж, а Бен Кертис из Associated Press. То есть, помимо фальсификации фото, Хаджж фактически украл чужой снимок. Разоблачение Разоблачению Хаджжа мы обязаны ведущему блога littlegreenfootballs.com Чарльзу Джонсону. Его сообщение тут же подхватили интернет-пользователи по всему миру, и Сеть узнала о фальсификации снимков из Ливана.
Это событие всколыхнуло интернет-общественность, и в считанные часы блоггеры обнаружили еще несколько сфальсифицированных Хаджжем снимков. На одном из них, озаглавленном "Израильский F16 бомбит Ливан", фотограф нарисовал, собственно, "бомбы", на другом - сделал монтаж панорамы Бейрута, добавив к нему горящий аэропорт. В итоге не будет, по крайней мере официально, работать с Reuters Аднан Хаджж. Видимо, столь откровенный провал стал для агентства последней каплей, а после шквала критики со стороны блоггеров Reuters попросту не могли дальше сотрудничать с этим фотографом. Хаджжа не спасли даже уверения в том, что изменения в фотографию вносились исключительно "для устранения пыли", и что "ошибка произошла из-за плохого освещения". Видимо, при хорошем освещении Хаджж отредактировал бы картинки более качественно. 8 августа 2006 года стало известно о том, что из базы Reuters были удалены более 900 фотографий Хаджжа, снятых в зоне конфликта. Коллективный разум Главное в этой истории вовсе не то, что Аднан Хаджж - плохой фотограф, к тому же вор и лгун, и даже не то, что редакторы Reuters совершили ошибку, опубликовав его фотографии. Просто-напросто это разоблачение стало, пожалуй, первым случаем, когда именно интернет-общественности удалось разоблачить фальсификацию и повлиять на крупнейшее информационное агентство. Это очередное доказательство того, что критика в адрес солгавших журналистов перестала быть уделом кухонных разговоров и пресловутых писем в редакцию, над которыми редакторы посмеиваются долгими зимними вечерами. Теперь в сети сформировалась влиятельная сила, способная постоять за себя и с которой приходится считаться даже таким гигантам, как Reuters.
2006 © Игорь Белкин, www.lenta.ru
Что ещё можно сделать:
|
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|