Х Э
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА КОНКУРСЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ:
ШАГ ЗА ШАГОМ


Ron Bigelow (перевод ГрибNick)

Однажды, когда я собирался поснимать на природе, мне посчастливилось встретиться с тем, кого я обычно называю «фотограф старой школы». Он волочил на себе огромный рюкзак, с большеформатной камерой 8х10 и всеми дополнительными аксессуарами. Оказалось, что для своей вечерней фотосессии, мы оба выбрали одно и то же место (я приметил это место еще днем, и теперь возвращался, захватив с собой оборудование).

Следующие полтора часа мы стояли рядом друг с другом, снимая огромные волны, разбивающиеся о мощные прибрежные скалы. А в процессе съемки у нас получилась очень интересная беседа. Он не знал ничего о цифровой фототехнике, а я имел только общее понятие о большеформатных фотокамерах, так что мы получили массу интересной информации друг от друга.

Но слушая, я так же внимательно наблюдал за его действиями. Я видел как осторожно он изучает и выбирает композицию. Я видел как он дотошно анализирует освещение и динамический диапазон, используя свой экспонометр. Он проводил значительное время рассматривая, думая и примеряясь перед тем, как нажать на спуск затвора. Фотограф объяснял свою тщательность тем, что каждый снимок, учитывая стоимость пленки и печати, обходился ему почти в 13 долларов. Перед тем как уйти он вскользь отметил в разговоре, что сделал за сегодня только пару снимков.

Пока он медленно удалялся, таща свой большой и тяжелый рюкзак, я не мог не думать о тех экстраординарных фотографиях, которые я видел за свою жизнь, и которые были сделаны большеформатными и среднеформатными камерами

Во-первых, меня всегда впечатляла огромная разрешающая способность этой техники, благодаря которой снимки были столь детальные. Но впечатляло и время, которое фотографы тратили на каждый снимок. Наблюдение, анализ, подготовка, которая проводилась перед тем как они наконец делали снимок.

А в другой раз, я оказался в компании человека, который имел полный набор самой современной цифровой фототехники. Мы встали очень рано, чтобы «поймать» утренний свет. Но к сожалению свет тем утром был далек от желаемого. Поняв, что сегодня нам не удастся сделать хороших утренних снимков, я предложил разведать места для вечерней съемки. В течении утра я сделал всего несколько тестовых снимков, чтобы проверить некоторые условия освещения. Я собирался стереть все эти снимки перед серьезной съемкой. И в этот момент, мой напарник повернулся ко мне и сказал что сделал уже около 265 снимков этим утром и у него не осталось достаточно места на карте памяти, для вечерней съемки.

Разница между этими двумя фотографами разительна. Один неторопливый и дотошный. Второй, вооруженный автофокусом, авто экспозицией, автоматическим замером баланса белого действовал так, как будто в его руках был пулемет. Наблюдая за другими фотографами, я замечал такую картину неоднократно. Далеко не все фотографы, вооруженные самым последним, самым дорогим фотооборудованием или большим опытом, делали самые лучшие снимки. Самые выдающиеся фотографии делали те фотографы, которые уделяли время тому, чтобы подумать и подготовиться перед тем как нажать на кнопку спуска затвора.

Это и подтолкнуло меня к теме данной статьи: предварительная визуализация.

Предварительная визуализация это процесс, когда фотограф смотрит на сцену лежащую перед ним, затем мысленно представляет конечный результат, то есть, как должна выглядеть сцена на будущем отпечатке и продумывает заранее все шаги и действия, которые ему потребуется сделать, чтобы в итоге получить именно тот снимок, который сложился у него в голове

Предварительная визуализация захватывает весь процесс того, как снимок будет задуман, сделан, обработан и напечатан, весь путь от того как вы возьмете фотоаппарат в руки, до того как этот снимок будет напечатан.

Визуализация заставляет фотографа успокоиться и подумать обо всем процессе, вплоть до получения отпечатка. Это очень важно, ибо только в этом случае вы сможете в итоге получить именно ту фотографию, которую бы вам хотелось, самую лучшую фотографию.

Короче говоря, предварительная визуализация позволит вам получить максимально качественную фотографию, как в техническом, так и в художественном плане.

Цель данной статьи, создать некий «путеводитель». Попытка сформулировать и последовательно описать все действия, которые я выполняю, визуализируя свою будущую фотографию и привести пример того как визуализация сказывается на итоговой фотографии.

Для большинства людей, снимающих «на цифру», процесс начинается с того момента, как они нажимают на спуск затвора. Затем, уже сидя дома, они начинают думать, как обработать снимок. Затем они думают над тем, как наилучшим образом напечатать его.

В конце концов они показывают снимок друзьям и наблюдают за их реакцией. Предварительная визуализация это несколько обратный процесс. Мой процесс визуализации можно разложить по шагам следующим образом:

- Эмоции. Вначале надо определиться, какую эмоциональную реакцию должен вызвать снимок у зрителя.
- Представление итоговой фотографии. Знание того, какую реакцию должен вызвать мой снимок, позволяет мне мысленно представить, как должен выглядеть итоговый снимок.
- Материалы и оборудование. Знание того, как должен выглядеть снимок, позволит мне решить, какие материалы потребуются, чтобы создать задуманный снимок
- Обработка и подготовка к печати. Знание того как должен выглядеть снимок и какое оборудование будет использовано, позволяет мне заранее прикинуть, как придется подготавливать снимок к печати.
- Оптимальный метод съемки. Знание всех предыдущих шагов позволяет мне определиться с оптимальным методом съемки.

Фотография

Фотография, приведенная в качестве примера, была сделана при помощи техники предварительной визуализации. Снимок был сделан в национальном парке Йосемити (Yosemite National Park), на севере долины Йосемити, в пойме реки Тулум (Tuolumne Meadow). Снимок был сделан ранней весной, день спустя после открытия парка для посетителей. Зима была очень снежная и парк был закрыт для посещений. Пойма реки была затоплена из за таяния снега, погода была холодная, а тяжелые мрачные тучи несли новый заряд снега.

Эмоции

Одно из самых главных правил, которое я выучил за время своих занятий фотографией, я прочитал у Галена Роуэлла

Все великие фотографии передают чувства
(All great photography is about communicating an emotion.)

Если сцена не вызывает никаких эмоций у фотографа, то фотография это сцены не вызовет никаких эмоций у зрителя. Поэтому, моя техника предварительной визуализации начинается с того, что я определяюсь с самым важным моментом – какие эмоции, какие чувства должна вызывать моя фотография. Я ищу сцену, которая бы вызывала у меня какие то сильные чувства. Я уже давно отметил, что подобные сцены выглядят наиболее впечатляюще на фотографиях. Если пренебречь этим и снять сцену которая изначально не вызывает никаких эмоций, или пытаться эти эмоции придумывать, то и результат, как правило будет разочаровывающим.

Когда я увидел эту сцену, чувства пришли сразу. Я точно понял, что я вижу перед собой именно ту сцену, которую искал. Основные чувства, которые я испытывал, были чувства грандиозности, драматичности и контраста… Грандиозность создавалась размером сцены, огромной площадью разлива и длинной цепью высоких заснеженных гор вдали. Драматичность и контраст переплетались между собой и были связаны с отражением тяжелых облаков на поверхности воды затопленной поймы (контрастные грозовые тучи, создавали ощущение надвигающегося шторма). Контраст особенно усиливался, когда изредка лучи солнца пробивались сквозь тучи и частично освещали вершины вдали.

Для меня было понятно что ощущения были вызваны размером сцены, драматичностью туч и контрастом с редкими солнечными лучами, иногда падающими на скалы и горы. Именно эти аспекты и отвечали за эмоции, которые вызывала сцена и за силу этих эмоций.

Представление итоговой фотографии

Было очевидно с самого начала, что эта фотография предназначена для качественной художественной печати. Поэтому я мысленно представил себе большую качественную фотографию затопленной долины с отраженными в воде облаками, которые доминировали бы на снимке. Я хотел скомпоновать снимок так, чтобы деревья темной, четкой, симметричной полосой вклинивались в сцену с краев и встречались прямо по середине. Так же я хотел чтобы свет дырявил тучи и частично освещал скалы или горы. В конце концов, я представил себе отдельные стебли старой травы, точащих прямо из воды и показывающих что глубина воды на самом деле небольшая, что это именно разлив, а не большое глубокое озеро. Другими словами я представил себе снимок очень похожий на тот, что приведен выше.

Материалы и оборудование.

Так как снимок предназначался для качественной художественной печати, а так же учитывая тот факт, что для данного снимка очень важен размер, было понятно что отпечаток будет максимально большого формата, который я могу сделать на своем принтере. Бумага должна иметь хороший контраст и передавать атмосферу сцены. Поэтому я быстро решил, что наиболее подходящей будет глянцевая бумага премиум класса.

Обработка и подготовка к печати

Так как задумывалась печать в большом формате, на очень качественной бумаге, то и требования к качеству самого снимка были соответствующие. То есть редактирование файла должно сохранить высокое качество снимка. Поэтому снимок должен быть снят в RAW формате. Надо выбрать и подходящий RAW конвертор. Во первых он должен хорошо справляться с обработкой файлов большого разрешения. Во вторых, стоит выбрать конвертор, который сам имеет функции базовой коррекции и редактирования изображения. Это позволит нам снизить возможные потери качества при дальнейшем редактировании уже отконвертированного изображения. Изображение надо будет конвертировать в 16-и битный файл, так что программа редактор должна поддерживать большую глубину цветов. Так же наша программа редактирования должна поддерживать слои, чтобы снизить потери качества исходного изображения.

Оптимальный метод съемки

Здесь есть много аспектов, которые следует рассмотреть, чтобы получить именно то что мы хотим. Далее мы отдельно рассмотрим каждый аспект.

Объектив. Так как величественность сцены напрямую связана с размером, то чтобы нам не упустить этот аспект, более всего отвечающий за чувства, которые вызывает сцена, следует выбрать короткофокусный, широкоугольный объектив. Он позволит нам захватить максимальную площадь сцены. Кроме того, широкоугольный объектив имеет свойство выделять передний план, а длиннофокусный объектив ослабит очень важный эффект создаваемый тучами, так как сделает их более «мелкими» и менее драматичными.

Позиция. Фотокамеру следует расположить прямо у границы воды, как можно ближе к земле. Это позволит нам приблизиться к поверхности воды и получить хорошее и крупное отражение туч на воде. Особенно хорошо такое расположение камеры сработает вкупе с широкоугольным объективом, который имеет тенденцию к увеличению близлежащих объектов, то есть сделает наше отражение доминирующим.

Штатив, тросик или пульт ДУ, уровень, и предварительный подъем зеркала. Чтобы обеспечить максимальное качество, необходимо использовать штатив. Тросик, или пульт ДУ (в зависимости от камеры) позволит так же снизить вероятность сотрясения фотоаппарата в момент спуска затвора. Обычный пузырьковый уровень (он может быть встроен в штатив) позволит выровнять камеру относительно горизонта. Это нужно для того чтобы избежать последующего выравнивания снимка в программе редактирования, так как при подобном выравнивании мы можем слегка ухудшить качество, у тому же приведет к обрезанию краев изображения). Предварительный подъем зеркала так же нужен для того, чтобы исключить вибрации камеры в момент спуска затвора

Экспозиция. Так как мы хотим получить снимок максимального качества, в том числе и технического, то экспозицию будем подбирать в соответствии с правилом, позволяющим увеличить соотношение сигнал шум и количество зафиксированных полутонов изображения (Читайте статью "Экспозиция в цифровой фотографии")

ISO. Снимать будем с небольшим значением чувствительности, чтобы уменьшить шум на изображении.

Диафрагма: для того, чтобы подчеркнуть перспективу сцены, потребуется большая глубина резкости. С другой стороны, маленькие диафрагмы (я говорю о f22 и выше) имеют тенденции к некоторому смягчению, замыливанию изображения. А большая диафрагма не даст необходимой глубины резкости. Поэтому я выбрал f16, так как при данном значении диафрагмы буду иметь достаточную глубину резкости, но при которой снимок будет чуть более четкий, чем при F22

Выдержка: Есть потенциальная проблема с отражением облаков в воде. То отражение, которое мы видим глазом, будет выглядеть ломанным и разбитым, если выберем слишком маленькую выдержку. С другой стороны если выставить слишком большую выдержку, то рябь на воде испортит наше отражение. Исходя из этих соображений, была выбрана выдержка в пол секунды.

Нейтрально серый фильтр: У нас появилась проблема. Маленькое ISO, довольно маленькая диафрагма, и полусекундная выдержка может привести к тому, что снимок будет переэкспонирован. Я уже принял решение о том, что буду снимать при диафрагме 16 и выдержке в пол секунды и объяснил почему. Но, такая экспозиция не оптимальна с точки зрения световых условий. Поэтому, чтобы решить проблему, я одену на объектив нейтрально серый фильтр, а затем немного подрегулирую его, добиваясь того, чтобы поток света, проходящий через объектив, находился в соответствии с выбранной экспозицией. Другими словами, я приведу выбранную экспозицию в соответствие световым условиям при помощи регулируемого нейтрально серого фильтра

Свет. В целом, световые условия задавались плотными тяжелыми тучами, которые к тому же создавали определенную атмосферу. Снимок можно было делать прямо сейчас. Но уже было решено, что царящую вокруг атмосферу усилят скудные солнечные лучи, прорывающиеся сквозь тучи и освещающие скалы за разливом или вершины гор вдалеке. Так что, для того чтобы сделать снимок, придется ждать подходящих световых условий (когда лучи прорвутся сквозь тучи)

Динамический диапазон. Этот параметр крайне важен для качественного снимка. Обычно, тяжелая плотная облачность, создает сцену с низким контрастом и небольшим динамическим диапазоном. В нашем случае, нижняя, темная граница диапазона будет определяться темной полосой леса, охватывающего дальний берег разлива. Верхняя граница, будет определяться лучами солнца, которые, как я надеюсь, пробьются сквозь тучи и осветят средний и или задний план сцены и возможно белый снег на далеких вершинах. Я не уверен, что моя камера, сможет захватить подобный динамический диапазон, особенно если лучи солнца попадут на белый снег. Поэтому придется вначале сделать несколько тестовых снимков, в те моменты, когда будет показываться солнце. Цель этих тестов – определить, придется ли использовать мультиэкспозицию (брекетинг) чтобы захватить весь динамический диапазон, или нет. В результате, тестовые снимки показали, что куда бы не падало солнце, камера всегда полностью захватывала весь динамический диапазон сцены. Поэтому я решил, что мультиэкспозицию можно не использовать.

Точка фокусировки. Я внимательно изучил всю сцену, чтобы выбрать точку, по которой следует фокусироваться. Мне бы хотелось, чтобы максимальная площадь сцены оказалась в фокусе, начиная от расстояния в несколько десятков сантиметров от камеры и до бесконечности. Конечно, получить одинаковую резкость на таком огромном расстоянии нельзя. Поэтому, я решил что полоска леса на том берегу и скала слева за лесом, являются одними из ключевых деталей сцены, и необходимо чтобы они были максимально резкими. С другой стороны, отражение на поверхности воды никогда не будет идеально резким, так для этого требуется, чтобы вся поверхность была идеально гладкой и неподвижной. К тому же далекие горы так же никогда не будут достаточно резкими из за того, что перенасыщенный влагой воздух, на таком огромном расстоянии снизит четкость сильно удаленных объектов. По всем этим причинам, в качестве точки фокусировки была выбрана точка на воде, в непосредственной близости к границе на берегу. В комбинации с маленькой диафрагмой (большой глубиной резкости) и другими параметрами описанными ранее, это даст мне максимально возможную резкость всей сцены.

Ветер. Ветер являлся очень важным фактором. Он то исчезал то появлялся и из за этого отражение на воде было то практически идеальным то почти полностью исчезало из за ряби. Поэтому мой снимок должен быть сделан в тот момент, когда ветер стихнет хотя бы ненадолго.

Серия снимков. Человеческий глаз не всегда в состоянии точно определить насколько спокойная поверхность воды в данный момент, чтобы получить идеальное отражение. Поэтому я решил сделать серию снимков в короткий промежуток времени, чтобы у меня был бы затем шанс выбрать из них именно тот, на котором отражение будет наиболее подходящим.

Долгое, долгое ожидание. Очень долгое…

Ну что же. Все подготовительные работы завершены. Вид конечного снимка определен достаточно точно, композиция определена, камера установлена на штатив и настроена в соответствии с выбранными параметрами. Все готово для съемки кроме одного. Нам нужно дождаться момента, когда солнце выглянет из за облаков и частично осветит сцену, и чтобы в этот момент почти не было ветра. Ожидание займет какое то время, поэтому надо набраться терпения.

Поэтом я достал раскладной стульчик, который благоразумно прихватил с собой, и провел почти 2 часа «кормя комаров», сидя почти у границы воды, в холодную и промозглую погоду. Наконец, где то через полтора часа ожидания (я уже почти задремал) ветер стих, я поднял глаза и увидел как солнце начинает пробиваться сквозь тучи и освещать массивную скалу за лесом. Подпрыгнув, я бросился к камере и успел сделать три снимка, а затем солнце быстро скрылось так же быстро как и появилось. Я прождал еще полчаса, но больше солнце так и не вышло из туч.

Но тем не менее, несколько снимков я все же успел сделать. Так как свет не оставлял надежд, я собрал вещи и двинулся к машине. Это был первый день съемок в Йосемитском Национальном парке.

Сколько времени это занимает?

Весь описанный процесс может занять от нескольких минут, до нескольких часов и более, в зависимости от множества факторов. Тем не менее, мне этот вопрос кажется неуместным. Что вы скажете о человеке, который посмотрит на шедевр и скажет – «ну да, неплохо, но слишком уж долго его делать»?

Я снимаю в другом стиле, мне это не подходит

Я уверен, что кто-то подумает – «Я занимаюсь спортивной съемкой или другой съемкой где все непредсказуемо, поэтому я не смогу использовать предварительную визуализацию. Все происходит слишком быстро и у меня просто не будет времени» . На самом деле все не так!

Однажды я читал статью спортивного фотографа, одного из лучших в мире. Он приходил на стадион задолго до начала соревнований. Затем он заранее представлял, что именно он будет снимать. Он прикидывал, где ему следует расположиться, какой объектив выбрать для съемки. Выбрав, он устанавливал камеру, настраивал ее, и после того как все было установлено и протестировано, фотограф спокойно дожидался начала игр. Другими словами, он заранее продумывал – что он хочет получить и что для этого надо сделать – то есть занимался предварительной визуализацией.

В другой статье фотограф, специализирующийся на съемке в экспедиций в горах, описывал свой опыт. Он рассказывал, что точно так же, вначале мысленно представлял будущую фотографию. Он изучал скалы по которым пройдет маршрут группы, условия освещения, брал свое оборудование, забирался впереди группы, выбирал место, и подготовившись ждал (болтаясь на страховке) пока остальные альпинисты достигнет выбранного места и фотограф сделает задуманный снимок. Это еще один пример предварительной визуализации.

Оба этих фотографа заранее думали о том кадре, который они хотят получить. Возможно их методика подготовки отличается от моей, но суть при этом остается прежней.

Когда нужна предварительная визуализация?

Конечно я не утверждаю, что все снимки нуждаются в предвизуализации. Иногда автофокуса, автоматического экспозамера и автоматического баланса белого вполне достаточно. С другой стороны, время от времени, хочется сделать всего один снимок, но чтобы он был самым лучшим! В этом случае, предварительная визуализация это именно то, что позволит достичь желаемоего.

2005 © Ron Bigelow (текст, фото)
2006 © ГрибNick (перевод)

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Почитать оригинал статьи (на англ.) >>>
Почитать другие переводы и статьи на сайте автора перевода ("Lightroom.ru") >>>
Почитать статью ХЭ "Воплощение идеи в пейзаже" >>>


ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА КОНКУРСЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2006 Хулиганствующий Элементъ