ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ



ОТПУСКНОЕ ФОТО:
РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖАНРА





Андрей АНТОНОВ






Очень часто бывает так, что по возвращении из отпуска сделанные там фотографии кладутся далеко-далеко на антресоли и больше никогда и никому не показываются. Как правило, происходит подобное по той причине, что после проявки мы видим совсем не то, что хотели получить в процессе съемки.



Кадры получаются или совсем темные, или, наоборот, пересвеченные, или главный объект съемки получится некрасивым - с отрезанными ногами. Бывают фотографии на которых предметы получились не в фокусе. Разумеется, что кроме подобного брака среди сделанных кадров можно найти настоящую жемчужину, которая украсит любой фотоальбом. Правда, мы рассчитывали, что сделаем сто процентов шедевров. Ну, по крайней мере, допускали не более пяти кадров брака, не так ли? Что именно не позволило нам достичь подобного рекордного показателя, которым можно с успехом хвастаться друзьям? Все очень просто – доверяясь фотоинтуиции мы делаем ошибки, которые выливаются в испорченные снимки.

Как правило, в отпуске делается один тип фотографий – «я/жена/дети/друзья на фоне местной достопримечательности». Разумеется, что почти все подобные фотографии скучны и интересны только самим авторам и их знакомым. Однако нехитрые приемы фотографирования позволят вам сделать кадры, от которых будет захватывать дух. И уж конечно, в следующий раз из отпуска вы привезете не четыреста, а от силы восемь бракованных снимков. Впечатляет? Поехали!

1. Композиция. Стандартный кадр: на фоне – достопримечательность, а передний план образует жена с детьми. В этом случае постарайтесь не загородить телами горячо любимых родственников объекты на заднем плане, иначе вы рискуете не увидеть на снимке прекрасный водопад, до которого вы час тряслись в кузове грузовика и еще минут сорок тащились вдоль русла горной реки по скользкой тропинке, методично плюхаясь в воду. Сделайте так, чтобы был виден как фон, так и счастливые лица ваших близких. Фотографируя одного человека, например, жену, стоит обратить внимание, что хотя по смыслу ваша жена и является центральной фигурой фотографии, будет разумным расположить ее стройную фигуру не строго по центру, а на расстоянии примерно одной трети от границы кадра. Соответственно, на расстоянии трети, но уже с противоположной границы кадра располагаем сюжетно важную часть (или объект полностью) достопримечательности (отметим, что горизонт тоже выгодно располагать не строго по середине снимка, а опять же на расстоянии трети кадра).



Фото 1. Располагайте объекты в соответствии с правилом третей.

Кстати, фотографии будут интереснее, если разрешить жене стоять не по стойке «смирно», а развернуть её фигуру немного боком, скомандовав «вольно», в конце концов, вы не солдата на плацу фотографируете. Вообще, благоразумно выбирайте масштаб портретируемых – если восемьдесят процентов площади занимает медленно краснеющее лицо друга, обрадованного походом куда угодно, лишь бы подальше от трепетно любимой тещи, а двадцать процентов приходится на древний собор, вряд ли такой снимок можно будет назвать удачным. Обращайте внимание и на наложения фигур когда вы мановением руки будете расставлять портретируемых на местности: если ваш фотоаппарат, ваш товарищ и чужой столб стоят на одной линии, получится нехорошо – из головы товарища растет столб, ай-яй-яй, конфуз вышел… И еще. На многих снимках люди очень пристально всматриваются в объектив фотоаппарата, словно тщательно стараются не пропустить вылет птички. Скажите друзьям, что можно расслабиться. Фотография от этого только выиграет. Кстати, вспомните портреты ваших бабушек или дедушек. Наверняка на них взгляд человека направлен влево вниз или вправо вниз. Попробуйте снять так же. Будет здорово.

2. Освещение. Наиболее выигрышным является естественное освещение, однако бывает достаточно трудным подобрать идеальный момент при съемке. Приходится использовать вспышку, при использовании которой сразу возникает проблема красных глаз, которая решается выносом вспышки подальше от оси «фотоаппарат – глаза». Когда вспышку следует использовать? Как правило, тогда, когда естественного освещения бывает недостаточно. Но иногда вспышку приходится включать и при ярком солнце и пусть вас не смущает хихиканье за спиной – смехачи-то не знают что такое Заполняющая Вспышка. Если яркий источник света находится сверху-сзади фотографируемого предмета или на объекте съемки имеются области глубоких теней, следует принудительно включить вспышку, даже если автоматика камеры этого не рекомендует. Это позволит подсветить затененную область, не уничтожая тень полностью. Однако, следует иметь ввиду, что применяя вспышку с близкого расстояния, вы получите жесткий свет, который сделает плоскими лица ваших коллег по отдыху. В этом случае надо либо отойти подальше, либо закрыть вспышку белым листом бумаги – это смягчит свет и сделает лица естественными. Кроме того, помните ощущения, когда вам пыхали прямо в глаза? То-то же…



Фото 2. Не забывайте подсвечивать тени!

3. Ориентация кадра. Тут все зависит от фона (мы же фотографируемся на фоне достопримечательностей, не забыли?) или его значимых деталей. Так вот, если он больше высокий, чем широкий, применяем вертикальное кадрирование, а если наоборот, то тоже наоборот – кадрирование будет горизонтальным. В процессе кадрирования обратите внимание, чтобы не получились фигуры с отрезанными по щиколотку ногами (жена не простит вам то, что вы не показали ее новые босоножки) или фигуры с обрезанными затылками – душераздирающее зрелище, скажу вам… Если вы фотографируете человека во весь рост, имейте ввиду, что при вертикальном кадрировании фигура должна быть в одну треть от высоты кадра, а при горизонтальном – в половину кадра. При съемке движения будет здорово, если вы наклоните фотоаппарат относительно горизонта, такой наклонный кадр отлично передаст динамику сцены. Однако наклонять следует не менее чем градусов на двадцать-тридцать, иначе потом все будут думать, что у вас просто дрожали руки и вы завалили горизонт.



Фото.3. Не обрезайте ноги товарищам!

Пример другой. Собрались, положим, вы снимать товарища у Останкинской башни. Что делает обычный фотограф? Ставит друга у подножия башни и со словами «Щас, мы тебя сфоткаем!» отходит все дальше и дальше чтобы шпиль влез в кадр целиком. Потом же с лупой смотрят снимок чтобы выяснить, а где же изображение товарища? А вот этот мутный пиксель он и есть. Чтобы избежать подобного следует располагаться самому и ставить товарища подальше от шпиля, чтобы и товарищ был приемлимого размера, и объект целиком в кадр попадал – перспектива, знаете ли.

4. Режим съемки. Если ваша камера имеет как автоматический режим, так и сюжетные программы – это хорошо. Разумеется, оптимальным вариантом является выставление параметров съемки вручную, но, во-первых, это подходит только для умелых фотографов, во-вторых, вряд ли вас поймут родственники, если вы будете бегать туда-сюда с экспонометром (а иначе как определишь точные настройки? Нет, можно и на глазок, но это либо совсем для гуру, либо получится ерунда, проще поставить автоматом все параметры), в-третьих на отдыхе с друзьями или детьми у вас просто не будет для всего этого времени. Некоторые фотоаппараты имеют зону творческих режимов – приоритета выдержки или диафрагмы. Для портретов лучше использовать наиболее раскрытые отверстия диафрагмы – это позволит уменьшить выдержку (стоять с каменным лицом ваши дети вряд ли долго смогут) и художественно размоет фон. Ах, да, мы же снимаем на фоне достопримечательностей. Тогда диафрагму лучше прикрыть, сделав четким и фон. При съемке быстродвижущихся предметов, например, летящего с «банана» товарища, лучше выбрать приоритет выдержки установив значение не более 1/125. Но, конечно же, все зависит от вашего художественного замысла – может быть, вы задумали передать движение смазанной фигурой товарища. В случае если ваша камера имеет сюжетные программы можно использовать и их, правильно выбирая подходящую. Разумеется, имеющийся на всех камерах режим «авто» позволит получить вам хоть какой-то снимок, но сюжетная программа, а уж тем более и ручное управление, позволит приблизиться к шедевру несколько ближе.

После всех этих нехитрых приемов заметим, что правила создаются, чтобы их нарушать. Поэтому если вы считаете, что центральное расположение объекта передаст снимку ощущение незыблемости и покоя – забудьте про правила и снимайте так, как считаете нужным, не стоит ориентироваться на устоявшиеся традиции. Правила хороши тем, что из никакого фотоснимка позволяют получить приемлемые кадры. Все шедевры создаются без оглядки на традиции. Ну что, поспорим, кто теперь меньше брака привезет?

2006 © Андрей Антонов

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2006 Хулиганствующий Элементъ