ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



С ФОТИКОМ ПО УЛИЦАМ
(несколько полезных и бесполезных советов другу фотолюбителю)



Алексей ПЛЮСНИН

Несколько лет назад я решил навести порядок среди несчетных фотографий, сожравших значительную часть жесткого диска. В то время я по-наслышке знал, что красные глаза, раздвоенные глаза и полное отсутствие резкости на снимке делают его непригодным к показу кому-нибудь, даже маме. Поэтому я решил избавиться от подобных снимков, несмотря на душевную боль. Листая снимок за снимком, я вдруг с отчаянием осознал, что все фотографии (а их было тысячи полторы или две) можно свести к двум: изображению дочки и дружеской попойке. Глядя на серые, безликие фотографии я задал себе вопрос: буду ли я с наслаждением и ностальгией рассматривать их через 10-15 лет? Ответ был безутешно очевиден. Я удалил почти все снимки и сказал себе, что эра бессмысленного щелканья затвором завершилась.



Кому эта статья может показаться полезной
Я не ставлю своей целью затронуть какие-то глубинные аспекты фотографии в частности и творческого процесса в целом. Об этом уже написано множество статей людьми, знающими предмет намного лучше меня. Можно рассматривать все написанное далее просто как небольшой опыт фотографа-любителя, которым он желает поделиться с теми, кто решил ступить на тернистую стезю уличной фотографии. Опыт, сам по себе, не аксиома. Читатель волен сам выбирать что ему пригодится, а что нет. Итак, если вы твердо решили, что блуждая по улицам родного города с фотокамерой сможете наилучшим образом реализовать свои творческие замыслы, но не знаете с чего начать – присоединяйтесь.

Немного «философии»
Эта часть мне кажется наиболее важной. Сейчас объясню почему. Дело в том, что я не умею рисовать. Мой школьный друг замечательно рисовал. Он этому нигде не учился, смешные рожицы, танки и солдаты в полной экипировки рождались под его шариковой ручкой на тетрадных листах там, где должны были быть уравнения с двумя переменными. Я очень хотел рисовать так как он, но уже тогда понимал что не смогу, даже если бы он меня этому попытался научить. Зато я играл на гитаре и даже подбирал аккомпанимент на слух. Многие ребята просили меня научить их играть. Я делал это с удовольствием и иногда даже добивался успеха: некоторые могли неплохо аккомпанировать, если я говорил им какие аккорды играть. Но вот подбирать на слух я не смог обучить НИКОГО. Потому что обучить этому невозможно, точно так же, как нельзя научить хорошо рисовать человека, если у того нет способностей в рисовании.

Наверное нечто подобное происходит и в фотографии. Просто это не так бросается в глаза, потому что в наше время сделать снимок очень легко, сложнее определить хороший он, или плохой. В добавок ко всему, человек, не обладающий фотографическими способностями, все же может снять очень хорошую фотографию. Но это, скорее всего, произойдет случайно, а мы хотим контроллировать процесс, верно? Так вот.....если в какой-то момент вы поймете, что вам на ухо наступил фотографический медведь, не стоит расстраиваться. Ведь никто же не горюет о том, что не умеет рисовать. Важно быть честным с самим собой. Ну а фотографировать плохо или не фотографировать совсем – решать вам.

Еще одна последняя «философия», которая мне кажется чрезвычайно важной: не думайте о будущей славе, даже самой маленькой. Все люди тщеславны в большей или меньшей мере. Тяга к самореализации толкает нас к попыткам добиться известности на интернет-форумах, в конкурсах красоты и на фоторесурсах. Для этого необходимо совершить нечто, что понравится большой массе людей. И тогда мы попадаем в зависимость от этих людей, мы делаем то, что нравится им, и не всегда нравится нам самим. Старайтесь изо всех сил снимать то, что нравится вам, нравится до самой глубины души. Ведь мы хотим снимать фотографии, которые нравятся нам ;)


На что снимать
Снимать можно на что угодно. Солдат и фотограф второй мировой войны, Тони Вакарро, в дополнение к тяжелой военной амуниции, носил с собой громоздкий аппарат - графлекс - который, ко всему прочему, снаряжался пластинами, а не пленкой. Но почему бы не воспользоваться достижениями технического програсса и полностью сосредочиться на предмете съемки, вместо того, чтобы возиться с техникой? Какая же камера наилучшим образом подходит для уличной фотографии? Ответ следует из двух очевидных атрибутов стрита – оперативность и «неприметность». Наиболее оперативны – зеркалки. Но они громоздки. Когда я держу в руках свой Никон прохожие постоянно спрашивают на какую газету я работаю, или говорят что припарковались в запрещенном месте только на минуточку, предполагая ,что я фотограф муниципалитета и фиксирую всяческие правонарушения. В общем, громоздкий фотоаппарат притягивает внимание. Это не смертельно, но я бы предпочел, чтобы прохожие занимались своими делами, а я – своим. Компактные камеры неприметны, но уступают в оперативности зеркалкам. Если положить на чаши весов оперативность и неприметность – я выбираю оперативность зеркалки и ее функциональность. Но всегда есть альтернативы. Все зависит от средств и предпочтений. А вот с объективом дело обстоит интереснее. Мне кажется, в свое время, я совершил ошибку, прислушавшись к совету Кена Рокуэлла. Он хвалил никоновский объектив «на все случаи жизни» - 18-200 мм со стабилизацией изображения. Кен Рокуэлл ни в чем не виноват, объектив действительно хорош, он «покрывает» почти все необходимые фокусные растояния и относительно недорог. Но зло таится именно в его универсальности. Соблазн воспользоваться им в качестве телевика делает начинающего фотографа ленивым и трусливым. Зачем куда-то идти и подвергать себя риску быть замеченным (о, ужас!) если вон там, далеко, происходит нечто интересное, и это нечто можно запечатлеть с безопасного расстояния? Ошибка. Телевик «убивает» хороший кадр, сжимая перспективу и вычленяя фотографируемое из естественной среды. Мне понадобилось достаточно много времени осознать эту простую истину. Телевик просто необходим фотожурналисту. Потому что фотожурналист обязан добыть материал, а это зачастую сопряжено с серьезной опасностью, или нет никакой возможности подойти поближе. Но тому, кто снимает сценки из повседневной жизни, телевик не нужен. А нужны недорогие 18-55мм или фикс 35мм (объектив с фиксированным фокусным расстоянием). Мне было не так тяжело слезть с иглы телевика, я довольно быстро осознал что все фотографическое пространство просто сузилось вокруг меня и перестал искать «сюжеты вдалеке».


Что снимать
Снимать можно все, что кажется интересным. Я припоминаю сейчас, как в свои первые «фотосайтовские» дни завидовал цветастым пейзажам со снегом, роскошной архитектуре Санкт-Петербурга и Москвы, живописным фотографиям туземцев в национальных костях из носа и ушей. Я живу в Израиле. Здесь нет (практически) лесов, тем более заснеженных, архитектура радикально отличается от питерской, а туземцы ездят на БМВ и Мерседесах. И все же, посидев пять минут в парке на лавочке, или пройдясь взад-вперед по тель-авивской Аленби, можно услышать невидимую музыку, пульс городских улиц. Нужно только поймать ритм, настроиться на него. И иногда очередной удар этого пульса становится настолько громким, что закопченые сажей, некрасивые коробки построек, провода и столбы, светофоры и мусорные урны, вдруг встают на свои места и уже не отпугивают, а словно говорят: вот он, город в котором ты живешь, он по-своему красив и интересен. Снимать можно не только редкие мимолетные моменты, сценки с актерами-прохожими, но и архитектурно-теневые хитросплетения,метафоры и аллегории, перспективные причуды, настроение времени года, собак, голубей и кошек, и все это вместе взятое.

Как снимать
Свет – это наше все. Можно снять хорошую фотографию и в пасмурную погоду, но мягкий солнечный свет – верная дорога к удаче, при определенном везении. Я начитался советов мастеров о том, что в полдень лучше не снимать, ибо солнце «выбеливает» цвет и тени слишком глубоки. Поэтому выхожу на фотоохоту в основном в утренние и предзакатные часы. Тени становятся мягкими и романтичными, цвета – насыщенными. Ну, об этом мой друг фото-любитель наверняка знает и без меня. Другим важным аспектом является настроение и душевный подъем. Часто, проснувшись невыспавшимся и ворчливым, я предпочитаю не предпринимать фотовылазок. А если уж выхожу на улицу, пытаюсь поднять себе настроение. Например, музыкой. Да, музыкой. Начинаю мурлыкать какую-нибудь любимую мелодию, и иногда вся прогулка ей ознаменовывается, получает некую окраску этого мотива. Не теряйте голову, увлекшись интересным сюжетом по ту сторону шоссе. Я так однажды чуть не попал под автобус. Как говорит один хороший фотограф, в случае, если сюжет недосягаем: «а мы и не хотели». И действительно, а мы и не хотели, на наш век уличных историй хватит. Если позволяет время, не торопитесь. Глубоко вздохните и осмотрите интересную сцену внимательней. Возможно стоит встать чуть правее, чуть присесть, отойти подальше, посмотрите в видоискатель и оцените слабые и сильные стороны композиции. Не снимайте прохожего «в лицо» просто потому, что он – человек. Зачем нервировать человека из-за снимка, который все равно отправится в корзину? Но если интуиция подсказывает, что это «вселенский кадр», почему бы не рискнуть? Прохожие редко имеют желание связываться с незнакомым фотографом. Если ваше внимание привлекла интересная тень, или замысловатый набор геометрических фигур, некая сцена, на которой осталось разместить актеров – подождите некоторое время, возможно актеры скоро появятся. Смотрите и прислушивайтесь.


Кому показывать
Отснятое надо кому-то показать. Это естественно, творчество бессмысленно, если о сущаствовании его продуктов никто не знает. И в этом заключается парадокс. Как я уже говорил, главное – продукт нашего творчества прежде всего должен нравиться нам, нравиться честно, по-настоящему. Зачем же тогда показывать? Наверное затем, что созданное произведение уже не пренадлежит нам. Оно уже родилось и живет самостоятельной жизнью. А вместе с ним и кусочек мира, в котором мы живем, который сам по себе становится микромиром. И если никто никогда не узнает об этом маленьком мире, это равносильно тому, что он родился мертвым. Наверное так.

Итак. Если вы хотите получать только положительные отзывы о своих фотографиях, лучше всего показывать их только маме. Хотя моей маме уже требуется больше времени чтобы собраться с силами и с растеряным видом похвалить мою черно-белую мазню. А если серьезно, хорошо бы найти такого зрителя, которому бы было совсем не стыдно говорить вам все, что он думает. Желательно, чтобы этот зритель умел отличить хорошую фотографию от плохой. Мне с таким зрителем повезло в свое время, чего и вам желаю.

Эпилог
Есть множество статей, хороших статей, более подробно и толково рассказывающих о технике уличной съемки . Мне показалось, что в них всех отсутствует одно маленькое связующее звено, между рассказчиком-мастером и читателями-новичками. Звено, которое можно охарактеризовать примерно так: «Мы одной крови, вы и я. Сделайте доброе дело, снимите кучу хороших картинок, и мы все вместе порадуемся»

Не знаю, получилось ли у меня.

В любом случае, - удачи! – друг фотограф-фотолюбитель

2011 © Алексей Плюснин

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ps/streetp/streetp.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2011 Хулиганствующий Элементъ