ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



ЗВЁЗДНЫЕ ПОЛОСЫ
или
STAR TRAILS




Статья принимает участие в Конкурсе статей о фотографии.


Андрей ХОРОШИЛОВ

Для съёмки звёздного неба нет необходимости в специальном оборудовании. Необходимы лишь штатив и камера с возможностью длительных выдержек. Однако, время, которое потратит фотограф на осознание и систематизацию полученных результатов может разниться. Здесь я хотел бы поделиться своим опытом и наблюдениями относительно «звёздной» фотографии и её специфики.

Речь пойдёт именно о фотографировании неба, а не о астрофотографии в которой используются устройства для компенсации вращения земли. В последней, целью стоит сьёмка созвездий, туманностей и т.п. в статике, как космических объектов. Я же хочу рассказать о технике сьёмки звёздного неба, как длинных световых полос, отображающих вращение Земли относительно звёзд, или же Star Trails.

Суть заключается в том, что Земля вращаясь и проходя путь по своей орбите меняет своё положение относительно звёзд. Просто посмотрев на небо этого не заметишь, т.к. наше зрение воспринимает движение, но воспользовавшись фотоаппаратом можно зафиксировать это вращение, т.к. вращаясь вместе с Землёй, камера создаёт статичное изображение на котором видно смещение земли относительно неподвижных звёзд, что и создаёт звёздные полосы.

Здесь центральным становится вопрос – как это все сделать? Понятно, что чем длиннее выдержка, тем больший путь пройдёт наша планета и соответственно тем длинней будут полосы, но уже с этого момента начинаются нюансы.


Рис. 1 Снимки одной и той же части неба с выдержками от 30 сек. до 16 мин. с шагом в одну ступень.

Как известно, основные параметры, которые мы используем при фотосьемке – это чувствительность фотоматериала, выдержка и диафрагма. Правильное сочетание последних позволяет нам получить правильную экспозицию для снимка. Но в нашем случае зведных полос, мало того, что границы «правильной» экспозиции становятся очень размытыми, так и стандартные параметры сьемки начинают нестандартно действовать на кадр. Но все по порядку.

Понятие «правильной» экспозиции для ночных снимков в принципе трудно применимо, т.к. с самого начала мы чаще всего имеем кадр, который просто разрывают на части различные зоны яркости. Тут глубокая тень, там яркие прожекторы, здесь мягкий свет от ночного магазина. Все это вполне спокойно уживается на одной плоскости снимка, и правильной экспозиции здесь быть просто не может. Кто-то захочет выделить фонарь, кому-то интересны детали в тени и т.д. Для всего этого потребуется разная экспозиция. А в случае со звездами, выбор «правильной» экспозиции вообще ничем не ограничен. На рис. 1 показаны снимки одного и того же участка неба, снятого с iso 800 и f4.5 на выдержке от 30 сек. до 16 минут с шагом в одну ступень. Как видно, даже на 30 секундах уже заметны точки звезд и время добавляет нам лишь их длину и яркость.

Но умение получать в результате фотосьемки запланированые результаты – это признак мастерства. И относительно фотографии звезд существуют определенные принципы, учитывая которые вы сможете добиться желаемых результатов. Начнем непосредственно с них, а впоследствии приведем разьяснения. Итак, принципиальное действие экспозиционных параметров:
1. Выдержка влияет только на длину звёздных полос и на общую яркость снимка;
2. Величина чувствительности фотоматериала и значение диафрагмы прямо пропорциональны количеству запечатлённых звёзд.


Рис 2 и 3. Разница по количеству звёзд и общей яркости кадра в зависимости от диафрагмы, при iso 800 и выдержке 16 мин.

Выдержка влияет только на длину звездных полос и на общую яркость снимка. Это значит, что чем длинней выдержка, тем длинней звездные полосы. Ну а длина первой позволяет контролировать яркость изображения. Все это заметно на рис. 1, 2 и 3. Еще один момент который здесь следует учесть, так это то, что относительная длинна полос также зависит и от фокусного расстояния обьектива. Например, чтобы получить лучи длиной во весь кадр при съемке широкоугольным обьективом необходима выдержка от 16 мин. до 1 часа, в зависимости от ширины угла. Для телеобьектива это время сокращается в 2-4 раза. Как точку опоры, для рассчета необходимой выдержки для нужной длинны полос, можно брать отношение фокусных расстояний объективов. Т.е. если у вас на широкоугольном обьективе 25 мм,были получены необходимые результаты, при выдержке 16 минут, то для объектива 100 мм, при тех же параметрах ISO и f/. её необходимо уменьшить в 4 раза, т.к. 25 относится к 100, как 1/4.


Рис. 4. ISO 400, f/8, выдержка 16 мин.

Перейдём ко второму положению: чувствительность и диафрагма прямо пропорциональны количеству изображаемых звёзд на снимке. Фактически это значит, что чем больше у нас значение диафрагмы и чувствительности, тем большее количество звёзд нам удастся запечатлеть. Звёзды разнятся в своих размерах и находятся от Земли на разных расстояниях и от этого зависит их звёздная величина — принятая в астрономии мера блеска (видимой яркости) звёзд. Значит, на небе мы имеем множество звёзд, которые из-за вращения земли все время меняют своё положение. Для получаемого кадра это значит, что чем больше общее количество света которое камера принимает в единицу времени, тем больше звёзд остаётся на матрице или плёнке. Ведь, если яркость звезды не велика, а закрытая диафрагма и низкая чувствительность просто не дают возможности свету оставить след на матрице, то из-за постоянного смещения положения звезды относительно камеры, она просто не запечатлится.

Поэтому, открытая диафрагма и высокая чувствительность, вместе или по отдельности, контролируют количество звёзд, получаемых на матрице. Рис. 2,3 и 4 показывают, что при одинаковой выдержке в 16 минут, получается одинаковая длинна полос, но разные значения диафрагмы и чувствительности контролируют само множество звёзд.

И в конце некоторые конкретные советы. Во-первых, обзаведитесь хорошим штативом, без него никуда. Для начала попробуйте следующие настройки: iso 400, f/5.6, 10 min. В зависимости от вашего объектива и световых условий (луна, световой шум от города или же наоборот безлунная ночь в горах, когда так темно, что хоть глаз выколи) вы получите отправной материал для дальнейших сьёмок. Тогда станет понятно, что надо делать с основными настройками.


Рис. 5. Cлишком долгая выдержка привела к переэкспонированию неба и «выметанию» большого числа звёзд.

В целом подобные виды сьёмок во многом основываются на вашем личном опыте и понимании. Главное, чтобы итоговая фотография соответствовала вашему замыслу. Например, если при сьёмке ночного пейзажа, яркость земли выше яркости неба, то получить длинные полосы будет сложно, при этом не засветив часть изображения (рис 5). На этом снимке слишком долгая выдержка привела к переэкспонированию неба и «выметанию» большого числа звёзд.

2012 © Андрей Хорошилов

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Посетить сайт автора >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ps/star-trails/star-trails.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2013 Хулиганствующий Элементъ