ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN


Фото: © Денис Меронюк


ФОТОЗАБЕГ НА ДЛИННУЮ ДИСТАНЦИЮ



Анна ЛЕМЕШ






Известный олимпийский слоган «Cicius Altius Fortius» (быстрее – выше -сильнее) для спортивного фотографа не менее актуален, чем для самих спортсменов. Ведь в погоне за хорошим снимком требуется не мало сил и познаний.




Спортивный фотограф должен уметь сознательно или интуитивно предвидеть вероятность решающих, интересных для съемки ситуаций и вовремя их запечатлеть. Одним словом, нужно подчинить себе случайность. А для этого необходимы следующие навыки и профессиональные качества.

- Наблюдательность и быстрая реакция
- Композиционное видение
- Знание техники и технологии съемки

Остановимся на каждом аспекте поподробнее.


1. «Cicius Altius Fortius» для фоторепортера

Спорт настолько спонтанен и динамичен, что зачастую решающие моменты происходят именно тогда, когда их меньше всего ожидают. И не удивительно, что кредо большинства спортивных фотографов «Ожидать неожиданного». Что, однако, не означает полагаться на голую случайность. Ведь давно замечено, что «приятные неожиданности» гораздо чаще улыбаются именно профессиональным фотографам, а не любителям. И это не мистика, а вполне объяснимое явление, в причинах которого попытаемся разобраться.

Болеть или не болеть – вот в чем вопрос…
Спортивный фотограф, в равной степени как игроки и зрители, является участником действия. И то эмоциональное состояние, в котором он находится в процессе фотосъемки, во многом определит результаты проделанной работы. Здесь папарации разделяются на 2 лагеря: фотографы-независимые наблюдатели и фотографы-болельщики. У каждого из них есть свои аргументы.


Фото: © Денис Меронюк

Первые полагают, что чего не стоит делать, так это болеть за какую-либо команду. По словам известного фоторепортера Сергея Киврина: «В соревновании должен быть интересен процесс работы, а не то, что происходит на площадке. В этом и состоит парадокс профессии – когда снимаешь хладнокровно, тогда эмоции попадают как раз в фотографию. А когда болеешь, нервничаешь, переживаешь – тогда многое упускаешь».

По мнению других, активное участие в наблюдении за игрой, на равной с болельщиками, позволяет интенсивнее нащупать самый «пульс событий». Тем самым фотограф еще больше чувствует ход игры и лучше предвидит решающие события.


Фото: © Денис Меронюк

Об остром зрении и силе знания
Но с уверенностью можно сказать, что и тем и другим необходимы познания в области спорта, в котором они работают. Хорошее знание правил и условий игры в сотни раз повышает вероятность знакового снимка. Знание позволит вовремя запечатлеть, к примеру, момент ликования либо поражения. Задача не из простых, учитывая, что большинство фотографов в своей деятельности не останавливаются на одном виде спорта. А список того, что можно фотографировать далеко не маленький.

- Футбол, баскетбол, хоккей,
- Бег, ходьба, прыжки
- Водный спорт (гребля, серфинг, плвание, прыжки, водное поло)
- Мото- и велогонки
- Конькобежный и лыжный спорт
- Метание диска, копья, молота, толкание ядра
- Тяжелая атлетика, бокс, борьба, восточные единоборства
- Гимнастика,бальные танцы

Спорт – это всегда благодатное поле для удачных фотоснимков. Однако заполучить удачный кадр достаточно сложно. Для этого важно не только внимательно следить за игрой и удерживать взглядом все происходящие на поле (корте, сцене, воде, воздухе…) события, но и быть в курсе того, кто является лучшим игроком, кто из них на что способен, а также, каковы отношения между членами команды и ее тренером.


Фото: © Денис Меронюк

О количестве и его качестве
Наверное, нет фотографа, которому бы от фотографических отцов-учителей не вменялась первейшая фотографическая заповедь «количество порождает качество». А в спортивной фотосъемке количество фотокадров напрямую связано с вероятностью отличного фотосника. Ведь чем чаще вы нажимаете на затвор, тем скорее словите то «неожиданное» и «долгожданное», И более того, большое количество кадров (а цифровая техника нам дает такую возможность!) позволит вам составить своего рода фото -историю или фото- летопись фотографируемого вами спортивного события. Однако бездумная фиксация всего того, что происходит на корте, успеха все еще не сулит, так что пусть ваше острое зрение будет первично, а движение пальца на затворе камеры – вторично…


Фото: © Денис Меронюк

Об инакомыслии
Силен тот фотограф, кто мыслит инаково. Никогда не замечали, что во время серьезных соревнований (к примеру, олимпийские игры) на трибунах, и в специально отведенных местах, огромное количество профессиональных фотографов? Но далеко не все из них покидают игру с выдающимися результатами. А все дело в поставленных заранее целях и задачах. Если фотограф изначально нацеливает себя на то, чтобы запечатлеть лишь выдающийся прыжок, гол или бросок, то велика вероятность того, что в своих намерениях он будет совсем не одинок, а соответственно и не уникален в результатах. Кроме того, ожидая задуманного кадра, он норовит пропустить много интересного. А тот, кто оставляет в своем сознании место для незапланированных, так сказать, внештатных кадров,- может оказаться в ряду тех счастливчиков, снимки которых будут выхватывать редакторы лучших печатных изданий. Как правило, это фотографии, на которых запечатлен фрагмент интересного жеста, яркая эмоция спортсмена (агрессия, радость, досада…), динамика взглядов, внезапный порыв, непредвиденная реакция и мн.др.


Фото: © Денис Меронюк

О том, что терпение и труд – все перетрут
Как это ни странно, но зачастую профессионалы к задуманному снимку идут годами. Ведь хорошая фотография – это не только вовремя запечатленный гол, но и множество других факторов (ракурс, удачный фон, погодные условия…). Поэтому наберитесь терпения и научитесь ждать! Тогда уж точно попадете в намеченную цель.


Фото: © Денис Меронюк

2. О статике и динамике фотоснимка

Тем, кто увлекается спортивной фотографий необходимо овладеть некоторыми композиционными особенностями. Так сказать, выработать в себе художественный взгляд, даже на самые простые вещи. Это позволит добиться красивых и динамичных кадров. Именно понятие ДИНАМИКИ должно стать основополагающим моментом каждого вашего снимка.


Фото: © Липка Полина

Применительно к фотографии этого рода, необходимо говорить о статике и динамике. Так как спорт практически всегда связан со скоростью и движением, которое достаточно сложно передать на бумаге. Но, как говорится, вся сила в знании…

Если взгляд зрителя не зацикливается на какой-то точке, а передвигается по всему полю изображения, то фотография динамична. Если же зрителю нечего разглядывать и его взгляд застыл где-то в области центра, то – статична. Интерес к снимкам такого рода довольно быстро исчерпывается. Чаще всего это работы, автор которых не владеет самыми элементарными способами построения кадра. Первое что выдает этих авторов – абсолютная симметрия всех частей изображения. Ошибки эти от незнания, но это при желании и усердии вполне поправимо.

Фотографу важно учитывать то, куда движется объект. При этом фотографировать лучше так, чтобы оставалось место для движения. Иначе возникнет впечатление, что движущийся объект вот-вот выпрыгнет из кадра.


Фото: © Денис Меронюк

Если вы хотите передать скорость быстродвижущегося объекта, то это можно сделать следующим образом.

- Оптическая нерезкость быстро движущегося объекта на резко снятом фоне окружающей обстановки
- Резко снятый объект на нерезком, как бы размытом фоне
- Размытый объект на нерезком фоне

Снимок Дениса Меронюка отличный пример того, как можно изобразить быстроту движения. Помимо того, что задний фон смазан и впереди лошади остается достаточно пространства, эффект скорости усиливают следующие приемы:

1. Продольные линии дороги
2. Объект движется справа налево, а взгляд зрителя, как известно, слева направо. Благодаря этому скорость лошади нам кажется больше. Нечто подобное можно наблюдать, когда вы едете в поезде, а мимо проезжает другой, но в противоположном направлении. При этом возникает впечатление, что он движется на огромной скорости.


Фото: © Денис Меронюк

А так же помните и о том, что частенько нарушение этих же правил приводит к рождению «шедевра». Так что, пробудите в себе художника.

3. Все дело в фототехнике

Знаете ли вы, что в корне отличает профессионала от любителя- дилетанта? Несомненно, качество выполненной работы. С уверенностью можно сказать, что 60 % успеха, если не более, зависит от того, чем вы снимаете. Вариант, «консервной банки с дыркой», в спортивной фотосъемке не приемлем ни коем образом. Стандартная любительская фотокамера не позволит вам добиться хороших результатов, поэтому ориентироваться в первую очередь надо на камеры с широким диапазоном выдержек и набором длиннофокусных объективов.


Фото: © Виталий Матусевич

Фотограф, спортсмен, художник и… просто эксперт в своем деле
Очевидно, что быть спортивным фоторепортером далеко не так просто как кажется. Здесь дело клонится к универсализму. И если попробовать разложить обсуждаемую нами профессию на простые составные части, то получится не только фотограф, но в равной степени спортсмен и художник. Ницше как-то писал, что каждому человеку нужно возродить в себе льва, ребенка и верблюда. А спортивному фотографу желательно пробудить в себе вышеопределенную триаду: фотографа, спортсмена и художника. В результате и получится просто эксперт в своем деле…

2006 © Анна Лемеш
Впервые статья была опубликована в журнале Digital Camera

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ps/sport/sport.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2009 Хулиганствующий Элементъ