ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



КАК И ЗАЧЕМ ФОТОГРАФИРОВАТЬ ДЫМ?



Владимир ДОРОФЕЕВ

Побочный продукт горения – дым – исключительно фотогеничен. И настолько же неуправляем, что делает его фотографирование забавнейшим процессом с труднопредсказуемым результатом.

Долгими зимними вечерами фотографирование дыма поможет побороть раздражение от еще одного короткого и бесцветного дня, когда снимать теоретически можно, а практически – совсем не имеет смысла, и отвлечет от излюбленного зимнего занятия фотолюбителей – тщательного и многократного тестирования всего имеющегося парка техники.

Фотографии дыма можно просто рассматривать (если выражение «зимняя депрессия» знакомо не понаслышке), кадрировать, получая абстрактные композиции, с ними приятно работать в фотошопе (добавляя и изменяя цвет или убирая лишнее, оставляя знакомые контуры), но забавнее всего добавлять дым к другим фотографиям.


Паровоз

Что нужно для легкого и непринужденного фотографирования дыма:

- Дистанционно поджигаемая внешняя вспышка

- Зеркальный фотоаппарат (или компактный цифровой фотоаппарат с возможностью снимать не в автоматическом режиме)

- Для зеркального фотоаппарата подойдет практический любой объектив, но предпочтителен макро.

- В качестве безопасного источника, дающего внятный дым, лучше всего использовать ароматические палочки (выбирайте запах, от которого не заболит голова – мне нравятся с запахом зеленого чая). В принципе, любой источник «дыма без огня» подойдет, даже банальная сигарета.

- Настольная лампа (используется в качестве моделирующего света, для облегчения фокусировки)

- Черная ткань для фона

- Два листа черной бумаги (ставятся с двух сторон вспышки так, чтобы ее свет не попадал на фон и в фотоаппарат)

- Дистанционный пускатель для внешней вспышки/синхронизатор

Штатив на требуемых выдержках не нужен, но для пущей серьезности можно использовать и его.


Ароматические палочки

Обычно в хозяйстве фотолюбителя есть все необходимое, за исключением дистанционного пускателя и реже – внешней вспышки. В свое время я пользовался вспышкой Nissin Di466 со встроенной ловушкой – необходимости в дистанционном управлении не было. Сейчас я использую импульсную вспышку RayLab, которая позволяет исключить из «необходимого набора» настольную лампу – моделирующего света моноблока достаточно для комфортной фокусировки.



Переходим к организации процесса:

- Черную ткань (фон) крепим на стенку.

- Палочку устанавливаем так, чтобы он была на расстоянии 20-30 см от фона.

- Настольная лампа в положении 3 или 9 часов направлена на палочку.

- Вспышка напротив лампы с другой стороны палочки на расстоянии 15 – 25 см от палочки.

- Мощность вспышки для начала на 1/16 – проверяйте полученный результат и регулируйте по вкусу.

- Два черных листа ставим с двух сторон вспышки (своеобразные «шторки»), чтобы она не освещала фон и фотоаппарат.

- Фотоаппарат в режим ручного фокуса (если лень, то можно и в автоматическом)

- Диафрагма f/8, стандартная для вашего фотоаппарата выдержка синхронизации (1/200 или 1/250)

- Включаем настольную лампу и поджигаем палочку.

- Фокусируемся на кончике палочки, потом перекадрируемся так, чтобы в кадре был дым.

- Делаем несколько фотографий. В принципе, лучше в Raw.

Можно подуть на дым, чтобы он менял формы или зажечь сразу несколько палочек - экспериментируйте.



Ответ на закономерный вопрос – «Зачем городить огород, если дым легко можно сфотографировать безо всяких инсталляций?» - приходит, когда подходит очередь обрабатывать фотографии.

Основная задача, которую решает вынесенная от фотоаппарата вспышка – получение максимально черного фона и контрастного изображения дыма. Но даже с вынесенной вспышкой при конвертации из Raw желательно добавить фону черного. Коррекция контраста и экспозиции – по вкусу и желанию.

- Конвертируем изображение в Jpeg.

- Открываем изображение в фотошопе.

- Создаем дубликат слоя (Ctrl-J).

- Внимательно смотрим на изображение: выбираем лишние детали. В панели инструментов включаем кисть (paintbrush) и переключаем передний план (foreground) на черный. Закрашиваем ненужный дым. Сводим слои.



Наверное, все. Если требуется изменить цвет – используйте Hue/saturation (корректировку Цвета/насыщенности).

Если нужен дым на белом фоне, то просто инвертируйте изображение, нажав Ctrl-I (или Image > Adjustment > Invert).

Экспериментируйте: дым благоприятствует получению совершенно неожиданных результатов.



2011 © Владимир Дорофеев, фотографии автора

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Посетить сайт автора >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ps/smoke/smoke.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2012 Хулиганствующий Элементъ