ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN




ПАНОРАМНЫЙ ВЗГЛЯД




Статья принимает участие в Конкурсе статей о фотографии.
Спонсор Конкурса: интернет-магазин www.combook.ru


Павел СУПРУН







Панорамы у многих ассоциируются с величественностью, монументальностью сюжета. Я попытаюсь показать что панорамный формат подходит для практически любых сюжетов.

Мой интерес к фотографии возник однажды, почти мгновенно. Это произошло в тот момент когда я познакомился с панорамами Гари Ирвинга (Gary Irving). Я тогда работал в студии компьютерной графики и нашел его фотографии среди других клипартов. Имя автора я узнал гораздо позже — а тогда я просто любовался фотографиями чуть ли не каждый день. В его фотографиях мне понравились необычная композиция и совершенно простые, знакомые каждому сюжеты, на которые автор обратил внимание:













Что можно отметить глядя на его панорамные снимки?

1. Сам формат 1:3 выглядит довольно интересно и привлекательно.

2. Вытянутая композиция позволяет включать в кадр много переднего плана такого как деревья, ветки и т.п., при это не жертвуя средним и дальним планами. То что загораживало бы наш вид в традиционном 3:2 или квадрате — здесь не создает проблем, а напротив позволяет подчеркнуть разноплановость.

3. Прямоугольная проекция изображения и как следствие — наличие перспективы на широкоугольных снимках. Именно той перспективы о которой мы знаем со школы — когда параллельные прямые сходятся в одной точке и прямые линии остаются прямыми.

Напомню, что прямоугольная проекция получается при съемке фиксированным объективом на плоский носитель (пленка, матрица) а цилиндрическая проекция получается при съемке вращающимся объективом на изогнутый носитель (пленка) либо после сшития нескольких снимков.

Бытует мнение что для пейзажной фотографии наличие перспективы неважно (мол, прямых линий все равно нет..) — но это не так. Дело в том что прямоугольная проекция при широугольной съемке на краях снимков создает характерное вытягивание, которое как невидимые направляющие устремляет наш взор в центр снимка. Разница между прямоугольной проекцией и цилиндрической хорошо видна здесь.

На снимки с прямоугольной проекцией хорошо смотреть целиком, а на снимки с цилиндрической — по частям, иначе они выглядят неестественно.

4. То что я отметил в пунктах 2 и 3 вместе создают необыкновенное ощущение масштаба снимка и как следствие — большой эффект присутствия что позволяет передать «настроение места». Ни один другой формат не может сравниться в этом с панорамой.

Снимки Гари Ирвинга так на меня повлияли, что я, можно сказать, стал его последователем, учеником:















Панорамный формат оказывается довольно естественным для человека. Наше боковое зрение достаточно хорошо развито, его роль в нашей жизни велика и включение в снимок значительного пространства по бокам положительно сказывается на восприятии. Основной объект съемки может быть по середине снимка, а боковые части панорамы позволяют увидеть объект в окружении, при этом не отвлекая внимания.

Вот примеры: 1 и 2.

Предвидя вопросы о возможности заменить такие панорамы сшитием нескольких цифровых снимков, скажу свое мнение. Я считаю что это практически невозможно по ряду причин:

• При съемке нескольких кадров фотограф изначально сканирует местность так что его фотоаппарат описывает цилиндр. Для определенности представим что фотограф делает 3 снимка пытаясь захватить такой же угол по горизонтали как у панорамного фотоаппарата. В сравнении с панорамным снимком сделанным за один раз — слишком много по вертикали помещается в боковые снимки. Потом при сшитии программа предоставит возможность востанновления прямоугольной проекции, но только засчет больших потерь информации. Отмечу что я вовсе не являюсь противником цилиндрических (и тем более сферических) панорам, напротив — это мое большое увлечение.

• При съемке нескольких кадров фотограф изначально очень ограничен в выборе сюжета — ведь у него нет удобного видоискателя, который позволяет сразу точно строить композицию.

• Возникает много проблем с движущемися объектами. Панорамный фотоаппарат позволяет делать снимки с большой выдержкой, когда меняется картина мира: например облака вытягиваются в линии создавая движение в снимке а прибрежная вода превращается в туман. Если делать несколько снимков с большой выдержкой каждый, то не получится потом их сшить — облака будут в разных местах, да и скорее всего освещенность на каждом снимке будет разной.

В заключение хотел бы показать несколько замечательных примеров применения панорамного формата для уличной съемки, когда комбинация широкого кадра и пленочной картинки создают ощущение вырванных из кино кадров: пример 1 и пример 2.

Уверен что панорамный формат будет набирать популярность в будущем. Желаю удачи!

2010 © Павел Супрун

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Посетить сайт автора >>>


[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ps/panoramas/panoramas.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2010 Хулиганствующий Элементъ