Х Э
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА КОНКУРСЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ

Я ВИЖУ МУЗЫКУ


Олег ВОЛОШИН

Профессиональной съёмкой концертов и фестивалей я начал заниматься, можно сказать, почти случайно. Начинал с детских спектаклей, утренников и тому подобного. Но это ни в коей мере не умаляло тех сложностей, с которыми мне приходилось сталкиваться в начале своей «карьеры».

Так как концертная съёмка относится к репортажной фотографии, то в абсолютном большинстве случаев у вас нет времени и возможности делать постановочные кадры, выбирать свет, освещение и положение артистов в пространстве. Всё решает Его Величество Случай и, разумеется, ваш опыт. Ну а какой может быть опыт у человека, который никогда раньше не занимался подобной съёмкой? Правильно, никакого. Всё, что я умел делать к моменту своей первой съёмки

Фото 1.

детского концерта-спектакля (которая при этом была ещё и заказной, что только увеличивало ответственность) сводилось к умению поймать нужный момент и чувствовать композицию. Правда, как выяснилось, они оказались едва ли не самыми главными качествами, которые нужны для такого рода съёмки.

После этой работы я выработал главное для себя правило – своей технике нужно не только доверять, но и знать её пределы. Во время концерта уже нет времени думать, что, куда и как нажать – почти всё своё внимание уделяешь тому, что видишь в видоискателе, а то, что от него (внимания) осталось, уделяешь окружающим, чтобы не наступать на чьи-нибудь руки-ноги, не закрывать обзор видеооператорам, не запутаться в проводах и т.п.

Фото 2.

Съёмку же ведешь в автоматическом режиме (не в смысле «камера на автомате», а как опытный водитель, который в большинстве случаев ведёт машину на «автомате», не задумываясь).

После того спектакля мне приходилось снимать и другие сценические выступления (как концерты, так и спектакли), однако настоящее, полное погружение в концертную съёмку я испытал только тогда, когда «напросился» быть фотографом на этническом фестивале «Ethnolife-2005». К этому времени я, правда, уже имел некоторый опыт художественной репортажной съёмки (и даже писал об этом в статье «Свадебный переполох для фотографа»). Это меня и выручало на протяжении нескольких дней, пока шел фестиваль. Именно там мне удалось поработать в самых разных условиях и на самых разнообразных сценах – от съёмок более-менее цивильной сцены до съёмок лёжа в песке при почти полной задымлённости (хождение шамана по углям, Фото 2) и от слепящего солнца до глухой ночи.

Фото 3.

Если попытаться классифицировать такого рода съёмку, то можно условно выделить несколько её «подвидов».
Для начала я бы выделил два вида концертных площадок – на улице и в помещении. В первом случае концерт снимать значительно проще, так как освещение достаточно яркое, его условия (если выступление проходит днём, естественно) почти не меняются, в результате чего две головные боли – недостаток света и его непредсказуемость – отсутствуют как класс. Однако возникает другая проблема – выбор наиболее удачной точки съёмки, при которой нагромождение проводов, микрофонов и аппаратуры не создавало бы в кадре излишнюю пестроту, затрудняющую восприятие «картинки».

На концертных съёмках штатив практически не требуется – слишком громоздкая конструкция, и устанавливать его долго.

Тут можно выделить еще два «подкласса» съёмок – со свободным перемещением и без оного. Обычно, если вас нанимают фотографировать концерт, то с этим проблем практически не возникает, так как у вас есть «высшее соизволение». А вот если вы решили поснимать для себя, то можно быть уверенным в том, свобода ваших перемещений будет сильно ограничена. В таких случаях я настоятельно рекомендую заранее, до начала концерта, походить с камерой по залу, прицениваясь к разным точкам наблюдения. Потом такой возможности не будет.

Съёмка концерта в вечернее время или в помещении – это праздник для глаз во время чумы для ваших нервов и техники. Только в условиях контролируемого оператором освещения

Фото 4. Выступление театра «Матхура». При съёмке использовался режим медленной синхронизации.

можно увидеть восхитительные по своей красоте сцены, однако вся съёмка ведётся практически на пределе (как вас, так и техники). Обычно мне приходится снимать на максимально возможной чувствительности матрицы, с полностью раскрытой диафрагмой. Я практически не использую вспышку, а если и приходится, то для моих задумок хватает и встроенной (которая работает в режиме заполнения или медленной синхронизации).

Дневная и ночная концертная съёмка на мой взгляд достаточно сильно отличаются друг от друга, чтобы остановится на каждой из них чуть более подробно.

Но для начала – несколько общих правил.
Несмотря на всю свою трудность, концертная съёмка прощает некоторые ошибки, которые в других случаях были бы фатальными.

Фото 5.

В частности, смазанные кадры могут передавать экспрессию выступающего гораздо лучше, чем резкие, но статичные кадры. По этому не бойтесь шевелёнки или «смаза»! Однако неряшливую или неграмотную композицию это не спасёт – кадр нужно строить сразу, в особенности стараясь избегать закрывания микрофоном большей части лица певца (см. Фото 8 и фото в заголовке статьи).

Во время съёмки, особенно на самой сцене или вплотную к ней вы фактически становитесь соучастником выступления. Однако не забывайте о том, что люди пришли смотреть всё-таки не на вас. Не мешайте зрителям и, в особенности, видеооператорам! Это будет проявление вашего человеческого уважения к ним.

По поводу вспышки – старайтесь использовать её как можно реже. И дело тут не только в том, что кадр будет выглядеть хуже. Не забывайте, что артисты тоже люди – вам самим вряд ли бы понравилось, если на протяжении нескольких часов вам постоянно «полыхали» бы в глаза вспышкой.

Фото 6. Выступление театра «Матхура».

Пара слов о штативе. По моему личному опыту при съёмке концертов он практически не требуется – слишком громоздкая конструкция, и устанавливать его долго. А вот монопод может послужить хорошей подмогой. Но так или иначе, я большую часть съёмки веду без подобных приспособлений.

Ещё один очень важный совет – купите себе беруши! Обычные строительные беруши-затычки! На музыкальных концертах одни из наиболее интересных фотографических мест расположены в «опасной» близости от главного «инструмента» – колонок. И после часа-двух работы в непосредственной близости от них вы можете получить головную боль на всю ночь! Беруши не помешают вам общаться и слышать окружающих, просто это будет происходит значительно тише, на более человечном уровне.

Дневной концерт

Как я уже выше написал, при такой съёмке почти нет проблем со светом, однако ярко освещённая сцена требует большего внимания при построении композиции, так как неизбежно содержит в своём пространстве большое количество проводов, стоек и прочего необходимого инвентаря. Этот совет только на первый взгляд кажется банальным. На практике

Фото 7. …аль ми…

оказывается, что, стараясь снять целиком всю сцену, на «выходе» получаешь невразумительную пёструю картинку. Причина проста: сцена – это живой объект. На ней всё время происходит движение, однако на фотографии всё застывает. И более того, застывает в одной зрительной плоскости – плоскости фотографии. И те стойки и провода, которые были незаметны на самом концерте, когда артист всё время перемещался между ними, на фотографии вдруг становятся равноправными с артистом объектами! Поэтому вместо общего плана я стараюсь чаще снимать крупноплановые снимки.

Ещё одна проблема, с которой сталкиваешься при съёмке дневного концерта – это оформление задней плоскости сцены (той, которая всегда за артистом). Идеальный вариант – это

Несмотря на всю свою трудность, концертная съёмка прощает некоторые ошибки (в частности, смазанные кадры), которые в других случаях были бы фатальными.

монотонное оформление, однако, как известно, идеал на то и идеал, чтобы быть недостижимым. Задняя стенка – лучшее место для размещения рекламы! От реалий рынка деваться некуда, и если это не гала-концерт или спектакль, где оформление задней стены является частью режиссерского замысла, то на ней наверняка будут чьи-либо лейблы, логотипы и тому подобное. Всё это не добавляет будущей фотографии красоты, и приходится как-то изворачиваться, находя такие ракурсы, при которых реклама не будет мешать. Одним из вариантов является съёмка снизу вверх (Фото 8).

Фото 8. Выступление группы «Yoki»

К слову о рекламе. Если вы ведёте заказную съёмку концерта, то одной из просьб заказчика будет требование обязательно включить рекламу в кадр. Не стоит этого пугаться – от вас при этом не требуют высокохудожественных кадров! Рекламодателю порою просто важно увидеть, что его рекламу видело большое количество людей (а организатору концерта – отчитаться перед ним).

Ночной концерт

Концерты, которые проходят в помещениях или в тёмное время суток выгодно отличаются от дневных тем, что в оформлении используется поставленный свет. Порою только одно

Фото 9.

это обстоятельство может в корне изменить восприятие концерта!

Однако, вместе с этой красотой приходят и проблемы – приходится использовать максимальные чувствительности матрицы и максимально открытую диафрагму, что не всегда положительно сказывается на качестве конечного результата. Вторая проблема – это колоссальный перепад яркости света на цене, который очень трудно охватить не то что цифровому фотоаппарату, но и плёнке! Наиболее неблагоприятная ситуация складывается тогда, когда «главного героя» сцены, одетого во всё белое, постоянно освещают прожектором. При таком раскладе сфотографировать его одновременно со своими партнерами по сцене, находящимися в тени, невозможно. Либо «главный» будет пересвечен до невозможности, либо партнёры «пропадут» в тёмных участках. В такой ситуации единственный разумный выход – крупноплановые портерные съёмки.

Фото 10. Выступление Ольги Арефьевой

Но так, слава богу, бывает редко, в основном только на «статичных» концертах, где обычно и снимать-то, кроме основного артиста, некого (или нечего), так как всё действие построено вокруг него.

Освещение на концертах всё время меняется, выхватывая из темноты то одного, то другого персонажа, создавая тем самым почти непередаваемую игру света. Поэтому нужно быть всё время готовым – держать в поле зрения всю сцену и непрерывно следить за светом, вернее, за его изменениями. Так как часто свет меняется не произвольно, а по определённой схеме, у вас будет некоторый шанс повторно поймать наиболее удачное освещение.

Фото 11. Шоу Ольги Арефьевой

Совместно с освещением настроение на сцене создаётся с помощью всевозможных «дымовых» установок. Благодаря тому, что мелкодисперсный туман прекрасно рассеивает свет, артист (или вся сцена) могут оказаться равномерно освещёнными. Но туман – вещь непостоянная, поэтому такие моменты надо ловить сразу же, позже они могут просто не повториться.

Не побоюсь в очередной раз напомнить вам, уважаемый читатель, что концертную съёмку нужно вести только той техникой, которой вы полностью доверяете! В особенности это касается систем автофокуса и автобаланса белого (для цифровых камер).

Съёмка освещённой сцены требует повышенного внимания при построении композиции, так как сама сцена неизбежно содержит в своём пространстве большое количество проводов, стоек и прочего необходимого инвентаря.

Что касается баланса белого, то, как это не покажется по началу странным (при условии смешанного освещения), его можно полностью доверить автомату. Я фотографировал концерты самыми разными камерами, и во всех случаях получал более чем приемлемый результат. А вот автофокус в таких условиях не всегда работает адекватно. Наиболее беспроблемно он работает у зеркальных цифровых камер. У псевдозеркальных же автофокус иногда ошибается, принимая сверхяркую границу ламп прожектов за границу резкости (или просто не может сфокусироваться в условиях недостаточного освещения). Это необходимо учитывать при выборе камеры.

Фото 12. Боб Музунгу (группа «Muzungu»)

Кроме того, ручная фокусировка у обычных зеркальных камер работает значительно быстрее, чем у псевдозеркалок. Кстати, я советую использовать ручной фокус, когда артисты перемещаются в пределах одной плоскости или же малоподвижны – это поможет избежать досадно нерезких кадров.

Кроме вышеперечисленных автоматов я регулярно использую и экспозиционный автомат. И ему чтобы доверять ему, нужно знать, когда он поведёт себя адекватно, а когда потребуется переходить на ручное управление. Основной проблемой для экспозиционной автоматики является наличие на относительно тёмной сцене ярких источников света – прожекторов и ламп. Прожектор имеет одну неприятную особенность – в самый ответственный момент он поворачивается и начать светить строго в объектив камеры. В этом случае используйте ручное управление, так как автомат сам не справится.

Вернёмся к вспышкам. Конечно, в некоторых ситуациях без них не обойтись, но применять их нужно с умом.

Важный совет – купите себе беруши! Обычные строительные беруши-затычки! Без них после часа-двух работы в непосредственной близости от орущих колонок вы можете «заработать» изрядную головную боль.

Подвижные сцены наиболее эффектно смотрятся, если используется медленная синхронизация по второй шторке – тогда объект на фотографии оставляет за собой туманный след, тем самым воссоздавая образ движения. В случае же неравномерного освещения участников лучше использовать режим заполняющей вспышки (дополнительно я снижаю мощность вспышки примерно на –1 EV). Тогда свет от неё наиболее гармонично сочетается с освещением на сцене, не «убивая» его, а только подсвечивая. Но, подчёркиваю, старайтесь использовать её как можно реже, чтобы наиболее точно передать световой рисунок сцены.

Съёмка пиротехнических сцен

Это наиболее сложная сценическая съёмка, так как большая часть будущего кадра находится в руках Его Величества Случая. Причина этого проста и в принципе понятна – чтобы получить наиболее эффектные кадры, выдержка должна быть в пределах от 1/20 до 1 с. Но вот точные значения вам придётся подбирать самостоятельно, причём непосредственно в процессе съёмок. Более того, иногда придётся использовать заполняющую вспышку, чтобы артисты не получились слишком тёмными. Однако овчинка стоит выделки (13а, 13б)!

Фото 13a. Выступление театра «Матхура».

Фото 13b. Огненное шоу. Сложность съёмки подобных сцен заключается не только в крайне малом количестве света, но в их кратковременности.

Неочевидные моменты

Есть ещё несколько неочевидных моментов, напрямую не относящихся к съёмке, на которые я хотел бы обратить ваше внимание.
Во-первых, если вы снимаете на «цифру», запаситесь «памятью» и батареями. Количество кадров, «отщелканных» за время одного концерта, у меня нередко превышает тысячную

Фото 14. Выступление театра «Матхура».

отметку, поэтому я «обзавёлся» цифровым альбомом, куда сливаю фотографии с одной карты памяти, параллельно снимая на вторую. При покупке такого альбома прежде всего обратите внимание не на дополнительные функции (типа воспроизведения видео или музыки), а на основные – как долго он может проработать на одном заряде, и насколько

Проблемой для экспозиционной автоматики камеры является наличие на относительно тёмной сцене ярких источников света (прожекторов), которые, к тому же, могут повернуться и начать светить строго в ваш объектив.

удобно запускать процесс копирования вслепую. Последнее – не такая уж бесполезная функция, как может показаться в начале, особенно, когда вам будет некогда устраивать «шаманские танцы» вокруг своего устройства. Себе я для этих целей приобрёл устройство Vosonic X’s-Drive II+ VP2160, которое умеет делать только одну процедуру – копировать с карты на встроенный жесткий диск, зато умеет это делать очень хорошо. В частности, за одну зарядку можно скопировать до 10 гигабайт, а это очень и очень много!

Во-вторых, устанавливайте свои, личные, контакты с артистами! Даже если вас наняли, никто не может помешать вам познакомится с выступавшими группами, продемонстрировав свои работы. Если ваши работы того стоят, то в большинстве случаев и артисты и музыканты с большим интересом реагируют на подобные знакомства. В конце концов, кто знает, куда вас, как фотографа, может привести подобное знакомство?

2005 © Олег Волошин, фото автора
("Цифровое фото", N12'2005)

Что ещё можно сделать:
Посетить сайт автора >>>
Посетить страницу автора на www.photographer.ru >>>
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо Автору >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА КОНКУРСЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2006 Хулиганствующий Элементъ