ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



МОЖНО ЛИ РЕЗАТЬ ВЕРХ ГОЛОВЫ
НА КРУПНЫХ ПОРТРЕТАХ?



Антон МАРТЫНОВ









Сегодня я попробую ответить на часто задаваемый вопрос, можно ли "резать" верх головы на крупных портретах?


Я попробую описать это кратко и развёрнуто.

Краткий вариант:

Если строить композицию исходя из правил "Третей" и/или "Золотого сечения", то глаза, как самая важная часть портрета, по идее, должны попадать рядом с линиями и пересечениями. Это, как меня поправляют старшие товарищи, не догма, а только точки отсчёта для дальнейшего построения композиции, которая строится часто интуитивно. При этом и получается, что макушка оказывается "отрезанной".

Развёрнутый вариант:
Вот кадр без кропа, то есть — в том виде, как он был сделан. Это не крупный портрет, но он может послужить заготовкой для объяснения:

Но начать надо немного с другого, а именно — с понимания того, как устроено человеческое лицо и что в нём для зрителя важнее всего. В этом нам помогут... художники-карикатуристы! Вот известный рисунок гениального Херлуфа Бидструпа (Herluf Bidstrup) и на нём мы можем видеть, что для передачи эмоций карикатуристу достаточно лишь формы губ, глаз и положения бровей:

Все эти части лица располагаются в нижней его половине:

То есть, для получения представления об эмоции человека, изображённого на портрете, нам достаточно информации из нижней половины лица, в то время как верхняя его половина практически никакой подобной информации в себе не несёт. И если мы скадрируем крупный портрет таким образом, чтобы голова целиком влезала в кадр, то мы получим такую картинку, где верхняя половина кадра не занята информацией, а нижняя — перегружена:

То есть, грубо говоря, мы оставляем ненагруженной половину кадра. Очень расточительно! Но и это ещё не всё, как говорят в "Магазине на диване".

В портрете очень важно, чтобы получился контакт изображения со зрителем. Очень желательно, чтобы возникало ощущение того, что человек этот находится прямо перед тобой. Если кадр будет скадрирован так:

...то получится, что наши глаза, расположенные по нашим ощущениям в верхней части головы, будут упираться взглядом в лоб человека, а не в глаза того, кто изображён на портрете. "Глаза в глаза" посмотреть уже не получается!

Всё это вместе и позволяет фотографам безболезненно "резать" верхнюю часть головы при кадрировании крупного портрета. Кстати, когда портрет очень крупный, то подбородок стараются оставить максимально нетронутым, насколько это возможно:

Это делается для того, чтобы оставить максимум информации об эмоции человека (подбородок — это нижняя челюсть/рот — то, что влияет на демонстрацию эмоции, в отличие ото лба).

Ну и в заключении необходимо сказать, что построение композиции — это намного более сложный процесс, чем просто прикладывание "Третей" или "Золотого сечения". Тут всё намного сложнее. И проще.

2010 © Антон Мартынов, фотографии автора

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Посетить сайт автора >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ps/headcut/headcut.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2009 Хулиганствующий Элементъ