ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



КАК РАССКАЗАТЬ ГОРОД?




Статья принимает участие в Конкурсе статей о фотографии.


Дарья ВЕЛИЖАНИНА

Неуловимое

Когда я хочу передать отличия чужой страны, другого города, своего города, то понимаю, что сильнее их покажет фотография, а не текст. Фотография в одном кадре может охватить столько важных нюансов, что потребовались бы сотни страниц на их полное отражение.


Невнятно улицы рассказывают себя. Различаемые характерами, никаким трудом не переводятся в слова. Что-то в них схватывается бесплотное, оседает в воспоминаниях и частично проявляется в фотографиях. И это что-то, переменчивое и капризное, случайное, преходящее, ускользающее, стирающееся – мое. Фотография в моем понимании всегда была рассказом, повествованием о том зыбком и призрачном, что кажется невозможным передать никаким словом. Фотографировать – почти то же самое, что пересказывать сны или же вспоминать те места, где когда-то был.


По-разному смотрят глаз и фотоаппарат.

Глаз разрежает картинку, размывает неважное, выхватывает крупицу здесь и песчинку там. Глаз увеличивает мелкое, затушевывает крупные ненужные детали. Он вбирает в себя настроения звуков и запахов, он додумывает и сводит воедино картинки разных мгновений.

Проходя по самым заурядным улицам, я даю глазу пищу, невыразимую в словах. Передвигаясь, он объединяет в краткий момент образы из удаленных точек пространства, выстраивая неповторимую в следующий день, в следующий час картинку.

Как фотоаппарату запечатлеть картины, доступные глазу? Как передать другому мое видение этого кусочка города?


На одном и том же пути наблюдатель ежедневно обнаруживает новое, храня в себе память о прежних своих прогулках. В нем накапливаются картины, и он - хранитель оригинального взгляда. Его сегодняшний путь, накладываясь на предыдущий, ложится на прошедшее (значимое прошедшее - благодаря сделанным снимкам), не заслоняя его, как легла бы узорная решетка на другую. Этот узор и хотелось бы мне показать.

Любую фотографию хочется наполнить памятью многих вглядываний. Такая задача показалась бы невыполнимой (не монтажом ведь заменить множество накладывающихся картин; как легко они накладываются в воображении - и как грубо бы это вышло, решись я прямо осуществить подобное); это сделалось бы нереальным, если бы иногда - пусть даже и в слабой степени - на одной из сотни фотографий не проступит картина, близкая внутренней истории улицы.



Умноженная жизнь

Ты фотографируешь, и то, что ты выбираешь в кадр, связывается с тобой и остается внутри тебя прочно с тобою соединенным. Так ты делаешься причастным миру. Так ты создаешь свое пространство с особенными предметами и вещами, настроениями и людьми, единственно верными сцеплениями и отношениями. На твои любовь и тревогу мир открывается тебе, и ты делаешься счастливым в эти минуты: мир говорит тебе что-то, он дает тебе отклик. Внутри тебя растет и умножается жизнь.

Глаза, что приблизились. Фигура, что замерла, так что можно ее рассмотреть, чужая и близкая уже фигура. И много деталей, которых не замечал, когда проходил и почти прошел, но на секунду остановился – чтобы эту секунду сделать вечностью.

Вечностью, которую можно разглядывать.

Получаются картины, много картин, что делаются тебе близкими. Ты останавливаешь миг, чтобы его разглядеть. Чтобы вместо мгновения прожить целую жизнь. Чужую и уже твою.

Ты потом возвращаешься к этим картинам, ты их оцениваешь. Худы они или прекрасны, ты ими множишь свою жизнь.



Жизнь в одном кадре

Глядя в видоискатель и перемещаясь, выбираешь тот кусок пространства, в котором помещается целый мир. Часть, равная целому. Часть, равная жизни. Поиску этих равных жизни кусков и посвящает себя настоящий фотограф. А не поиску «оригинального сюжета», точному измерению баланса белого и т. д. Если мы видим кадр, который нас погружает в жизнь, - фотография удалась. И это могут быть очень разные фотографии...

Рамкой мы ограничиваем жизнь в ее полноте, ее щедрости – и внутри находим нечто настолько же ценное для нас и дорогое, как жизнь; нечто такое же огромное, как целая жизнь.

В фотографии мы ищем цельность живого организма. Нам нужно, чтобы вещи и люди располагались на ней именно так, а не иначе. И если человек чуть сдвинут в сторону, уже нарушается что-то... Нам нужно с фотографией поговорить, как с живым существом.



Выбор

Иногда я спрашиваю себя: «Почему я фотографирую? Что притягивающего в этом процессе? Почему в нем ощущается такая потребность?» И тогда я представляю почему-то равнинный пестрый пейзаж (травы, неровная местность, группы деревьев здесь и там, сложные нагромождения облаков); представляю себя, выбирающую то одно, то другое в кадр. В каждом таком выборе – в идеале строгость, придирчивость; каждый выбор проверяется сердцем и мыслью. Чудится тогда: вот где-то здесь близко разгадка, ответ на вопрос.

Внутри кадра оказывается не столь уж малое; не просто какой-то набор объектов. Там – природа, слитая с нашим духом.

Не слепая фиксация природы, не снимок, сделанный ученой обезьяной, не случайное нажатие кнопки! Это природа и душевная работа фотографа.

Наш, человеческий, выбор, получает огромную ценность.

Другая картинка: комната, люди в ней. Какое-то действие, какое-то общение. Возьмем ли мы сейчас всю комнату в кадр, несколько человек, два лица, лицо или руки – что нас заставило сделать выбор? В рамке кадра – нечто по-человечески значительное (отношения ли, характер, красота форм). Нечто важное, что добралось до сердца или же восхитило наш дух.

Мудрый взгляд, улавливающий замечательное. И руки с фотоаппаратом, помогающие отвести все лишнее.


Фотографией я словно соприкасаюсь с тем местом, в котором сейчас нахожусь. Я устанавливаю дружеские связи с его отдаленными и близкими частями. Дружеские — то есть прочные, осознанные, выделенные среди многих других. Держишь в руках фотографии – и не просто части города разглядываешь, но и что-то собственное, внутреннее считываешь с листов (каким именем назвать ту часть моего духовного существа, что отразилась в этих картинках?). В снимке нерасторжимо: фотограф и город, и это единство начинаешь ощущать позже, проходя по путям своих фотографий.

Если мы фотографируем достопримечательности – это внешнее. Это внешний запрос, а не наш интерес. Это мы делаем для своих родственников, которые тут не были, это мы делаем из подражания, из чувства «вроде как надо». Здесь мы не достигнем глубины. Но вот мы не связаны условностями, мы выбираем свободно — и тогда наше чувство выбирает в городе другие объекты. Почему оно выбирает именно их? В этом трудно, возможно, разобраться, но какой-то смысл в этом должен быть. Мой смысл, для меня лично. Нужно его разгадать. Это моя жизнь: разгадывать знаки картинок.


Ведь нам не нужна улица сама по себе. Любая улица или даже любимая улица, пойманная в кадр, как в силок. Нам важны наши отношения с ней, наш выбор – то есть то, что может быть осуществлено только человеком. Механическая регистрация и анализ всего встречающегося - не наша задача.

Нам требуется не знание (хотя мы для того и ездим, чтобы увидеть новое), а человеческая связь. Картинки и тексты путеводителей не утоляют нашего желания пообщаться с городом. Новое место мы должны встретить как собеседника, и почувствовать, как откликается на его слова наша душа.

Душа (человека, города) – это в том числе мои отношения с человеком или с городом. Их душа может явиться через меня.

Можно сделать снимок от скуки, из любопытства, походя, «на всякий случай». Можно фотографировать по заказу, по примеру других. Но если мы чувствуем, что фотография стала нашей глубокой потребностью, если мы вложили в наш выбор нашу культуру, размышления, мечту, воображение, тогда наш выбор становится ценным.


Здесь больше вопросов, чем ответов... Мы идем с вопросами к городу. Ответом становятся наши фотографии.

2013 © Дарья Велижанина

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Посетить сайт автора >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ps/gorodv/gorodv.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2013 Хулиганствующий Элементъ