ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



ФОТОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ИСКАЖАЮЩИЕ СТЁКЛА



Андрей ЗЕЙГАРНИК

Когда меня просили написать о фото через искажающие стекла, я не очень понимал, что от меня конкретно хотят. Все кажется очевидным. Я попробовал написать все, что знаю, и получилось совсем немного.

Для начала несколько цитат, все они имеют прямое отношение к делу:

All photos are accurate. None of them is the truth. ~Richard Avedon

You don't take a photograph, you make it. ~Ansel Adams

One photo out of focus is a mistake, ten photo out of focus are an experimentation, one hundred photo out of focus are a style. ~Неизвестный автор

Многие считают, что мой стиль - это размытые фотографии, снятые через искажающие стекла с последующим наложением текстур примерно как здесь:

Мне действительно очень нравится так фотографировать, но еще мне нравится фотографировать десятками совершенно других способов, например вот так:

Здесь все предельно резко, но это тоже мой "стиль". Стиль определяется, главным образом, содержанием. Вообще, стиль - это умение формировать свою изобразительно-понятийную сферу. Хороший фотограф умеет передать свои эмоции и ощущения через свои кадры, но стиль к нему приходит лишь тогда, когда плюс к этому ему удается отражать в фотографиях сумму своего жизненного опыта, а не просто отдельные переживания и наблюдения. Совсем не уверен, что в моем случае уместно говорить о стиле, но важно то, что мне не хотелось бы сводить все свои удачи к фотографиям через искажающие стекла.

В какой-то момент, я начал искать, что мне интересно в фото и я очень быстро понял, что меня почти совершенно не интересует реальность. Если быть более точным, то меня не интересуют жанры, связанные с приятием реальности. Отсюда довольно быстро я пришел к тем способам самовыражения, которые тяготели к искажениям реальности и среди них самым простым можно считать фотографирование через искажающие стекла.

В наше время, трудно изобрести что-то новое, особенно в фотографии. Я никогда не исследовал специально, кто ходил по этой дороге до меня и как ходил, и решил пройтись по ней сам. Но кое-кого я все-таки знаю и могу порекомендовать вам:

(1) в первую очередь, весьма достойна ознакомления статья Сергея Вараксина “Неправильная фотография” и его работы.

(2) фотографии Эстер Эрнандез

(3) и, конечно, фотографии Нины Ай-Артян ([info]___nina___)

Это то, что приходит в голову сходу.

Откуда брать стекла?
Не знаю! Я все время хожу по магазинам, разглядываю через разную посуду окружающих, покупаю стеклянные вазочки для конфет, в надежде, что они окажутся полезными, клянчу у друзей всякое стекло, интересуюсь всякими вазами, бутылками и т.п. Лучше всего “работает” прямое толстое стекло. Кривое тоже подходит. У вазочек самое некрасивое место – это дно, но иногда и его удается удачно использовать в кадре. Кое-кто использует лед вместо стекла.

Подходят ли цветные стекла?
В принципе, подходят, но они еще и как светофильтры работают. Если это отвечает вашим задачам, то можно использовать и их. Лучше пробовать самим.

Как фокусироваться?
Если ваша задача получить идеально резкое изображение с большой глубиной резкости, если вы хотите железно иметь в фокусе то, что хотите там иметь, то не тратьте время! Лучше сразу забыть про съемку через стекла. На мой взгляд, правильный вопрос такой: а надо ли иметь резкое изображение? И естественно, правильный ответ на этот вопрос “Совершенно необязательно!” Есть очень много интересных, красивых нерезких фотографий. Все же кое-что иногда есть смысл иметь в фокусе, но для этого надо чаще всего наводиться руками. К сожалению, как раз в этот момент в ваших руках и стекло, и камера. Фокусироваться сложно, но можно! Позовите на съемку любого, кто согласится вам помогать.

Кроме нехватки рук есть еще проблема несоответствия объектива и стекла. Они должны подходить друг к другу. Иногда искажения таковы, что резких точек в кадре с конкретным объективом может и не быть в принципе, как не старайся. Желательно понять сразу, на каких фокусных расстояниях у вас есть шанс поймать что-то в фокус с вашим конкретным стеклом. Это дается только экспериментированием.

Покажу вам фотографию себя в процессе фотографирования через конфетницу:



(спасибо за это фото [info]alexchorg).

Как выбирается сюжет?
Также как и во всех остальных случаях. Надо чаще смотреть через разные стекла, знать их возможности, наблюдать. Тогда сюжет будет рождаться сам собой.

Чем съемка через стекла лучше, чем тот же результат в фотошопе?
Если одного и того же результата можно добиться двумя способами, то лучше выбрать способ более простой или тот, который доставляет больше удовольствия. Лично мне проще добиваться результата глядя через объектив и стекло, а не моделируя “нечто”, пользуясь воображением (которого у меня мало) и фотошопом. В фотошопе мне очень неудобно то, что при искажении исходного изображения возникает локальное изменение естественных текстур кадра, которое потом надо прятать. Но в принципе большой разницы я не вижу.

Почему фотография похожа на рисунок?
Откровенно говоря, в основном из-за текстур, но не только из-за них. Искажения часто несильные, но они удаляют “фотографичность”: прямые линии становятся непрямыми, четкое становится размытым, и т.д.

Текстуры
Прямого отношения текстуры к фотографированию с искажениями не имеют. Мне просто нравится текстурировать изображения, но я совсем не всегда это делаю. Вот фотографии с искажениями, но без текстур:







А вот для сравнения текстурированные фотографии





Иногда искажений достаточно для создания настроения в кадре. В других случаях, мне кажется самих искажений мало. Чаще всего текстуры делают кадр более плоским. Часто я добиваюсь именно этого. Очень часто с помощью текстур удается спрятать технические недостатки нерезкого кадра или придать кадру интересный оттенок.

В случае качественного резкого кадра, полученного без излишних манипуляций в фотошопе, текстуры чаще всего неуместны, хотя их можно применять, чтобы “уточнить” композицию, а для нерезкого кадра текстуры могут как раз и сработать.

Другие искажения
Если вы хотите уйти от реализма, если вам нравится создавать свою реальность, используя камеру, то кроме кривых и толстых стекол, есть еще кривые отражающие поверхности (например, зеркала, которые висят в европейских городах на перекрестках узких улиц, пластины глянцевателя), поверхность водоемов, толща воды, витрины магазинов и многое другое. Чем больше вы экспериментируете, те больше будет интересных находок.

2009 © Андрей Зейгарник, фотографии автора

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Посетить сайт автора >>>
Почитать другие статьи в ЖЖ автора >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ps/gls/gls.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2009 Хулиганствующий Элементъ