ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ


ФОТОАКВАРЕЛЬ



Мария БУСЫГИНА




Из всех жанров в фотографии меня больше всего привлекает натюрморт. Мне нравится, что, работая над ним, можно убрать все лишнее и иметь дело с реальными предметами в реальном пространстве.

В 1999 году, пройдя конкурс при Союзе фотохудожников России на получение государственной стипендии в области фотографии, я стала готовить проект "От первого натюрморта прошлого века до первого натюрморта нового века". В начале работы меня заботило, как раскрыть тему современного натюрморта. И я занялась поисками: ходила на всевозможные выставки, изучала творчество старыx мастеров, различные школы живописи. В общем, я обратилась к тому материалу, который уже был наработан в этом направлении. Я всё время пыталась отыскать что-то новое, какое-то свое решение, хотя вроде бы все уже давно открыто. Изучая то, как различные мастера использовали законы контраста, где располагали композиционный центр, как добивались того, что в поставленном натюрморте не было ничего лишнего, я попыталась выстроить свою концепцию, но никак не могла решить, что мне нужно. Ответ пришёл совсем неожиданно.

Однажды на кухне мой взгляд случайно задержался на банке. Стекло, из которого она была сделана, имело не совсем ровную поверхность, и то, что я увидела через него, было просто невероятным: стекло полностью преобразило изображение. Вместо обычной эмалированной кружки, которая находилась за банкой, я увидела настоящий акварельный рисунок.

С этого момента я точно знала, что мне делать. Я брала самые простые предметы: кружку, рюмку, турку, колпачки от фломастеров и т.д., фоном служила обычная цветная бумага. Банку я располагала перед фотоаппаратом нa расстоянии примерно 12 см от снимаемого объекта. Резкость наводилась на банку, иначе изображение получалось просто мутным. Съёмка велась при естественном освещении с использованием различных отражателей. Съёмочный столик находился рядом с окном, и, чтобы удалить блик от окна, пришлось накрывать банку листом бумаги. За счёт того, что неровное стекло банки прихотливо преломляет свет, изображение искажается и принимает необычную форму, так что сам предмет едва можно узнать.


Натюрморт с синей бутылкой

Рюмка на зелёном

Показанная на фотографиях серия снималась с различными выдержками и диафрагмами. Чем больше открывается диафрагма, тем мягче становится рисунок и видно меньше изъянов на банке. Отодвигая банку от фотографируемого предмета на разные расстояния, можно совершенно изменять первоначальное изображение.

Часто во время съёмки, когда я смотрю в объектив, вижу совсем не то, что в итоге получается, вылезают различные царапины, дефекты стекла и блики. Чтобы этого избежать, нужно тщательно подбирать банку, избегая изъянов. Есть ещё одна особенность при съёмке через стекло: глаз смотрит не точно в центр объектива и поэтому видит не совсем то, что фиксирует фотоаппарат.

Помимо стекла интересные эффекты можно получить при помощи фольги, зеркала и других материалов, которые имеют отражающие поверхности. Капли воды, нанесённые на стекло, тоже участвуют в формировании изображения. Если расставить рядом цветную бумагу, то они становятся похожими на нанесённые кисточкой мазки акварельной краски.

Съёмка этой серии научила меня тому, что обыденные предметы, ничего особенного собой не представляющие, собранные и расположенные согласно определённому замыслу на подходящем фоне и в соответствующей световой среде, могут создать свой неповторимый мир, вход в который никому не запрещён.

Cъёмка велась камерой Canon EOS 500N с объективом Canon Macro 100 мм f/2,8. Этот фотоаппарат очень удобен и прост в обращении. Единственным его недостатком является отсутствие репетира диафрагмы, что затрудняет определение глубины резкости. При съёмке особо мелких деталей я использовала линзу +3 диоптрии.

При съемке этой серии использовалось естественное освещение Для того чтобы высветлить тени, я использовала отражатели из фольги и белой бумаги. Использование искусственных источников освещения усложняет работу, так как на банке проявляются дополнительные блики, которые трудно убрать.

При съёмке на цветную профессиональную плёнку цветопередача ближе к естественной. Любительская же плёнка имеет более насыщенную цветовую гамму, и поэтому в данном случае я преднамеренно решила ее использовать, чтобы подчеркнуть яркость и контраст цветов. Я применяла негативные фотоплёнки фирм Kodak, Konica, Fujifilm светочувствительностью 100, 200, 400ISO.

2005 © Мария Бусыгина, фото автора
Статья опубликована в журнале "Фотомагазин" №5, 2001

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Посетить сайт автора >>>
Посмотреть экспозицию "Фотоакварель" >>>
Написать письмо автору >>>

Изображения, полученные подобным образом:
(все фотографии выполнены без использования компьютера)



Из серии "Фотоакварель" © Мария Бусыгина




Из серии "Фотоакварель" © Мария Бусыгина




Из серии "Фотоакварель" © Мария Бусыгина




Из серии "Фотоакварель" © Мария Бусыгина




Из серии "Фотоакварель" © Мария Бусыгина




Из серии "Фотоакварель" © Мария Бусыгина




Из серии "Фотоакварель" © Мария Бусыгина

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2006 Хулиганствующий Элементъ