ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



БУКВАРЬ ФРИЗЛАЙТЕРА




Статья принимает участие в Конкурсе статей о фотографии.
Спонсор Конкурса: интернет-магазин www.combook.ru


Команда www.freezelight.ru

Думаю ни для кого не станет открытием, что фризлайт (freezelight) в переводе с английского - замороженный свет. Именно так проще всего объяснить, что же на самом деле происходит со светом при съёмке на длинной и очень длинной выдержках.

1. О фризлайте
Теперь о том, что считается фризлайтом, а что нет. Определение звучит следующим образом: “Фризлайт - это фотографирование на длинной выдержке, осмысленно нарисованных светом объектов и абстракций”. Суховато, не спорю, но автоматически отсекает случайные кадры, типа: “вот если я поставлю выдержку на 1 секунду и вот так из стороны в сторону крутану фотоаппаратом, то должно получиться забавно…”. Извините, но мало-мальски приятный для лицезрения кадр, таким способом можно получить буквально в течение минут пяти. И здесь будет совершенно неважны ваши профессиональные навыки. Удача и теория вероятности, не больше.




2. Настраиваем камеру
По умолчанию буду описывать настройки для ультразумов и зеркальных камер. Когда мы начинали рисовать светом - то естественно шли по пути наименьшего сопротивления. Выбирали режим приоритета выдержки, ничего криминального в этом нет, но для полноценного контроля камеры и поступающего сквозь объектив света лучше всё-таки снимать в полностью ручном режиме - M. В этом режиме вам понадобится управлять тремя основными величинами: выдержка, светочувствительность, диафрагма.

Тех, кто уже на грани истерики и считает, что сейчас будет много умных слов и всё это слишком сложно, спешу успокоить - всё проще чем кажется на первый взгляд.

Итак, светочувствительность или другим словом ISO. Без долгих углублений в науку - советую использовать диапазон от 50 до 200. Наиболее оптимальным вариантом как всегда является золотая середина, то есть показатель ISO равный 100.

Выдержка. Именно она позволяет фиксировать след от любого движущегося источника света. По сути именно из таких следов и получаются наши необычные рисунки. Диапазон выдержек широк. Бывают сверхкороткие (тысячные доли секунды) и длинные. Во фризлайте, как правило, используются последние - от 5 секунд. За это время к примеру можно нарисовать символ или букву. Для более сложных задач времени нужно больше. В общем длительность выдержки - это время, которое вы выделяете себе на творчество.

Диафрагма. С её помощью вы регулируете количество света попадающего на матрицу. Чем больше значение - тем меньше света, чем меньше значение - тем больше света. Научитесь грамотно управлять диафрагмой - рисовать станет гораздо проще.




3. Необходимые условия
Важным условием для получения качественного фризлайт-фото является стабильность камеры. Даже небольшой порыв ветра или ваше собственное дыхание может свести на нет всё творчество. Большая выдержка не терпит шевелёнки. Поэтому рекомендуем использовать штатив. Ну или ставить фотокамеру на неподвижный объект. Им может быть стол, стул, парапет, камень… или например старинный фотосекрет, как стабилизировать камеру без штатива - использовать пакет с крупой. помогает даже на очень неровных поверхностях.

И конечно самое важное условие для фризлайта - это ночь. Ну или тёмная -тёмная комната. Длительная выдержка - это поглощение света. Днём его очень много и вряд ли у вас есть фонарик который сможет соревноваться с солнечным светом по яркости. Выбирая место съёмки, обращайте внимание на освещение. Источники по яркости близкие к тем, которыми вы собираетесь рисовать или даже превышающие их в выставленном вами кадре должны напрочь отсутствовать, иначе ваш рисунок в большинстве случаев просто не будет читаться, да и с большой вероятностью засветитесь и вы сами. Такую опасность представляют уличные фонари, если вы находитесь вблизи от них и окна, при условии, что вы собрались рисовать днём или например утром. Накопив определённый опыт, вы научитесь на глаз определять удобные для фризлайта места и будете понимать, что вот в эту сторону снимок сделать удастся, а здесь наверняка будут проблемы. В любом случае советую делать тестовые снимки.




4. Рисуем
Куда пропадают люди и можно ли их вернуть? По своей воле фризлайтер может либо оставаться в кадре рядом со своим рисунком, либо оставлять творение жить самостоятельной жизнью. Объясню как. Выдержка позволяет немного хамства. Если вы в тёмной одежде, и долго не задерживаетесь на одном месте, скорее всего ваше путешествие перед объективом останется незамеченным. Если задача противоположная - например, чтобы созданный вами смайлик сидел у вашего друга на руке - используйте яркий прямой источник света. Направьте его на друга. Для того, чтобы сохранить лицо товарища - попросите его не двигаться, не корчить вам рожицы и не разговаривать. Закрепите выражение его лица вспышкой. Иначе вы на практике поймёте - что такое шевелёнка. Подытожим. Хотим стать невидимками - одеваемся в тёмное, быстро двигаемся и ни в коем случае не светим на себя.

Для фризлайтера очень важно пространственное мышление. Если его нет или оно слабо развито - упорные тренировки помогут это дело исправить. Когда рисуете - старайтесь запоминать, где только что провели линию - это поможет контролировать композицию и тогда язык ваш смайл будет высовывать не из правого глаза или лба, а именно из рта.

Как можно упростить процесс рисования. Ну во-первых конечно для начала нарисовать на бумаге то, что собираетесь нарисовать в воздухе. Это поможет закрепить образ в голове. Во-вторых, все мы в детстве рисовали мелом на асфальте - вспоминайте этот навык. Днём рисуете на асфальте и разрешённых стенах, а ночью в воздухе и на чём ваша душа пожелает. Тем, у кого в прямом доступе есть школьные доски - будет ещё проще. Третий способ - ориентироваться по находящемуся перед вами объекту. Представьте ваш рисунок на стене находящейся позади штатива с фотокамерой и обведите его вашим фонариком.

5. Источники света и их следы
Яркий и интересный фризлайт кадр можно нарисовать используя простейший однодиодный фонарик. В этом случае на первое место выходит сама идея рисунка. Однако просторы для творчества будут заметно ограничены, как временем выдержки, так и яркостью самого фонарика. Если вы не ставите себе ограничений в источниках света - то здесь поле для деятельности расширяется до пределов, размер которых представить не то чтобы сложно, а по-моему мнению, практически невозможно. Количество комбинаций и сочетаний невероятное количество, не забываем и о бездонном креативе каждого отдельно взятого человека.

Перечислим и что особенно важно для полёта творческой мысли, покажем источники света и оставляемые ими следы.


Светодиодный жезл. В данном случае фирма выпустившая его не играет никакой роли. Тридцать светодиодов выстроенных в три ряда, в вашем случае комбинация может быть немного другой. Питается такой жезл от аккумулятора, зарядка происходит также просто как зарядка телефона. Искать подобный девайс следует в хозяйственных магазинах и автомагазинах, большая вероятность, что вы найдёте его на одном из многочисленных интернет-магазинов, торгующих всякой всячиной, в том числе и фонариками всевозможных типов.


Продолжим светодиодную тему, это фонарик-люстра. Как вы уже наверное успели заметить, от расположения этих самых светодиодов порой зависит рисунок оставляемый фонариком. В данном случае количество возможных следов больше, чем показано на снимке. Например такой лампой вы с лёгкостью повторите один из знаменитых фризлайт-туннелей Эрика Сталлера. Для тех, кто не догадался, как получилась световая сетка-рабица - объясняем: В данном случае, лампа, благодаря своей форме, просто прокатилась по столу.


Светодиодный фонарик, классический. Один из самых дешёвых инструментов для рисования. Если обзаведётесь фонариками разных цветов и немного попрактикуетесь, то они превращаются в настоящие световые фломастеры. Предупрежу сразу, практиковаться придётся много!


Завершим светодиодную тему демонстрацией светодиодной ленты. Вы можете зафиксировать её на шесте и совершать чёткие, тщательно контролируемые движения и второй вариант - дать этой ленте большую свободу, в таком случае получаются очень интересные следы, а лента может проникать даже в самые труднодоступные места.


Лазерная указка. С одной стороны это один из самых легкоуправляемых источников света, но с другой стороны весьма специфичен. Во-первых им ни в коем случае нельзя светить в объектив фотоаппарата. иначе рискуете попрощаться со своим любимцем. Матрица такого отношения не выдержит. С ней солидарен и человеческий глаз. Возникает вопрос: а как тогда рисовать? Лазер направляете на поверхность, естественно которая не отражает луч в объектив, и выставляете кадр. захватывая эту поверхность. Красная точка и все её движения тщательно, без ущерба здоровья зафиксируется на всём протяжении выдержки.


Люминесцентная лампа. Места обитания - всё те же хозяйственные и автомагазины. По задумке производителя лампа должна работать от сети. Чтобы развязать руки мы запитали её от двенадцативольтового аккумулятора. Если не обладаете соответствующими техническими навыками - советуем обзавестись такими знакомыми или найти человека, который за скромную плату поможет собрать подобный инструмент. В общем то это не так сложно, как кажется на первый взгляд.


Всё та же люминесцентная лампа, только с цветными фильтрами. Последний сооружаются из полупрозрачных пластиковых канцелярских папок. Отрезаете фрагмент, сворачиваете в трубочку закрепляете скотчем. Комбинация цветов и высоты каждого фильтра зависит только от вас.


Переходим к лампам накаливания. С ними проблем побольше, двенадцативольтовый аккумулятор, в ряде случае просто не сможет выжать из себя такое количество мощности. Поэтому в большинстве случаев проще найти хороший, многометровый удлинитель. Где искать лампы и удлинители думаю объяснять не нужно.


Те же лампа накаливания, но отличающийся по своей структуре след. Всё просто, достигается такой эффект благодаря регулировке мощности лампы. То бишь всё то же самое, что и в прошлый раз, только осложнено соответствующим переключателем. Можно как самостоятельно приладить его (или снова отправиться к тому, кто вам помог с люминесцентной лампой), так и найти уже приспособленный в продаже.


Небольшая хитрость в работе с лампой накаливания. Добавляем к ней новогодний дождик и получаем новый, эффектный фризлайт-след. Следите за нагревом лампы при работе с дождиком, иначе, как минимум, запахнет жареным.


Опять лампа накаливания, только маленькая и цветная. Не нервничает, когда её подсоединяют к двенадцативольтовому аккумулятору. Даже не знаю, что добавить к вышесказанному.


Свеча обычная, парафиновая. След естественно выглядит огненным. При рисовании на улице легко тухнет, однако и здесь есть способ - поставьте свечу в стеклянный стакан или подсвечник, который будет защищать пламя от боковых дуновений. Кстати, стекло дополнительно усилит яркость огня.


А здесь обращаем внимания не на лампочку, а на воткнутую в неё палочку (просто под рукой оказалась именно такая подставка). Эта палочка - бенгальский огонь, не путать с благовониями. Благодаря рассыпающимся ярким искрам даёт вот такой волосатый след. Сложность в работе с ней, такая же как со свечой, невозможно приспособить выключатель, а значит прерывать след весьма проблематично.


И последний на сегодня инструмент. Трафарет. Источник света - вспышка. Тщательно вырезаете картинку и кратковременный, долесекундный импульс оставит её на вашем снимке. Рекомендуем использовать софтбокс, на который приклеивается файл A5, а в него вкладывается картинка.

2009 © Команда www.freezelight.ru

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо авторам >>>
Посетить сайт www.freezelight.ru >>>


Примеры фотографий, выполненных подобным образом:


Фото: © www.freezelight.ru



Фото: © www.freezelight.ru



Фото: © www.freezelight.ru



Фото: © www.freezelight.ru



Фото: © www.freezelight.ru



Фото: © www.freezelight.ru



Фото: © www.freezelight.ru



Фото: © www.freezelight.ru



Фото: © www.freezelight.ru

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ps/freezelight/freezelight.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2009 Хулиганствующий Элементъ