ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



ДИНАМИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ



Роман СОЛОВЬЁВ



Кто нам мешает, тот нам поможет
- И ещё этот, с хвостом!
- Осла не в счёт..
"Кавказская пленница"

Некоторые термины обладают устойчивым свойством въедаться в подсознание, как стереотип неких рамок. К одному из таких ограничителей можно без оглядки отнести понятие "шевелёнка" в фотографии. Причин появления «шевелёнки» великое множество: рука дрогнула, хмурое утро, молоко убежало и т.п., все то, что отвлекает от полной концентрации необходимой для получения высококачественного резкого фото.

Сколько "загубленных" плёнок и цифроснимков хранятся в корзинах и на свалках. Напасть, которая не вписывается в рамки форматов и отвергается с негодованием рекламными агентствами и издательскими домами. Ужас на лице и возгласы с размахиванием рук:  «Опять ничего не получилось!!!». «Спокойствие, только спокойствие», - как говорил известный персонаж мультфильма. Нет, автор статьи, отнюдь,  не собирается писать вариации на интернетные темы и цитировать учебники о том, как избежать злополучного отсутствия резкости в снимке, скорее наоборот, рекомендует воспользоваться всеми советами и тонкостями, изложенными в различных умных книгах и статьях по данному вопросу. Речь в этой статье пойдёт совсем о другом. «О чем же?» - спросите вы, недоуменно приподняв брови, – «Хорошее дело браком не назовут! Какой смысл заниматься тем, что приводит к порче фото?» . «Именно об этом», - улыбнётся автор статьи в ответ.

Понятие "смаз", с недавнего времени появившееся в комментариях под некоторыми фотографиями, закрепилось как клеймо брака для многочисленных фотографов и различных агентств, так как это, прежде всего, не резкие фото, не вписывающиеся в формат, и им надлежало бы храниться только в одном месте - корзине. Но некоторые снимки останавливают взгляд, неясно что именно, но есть в них что-то такое... «Нет, в корзину!» - говорит со знанием дела ”профи” и у нас, в очередной раз, возникает вопрос: «Что же такое фотография?» Молчание в студии. Часто приходится читать или слышать ответ, что это ”запечатлённый момент”, ”запечатлённое мгновение” или нечто близкое по смыслу, но при этом невольно напрашивается вопрос: « Какой момент? Какое мгновение? Момент или мгновение, как запечатлённая сценка из жизни или момент, как временной отрезок времени? Отрезок времени, запечатлённый в рамки доли секунды или вечности? » Очевидна относительность длительности мгновений и моментов. «Штирлиц шёл по коридору» - это момент, мгновение? Вполне возможно, что не одно из семнадцати, но дополнение к одному из них. «К чему это все? Зачем?» - воскликнет разум. «Прекратите троллить моск! Довольно!» - вполне уместное замечание и, кстати, тоже мгновенное. Возвращаясь к началу статьи становится очевидным, что ”шевелёнка” отлично вписывается в рамки того самого отрезка времени и, кроме того, имеет содержание, пример, - «как вчера было хорошо и как сегодня плохо», а потому и ”шевелёнка”, потому и восприятие такое. Следует отметить, что восприятие момента формируется, в том числе и как впечатление от происходящего с фотографом, в том же отрезке времени, но уже в рамках того сюжета, который витает в его голове сюжет проецируется на то, чем он занимается в данный момент, что вероятно проецируется и формирует восприятие зрителя в последствии.

Итак, к чему это все?

Во-первых, для того чтобы позволить читателю самому ответить на вопрос – что такое, для него лично, есть «фотография»? И, с другой стороны, признать относительность временного отрезка, запечатлённого на светочувствительном элементе, как величины неопределённой, относительной, но имеющей одно основное  содержание — время. Точнее некий его отрезок, как отпечаток волновой сути, одним из свойств, согласно гипотезе де Бройля.

Во-вторых, извлечь пользу в момент съёмки от перемещения или смещения камеры относительно оси или плоскости объектов съёмки, т.е. в некой динамике, что и будем называть «динамической фотографией».

Примечание: «динамическую фотографию» следует отличать от «динамики» в самом изображении, при которой движущиеся объекты имеют шлейф от движения (съёмка при относительно больших выдержках) и композиционных решениях.

Автор берёт на себя смелость утверждать, что снимок, созданный в динамике (перемещении) самой камеры (при выдержке от 0,5 сек и более), является одним из средств, выражения для фотографа. Нет, у автора не возникает желания навязывать и, тем более, поучать кого- либо; ни в коем случае. Это не более чем одно из мнений в кратком изложении с примерами способов выражения. Оно адресовано, прежде всего тому, кто заинтересуется в качестве эксперимента, используя при этом иные способы, нежели традиционные, чтобы получить выразительные работы. Интерес к съёмке в динамике может вызвать уже то обстоятельство, что при относительном перемещении камеры и объекта съёмки на длительных выдержках меняется «пластика оптического рисунка объектива» и тональные отношения в самом изображении становятся более лёгкими, прозрачными, появляется некая «акварельность» в тоне, воздушность, чем- то, напоминая однолинзовые объективы, в том числе и «Lensbaby». Значение диафрагменного числа при подобной съёмке желательно задать достаточно высокое, начиная от F7 и выше, хотя, чем ниже его значение, тем мягче рисунок. Нежелательна высокая контрастность в том, что входит в рамки кадра, хотя при определённой обстановке (крупные тональные пятна, когда, например, в пейзаже светлое небо) будет вполне уместна, но это нужно оставить на выбор самого фотографа. В большинстве случаев для создания подобных изображений подходит низкая освещённость объектов в сумерки, по времени суток, а наличие цвета вносит особое содержание в снимок.

Каковы же способы получения динамической фотографии?

1. Всем известная «шевелёнка» (нерегулируемое смещение от оси съёмки). На рисунке 1 представлен снимок в «худшем» случае смещения от оси.


Рис.1

2. Смещение объектива от оси съёмки (рис. 2, 3). Вертикальное, горизонтальное, т.е. линейное в плоскости объекта и камеры.


Рис.2



Рис.3

3. Изменение значения фокусного расстояния (зуммирования) в момент съёмки (рис. 4, 5)


Рис.4



Рис.5

4. Вращение объектива относительно оси съёмки (возможное использование и при изменении фокусного расстояния) (рис. 6, 7)


Рис.6



Рис.7

5. Пространственное изменение и смещение по оси съёмки с изменением фокусного расстояния (зуммирование в движении) (рис. 8)


Рис.8

6. Акцентированная динамическая съёмка, распределённая во времени съёмки с разным количеством времени на каждый объект (мультиэкспозиция за одно нажатие кнопки «спуск» на фотоаппарате). Сюжет во времени и в одном кадре, чем то напоминает стробоскопическу.ю съёмку, но без использования вспышки (рис. 9, 10) (длинная выдержка со вспышкой также возможна).


Рис.9



Рис.10

В заключении следует отметить тот факт, что при значительных выдержках (более 3 секунд) движущиеся объекты (с небольшой скоростью) отсутствуют в кадре, хотя их «присутствие» нельзя отрицать. Описанные в статье способы позволят не только «увидеть» те самые объекты, но и компоновать их в рамке кадра, в сюжете динамической фотографии. Автор статьи рекомендует проводить съёмку при низких значениях ISO, чтобы снизить максимально шумы при съёмке на цифровую технику.

Успеха и удачи в творчестве!

2013 © Роман Соловьёв (текст)
2010-2013 © Роман Соловьёв (фото)


Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ps/dynamic/dynamic.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2013 Хулиганствующий Элементъ