Х Э
ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ О СТАТЬЯХ ВСЕ СТАТЬИ ССЫЛКИ ГАЛЕРЕЯ ОПРОСЫ ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ
PENTAX OPTIO 555 – ОПТИМАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Полный вариант статьи, написаной по заказу журнала "Фотодело". Перепечатка запрещена.

С чего бы начать? А начну прямо с самого начала: недавно мне позвонили из редакции и попросили провести независимое тестирование совершенно новой 5.25-ти мегапиксельной цифровой фотокамеры Pentax Optio 555. После некоторых раздумий я согласился, и вскоре уже держал в руках это последнее чудо техники от фирмы Pentax. Впрочем, это даже громко сказано, “в руках”: камера оказалась настолько компактной, что легко помещалась на половине ладони. Главный редактор поставил задачу: поработать с камерой в различных условиях съёмки, ”поиграться” с различными режимами, оценить удобство, функциональность, и выразить своё отношение.

Возвращаясь из редакции, моё лицо светилось всеми оттенками радостного скепсиса. Дело в том, что моё отношение к камерам подобного класса сформировалось уже давно и без всякого тестирования, и, скажем прямо, оно было не в пользу этих камер. Посудите сами: если на съёмках вам греет спину фоторюкзак с серьёзной фотоаппаратурой общим весом под пятнадцать килограммов, а из цифровых камер вы привыкли к “Лейке”, то какое отношение, казалось бы, может родиться у вас к камерам, размером меньше, чем объектив от зеркалки? Однако дальнейшее придирчивое исследование работы камеры, её алгоритмов и заложенных в неё функций во многом опровергло эти заблуждения и родило уважение к конструкторам, спроектировавшим эту миниатюрную камеру с множеством полезных и удобных в использовании функций. Также, мы поговорим и о тех её особенностях, над улучшением которых, на мой взгляд, конструкторам следует поработать в дальнейшем.

В РУКАХ

Знакомство с камерой начнём с её внешнего вида. Как я уже сказал, камера предельно компактна, легка (весит всего 250 граммов), и имеет стильную внешнюю отделку аллюминиевого корпуса. Для того, чтобы понять, на какого потребителя она рассчитана, вспомним наметившиеся среди потребителей тенденции: за свои деньги покупатели-мужчины предпочитают приобрести нечто весомое и солидно выглядящее, чтобы уже по размеру было видно, что вещь стоит хороших денег, в то время как большинство покупателей-женщин считает, что фотоаппарат должен быть максимально изящным, таким, что все окружающие должны понять, что он просто не может стоить дёшево. При этом и тот, и другой фотоаппараты одинаково хорошо выполняют свои функции. Глядя на размеры и дизайн описываемой фотокамеры, у меня родилось стойкое ощущение, что она рассчитана больше на женскую половину потребителей, как начинающих, так и продвинутых, хотя своей функциональной насыщенностью удовлетворила бы и мужскому взыскательному вкусу. Это впечатление подтвердилось после того, как камеру взяла в руки моя жена: аппарат хорошо лёг в руку, пальцы моей супруги сразу оказались над эргономично расположенными кнопками, а не загораживали, как обычно, видоискатель или объектив; а я, в свою очередь, с удивлением отметил тот факт, что с камерой в руках моя супруга выглядит симпатичнее, чем без камеры.

В свою очередь, сильную половину фотографирующей братии так же может привлечь небольшие размер и вес этой камеры, что очень ценится в дальних поездках и в походах, очень достойная ёмкость аккумулятора (кстати, зарядное устройство входит в комплект поставки), и, что наиболее важно, наличие множества грамотно реализованных полезных функций, предоставляющих возможность воплотить в жизнь любые творческие способности в полной мере, доверяя автоматике, либо в полностью ручном режиме.

Расположение устройств управления не вызвало у меня почти никаких нареканий, через день съёмки я мог бы найти их на ощупь. Полностью русифицированное меню делает камеру доступной для понимания даже самой начинающей фотографине. Вызов тех или иных функций, при съёмке, или для просмотра отснятого, понятен интуитивно и не вызывает никаких затруднений. Индикация на встроенном 1.5 дюймовом ЖКИ-мониторе хорошо различима даже при прямом солнечном освещении, порадовала кнопка “Display”, одним нажатием на которую можно вызвать на мониторчик текущие настройки камеры, и даже посмотреть, как выглядит гистограмма яркостей.

Прежде чем перейти к критическому обзору функций, пару слов про то, что в дизайне не понравилось. Не нравится, как сделана дверца сбоку камеры для видеовыхода и подключения питания: крепление настолько изящно и хлипко, что кажется, что долго не протянет. Хотя, объективности ради, стоит заметить что подобные опасения посещают меня каждый раз, когда я покупаю что-то японское (а камера сделана в Японии), но пока ничего ниоткуда не отвалилось, в отличие от некоторых современных образцов отечественной фототехники, которыми, казалось бы, можно даже забивать гвозди и колоть орехи, но разваливающихся на части от того, что просто лежат на столе.

Кроме того, вызывает некоторые сомнения целесообразность присваивать «по умолчанию» правой и левой кнопкам джойстика функцию ввода экспокоррекции. Думаю, что мало кто использует эти функции настолько часто, что их стоит выносить прямо на середину “панели управления”, что несколько раз привело к нечаянному нажатию на них. К счастью, дизайнеры предусмотрели возможность для владельца самостоятельно переопределить функции на этих кнопках.

В РАБОТЕ

Цифровые фотоаппараты умеют многое. Современные фотоаппараты умеют снимать видеофильмы, звонить по телефону, способны в заданное время издать звук, который разбудит вас в конце совещания; использоваться в качестве диктофона; некоторыми камерами, как я уже сказал, можно колоть орехи, существуют и другие полезные функции. Фотоаппарат Pentax Optio 555 не приспособлен колоть орехи, зато способен снимать качественные фотографии, и функционально спроектирован таким образом, чтобы хорошие фотографии получались как у начинающего любителя, так и у продвинутого, искушённого фотографа.

Максимальный размер получаемого снимка в данной камере составляет 5 мегапикселей. Автор не принадлежит к числу тех, кто теряет рассудок от того факта, что размер матрицы той или иной камеры равен 5Мп. В самом деле, если, к примеру, у фотоаппарата пластмассовый объектив, то понятно, что многочисленные пикселы в данном случае запишут никуда не годную картинку совершенно непотребного качества. То же самое можно сказать про матрицу, дающую заметный цифровой шум. Поэтому ценность наличия матрицы такого объёма зависит от характеристик других компонентов камеры, и не может рассматриваться сама по себе. Так вот, для комплексного анализа матрицы я провёл полевые исследования, и их результаты произвели весьма хорошее впечатление, но с некоторыми замечаниями. Впрочем, давайте посмотрим на них вместе.

Диапазон чувствительностей встроенной матрицы составляет ISO64 – ISO400, имеется также режим автоматического выбора чувствительности. Сам факт наличия минимальной чувствительности в ISO64 очень радует, поскольку, как правило, чем меньше чувствительность матрицы, тем лучше качество снимка, в то время как есть ещё много фотоаппаратов, с минимальной чувствительностью ISO200, и некоторые профессиональные фотоаппараты, стоящие в три раза дороже, имеют минимум всего в ISO100.

С другой стороны, чем больше максимальная чувствительность, тем больше проявляется такое неприятное явление, как цифровой (тепловой) шум. Особенно это должно быть заметно при ночной съёмке, в виде паразитных цветных пятен на чёрном фоне.

Выставляя чувствительность в различные значения, я сделал несколько снимков дворца графа Шереметьева в Кусково, и вы сами можете видеть, что при ISO400 шумы хоть и есть, но практически малозаметны. Честно говоря, это было приятным открытием, которое мне позволило пересмотреть свои взгляды на способности этого фотоаппарата. Последующая съёмка ночной Москвы подтвердила невысокий уровень цифрового шума матрицы (см. фото).

На больших выдержках срабатывает специальная функция снижения шума, что действительно даёт отличный результат, и это подтверждено результатами испытаний.

На практике такое качество изображения на высоких ISO даёт два преимущества.

К первому относится возможность доверять автоматике в выборе чувствительности, не волнуясь особо о качестве, которое в любом случае будет приемлемым. Вторым достоинством такой матрицы является возможность снимать в помещении без использования штатива. Поглядите на снимок, сделанный в ГУМе с рук. Имея такую компактную камеру, поневоле задумаешься над вопросом, а нужен ли к ней штатив вообще; в процессе тестирования я возил её в кармане куртки, держа в руках громоздкий штатив, что делало меня похожим на ту блондинку, которая пришла на недавно прошедший в Москве открытый чемпионат по фотографированию со штативом, но почему-то без фотоаппарата. Низкий уровень шумов на высоких ISO позволяет в большинстве ситуаций обойтись без штатива при приемлемом качестве получающегося снимка.

При тестировании зума было сделано другое приятное открытие. Дело в том, что камера обладает 5-ти кратным оптическим зумом и, в дополнение к нему, 4-х кратным цифровым, то есть в сумме 20-ти кратным. Принято считать, что при использовании цифрового зума качество картинки становится совершенно неприемлемым, и поэтому его использование обычно не рекомендуется. Поглядите на фотографии здания музея фарфора в Кусково, сделанные на различных фокусных расстояниях: даже при максимальном цифровом зуме качество картинки довольно приличное. Конечно, оно далеко от совершенства, но для этого класса камер очень неплохое, особенно, если вспомнить, что в сумме фокусное расстояние равно 750мм (в 35-ти мм. эквиваленте), при весе камеры 250г.! Замечу, что использование такого зума требует хорошего солнечного освещения, либо всё-таки наличия штатива.

Объектив камеры представляет собой 9 линз в семи группах, это, конечно, несравнимо с объективом зеркального с таким же зумом, но зато вполне достаточно для того, чтобы не давать видимых перспективных искажений на всех величинах зума от 7.8 до 39мм. Но, как и все объективы фотоаппаратов подобного класса, на самом широком угле и полностью открытой диафрагме он даёт лёгкое, еле заметное глазом, потемнение в углах кадра, заметное, к примеру, на ясном небе. Впрочем я думаю, что 95 процентов неискушённых зрителей ваших фотографий вообще не заметят данного эффекта. К недостаткам, присущим, правда, большинству объективов цифровых камер, отнесу отсутствие резьбы для фильтров или насадок.

Следующим, что подверглось тестированию, были установки баланса белого. Как видно из спецификации, камера обладает режимом автоматического определения баланса белого, несколькими предустановленными режимами и режимом установки баланса белого вручную. Автоматический режим безупречно отработал в условиях натурального освещения, как при солнечном свете, так и в пасмурную погоду; никаких проблем также не было обнаружено при освещении лампами дневного света, а вот при лампах накаливания, на мой взгляд, автомат в ряде случаев отработал не безупречно, часть снимков получилась со слегка жёлтым оттенком. При выставлении баланса белого по предустановленному режиму “Искусственное освещение”, то есть для ламп накаливания, тон значительно улучшился, но всё же наилучший результат получился при ручной установке баланса белого по белой поверхности. Если фирме Pentax интересно моё мнение, то я бы посоветовал, учитывая российские реалии, сделать версию камеры специально для России, в которой вместо трёх установок баланса белого для люминисцентных ламп, наиболее распространённых на Западе, сделать три установки для в основном используемых в России ламп накаливания, для следующих цветовых температур: 3300К (фотолампы, тип А и тип В), 3000К (домашние галогенные лампы) и 2800К (лампы накаливания 75Вт - 100Вт). Заканчивая разговор про баланс белого, констатирую, что, на мой взгляд, эта камера не сделала прорыва в этой области, она отрабатывает его точно так же, как и другие её “собратья” по классу.

Как фотографа, часто работающего в жанровой съёмке, меня приятно удивило относительно короткое время записи кадра. Также, не могу придраться к работе автофокуса (хотя имеется и возможность ручной наводки), который не разу не подвёл, ни в режиме 5-ти зонной автофокусировки, ни при точечной автофокусировке, и, естественно при наводке вручную; а особо удивила работа автофокуса в режиме супермакро, который, как правило, наиболее сложен для автофокуса. В режиме супермакро объектив фокусируется практически мгновенно, посмотрите на фотографию кошачьего глаза, сами можете представить, как дёргалось это нервное животное, пока я его фотографировал.

Нет претензий и к точности работы экспонометрической системы. К примеру, на снимке с обвалившейся штукатуркой на кирпичной стене, сделанном в пасмурную погоду, экспонометр камеры показал 1/180c на f2.8, в то время, как контрольный замер той же сцены по нескольким точкам профессиональным спотметром Sekonic, с последующим осреднением показал 1/160с на той же диафрагме. Напомню, что упомянутый спотметр стоит ровно столько же, сколько тестируемая камера.

На снимке с девочкой в парке вы можете видеть пример работы встроенной вспышки. Один снимок сделан в контровом свете, без вспышки, а другой – со вспышкой, для того, чтобы подсветить лицо.

Конечно, ждать от встроенной вспышки каких-то чудес нецелесообразно, но поглядите на снимок – придраться хоть и хочется, но не к чему. Очень порадовала возможность контролировать мощность импульса вспышки. Стоит, правда, отметить, что гнездо для подключения выносной вспышки не предусмотрено. Это минус.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

Как вы понимаете, в этом кратком обзоре нет возможности даже упомянуть всё реализованные в этом фотоаппарате функции, а уж тем более, подробно рассказать про них. Тем не менее, мы с вами уже посмотрели на основные функции фотоаппарата, на те, что влияют на качество снимка. В камере Pentax Optio 555 имеются и другие функции, которые расширяют творческие способности фотографа, есть также и те, что к фотографии не относятся. Вы можете видеть полный список в спецификации фотоаппарата, приведённой тут. Скажу сразу, удобство работы со встроенным диктофоном, видеокамерой или будильником я не тестировал, поскольку уверен, что встроенный будильник способен разбудить кого угодно, а диктофон способен записать неожиданно посетившие умные мысли.

Вместо этого моё внимание, как фотографа,привлекли светофильтры, реализованные в камере программными средствами (на иллюстрациях фото с "чёрно-белым" фильтром и с фильтром "сепия"), режим мультиэкспозиции, редко встречающийся в камерах этого класса, блокировка автофокуса и возможность не просто осуществлять макросъёмки, а делать супермакро, с расстояния всего 2 сантиметра до объекта! Поглядите на фото с карандашами и с кошачьим глазом ещё раз. Также, не лишёнными пользы показались функции регулирования насыщенности цвета, контраста и резкости, применимые как в пейзаже, так и в при портретной съёмке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, или О ЧЁМ МОЖНО РАССКАЗАТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНОМУ ПОКУПАТЕЛЮ

Какие можно сделать выводы из вышеизложенного? Тестирование показало, что фотоаппарат Pentax Optio 555 обладает современным набором функций, они удобны для использования, наличие 5-ти мегапиксельной матрицы оправдано высоким качеством объектива. Функциональная насыщенность при невысокой цене удовлетворит запросам даже искушённых фотолюбителей, а замеченные недостатки не являются критическими.

При продажах этого фотоаппарата следует учесть, что хотя его нельзя отнести к классу профессиональных фотоаппаратов (хотя бы потому, что нет возможности использования внешней вспышки), но в классе любительских он несомненно займёт достойное место.

Потенциальными покупателями этого фотоаппарата, на мой взгляд, станут две группы фотографов:

- Прекрасные потребительницы, то есть те, которым нужен цифровой фотоаппарат с минимальным количеством кнопок, которые надо нажать, чтобы получить хорошие фотографии с места своего отдыха в Турции, вечеринок в новых платьях, либо своих детей, не заботясь о штативе, дополнительной вспышке, месте в сумочке и знании программы Photoshop;

- Начинающие “цифровые” фотолюбители, те, которые пока не знают, что такое «баланс белого» и других особенностей цифрового фото, но шаг за шагом планируют продвигаться дальше и дальше в освоении цифровой фототехники, не покупая при этом каждый раз новый фотоаппарат, а используя те обширные возможности, которые предоставляет уже имеющаяся камера. Возможности этой камеры будут удовлетворять потребностям этих фотографов многие годы, честное слово.

Редакция и автор благодарят фирму “Pentar”, предоставившую Pentax Optio 555 для тестирования.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип Компактная цифровая фотокамера со встроенным зум-объективом, автофокусировкой, автоэкспозицией и автоматической вспышкой.
Матрица 5.25 млн. пикселей (полная емкость) (эффективных: 5.0 млн.), 1/1.8-дюймовая ПЗС матрица типа "interline transfer" с первичным цветовым фильтром.
Глубина цвета 12 бит x 3 цвета.
Разрешение 2592 x 1944 пикселей, 2048x1536 пикселей, 1600 х 1200 пикселей, 1024 x 768 пикселей, 640 x 480 пикселей, 320 х 240 пикселей (видео)
Чувствительность Автоматическая, фиксированная (эквивалент ISO 64, 100, 200, 400)
Формат файлов Фото: TIFF, JPEG (Exif 2.2), DCF, DPOF
Видео: MOV (Quick Time Movie Format), 15 к/сек;
Аудио: WAV
Уровни качества Tiff, “Хороший”, “Повышенный”, “Наилучший”
Носитель данных Cменные карты памяти SD или MultiMediaCard
Объектив Pentax 7.8 мм-39мм с приводным зумированием (эквивалент 37.5мм-187.5мм в формате 35мм), F2.8-F4.6 9 элементов в 7 группах (2 двусторонних асферических элемента)
Система фокусировки Тип: Гибридная система автофокусировки (TTL пассивный автофокус по методу контрастной детекции с внешним дополнительным датчиком).
Ручная фокусировка/фокусировка на бесконечность в пейзажном режиме.
Зоны фокусировки: 5-зонный и точечный автофокус.
Диапазон работы: Стандарт: от 0.6м до бесконечности.
Макро: от 0.15м до 0.65м
Супермакро: от 0.02м до 0.56м
Ручной: от 0.02м до 0.56м
Управление экспозицией Экспозамер: TTL-многосегментный замер с возможностью переключения в центрально-взвешенный или точечный режимы.
Экспорежимы: Стандартный режим, Видеорежим, 3D (трехмерное изображение), Фильтры (цветовые режимы), Ручной режим, Приоритет выдержки, Приоритет диафрагмы, Пользовательский режим, Сюжетные программы, Режим панорамы.
Экспокоррекции: ± 2EV (шаг 1/3).
Видеорежим Время съемки: прибл. от 1 сек. – 10 мин (на карту памяти SD).
Затвор Программируемый электронно-управляемый затвор с электронным затвором ПЗС матрицы.
Выдержка От 1/2000 сек. до 15 сек (1/1000 сек. в режиме приоритета выдержки и ручном режиме).
Режимы съемки Однокадровый, Непрерывный, Таймер автоспуска, Съемка с пультом ДУ, Съемка с интервалами, Мультиэкспозиция (наложение кадров).
Сюжетные программы Пейзаж, Цветы, Портрет, Автопортрет, Осень, Пляж /снег, Закат, Ночная сцена, Огонь, Текст.
Вспышка Встроенная автовспышка.
Автоматическое срабатывание в условиях пониженной освещенности в авторежимах.
Режимы включения и выключения вспышки.
Уменьшение эффекта "красных глаз" при помощи предвспышки.
Диапазон работы вспышки 0.4-5.2 м (на 7.8 мм, ISO auto).
0.15-3.2м (на 39 мм ISO auto)
Баланс белого Автоматический, Дневной свет, Облачная погода, Искусственное освещение, Люминесцентное освещение (W, N, D) и ручные установки
Цветовые режимы Полноцветный, черно-белый (монохромный), сепия, красный, розовый, желтый, зеленый, синий, пурпурный, Soft.
Цифровой зум 1X – 4X
Оптический видоискатель Зумируемый видоискатель реального изображения с диоптрийной коррекцией в диапазоне от –3D до +1D.
ЖКИ монитор 1.5 дюймовый TFT ЖК-монитор с полем зрения 97%.
Интерфейс AV-выход (NTSC/PAL), разъем USB и разъем сетевого адаптера.
Элементы питания Литий-ионный аккумулятор или сетевой адаптер (доп. принадлежность).
Габариты 100 (Ш) x 59 (В) x 39.5(Г) мм
Вес 205г без элементов питания и карты памяти, 250 с аккумулятором и картой памяти.
Примерная цена $570..$620, в зависимости от предоставляемых продавцом услуг.

© 2003 Дмитрий Катков

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ О СТАТЬЯХ ВСЕ СТАТЬИ ССЫЛКИ ГАЛЕРЕЯ ОПРОСЫ ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 Хулиганствующий Элементъ