Х | Э |
---|
ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | НОВОСТИ | СТАТЬИ | ССЫЛКИ | ГАЛЕРЕЯ | ФОТОГРАФИЯ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|
------------------------------------------------------------------------------------------------------>
или КАК ФОТОГРАФИРОВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ Часть II
БЕЗВРЕМЕНЬЕ
© Ирина ШАРОВА
Давайте теперь перейдём непосредственно к приёмам съёмки. Детишек снимать можно по-разному, выбор того или иного приёма зависит от конкретной ситуации. К примеру, нельзя сравнить съёмку вашего новорожденного сына и фотографирование школьника на велосипеде, съёмку на открытом воздухе и внутри помещения. Тем не менее, для начала, мне хочется остановиться на общих рекомендациях, применимых во всех случаях.
Как мы с вами уже установили, фотографируя детей, мы формируем их будущие представления о собственном детстве. Дорогие мои мамы, хочется ли вам, чтобы у ребёнка сложилось превратное, негативное представление о собственном прошлом? Конечно, такого никому не пожелаешь, и фотографию именно потому называют фотоискусством, что в ваших руках не только фотоаппарат, но и все магические возможности творчества. Вспомним, какие чувства вызывают у нас фотографии с изображением недовольных лиц, или наоборот, радостных? Оказывается, если на фотографии изображено лицо, то эта фотография при просмотре вызывает у зрителя именно те эмоции, что написаны на этом лице! Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши фотографии нравились, то изображённое на ней ваше дитё, как минимум, не должно быть недовольным или опечаленным чем-то. Призывая вас к такому эмоциональному построению фотографии из семейного альбома, добавлю истины ради, что задумчивость и минорные чувства больше присущи серьёзному фотоискусству, да, впрочем, и искусству вообще, как вызывающие сопереживание. Поэтому я бы не рекомендовал бы перегружать свой семейный альбом такого рода эмоциями, хотя, конечно, если там будет несколько таких фотографий, ничего плохого не случится. А уж тем более, не стоит допускать ситуаций, когда изображённое на фотографии лицо не выражает вообще никаких эмоций.
ВИОЛЕТТА
Фото: © Виталий КРИВОШЕЕВ
ХИТРЕЦ
Фото: © Александр БОЧКОВ
Всем хорош верхний портрет, снятый профессиональным фотографом, кроме одного - лицо ребёнка не выражает никаких эмоций.
Фотография снизу, некачественная, и неумело выполненная простым фотолюбителем, тем не менее выглядит куда более выразительнее,
поскольку рождает в зрителе чувства, соответствующие эмоциям на лице этого малыша. Поэтому не
упускайте возможность сфотографировать своего ребёнка, испытывающего радостные, удивлённые или восхищённые чувства.
Поэтому, если у вас есть возможность сфотографировать своего ребёнка, испытывающего радостные, удивлённые или восхищённые чувства – ни в коем
случае не упускайте этот редкий момент. Если вы опоздали с нажатием на кнопку, то можно непринуждённо и незаметно для самого ребёнка, заставить его попозировать, насмешив его как-нибудь, или рассказав какую-нибудь приятную новость, к примеру, что в отпуск вы поедете с ним на море. Самым непрактичным приёмом может послужить упоминание о том, что сейчас из фотоаппарата вылетит птичка – любому ребёнку известно, что птичка в фотоаппарате давно скончалась и никуда уже не вылетит. Кроме скептической усмешки в свой адрес, вы ничего не получите: такая, мол, большая тётя, а мелет всякую чепуху. Гораздо практичнее поднять указательный палец вверх и сообщить вашему обормоту, что из фотоаппарата сейчас вылетит объектив!
Также неумной практикой является упоминания о сыре. Дело в том, что в нашей стране почему-то прижился такой американизм, как произнесение слова “cheese” перед объективом. Как показывает мой опыт, упоминание этого кисломолочного продукта приводит к соответствующей американской улыбке, независимо от того, на каком языке ваш ребёнок произносит это слово. Между тем, формальная улыбка может вызвать только формальные чувства у зрителя. Кроме того, обращаю ваше внимание, что улыбка и радостное выражение лица, это, как говорится, две большие разницы.
Кроме улыбок, есть и другие способы сделать вашу фотографию лёгкой и радостной. Прежде чем рассказать про них, замечу, что хороша та фотография, которая гармонична в целом, поэтому если ваш расстроенный или напуганный чем-то карапуз будет изображён на весёленьком фоне, то такая фотография будет больше напоминать недоразумение и вызывать сочувствие. Образцом таких фотографий является большинство карточек с изображением испуганного ребёнка, держащего обезьянку или удава, сделанных профессиональным фотографом в цирке или около зоопарка.
Одним из искусственных приёмов создания фотографии с хорошим настроением является использование особенностей цветового восприятия. Как известно, цвета делятся на тёплые и холодные. К тёплым цветам относят красный, оранжевый и жёлтый, а к холодным – голубой, синий и фиолетовый. Зелёный цвет может иметь как тёплый, так и холодный оттенок. Предметы, окрашенные в тёплые цвета, на фотографии кажутся расположенными ближе, чем на самом деле и притягивают зрителя, холодные – отталкивают. Жёлтый цвет визуально создаёт радостное настроение. Вместе с тем, мои дорогие мамы, оглянитесь прямо сейчас вокруг, много ли вы видите предметов яркого жёлтого цвета? Как видите, не так уж и много. Поэтому было бы очень неплохо, если бы в вашей фотографии присутствовал этот цвет, к примеру, на фоне, или в виде какой-нибудь игрушки в руках у вашего малыша, а ещё лучше – на его одежде. В последнем случае, холодный тон фона сам как бы “вытолкнет” вашего ребёнка на передний план, именно благодаря упомянутым выше свойствам холодных и тёплых тонов. Применив этот приём, вы получите не только фотографию положительной энергетики, но и грамотно решите задачу композиционного построения цветовых пятен, отделив своего ребёнка, главного объекта съёмки, от фона.
КТО КОГО ПЕРЕВИСИТ Светлые, солнечные фотографии, снятые в хорошую погоду, обычно рождают приятные чувства, в отличие от серых и пасмурных.
Фото: © Александр КОРЯКОВ
Другой полезной специей, которую я рекомендую добавить в наш суп, является хороший свет. Дело в том, что светлые, солнечные фотографии обычно рождают приятные чувства, в отличие от серых и пасмурных, да это и понятно – покажите мне того взрослого, кто не любит солнышко! А что уж тогда говорить про детей? Состояние погоды, изображённой на вашей фотографии позади вашего дитёнка, во многом повлияет на настроение самой фотографии, причём в гораздо большей степени, чем можно предположить. Подробнее о том, как состояние атмосферы помогает формировать атмосферу снимка, мы поговорим в разделе, посвящённом съёмкам на открытом воздухе.
Кроме света и цветовых решений, есть и композиционные приёмы, влияющие на восприятие фотографии.
Несмотря на то, что на эту тему написаны целые книги, мы не будем залезать глубоко в дебри композиции фотографии,
а остановимся только на некоторых моментах, полезных для темы нашего разговора. Прежде всего, поговорим о том, а с какой
именно высоты нам наиболее целесообразно снимать своего гномика. Есть три практических приёма съёмки детей – с верхней точки, с высоты его глаз, и с нижней точки, и использование каждого из них приводит к разным, прогнозируемым результатам.
РАЗЛИЧНЫЕ ТОЧКИ СЪЁМКИ На левой фотографии дети сняты с верхней точки, на средней - с высоты их роста, а на правой - с нижней точки. Посмотрите сами, какую разницу в возрасте даёт разная высота съёмки, к примеру, сравните правую фотографию с левой. Наиболее распространена съёмка с высоты роста взрослого человека, то есть, как бы сверху вниз, при этом мы получим изображение того, как мы ежедневно видим своего ребёнка, то есть, сам он будет выглядеть маленьким, а зрители вашей фотографии будут чувствовать своё превосходство над ним. Этот приём мы применим тогда, когда захотим показать, какой ещё совсем маленький вот этот наш родной человечек. Очень интересной точкой съёмки является положение фотоаппарата на уровне глаз ребёнка. Скажу вам по секрету, что в книгах по фотоискусству именно этот приём рекомендуется для профессиональной съёмки детей. Дело в том, что такое расположение придаёт фотографии эффект разговора с малышом на равных, позволяет заглянуть вашему малышу в глаза и наиболее полно раскрыть его внутренний мир. Добавлю, что если при съёмках лица фотоаппарат лучше держать на уровне глаз, то при съёмках ребёнка по пояс – на уровне его подбородка.
НУ ПОЧЕМУ ОНА НЕ ПАДАЕТ? Расположение фотоаппарата на уровне глаз ребёнка часто приводит к потрясающим результатам. Дело в том, что такое расположение придаёт фотографии эффект разговора с малышом на равных, позволяет заглянуть вашему малышу в глаза.
Фото: © Владимир КОШКИН
Съёмка с нижней точки распространена не так широко, как предыдущие, и используется, к примеру, в случаях, когда ваш малыш взобрался
на стул и пытается декламировать стихи про то, как в лесу родилась ёлочка, либо вы снимаете бегающего по полянке ребёнка, лёжа на траве.
В этом случае ваш малыш будет выглядеть большим, как Гулливер в стране лилипутов. Я не рекомендовал бы часто использовать низкую точку съёмки,
несмотря на то, что мамам так хочется, чтобы их ребёнок рос скорее – дети и сами вырастают очень быстро, и ещё успеют вам надоесть хуже горькой редьки, поверьте мне на слово. Не торопите детство, оно так быстро проходит…
ПОЛЁТ НА ВЕЛОСИПЕДЕ Вот редкий пример удачной фотографии, снятой с нижней точки, практически с уровня земли. Поглядите, каким большим выглядит этот весёлый мальчуган!
Фото: © Антон БУСИНИЦЫН
Теоретически, при съёмке портретов детишек применимы следующие ракурсы: профиль, три четверти (полуанфас) и анфас. Замечу, что не только вам стало скучно от перечисления этих терминов. На практике получается так, что постановочные фотографии, выполненные по академическим канонам выглядят столь правильно, что не вызывают никаких эмоций, поэтому давайте от теории перейдём к реальности. Независимо от того, в какую сторону смотрит сейчас находящийся перед вами ничего не подозревающий ребёнок, дайте ему простор для движения взгляда в вашей будущей фотографии. Если малыш смотрит немного в сторону, сдвиньте слегка фотоаппарат в ту же сторону, оставив больше пространства перед ребёнком, чем за ним. Хорошо, если при этом лицо вашего гномика окажется на расстоянии 1/3 от стороны кадра – эта композиционная пропорция гармонизирует фотографию. А если глаза будут находиться на расстоянии 1/3 от верха – будет совсем хорошо.
Дорогие мои мамы, обратите также внимание на то, что при съёмке дитёнка, смотрящего в сторону (или в полуанфас) немаловажным является направление, в какую именно сторону обращён его взгляд – вправо или влево. Ребёнок, смотрящий от вас направо, вызывает ощущение смотрящего вперёд, в будущее, в отличие от ребёнка, смотрящего налево, который кажется оглядывающимся назад, как бы в прошлое. Связано это с традицией чтения слева направо. Я не буду давать какие-то рекомендации на этот счёт, но всё-таки предположу, что, скорее всего, ваш малыш пока ещё не настолько старенький, чтобы грустно оглядываться назад на бесцельно прожитые годы.
СОНЯ Изображённая на этой фотографии девочка смотрит вправо, что намекает на дальнейшее развитие сцены. Видно, что хитрюга задумала сделать что-то интересное, и прямо сейчас займётся этим.
Фото: © Александр ОРЛОВ
Очень кратко упомяну про диагонали. Если в вашем кадре присутствуют наклонные линии, образующие фрагменты диагоналей, то с точки зрения психологии визуального восприятия они будут восприниматься следующим образом: диагонали, направленные из левого нижнего угла к правому верхнему, называемые “восходящими”, воспринимаются зрителем как позитивные, оптимистичные, а диагонали из верхнего левого в правый нижний угол, “нисходящие”, производят впечатление завершающих композиционное развитие, пессимистических.
Так что, фотографируя своего ребёнка, сидящего на кровати или играющего на улице, вы всегда сможете найти такой ракурс, зайдя справа или слева, чтобы сохранить позитивную атмосферу кадра, используя “восходящие” диагонали.
Повторение пройденного:
Самыми распространёнными изображениями детишек в семейном альбоме являются фотографии, снятые в первый год их жизни. Это и понятно: родители не могут налюбоваться на своих ненаглядных младенцев, мамы, как правило, в это время не работают, и в паузах между кормлением своих детёнышей, стиркой пелёнок и чтением любовных романов у них есть время для фотографирования. Несколько практических приёмов, приведённых ниже, помогут вам сделать это лучше. Во-первых, снимая самых маленьких, новорожденных детей, не забудьте обязательно сфотографировать разнообразные “рабочие моменты” в их жизни. Заполнить весь семейный альбом фотографиями завёрнутого в пелёнки и мирно посапывающего “чурбачка” – дело нехитрое. Многие так и поступают, и в результате семейный альбом превращается в зрелище, скучное даже для бабушек и дедушек малыша. Гораздо более интересными будут съёмки того, как вы кормите этого молокососа, переодеваете его, взвешиваете, играете с ним и так далее, которые не только сохранят память о важных моментах жизни но и разнообразят ваш семейный альбом. Я рекомендую именно жанровую съёмку, а не портрет, по следующим причинам. Первая заключается в том, что портрет – это прежде всего характер человека, а лицо новорожденного ещё недостаточно выразительно для того, чтобы самостоятельно производить влияние на зрителя. Во-вторых, в этот период жизни новорожденный ещё полностью зависит от мамы, и показывать его в отрыве от неё было бы противоестественным. В-третьих, раз уж ваш малыш ещё совсем маленький, то нам надо поместить в кадр что-то такое, с чем можно сравнить его размер. Большинство любительских фотографий новорожденных страдают именно этом недостатком – из них невозможно определить размеры самого ребёнка. Взрослый человек, держащий в руках младенца как раз и будет естественным объектом для сравнения. И, наконец, в-четвёртых, и самое главное – такие фотографии будут всю жизнь напоминать вашему ребёнку, что вы не просто его близкий родственник, а человек, благодаря заботе которого он живёт на свете.
* * * При фотографировании новорожденных детишек очень важно поместить в кадр что-то такое, с чем можно сравнить его размер. Взрослый человек как нельзя лучше подходит на эту роль.
Фото: © Юрий и Ольга ЛЯНГАСОВЫ
Конечно же, при таких съёмках вам обязательно понадобится помощь родственников. Для этой цели наиболее подходит муж, если он сейчас имеется в наличии, или ваши родители. Говоря об освещении, наиболее предпочтительным в этом случае является естественный рассеянный свет из окна. Вы сами, со своим младенцем, можете расположиться в кресле метрах в полутора от окна, а фотографирующему вас человеку лучше стать рядом с окном, но не загораживать его, а разместиться справа или слева от него. В этом случае, освещение будет мягким и несмотря на его однонаправленность, никакие важные детали не потеряются в тенях. Использовать встроенную вспышку я рекомендую лишь в исключительных случаях, впрочем, об этом мы подробно поговорим в разделе, посвящённом съёмке в помещении.
Говоря о композиции, скажу, что тут могут быть самые разнообразные композиционные решения, но наиболее выигрышным будет такое построение, в
котором малыш и мама составляют единое и неделимое целое. При этом стоит помнить, что несмотря на то, что на кнопку жмёте не вы сами, тем не менее,
именно вы должны продумать как будет выглядеть кадр – никакие родственники не сделают это за вас.
ЦЫПЛЁНОК При фотографировании малышей могут быть самые разнообразные композиционные решения, но наиболее выигрышным будет такое построение, в котором малыш и мама составляют единое и неделимое целое. Посмотрите на эту фотографию - эти двое неотделимы друг от друга!
Фото: © Сергей ЮРЬЕВ
В портфолио ребёнка до года обязательно входят очень забавные фотографии малышей, выложенных на животик на пеленальном столе, и глядящих на вас удивлённо. При этом, во-первых, никогда не оставляйте новорожденную фотомодель на столе без присмотра, а во-вторых, при съёмке располагайтесь таким образом, чтобы свет из окна светил сзади и немного сбоку от вас, а не спереди: ребёнок должен быть хорошо освещён прежде всего со стороны съёмки. При этом все любовные романы, пультик от телевизора и мобильный телефон стоит убрать на время с пеленального столика, чтобы никакой посторонний мусор не нарушал фон фотографии. А вот бутылочки для кормления, упаковку памперсов и пузырек с укропной водой, наоборот, стоит оставить, как создающие соответствующий антураж и подчёркивающие настроение, особенно если они цветные. При съёмке смело наводите резкость на глаза (в мыльнице это значит разместить центр кадра в районе глаз ребёнка), и, у кого позволяет техника, выставляйте диафрагму в маленькое значение: f4.0 – хорошо, а f3.2 – ещё лучше. Этим вы добьётесь мягкого, размытого фона. Если ваш фотоаппарат не позволяет выставлять диафрагму вручную, но имеет режим портретной съёмки – используйте его, это именно тот режим, в котором величина значения диафрагмы минимальна (а сама диафрагма, наоборот, максимальна).
При такой съёмке оптимальным является фотографирование с высоты глаз малыша. Не забывайте о генеральном правиле при съёмке детей – ловите наиболее подходящий момент, не щёлкайте всё подряд: разница между посредственным и отличным, запоминающимся кадром – буквально пара мгновений.
При съёмках спящего или просто лежащего в кроватке малыша, я порекомендовал бы вам присесть и так же, как и в предыдущем случае, использовать точку съёмки на уровне его глаз, при этом важно следить за тем, чтобы резкость навелась на глаза ребёнка, а не на прутья стенок кроватки.
Вообще, при съёмках маленьких детей, важна каждая мелочь. Если вы снимаете своего малыша в период бодрствования, то обратите внимание на его одежду, нет ли на ней каких-нибудь пятен неприличного происхождения, а если таковые найдутся, то проще за одну минуту переодеть засранца во что-нибудь чистенькое, глаженое и яркого цвета, чем потом всю жизнь краснеть за неряшливый вид вашей фотомодели, являющийся результатом вашего недосмотра.
С ростом вашего малыша, сюжетов для его съёмки становится всё больше и больше. Появляются любимые игрушки, наконец-то вырастает
первый зуб, ребёнок сидит поначалу в подушках, а потом и самостоятельно, учится по ночам вставать в кроватке, поначалу так и не научившись
садиться обратно, затем, к году, делает свои первые шаги. Всё это – вехи взросления, достойные для того, чтобы быть запечатлёнными на наших
фотографиях. Чтобы потом ничего не перепутать, сразу же подписывайте на обороте фотографии время съёмки простым карандашом.
УТРО ЧЕЛОВЕКА Удачно пойманный момент, мягкий свет из окна, единая цветовая гамма, композиционно необходимые тут элементы кроватки на переднем плане - всё это гармонично сочетается, создавая прекрасную иллюстрацию одного из моментов жизни этого малыша.
Фото: © Юрий и Ольга ЛЯНГАСОВЫ
На что при этом надо обратить особое внимание? К этому времени малыш уже умеет радоваться жизни в вашем лице, и в задачи фотографа входит создание у него благодушного настроения хотя бы на время съёмки. Некоторые дети в таком возрасте могут испугаться фотоаппарата, нацеленного на них, но, надеюсь, что это не относится к вашему ребёнку, который видит фотоаппарат не впервые. Полезно также снимать проявления любопытства ребёнка, делая это незаметно для него самого, пока он, к примеру, увлечённо ползает на четвереньках по полу, дотошно изучая вашу жилплощадь.
Если ваш карапуз уже научился стоять, но делает это пока неуверенно, то хорошей фотографической практикой является съёмка его вместе с кроваткой или стульчиком, за который малыш может держаться рукой – это и безопаснее, и хорошо для показа роста ребёнка: впоследствии вы сможете уверенно доказать своему оболтусу, что умели правильно фотографировать, когда тот ещё «под стол пешком ходил». При фотографировании в интерьере учтите, что в кадр попадёт не только ваш малыш, но и окружающая обстановка, мебель и телевизор, и, хотя вам всё это сейчас кажется самым обычным, то через десятилетия оно будет вызывать интерес ваших потомков к тому, как жили их предки “в начале века”.
В отличие от новорожденных, годовалые дети выглядят очень потешно во время кормления, поскольку, вместо того, чтобы принимать еду вовнутрь,
очень любят извазюкаться в ней. Дело даже не в том, что навыки их обращения с таким сложным техническим устройством, как ложка, ещё очень
несовершенны – им просто доставляет радость сам процесс. Вскоре они научатся правильно кушать, а сегодня снимайте эти неповторимые,
неуклюжие моменты, и не стесняйтесь чумазого вида своего ребёнка – ваш малыш просто очарователен!
НАТАША И КАША Многим детям доставляет радость процесс еды, поскольку это единственная возможность измазаться в ней. Посмотрите на эту очаровательную малышку! Также обратите внимание на то, как жёлтое пятно на переднем плане создаёт весёлую атмосферу этого снимка.
Фото: © Вячеслав ЗАБНИН
Все остальные аспекты фотографирования малышей этого возраста не отличаются от съёмки более старших детей, и мы поговорим о них в следующих разделах.
Повторение пройденного:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------->
© 2004 Дмитрий Катков
Что ещё можно сделать:
|
||||||||
ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | НОВОСТИ | СТАТЬИ | ССЫЛКИ | ГАЛЕРЕЯ | ФОТОГРАФИЯ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|