Х Э
ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА НОВОСТИ СТАТЬИ ССЫЛКИ ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЯ ОПРОСЫ ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ

МАМИНА ШКОЛА,
или
КАК ФОТОГРАФИРОВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ
Часть I

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ГЛАВА I. Для чего мы фотографируем своих детей?
  3. ГЛАВА II. Используемая техника
  4. ГЛАВА III. Приёмы съёмки
    1. Общие приёмы
    2. Съёмка детей до года
    3. Съёмка на улице
    4. Съёмка в помещении
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полный вариант статьи, написаной по заказу журнала "Фотодело". Перепечатка запрещена.


МЯГКО

© Олег ЕЛЕСИН

Фотография – очень популярное увлечение в нашей стране. Почти в каждой семье есть хотя бы один фотоаппарат, а иногда и несколько. Фотографируем всё – прекрасные пейзажи и близких родственников, домашних питомцев и цветочки на улице, репортажи с домашних торжеств и пикники на природе. И далеко не всегда целью таких съёмок является создание гениального произведения фотоискусства, чаще всего это просто зарисовки на память, фотографии для домашнего альбома. Но настоящими жемчужинами нашего семейного фотоальбома, конечно же, являются фотографии наших детей – запечатлённые на память моменты их жизни, фотохроника их взросления. Но не всегда эти фотографии получаются именно такими, как нам хотелось бы. Эта статья написана специально для мам, которые как раз чаще всего и фотографируют своих детей, и в ней в доступной форме рассказывается о том, как, не обладая дорогостоящей фототехникой, используя простые приёмы, получать фотографии своих маленьких сорванцов, которые будут долгие годы украшать семейный фотоальбом и радовать вас самих и приятно удивлять ваших родственников.

ВВЕДЕНИЕ

Прежде всего, разрешите представиться – я неисправимый отец двоих детей, и, несмотря на то, что эти маленькие вредоносные существа попортили мне немало крови, я всё равно их очень люблю и очень часто их фотографирую на память. Ну, и кроме того, как вы видите, раз уж мои статьи публикуют в этом специализированном журнале, то можно осторожно предположить, что я также немного разбираюсь и в собственно фотографии. Таким образом, мои дорогие и замученные мамы, устраивайтесь поудобнее, а я поделюсь с вами накопленным опытом общения с детьми через видоискатель.

ДЛЯ ЧЕГО МЫ ФОТОГРАФИРУЕМ СВОИХ ДЕТЕЙ?

Давайте теперь обозначим тему нашего разговора. Фотографировать детей можно по-разному, в зависимости от того, что вы хотите получить в результате. К примеру, есть люди, фотографирующие своих детей с целью получить фотографии, являющиеся произведением фотоискусства, то есть выражающие какую-то фотографическую идею, понятную не только родственникам, но и широкому кругу зрителей. Как правило, такие фотографии обладают широко-понимаемой эстетической ценностью, но если задуматься, то можно обнаружить, что в большинстве своём такие снимки рассказывают о чём-то таком, чего в жизни вашего ребёнка никогда не происходило и произойти не может.


ПРО НЕБО

Как правило, творческие фотографии обладают широко-понимаемой эстетической ценностью, но чаще всего такие снимки рассказывают о чём-то таком, чего в жизни вашего ребёнка никогда не происходило и произойти не может.

Фото: © Марина РОГОЖИНА

К примеру, посмотрите на фотографию девочки, сидящей у окна, и с грустью смотрящей на дождливую вечернюю улицу – такая фотография, конечно же, вызывает жалость, но на деле ваша девочка, скорее всего, никогда не сидела в такой надуманной позе, а даже наоборот, более вероятно, что в такие промозглые вечера она с удовольствием занимается изучением свойств маминой помады или издевается над младшим братом.


КТО ТАКИЕ ПРЕДКИ?

В данном случае, фотограф использовал своих детей для реализации своего творческого замысла, снимая задуманный им сюжет, но как правдивую фотографию самих детей эту инсталляцию рассматривать было бы неправильным.

Фото: © Дмитрий КАТКОВ

То же самое относится к приведённой здесь фотографии, на которой изображены дети, сидящие на старом кресте, валяющемся на дороге около заброшенного деревенского кладбища в лесу, и обсуждающие вопрос, кто же такие эти предки. Эта фотография от начала до конца является постановочной, сам сюжет, родившись в голове фотографа, был реализован им на практике. Эта картинка, представляющая некоторую эстетическую ценность с точки зрения творческой фотографии (которая кому-то даже может показаться сомнительной), не несёт никакой информации в семейный альбом, а даже наоборот, обманывает будущего зрителя. Таким образом, в данном случае, фотограф использовал своих детей для реализации своего творческого замысла, снимая определённый сюжет, но как фотографию самих детей эту инсталляцию рассматривать было бы неправильным.

Что будет, если мы всё-таки заполним наш семейный альбом постановочными фотографиями с использованием наших наследников, подобными упомянутым выше? Посудите сами: однажды я спросил свою десятилетнюю дочь о том, какие именно моменты она помнит из своего детства, и тут вдруг оказалось, что все её воспоминания так или иначе основывались на тех фотографиях, которые я когда-то сфотографировал и лежащие теперь в семейном альбоме. Таким образом, фотографируя своего ребёнка, вы дарите ему на всю жизнь не только иллюстрации того, как он однажды, впервые в жизни, увидел лягушку, или, недовольно выплёвывая невкусный творожок с молочной кухни, обмазался им по уши. Фотографируя ребёнка, вы не только сохраняете для него бесценную память о самом лучшем периоде его жизни – о его детстве, но и сами формируете его воспоминания о прошлом.


СОБАЧКА

Естественность обстановки и ненадуманность ситуации не только сохранят для этой девочки бесценную память о её детстве, но и даже помогут ей сформировать воспоминания о прошлом.

Фото: © Дмитрий КАТКОВ

Несколько слов придётся сказать и по поводу всевозможных фотографий, сделанных приходящим фотографом в садике или в школе. У каждого из нас в домашнем архиве есть как минимум пара-тройка таких вычурных фотографий. Подумайте сами, какие впечатления о детстве может вызвать фотография пятилетнего ребёнка с телефонной трубкой в руках и неестественно-постановочной улыбкой на лице, или во взятом напрокат костюме Д’Артаньяна, про которого никакой ребёнок вообще никогда не слышал? Редко когда такие вот формальные, надуманные фотографии вызывают у зрителя не пластмассовые эмоции. И наоборот, другие, с виду некрасивые, старые любительские фотографии, часто вызывают куда как больший интерес, искренне рассказывая нам историю нашего детства.


Слева два наглядных примера фотографий детей, сделанных приглашённым профессиональным фотографом в школе и детском саду. Как видите, эти формальные иллюстрации не выражают абсолютно ничего, лица детей натянуты и неестественны, как и весь антураж вокруг.
Справа - те же дети, снятые их мамой на празднике в детском саду. Давайте говорить начистоту: банальных сюжетов не бывает - бывают банально снятые сюжеты. Попытка снять любящих сестру и брата окончилась неудачно, поскольку детей заставили позировать, но они совершенно не знают, как это надо делать.


Тот же сюжет, снятый небанально. Те же брат с сестрой, но поглядите, как хорошо получается, когда детей не заставляют позировать! Фотографу всего лишь осталось снять их незаметно издалека, а хороший свет и эмоциональность момента подчеркнули естественность этой ситуации и создали настроение этого снимка.

Фото: © Дмитрий КАТКОВ

Из сказанного мы сделаем два практических вывода. Во-первых, снимая своего ребёнка, важно стремиться передать не какие-то экстраординарные события, а большей частью то, чем он занимается каждый день, что его привлекает именно сегодня, то есть его повседневную жизнь. Во-вторых, делать это надо грамотно, и не столько в техническом плане, сколько в плане ненарушения естественного детского состояния и чистоты его эмоций. Кто, как не вы, знает своего малыша лучше, чем кто бы то ни было! Никакой дядя из фотоателье, каждодневно и качественно снимающий сотни детей, никогда не раскроет внутреннего мира вашего ребёнка, так, как сможете это сделать вы. Поэтому я бы советовал бы относиться к фотографированию своего дитёнка как к почётной, но серьёзной миссии, доступной только вам.

Повторение пройденного:

  • Фотографируя своего ребёнка, вы помогаете ему сформировать свои воспоминания о детстве
  • Излишняя постановочность фотографии вредит семейному альбому
  • Вы способны сфотографировать то, что никакому профессионалу не под силу.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕХНИКА

Часто приходится слышать от начинающих, что мол, вот если бы у меня был бы хороший фотик, то тогда у меня получались бы хорошие фотографии! При этом забывают, что фотографии снимает не фотоаппарат, а сам фотограф, и навороченность фотоаппарата играет в этом процессе далеко не самую главную роль. Уверяю вас, что те фотографии вас самих, сделанные вашими родителями давным-давно, которые так интересны вам сегодня, были сфотографированы с использованием гораздо худшей техники, чем та, что есть у вас, и с использованием фотоплёнки, с худшими характеристиками, чем у той, которой сегодня завалены все прилавки в любой палатке на углу.


МУЖИЧОК

Посмотрите на эту чудесную фотографию, снятую почти двадцать лет назад на фотоаппарат ФЭД-3 с объективом "Индустар-61" на чёрно-белую плёнку "Фото-65". Обратите снимание, что воздействие этой весьма выразительной фотографии на зрителя определяется далеко не её техническим качеством.

Фото: © Сергей ЮРЬЕВ

Поверьте, не существует абсолютно никаких технических проблем, ограничивающих вас в съёмке своего ребёнка. Если у вас есть мыльница – снимайте на мыльницу, имеется «зеркалка» - снимайте на неё, цифровой фотоаппарат – тоже ничем не плох. Конечно же, на мыльницу, скорее всего, вам не удастся сфотографировать, к примеру, какой-нибудь цветочек крупным планом, или приблизить отдалённый объект, но для портрета или жанровой сцены с участием вашего чада она вполне подойдёт. Так что я призвал бы вас не тратить время на поиск отговорок, а изучить возможности той техники, что имеется в наличии, ведь самое главное – это правильное использование того, что у вас уже есть.

При использовании плёночного фотоаппарата вам надо определиться с выбором фотоплёнки. Не мудрствуя лукаво, я порекомендовал бы не лишать своих детишек радости цветного детства, и снимать их на цветные фотоплёнки, а чёрно-белые плёнки мы оставим для продвинутых фотографов, которые считают, что чёрно-белые фотографии часто выглядят выразительнее своих цветных собратьев. Не стоит также гнаться за какими-то навороченными профессиональными плёнками – подойдёт практически любая из тех, что продаются в любой палатке. Мы же с вами остановимся на недорогих и доступных каждой маме любительских плёнках Kodak Gold или Fujicolor Superia.


КРЕЩЕНИЕ

При съёмке на плёночный фотоаппарат, советую снимать на цветную плёнку. Она как нельзя лучше подходит для съёмки детей, сохраняя историю жизни ребёнка наиболее правдиво.

Фото: © Юрий и Ольга ЛЯНГАСОВЫ

При выборе фотоплёнки также неизбежно встанет вопрос о её чувствительности. Его решение зависит от того, на какой фотоаппарат и в условиях какого освещения вы планируете фотографировать своё ненаглядное чадо. Чтобы вам проще было определиться, рекомендую пользоваться вот этой табличкой:

Таблица 1.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОТОПЛЁНКИ

Вы снимаете на "мыльницу" Вы снимаете на "зеркалку"
На солнечном берегу водоёма, летом Kodak Gold 100 или Fujicolor Superia 100 Kodak Gold 100 или Fujicolor Superia 100
На улице, солнечно Kodak Gold 200 или Fujicolor Superia 200 Kodak Gold 100 или Fujicolor Superia 100
На улице, пасмурно Kodak Gold Ultra или Fujicolor Superia X-Tra 400 Kodak Gold 200 или Fujicolor Superia 200
Вечером на улице на закате Kodak Gold Ultra или Fujicolor Superia X-Tra 400 Kodak Gold Ultra или Fujicolor Superia X-Tra 400
Вечером на улице на закате Kodak Gold Ultra или Fujicolor Superia X-Tra 400 Kodak Gold Ultra или Fujicolor Superia X-Tra 400
На улице, в любых условиях дневного освещения Kodak Gold Ultra или Fujicolor Superia X-Tra 400 Kodak Gold 200 или Fujicolor Superia 200
В помещении, в любых условиях Kodak Gold Ultra или Fujicolor Superia X-Tra 400 Kodak Gold Ultra или Fujicolor Superia X-Tra 400

При составлении этой таблички я исходил из предположения, что фотографии в вашем альбоме имеют стандартный размер 10х15см, а, как известно, на таких относительно небольших фотокарточках зерно, вызванное применением высокочувствительной плёнки, незаметно. Если же вам захочется напечатать большие фотографии, то рекомендую использовать плёнки с чувствительностью не выше 400 единиц, дающие зерно приемлемого размера, и не мешающего восприятию вашей фотографии.


НЕПРАВИЛЬНЫЙ И ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ФОТОПЛЁНКИ

Фотография слева получилась смазанной из-за использования в помещении плёнки с низкой чувствительностью 100единиц, "уловившей" дрожание рук фотографа. Использование фотоматериала средней чувcтвительности 400единиц, дало хорошую резкость, посмотрите на фото справа.

Фото: © Дмитрий КАТКОВ

Если же вы планируете снимать на цифровой фотоаппарат, то я посоветовал бы начинающим фотографиням довериться автоматическому режиму, в котором чувствительность матрицы подбирается по заложенному производителями алгоритму. Более продвинутым мамам, при выборе чувствительности, порекомендую руководствоваться правой колонкой таблички выше, независимо от вида цифрового фотоаппарата, и, кроме этого, вашими личными впечатлениями от величины так называемого “цифрового шума” на различных чувствительностях, проявляющегося визуально в виде маленьких разноцветных точечек на тёмных участках изображения. Я не могу тут дать никаких рекомендаций, поскольку одни фотоаппараты уже на чувствительностях ISO200 шумят как северное сияние, а другие и на ISO1600 показывают очень хорошие результаты. Однако стоит сказать, что на меньших величинах чувствительностей “цифра” шумит меньше.

Повторение пройденного:

  • Фотографирует не фотоаппарат, фотографируете вы сами
  • Снимать детей можно на любую фототехнику
  • Для плёночных фотоаппаратов наиболее подойдут любительские плёнки умеренной чувствительности
  • При выборе чувствительности цифрового аппарата используйте режим “AUTO”, или руководствуйтесь личными впечатлениями от шумности матрицы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ >

© 2004 Дмитрий Катков

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА НОВОСТИ СТАТЬИ ССЫЛКИ ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЯ ОПРОСЫ ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003, 2004 Хулиганствующий Элементъ