ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



НЕВЕРНЫЙ C-41



Глеб ВДОВИН



Противостояние - пленка против цифры - закончилось несколько лет назад, полной и безоговорочной капитуляцией пленки.

Однако, если вспомнить Вторую Mировую, то оказывается что где-то в джунглях Окинавы до сих пор бродят одичавшие бородатые самураи, и поезда они под откос не пускают только из-за отсутствия железных дорог. В остальном же полны энергии и готовы ежедневно умирать за императора.

В пленочных джунглях тоже сохранились свои самураи. Так, раскрученность ломографии надежно держит пленку на плаву. Надо сказать, что культ этот оказался не только креативным но и очень прибыльным, получив дальнейшее непленочное развитие в лице недавно очень удачно самой себя продавшей Фэйсбуку компании Instagram.

Еще одной причиной второй жизни пленки является доступность старых пленочных камер. Когда регистрация цифрового изображения сводится к примитивному нажатию на кнопку, хочется иногда вернуться к корням и ощутить в руках тяжелый незамысловатый металл, задуматься о комбинации выдержки и диафрагмы, а под вечер отъюстировать дальномер.

Ну и, конечно же, отложенность и непредсказуемость результата. Пауза межда нажатием на спуск и моментом, когда, наконец, изображение проявляется, наполнена тайной и подчас сладострастным - особенно если объект съемки к тому располагает - ожиданием.

Но главное, пожалуй - пленочная фотография предоставляет почти идеальное психологическое убежище в перегруженном событиями мире. Чудака, который проявляет пленки, хочется оставить в покое, как ребенка, который лепит куличики. Никому не придет в голову ударить этого человека, ну разве что жена (или муж, для политкорректности) посетует, что де "опять пятен насажал(а) на новые штаны". А так проявляет чувак пленку, не пьет, не гуляет, и слава Богу! Или поднимет бокал - другой и идет фотки печатать, так ведь не к соседке.

Бывает два типа пленки - черно-белая и цветная. ЧБ все умеют проявлять. Если кто не умеет то дальше не читайте, если не хотите.

А вот цветная пленка требует особого подхода. Неопытный человек пойдет в интернет и узнает что в процессе C-41 температура проявителя должна быть 38.5 градусов +/- 0.3, а проявлять следует лишь 3 минуты и 30 секунд, а кто будет дольше проявлять или короче, у того не будет хорошего результата. А хранить химикаты можно только 6 недель, а кто будет дольше хранить, у того не будет хорошего результата. А в литре можно обработать только 12 пленок, а кто будет больше у того не будет хорошего результата.

Поневоле задумаешься – стоит ли за 6 недель копить 12 пленок и потом проявлять каждую по 3 минуты 30 секунд при температуре 38.5 +/-0.3, или может плюнуть и отнести в проявку, заплатить там трешницу (в евро или долларах) и получить стандартно проявленную и чуть поцарапанную пленку. Но они могут еще потерять, или перепутать или разрезать пополам самый интересный кадр, или вообще оригинально запороть и сказать что так и было.

Поэтому мне стало интересно, а можно ли упростить процесс, чтобы можно было проявлять в домашних условиях, и в дополнение
- сделать его некритичным к температуре;
- сделать его некритичным ко времени проявления;
- получить возможность контролировать чувствительность;
- проявлять много пленок в одном наборе, с предсказуемым результатом, в течение года.



Ниже следует простой подход, который позволит проявлять 30-40 пленок в одном наборе TETENAL Colortec© C-41, в течение одного года, с одинаковым предсказуемым результатом. Набор для одного литра продается на http://www.macodirect.de, меньше чем за 20 евро (Октябрь 2012). При этом все пленки будут проявлены в свежем растворе, с удовлетворительной повторяемостью результата.

Рецепт совсем простой. Вместо того чтобы разводить концентрированный раствор сливая три флакончика в один 6-недельный литровый запас, мы каждый раз готовим одноразовый раствор для полуголодного проявления. Для этого мы берем по 2.5 милилитра концентрата из каждого флакончика (флакончики 1-3) и добавляем их по очереди к 300 мл теплой воды. В каждом флакончике 100 мл, значит хватит на 40 раз. Можно брать больше, скажем по 5 миллилитров. Тогда растворов хватит на 20 пленок, а качество обработки будет чуть ближе к стандарту. Температура воды может быть любой, в пределах от 20 до 40 градусов, нормально если вы погружаете в воду палец и ему не холодно и не горячо. Палец можно окунать только в чистую воду, и ни в коем случае не в раствор химикатов. Педанты могут измерить температуру термометром и записать в лабораторный журнал. Для отбора 2.5 мл удобно использовать шприц. Я пользуюсь одним и тем же шприцем для всех трех растворов, до сих пор не заметил никаких негативных последствий. После использования шприц лучше помыть.



Получившийся одноразовый раствор надо размешать и налить в бачок с пленкой. Я использую советский односпиральный, но можно и любой другой. Время проявления - от 20 до 50 минут, в зависимости от температуры. Если раствор был прохладным, то надо проявлять дольше, если теплым, то хватит и 20 минут. Я проявляю 25 минут в 25-градусном растворе. Сочетание трех чисел: 2.5 мл - 25 минут - 25 градусов легко запомнить. Во время проявления спираль можно несколько раз крутануть. Это улучшит равномерность проявления. Если крутить постоянно то проявляться будет быстрее и равномернее, без артефактов. Если совсем не крутить то появятся артефакты вдоль краев негатива а также светлые полосы вдоль темных границ, как при перешарпе. При этом, если раствор был теплым, то остывать он будет неравномерно, что может привести к интересным эффектам в изображении.



После окончания проявления сливаем отработанный раствор из закрытого бачка, пару минут моем теплой водой (от 20 до 50 градусов), и заливаем бликс (blix, отбеливатель - фиксаж). Бликс удаляет из пленки все серебро: и металлическое и галоидное. Разводить его нужно строго по инструкции, а использовать раствор нужно в течение 3-4 месяцев, при условии хранения в темной закрытой таре. Концентрат хранится до года. Поэтому выгодно разводить только 330 мл., на один бачок с небольшим запасом. Этого хватает на 12-14 пленок, а химикатов в наборе как раз достаточно чтобы развести 3 раза по 330 мл. Если будете проявлять широкую пленку, то придется разводить поллитра, и набора хватит на два раза. Температура раствора может быть, опять же, в пределах 20 - 40 градусов, время обработки - 20 минут при 20 градусах и где-то около 5 минут при 38. Ничего страшного если немного дольше, но не стоит оставлять на ночь.

После отбеливания-фиксирования открываем бачок, сохраняем-сливаем blix-раствор для повторного использования, моем 10-15 минут и потом купаем коротко в стабилизаторе. Стабилизатор-дубитель надо разводить по инструкции, тоже 330 мл. К сожалению стабилизатор быстро прокисает, приобретая характерный запах прокисшего стабилизатора. Это не ухудшает качества стабилизации, но работать с таким раствором неприятно потому что он кроме того что пахнет, еще как-то подозрительно нехорошо пенится. Поэтому можно эту операцию пропустить (возможно, после этого негативы будут через 30 лет хуже храниться) и сполоснуть пленку в растворе шампуня (1 мл на бачок).

Вешаем и сушим как обычно. Получившиеся негативы можно отдать в лабораторную печать, если не боитесь возможных косяков в цветопередаче. Домашнее сканирование с коррекцией цветов позволяет получить вполне пристойное "пленочное" изображение.

Я использовал эту методику с негативными пленками Fuji, 35 мм и среднего формата, Agfa (которую делает Fuji), Rossmann (Fuji), DM (Kodak), а также для кросс - проявления нескольких типов слайда от Кодака и Фуджи. Получалось неплохо, на мой непритязательный вкус.

Понятно, что хорошо бесплатно не бывает, поэтому может проявиться повышенная зернистость, уйти цветопереда и/или нарушиться однородность проявки. Но ведь подчас именно ради зерна люди снимают на пленку, да и остальные недостатки вполне ломографичны, а это значит что они уже не недостатки, но где-то даже достоинства. Однако не стоит забывать что описанный процесс может привести к непредсказуемым результатам, так что пользуйтесь на свой страх и риск.

Ниже – несколько изображений полученных методом неверной проявки, как с негатива, так и со слайда по кросс-процессу.























2012 © Глеб Вдовин

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ps/c41/c41.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2012 Хулиганствующий Элементъ