Х Э
ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА НОВОСТИ СТАТЬИ ССЫЛКИ ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЯ ОПРОСЫ ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ

МАША РЫЖИКОВА

ЭТЮД НЕ В БАГРОВЫХ ТОНАХ
или
КАК ТОНИРОВАТЬ ФОТОГРАФИЮ

Cтатья написана по заказу журнала "PROФото".
Перепечатка запрещена.

Если в вашей семье сохранились фотоархивы начала 20 века, наверняка вы потратили немало времени на их изучение. Ведь фотографии тех времен обладают особым очарованием, которое трудно сразу разложить по полочкам. Но если все же попытаться это сделать, то в числе первых трех слагаемых наверняка окажется особый (часто теплый коричневатый, так называемая сепия) оттенок фотографий. Почему же он так нравится нам?

Во-первых, из-за особенностей нашего зрительного восприятия тонированные изображения кажутся более богатыми в полутонах. А во-вторых, они настолько прочно связаны с чем-то милым, ностальгическим и давно ушедшим, что так и хочется повторить это настроение в своих, уже вполне современных фотографиях. Но действительно ли тонирование способно заставить по-новому "зазвучать" ваше фото?

Иногда - да. И если для вас это утверждение еще не доказано, то оно уже давно очевидно для производителей рекламы. И они бессовестно этим пользуются, тонируя в сепию благообразных старичков в рекламе какого-нибудь банка, чтобы мы без колебаний поверили в его надежность.

Но я не случайно написала выше "иногда". Теперь самое время выяснить, какие фотографии можно "облагородить" тонированием и какой оттенок для этого лучше выбрать.

Когда тонировать фото и когда этого делать не стоит?

Давайте подумаем, от какого корня образовано слово "тонирование". Это «тон». Значений у этого слова много: например вежливая фраза, сказанная холодным тоном воспринимается нами совсем не так, как те же слова, но произнесенные дружелюбно. Интонация воспринимается нами отдельно от слов, придавая им совершенно другой оттенок, вплоть до изменения смысла сказанного на противоположный.

Фотографию так же можно представить, как некое послание от автора к зрителю. Продолжая аналогию с разговором, можно прийти к выводу что тон, настроение, которым автор разговаривает с нами, не менее важен, чем произнесенные явно слова.

Например, как вы отреагируете, если проникновенным голосом вам признаются в любви? А если тем же тоном произнесут "Мама мыла раму!"? Не знаю про первый случай, но во втором вы, скорее всего, решите, что это дурацкая шутка. Возвышенный тон уместен не для каждых слов, мы это понимаем.

Так же в фотографии, если мы хотим переводом изображения в "сепию" добиться впечатления старинного фото, бесполезно делать это с фотографией вашего кота на вашей же малогабаритной кухне, сделанной в стиле «вспышка в лоб». А тот же кот на пороге старенького деревянного домика - уже вполне подходящая для "сепии" сценка. Тонирование способно усилить настроение ушедшей эпохи, но это настроение должно изначально присутствовать в фотографии.

Одно и то же фото тонировано в теплый и холодный оттенок. Посмотрите, как по-разному воспринимаются эти фотографии. Если левое фото кажется спокойным, то на правом присутствует явное ощущение надвигающейся грозы.

Итак, если вы точно уверены, что именно тонирование придаст вашей фотографии недостающее очарование, можно приступать к изучению инструментария. Как и всегда, в Photoshop всё можно сделать несколькими способами.

Тонируем: от простого к сложному

Все примеры из данной статьи обрабатывались с использованием Adobe Photoshop CS для Windows. Однако то же самое можно проделать и в Photoshop 7, за одним маленьким исключением. Если вы работаете с фотографиями в режиме 16 бит/канал, вы не сможете работать со слоями. Вам придется либо перевести фотографию в режим 8 бит/канал, либо работать непосредственно с исходным изображением, без наложения корректирующих слоев.

В качестве «подопытного кролика» возьмем фотографию милой развалюшки на берегу моря и будем ее тонировать до конца статьи разными способами.

Очень рекомендую тонировать фотографии на откалиброванном мониторе. Иначе придется объяснять зрителям, что это на самом деле золотистая сепия, и никакого ядовито-зеленого (красного, фиолетового) оттенка тут не планировалось.

Способ № 1. Hue/Saturation

Самый простой и часто употребляемый способ. Итак, в качестве исходного имеем ЧБ изображение (разнообразные методы перевода фотографии в ЧБ мы рассматривали в прошлый раз).

Если изображение находится в режиме GrayScale – переводим его в RGB (Image > Adjustments > RGB Color (Изображение > Режим > RGB Цвет)).

Накладываем корректирующий слой Hue/Saturation (Тон/Насыщение).

В Photoshop даже корректирующие слои можно «нацепить» на фотографию по-разному:
1. Через пункты меню Layer > New Adjustment Layer > Hue/Saturation (Слой > Новая установка слоя > Тон/Насыщение)
2. Через палитру Layers (Слои), щелкнув мышкой по пиктограмме в виде наполовину закрашенного круга, а затем выбрав из списка Hue/Saturation (Тон/Насыщение).
Результат, правда, все равно будет один и тот же, но какое внимание к нам, пользователям!

В появившемся окне подбираем нужный оттенок тонирования. Проследите за насыщенностью цвета: тон не должен быть ядовитым, если такое не предусматривается вами специально.

1. Обязательно с самого начала ставим отметку Colorize (Цветоризация). Контролируем, что установлен и значок Preview (Предварительный просмотр).
2. Подбираем оттенок.
3. Подбираем насыщенность тона.
4. Если результат вам нравится – не поленитесь и сохраните оттенок, нажав кнопку Save(Сохранить). Этим вы избавите себя от последующих мучительных попыток повторить однажды успешно найденную волшебную комбинацию из двух положений ползунков. Вам достаточно будет просто загрузить удачный тон, нажав кнопку Load (Загрузить)…
5. Если вы любите экспериментировать – попробуйте для корректирующего слоя режимы наложения Color(Цвет), Overlay(Перекрытие), Darken(Темнее) или Multiply(Умножение), а также поэкспериментировать со значением непрозрачности слоя (чем оно меньше, тем слабее получаемый эффект).

Плюсы. Простота. Для экспериментаторов - возможность менять режимы наложения и непрозрачность слоя.
Минусы. Ограниченный выбор оттенков тонирования.

Если вам не нравится ни один из получающихся оттенков (мне, кстати, тоже), попробуйте несколько измененный метод, пусть он пойдет под номером один с половиной.

Способ № 1.5. Те же и Lab.

Перед наложением корректирующего слоя переведите изображение вместо RGB в режим Lab (Image > Adjustments > Lab Color (Изображение > Режим > Lab Цвет)). Далее действия абсолютно такие же, однако получаемые оттенки будут другими. Один из вариантов приведен на картинке ниже. Плюсы и минусы те же, что и у способа номер 1.

Если вы поместите фотографию в такой тональности на какой-нибудь фотосайт, хотя бы один лестный отзыв по поводу тонирования у вас в кармане.

Способ № 2. Слой с заливкой.

Для этого способа переводить фото в ЧБ необязательно, хотя вы, конечно же, можете это сделать.
Итак, создаем новый слой, но не корректирующий, а пустой.

Для создания пустого слоя выберите пункты меню Layer > New > Layer (Слой > Новый > Слой) (1), либо нажмите пиктограмму с изображением листа с отогнутым краем на палитре Layers (Слои) (2). А можно просто запомнить сочетание клавиш Shift + Ctrl + N.

1. Для начала выбираем режим наложения слоя Color (Цвет). Потом можно изменить режим на, например, Overlay(Перекрытие), Darken(Темнее) или Multiply(Умножение). Вот только режим Normal(Нормальный) нам совсем не подходит.
2. Выбираем цвет тонирования. Щелчком мыши в окошке Set foreground Color (Установки цвета переднего плана) вызываем окно Color Picker (Сборщик цветов). Включаем воображение, так как режима предварительного просмотра тут нет, и пытаемся сообразить, какой же цвет нам нужен. Сообразив наконец, касаемся этого выстраданного пикселя пипеткой.
3. Выбираем инструмент Paint Bucket Tool(Заливка). Заливаем созданный ранее пустой слой выбранным цветом тонирования. Если тонирование получилось слишком ярким – уменьшите значение непрозрачности слоя.

Плюсы. Неограниченный выбор оттенков. Возможность менять режимы наложения и непрозрачность корректирующего слоя.
Минусы. Выбор цвета пипеткой – длительный и достаточно скучный процесс, результатов которого вы не увидите, пока не выльете на корректирующий слой очередную канистру краски.

Способ №3. Channel Mixer.

Возможности команды Channel Mixer мы изучили, когда разговаривали о переводе фотографий в ЧБ. Однако чудо-миксер нам поможет также и тонировать фото.

Итак, берем переведенное в ЧБ фото. Как и при тонировании первым способом, проверяем, что оно находится в режиме RGB.
Накладываем корректирующий слой Channel Mixer(Смешение каналов) (это мы уже умеем, не буду повторяться).
Галочку Monochrome(Монохром) не ставим.
Далее, двигая ползунки в каждом из трех каналов, получаем тонированную фотографию.

Плюсы. Простота. При должной натренированности и точном наведении ползунков – неограниченный выбор оттенков. Возможность менять режимы наложения слоя и его непрозрачность.
Минусы. Не найдено.

Способ № 4. «Куда кривая вывезет». Очень интересный и богатый вариантами метод, позволяющий кроме всего прочего получить различные оттенки в тенях и светах фотографии.

В качестве исходного материала так же берем черно-белую фотографию в режиме RGB. «Одеваем» изображение в корректирующий слой Curves (Кривые). Для получения тонированного изображения нужно корректировать не всю фотографию, а отдельные каналы: Red, Green или Blue.

Итак, сначала выберите канал для коррекции из списка вверху (1).
Для одноцветного тонирования прогибаем кривые, используя одну точку для каждого канала.
Чтобы примерно представлять результат и не действовать наугад – полезно при такой обработке держать в уме цветовой круг. Если он у вас, как и у меня, в уме надолго не задерживается, можно поискать в интернете (прим. ХЭ: за кругом далеко ходить не надо: его изображение есть на этом же сайте), или хотя бы помнить, какие цвета являются противоположными. Так, если мы хотим добавить желтого в наш оттенок, то, помня, что желтый – противоположный синему, следует прогнуть кривую в канале Blue (Синий) так, как показано на картинке (2). Кривая выгибается в противоположную сторону, если мы наоборот, хотим получить синеватый тон. Не забываем нажимать кнопку Save, чтобы сохранить на будущее удачные оттенки (3).

На десерт – сладкое: многоцветное тонирование. Увеличиваем количество точек на кривой для отдельного канала. Если мы помним про цветовой круг и противоположные цвета, то гнуть кривые осознанно не будет для нас слишком трудной задачей.

Как ни трудно в это поверить, но это тоже всего лишь тонирование черно-белой фотографии с помощью Curves.

Плюсы. Неограниченный выбор оттенков. Возможность получать многоцветное тонирование. Возможность менять режимы наложения и непрозрачность слоя.

Минусы. Требует от автора аккуратности и чувства меры (хотя какой же это минус… Тоже плюс!).

Если вы честно дочитали до этого места – вам полагается бонус! Ниже приведено описание, как именно были тонированы картинки, составляющие титульную фотографию.

Фото №1 – корректирующий слой Hue/Saturation с параметрами: Hue – 40, Saturation – 10.
Фото №2 – корректирующий слой Channel Mixer с параметрами: Red - +104, Green - +94, Blue - +74 и непрозрачностью – 52%.
Фото №3 – дополнительный слой с заливкой, режим наложения – Multiply, непрозрачность – 60%.
Фото №4 – тот же слой, но уже в режиме смешивания Color.
Фото №5, 6 и 7 – тонирование при помощи Curves.
Фото №8 - корректирующий слой Channel Mixer с параметрами: Red - +114, Green - +110, Blue - +98 и непрозрачностью – 74%.

Надеюсь, что описанные методы помогут вам в работе над фотографиями. Удачных вам снимков!

© 2005 Маша Рыжикова neprosto_masha@mail.ru

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА НОВОСТИ СТАТЬИ ССЫЛКИ ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЯ ОПРОСЫ ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2005 Хулиганствующий Элементъ