Х | Э | ![]() |
---|
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | КОНКУРСЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|
------------------------------------------------------------------------------------------------>
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
РЕСТАВРАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ФОТОАРХИВА
Олег ВОЛОШИН
Тайна старого шкафа Несмотря на аккуратность моего деда, после одного из очередных квартирных ремонтов, в дебрях старого, потрескавшегося от времени шкафа, обнаружился целый чемодан с фотографиями, хранившимися в нём абы как. И среди них нашлись многие кадры, считавшиеся уже потерянными. Увы, такое небрежное хранение не пошло им на пользу – многие из них были сильно повреждены. Тогда впервые и появилась насущная необходимость их реставрации и максимально полного сохранения старого семейного фотоархива. Фотографий было множество. Перед глазами были сотни снимков, и каждый был мне интересен и дорог! Попытавшись быстро и «наскоком» отсканировать все фотографии, я потонул в мелочах, и потратил массу времени, пытаясь что-то восстановить. Когда же пришлось заняться еще и киноархивом, находившимся в гораздо более плачевном состоянии, стало ясно, что придется вырабатывать определенную схему действий, которая поможет справиться с таким большим объемом работы, без потери её качества. Есть ли у вас план, мистер Фикс? Работать с разнородной кипой фотографий оказалось крайне утомительно – под каждую из них приходилось перенастраивать сканер. Поэтому я облегчил себе жизнь тем, что рассортировал имеющиеся фотографии по двум категориям (неповреждённые и повреждённые), с каждой из которых работать предстояло по-разному. Начал я с менее трудоёмкой категории (и самой большой, кстати) – хорошо сохранившихся фотографий.
Предварительная подготовка Для настройки сканера я пользовался практически единственным инструментом – гистограммой. Благодаря ей, мне не пришлось гадать, насколько качественными получатся фотографии на «выходе» – на графике всё было хорошо видно. Для глянцевых фотографий (которых, кстати, в архиве оказалось меньше всего) я выбирал весь тоновый диапазон, а для матовых – чуть-чуть обрезал область «светов», чтобы нивелировать рассеяние отражённого света (см. Фото 1 а, б, в). Конечно, для достижения максимального качества пришлось «поиграть» настройками, но это делалось один раз и практически сразу для всех подобных фотографий, поэтому я не жалел времени!
Программное обеспечение большинства современных сканеров позволяет сканировать и сохранять фотографии в очень удобном и экономичном режиме (так называемый «пакетный» режим) – кладём на стекло сканера столько фотографий, сколько помещается, выделил каждую, и, пока они сканируются, можно успеть подготовить следующую партию (см. Фото 2)
Выбор разрешения Несмотря на кажущиеся трудности, с выбором разрешения всё относительно просто. Если фотографии не планируется печатать крупным форматом (20х30 см и более), то можно ориентироваться на следующие примерные цифры: фотографии размером от 20х30 до 15х20 см я сканирую с разрешением не более 300 dpi, размером от 15х20 до 6х9 см – не более 600 dpi. Сканировать с большим увеличением (вплоть до 2400 dpi) имеет смысл только очень маленькие и резкие фотографии. Еще один совет – численные значения выставляемого разрешения лучше делать такими, чтобы они были меньше максимального оптического разрешения в 2, 4 и т.д. раза. Пример: максимальное оптическое разрешение сканера составляет 2400 dpi. Значит, выставлять будем следующие значения –2400 dpi, 1200 dpi, 600 dpi, 300 dpi. Формат файлов для первоначального сохранения Я всегда сохраняю сканы фотографий в формате TIFF, что и вам, уважаемый читатель, советую. Причина только одна – незначительная коррекция сканов, вероятнее всего, всё-таки потребуется (см. Фото 3 а, б, в). А так как при сохранении в формате JPEG изначально происходит потеря информации (именно за счет этого достигается значительное уменьшение объёма файла), то при повторном сохранении в JPEG, в отличие от TIFF, будет потеряна еще часть, а с ней, увы, и качество.
Если требуется уменьшить занимаемое фотографиями место (например, для записи на CD/DVD), то в формат JPEG их лучше всего переводить по завершению основной работы, после коррекции изображения (см. Фото 3г).
Ох, нелёгкая это работа… После того, как с фотографиями, находящимися в хорошем состоянии я разобрался, настала пора взяться за реставрацию повреждённой части архива. Работа это весьма трудоёмкая и кропотливая, и сэкономить время можно только за счёт грамотной поэтапной её организации.
Этап первый
Этап второй
Зачем это делать в самом начале работы? А вот зачем: так как для восстановления поврежденных или вовсе отсутствующих фрагментов фотографии информация обычно берётся с других похожих её участков, то разумнее заранее очистить их от мусора. Кроме этого, такая последовательность действий обусловлена психологически – мелкий-то мусор легко убирается, а в результате фотография становится заметно лучше, что способствует дальнейшей продуктивной работе воодушевлённого реставратора!
Этап третий
Подчас весьма небольшие преобразования гистограммы и гаммы изображения весьма положительно сказываются на его качестве. Общий совет таков – если динамический диапазон скана фотографии сужен (на графике имеются пустые участки перед и/или после гистограммы), то его растяжение в большинстве случаев значительно улучшает качество изображения. Подобную коррекцию настоятельно рекомендуется проводить совместно с изменением значения гаммы (её изменения очень наглядны, и после нескольких экспериментальных перемещений ползунка становится видно, удачны они или нет) (см. Фото 7 а, б, в).
Этап четвёртый, завершающий
К большому сожалению, этот этап совершенно не автоматизируем, поэтому над каждой фотографией приходится довольно долго работать (иногда по нескольку часов), но результат стоит этих усилий! Более того, в такой работе не существует единой схемы, единого алгоритма действий, который достаточно было бы один раз запомнить. И всё же, попробую предложить несколько обобщающих советов, которые помогут в воссоздании облика старых фотографий. 1. Не стоит пренебрегать функциями автоматического удаления пыли и царапин (разумеется, если сканер предоставляет такую возможность). Хотя их возможности ограничены, они, в большинстве случаев, прекрасно справляются с однородным фоном. В своей работе я использую такой инструмент, как слои (layers), чтобы совместить два изображения (дефектное и частично восстановленное) и оставить от последнего только те части, которые наиболее качественно были заретушированы автоматом. 2. Крайне важно избежать одного весьма распространённого заблуждения,
В художественном салоне дама, указывая на картину, спрашивает продавца, кто на ней изображен. – Предки, мадам. – Чьи предки? – Если купите, то будут ваши. Но, разумеется, из этого правила есть исключения, особенно при реставрации семейного архива. В отдельных случаях можно пренебречь «исторической достоверностью» фотографии, в основном на групповых портретах (бывший очень популярным в своё время сюжет). В той ситуации, когда на таком снимке в повреждённых участках кадра оказались не родственники, а посторонние и малозначимые для вас люди, то в принципе, можно «подправить» их изображения «для фона», чтобы не портить общего впечатления. В другом случае реставрировать портрет
3. Для повышения качества портретной фотографии нужно использовать психологию человеческого восприятия – основное внимание следует уделять глазам, как самому важному элементу портрета. Порою достаточно повысить резкость глаз, как весь снимок начинает восприниматься более чётко и можно уже не менять его резкости в целом (см. Фото 9 а – е).
4. Я всегда стремлюсь сохранить «первоначальный» задний фон портрета – это позволяет передать «дух старины». Демонстрация применения общей схемы по реставрации старых фотографий:
Архивация киноплёнок В контексте единой темы «Семейный архив» хочется уделить немного внимания архивированию старых киноплёнок. Я довольно долго искал способ быстро, дёшево и без излишних «телодвижений» оцифровать обычную 8-мм киноплёнку, но на рынке услуг нужных предложений не нашёл (возможно, плохо искал). Поэтому пришлось «изобретать» методику самому. В какой-то мере мне повезло – в семейном архиве хранились не просто старые киноплёнки, а целые маленькие фильмы (дед давным-давно занимался любительским киномонтажом, склеивая «полнометражные» ролики из разных катушек). Однако со временем киноплёнка высохла (некоторым семейным фильмам оказалось более 40 лет!) и при воспроизведении в местах склейки (да и не только) ломалась – приходилось её монтировать заново клеем «Супермомент гель». В целом, после нескольких экспериментов, мне удалось определить последовательность действий, позволяющих более-менее качественно (и практически бесплатно) оцифровывать домашние киноленты. Разумеется, для этого у вас должна быть в наличии цифровая видеокамера. Порядок копирования Ничего принципиального я не придумал – фильм проецируется на экран, с которого копируется цифровой видеокамерой, стоящей на штативе позади кинопроектора. Однако «ноу-хау» заключается в том, что экраном является маленький лист мелованной бумаги формата A4. Когда я копировал фильмы с большого проекционного экрана, они получались какими-то блёклыми. А уменьшив размер проецируемой площади и расстояние до экрана в несколько раз, мне удалось сильно увеличить яркость, контрастность и резкость изображения. Еще два простых шага позволили превратить скопированные плёнки в чёрно-белые фильмы вполне приличного качества. Мне пришлось вспомнить, что цифровая видеокамера – суть тот же фотоаппарат, в котором есть регулировка баланса белого по листу и возможность регулировать «выдержку» – скорость работы затвора камеры. Баланс белого подстраивался под цвет лампы кинопроектора, что в итоге делало фильмы не жёлтыми, а именно чёрно-белыми. Ручное же выставление скорости затвора, равное 1/50 с, позволило избежать удручающего мерцания (правда, для достижения максимального эффекта, во время «перезаписи» всё время приходилось подстраивать скорость вращения кинопроектора). Единственно, что я оставил на «автомате» – это экспозицию. Во время просмотра яркость изображения довольно часто менялась, и автомат справлялся с ситуацией гораздо оперативнее меня. Что мне не удалось сделать, так это сэкономить время, так как фильмы перегоняются в «цифру» в реальном времени. Поэтому приходилось выпроваживать домочадцев из комнаты, на время превращая её в кинозал для одного зрителя.
2005 © Олег Волошин
Что ещё можно сделать:
|
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | КОНКУРСЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|