ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ




РЕТУШЬ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ДЕРМАТОЛОГИЯ ЛИЦА И ТЕЛА
В ПРОГРАММЕ ADOBE PHOTOSHOP



Эдуард МИНАЕВ

Снимая портреты, многие сталкиваются с появлением всяческих дерматологических неприятностей на лице и теле портретируемой особы.В жизни они не так заметны, а на фото, да ещё при резком объективе, да не дай бог свет стоит моделирующий или рисующий пожестче - беда. В общем, клиент готов, в лучшем случае умываться клерасилом, в худшем - лечь под нож к пластическому хирургу. Возникает резонный вопрос - Что же делать?


А делать можно всяко-разные вещи:

1) Использовать софт-оптику (либо софт-фильтры, диффузионные фильтры)
Плюсы:
а) не надо потом ковыряться в шопе замазывая морщины и прыщи
б) иногда получаются редкой красоты романтические образы ( вкупе с грамотным светом)
Минусы:
а) сняв что-то софт-оптикой Вы не сможете затем картинку привести в нормальное резкое состояние,если Вам это вдруг потребуется.
б) картинка получаемая с использованием софт-оптики довольно специфична и многим не нравится.
в) редкая используемость вышеуказанного объектива или фильтров.
г) относительная неконтролируемость конечного результата (самое плохое в этом)
д) воздействие софт эффекта на всю картинку, что не всегда хорошо.Ну тут можно долго перечислять плюсы и минусы , я просто не вижу смысла в этом. Я думаю Вам вряд ли это интересно.

2) Использование фильтра gaussian blur в Adobe Photoshop. Здесь я не буду заострять внимание, потому что я вернусь к этому фильтру, в рассказе про то, как я его использую. (см. ниже)
Плюсы:
а) контролируемость данной операции на все 100 % по интенсивности софт-эффекта.
б) возможность воздействия на выбранные участки картинки.
в) возможность отказа от этого эффекта в любой момент.
Минусы:
а) иногда вместе с прыщиками уходит и прочая важная фотоинформация (зависит от параметров gaussian blur и крупности шероховато-бугристости кожи)
б) не всегда картинка засофченная в фотошопе, так же радует глаз, как картинка снятая с софт-фильтром или диффузионником. (Здесь конечно нет такого глобального различия, как у boke (красивого размытия зоны нерезкости на снимке), полученного за счет открытия диафрагмы и фотошопного боке с использованием фотошопного блюра. Но, к сожалению на многих цифровых камерах получить оптически boke нереально, ввиду маленького физического размера матрицы. Приходится выкаблучиваться с блюром, но все равно это не то. Теряется контраст, да и рисунок другой).

3) Законопачивание ненужностей на лице и теле clone stamp tool в том же Adobe Photoshop. Здесь тоже умение и навык требуется. При неумелом использовании лицо становится похожим на слепленное из воска или пластилина. Теряются все мелкие детали, микропоры и структура кожи. Иногда это оправдано, но только иногда (не знаю правда когда)

4) Я лично сторонник использования комплекса из последних двух методов. То бишь первоначальное заштамповывание грубых и сильно рельефных дерматологических артефактов clone stamp tool в том же Adobe Photoshop. Потом уже использование в легкой степени gaussian blur на выбранные участки.

Порядок действий: картинку изначально не шарпить перед проведением операции! Всё потом.

1) Создаем копию слоя layer > duplicate layer > OK (кстати, необязательно копировать весь слой, можно выделить необходимый фрагмент и скопировать его, но не буду Вам пока засорять голову такими глупостями). Создали копию слоя, теперь можно с пафосом взяться за дело, на какое-то время возомнив себя Голливудским пластическим хирургом.

2) На панели инструментов (вертикальный столбик в фотошопе window > tools) есть такой инструмент - clone stamp tool. Берём оный инструмент (клик левой кнопкой мыши по пиктограммке со штампом). В верхней фотошоповской строке options устанавливаем значение Opacity примерно 30% (варьируется от 10 до 100, в зависимости от необходимости). В окошке brush выбираем необходимый размер штампа и его размытость. Нам нужен штамп с размытыми краями и размер чуть больше прыщика, которого мы собираемся убить. Можно конечно взять и штамп значительно больше самого обекта, но тогда могут возникнуть проблемы, связанные с неоднородностью материала зоны прыщика и донорского участка. Такой эффект даст пятна на коже (различная яркость, оттенок и т.д.). Посему лучше брать размер не сильно отличающийся.

Нажимаем клавишу Alt, появится мишень, устанавливаем эту мишень рядом с прыщиком, на то место где мы хотим взять донорский участок кожи и кликаем левой кнопкой мыши. Затем, отпустив клавишу Alt, перетаскиваем мишень и снова нажимаем левую кнопку мыши уже на прыщике. В зависимости от параметра opasity, Вам понадобится нажать несколько раз (визуально всё очень наглядно). При каждом клике мыши, Вы будете видеть откуда берётся исходный материал, по крестику рядом с мишенью. Чтобы поменять расстояние между донором и объектом заштамповывания, проделываем аналогичную последовательность манипуляций, только на другом донорском участке.

Иногда дерматологические ненужности попадают на пограничные участки между светом и тенью, тут надо уже смотреть по факту, с каких сторон забирать донорские заплатки. Я лично почти не использую штамп с параметрами нормал, для этого я меняю в окошке mode в панели option параметры штампа на lighten, если нужно заштамповывать темные шероховатости, либо darken, если светлые соответственно. Таким образом воздействие получается более корректным. Да потом можно перед слитием слоёв поглядеть на результаты своей пластхирургии. Достаточно зайти в меню window > layers, как вылезет панель лэеров (вообще-то я её постоянно держу доступной, прикреплённой сверху на фотошоповской панели options, наряду с такими нужными панельками как: history, info, channels).

Всплыла эта панелька layers, там будут два ваших слоя. Тот, что внизу - background, тот что над ним - background copy ( если Вы их не успели переобозвать). Рядом с панельками слева есть такой глазик, это как бы кнопочка видимости слоя. Нажимаете на этот глазик напротив слоя, что background copy и видите изначальный вариант картинки (до Вашего оперативного вмешательства). Сравниваете, нажимая на этот глазик туда-сюда, до и после, и соображаете, будете ли дальше лечить, аль пущай живёт. Можете уменьшить Ваше вмешательство подвигая влево движок в окошке opacity в панельке layers (обратите внимание на активность Вашего верхнего редактированного слоя. Он должен быть инвертирован - синим. Один клик левой кнопкой мыши по верхнему слою в панели лэеров). Если Вас всё устроило можете с чистой совестью объединить слои, зайдя в меню layer > flatten image.


Промежуточное изображение после использования инструмента clone stamp

Ну таким образом заштамповав все серьёзные горы и овраги на лице, переходим к заблюриванию, если это конечно ещё необходимо.Для этого нам необходимо выделить участки кожи, которые мы хотим сгладить. Самым удобным здесь оказывается режим маскирования. (Не работает в 16 битном цвете.).

Порядок действий следующий.
Cначала заходим в режим быстрой маски . На вертикальной панели инструментов есть такие прямоугольники с кружками. Правый это вход в режим маскирования, левый выход. Щелкнув два клика по правому прямоугольнику , изначально меняем заводские установки программы, а именно ставим точку около надписи selected areas, меняем визуальную прозрачность маскируемой области с 50 на 70-80%, так удобней. И тем кто работает с портретами не очень удобен красный цвет маски, кликаем пару раз на квадратике колор и меняем цвет на синий. Он более заметен на коже. ОК.

Далее нажимаем один клик на этот же прямоугольник. Мы вошли в режим маски. Берём кисть с размытыми краями, (размером примерно с глаз) причем размер придется менять неоднократно, в зависимости от размера выделяемых деталей). Обратите внимание на расположение палитр цветов на вертикальной панели инструментов. Наверху должна стоять панель черного! Я сейчас не буду заморачивать Вас с параметром opasity кисти, но одно могу сказать, что в некоторых местах лучше проходить за несколько приемов с параметрами 20-30 % . Большие площади кожи лучше конечно зарисовывать со 100% значением опасити.

Ну так вот, я снова отвлёкся. Зарисовываем кистью те места, что нам хотелось бы размыть (причем удобней закрашиавть всё лицо, руки, ноги, шею. Когда всё нужное посинеет , можем легким движением ластика протереть синьку на глазах, губах, бровях, волосах если попали туда . Причем параметры ластика лучше тоже установить с размытыми краями и прозрачностью 20-40%. Лучше протереть несколько раз, но получить при этом отсутствие четких границ резко-нерезко.)

Далее нажимаем на левый прямоугольник с кружком в вертикальной панели. Мы вышли из режима маски. У нас появляется такой мерцающий контур в очках. Заходим в edit > copy (копируем выделенную область) далее edit > paste (вставляем скопированную область в новый слой.


Результат заблюривания

Можете полюбоваться, что вы там накопировали, нажав на глазок в панели лэеров напротив нижнего слоя, он выключится и увидите только верхний слой, с кожным покровом без глаз бровей и губ, да ещё руки ноги если были, тоже появятся. Хорош баловаться, вернёмся к делу. Да не забудьте включить основной слой обратно - глазик слева и нажать на слой с кожей, чтобы он стал снова инвертированным - синим в панели лэеров. Если вы не баловались с отключением основного слоя, Вам это не понадобится, после операции edit > paste он автоматически становится активным, то бишь все манипуляции с фильтрами и т.д. будут касаться только его).

Ну вот теперь заходим в filters > blur > gaussian blur, движок радиуса в появившемся окошке гаусан блюр устаканьте сами по вкусу, от 2-3, но не более 20 (многое зависит от физического размера картинки и степени шероховатости. Вы можете поэкспериментировать. Для этого панель history и создана, для отмены опрометчивых шагов).

Увидев глобальное размытие, которое вы увидите на экране, не бойтесь. Вы ещё будете регулировать прозрачность этого блюр слоя. В панели лэеров (window > layers) движок opacity в сторону уменьшения по вкусу. Старайтесь в подобных случаях придерживаться предела корректности обработки. Как правило вся корректность помещается в пределах до 30 % прозрачности блюр слоя, все что больше - уже слишком заметно. В общем, имеющий глаза, да увидит.Если Вас всё устроило можете с чистой совестью объединить слои, зайдя в меню layer > flatten image. Да теперь наконец можно добавить резкости картинке filter > sharpen > unsharp mask. Ставите примерно следующие значения: radius 1,5-2 , treshold - 0, amount двигаете по вкусу. Как правило это значения от 25 до 100% . В учебниках по шопу есть разные варианты шарпинга, я конечно про них не буду рассказывать. Для того они и созданы, чтобы их читали.


Окончательный результат

К счастью, с появлением новых версий фотошопа, возможности и корректность обработки и ретуши сильно улучшились, поэтому эти рекомендации сегодня частично потеряли свою актуальность. Сейчас появились такие замечательные инструменты как Healing brush tool, результаты воздействия которого просто радуют. Посмотрите на картинку, обработанную только этим инструментом.


Портрет, обработанный инструментом Healing brush

Я надеюсь, что в ближайшее время соберусь силами и напишу новую статью, в которой опишу порядок действий по ретуши, с использованием новых возможностей и инструментов.

Вот в общем-то и все, что я хотел сказать на сей счет. Творческих успехов Вам.

2003 © Эдуард Минаев, фото автора

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Посетить сайт автора >>>
Посмотреть фотографии автора >>>
Написать письмо автору >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2007 Хулиганствующий Элементъ