Х Э
ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА НОВОСТИ СТАТЬИ ССЫЛКИ ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЯ ОПРОСЫ ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ

МАША РЫЖИКОВА

CS2: ПЕРО СИНЕЙ ПТИЦЫ
(продолжение)

Cтатья написана по заказу журнала "PROФото".
Перепечатка запрещена.

Продолжаем наш обзор Photoshop CS2: чем еще нас порадует Adobe?

«Улучшаем» оптику

В меню Filters > Distort добавлен фильтр Lens Correction, умеющий то, что давно делает бесплатный плагин к Photoshop под названием PTLens (скачать последнюю бесплатную версию от 3 августа 2005 года можно на сайте EPP). Новый фильтр может исправлять бочкообразную и подушкообразную дисторсии, хроматические аберрации и виньетирование. Фирма Adobe решила по принципу «все в одном флаконе» добавить туда же исправление перспективных искажений и поворот изображения: по большому счету это всё, что нужно для того, чтобы «привести в чувство» ваши снимки. И хотя сравнения полученных результатов с той же PTLens говорят о том, что преобразования в Photoshop проводятся чуть менее аккуратно, это с лихвой компенсируется простотой и удобством использования фильтра.*

Фильтр Lens Correction
1. Оптические искажения вы можете исправить движением бегунка Remove Distortion, либо непосредственно растянуть/сжать изображение в окне предпросмотра.
2. Удаление хроматических аберраций. Если вы работаете с RAW-файлами, аналогичную корректировку можно провести при открытии изображения в Camera RAW.
3. Добавление/удаление виньетирования.
4. Исправление перспективных искажений и поворот снимка.
5. Используйте этот инструмент для перетаскивания сетки-разметки по полю изображения.
6. Здесь нам предлагается решить, что делать с пустыми областями, которые образуются после наших трансформаций. Можно сделать эти области прозрачными, залить фоновым цветом либо попытаться смоделировать там кусок фотографии на основе информации близлежащих её участков (правда, зачастую результат получается достаточно грубым).
7. Создатели Photoshop, в противоположность авторам того же PTLens, не стали утруждать себя хранением многочисленных формул для исправления искажений конкретного объектива, отдав коррекцию на откуп пользователю. Но зато, если вы добились хорошего результата, - сохраните настройки, нажав малозаметную кнопку с треугольником и выбрав пункт меню Save Setting. Используйте их в дальнейшем при обработке кадров, сделанных этим объективом. Настройки Photoshop хранит в директории C:\Documents and Settings\<имя пользователя>\Application Data\Adobe\LensCorrection\Settings в файлах с расширением .lcs. Если Photoshop может по EXIF определить тип объектива, фокусное расстояние и диафрагменное число, становится доступной кнопка Set Lens Default. Сохранив настройки по умолчанию, вы также сможете их использовать в дальнейшем и, таким образом, со временем «обучить» программу автоматически корректировать ваши снимки.

Но это еще не всё! Теперь в нашем распоряжении есть команда Warp, поселившаяся в меню Edit > Transform. Вот уж где есть простор для творчества! Мы можем даже превратить рыбьи глаза в обычные, как показано на рисунке.

Конечно, если фотолюбитель «дозрел» до использования объектива с фокусным расстоянием 8мм, вряд ли он, находясь в здравом уме, будет потом портить такую красоту, однако это прекрасный пример того как новое средство может изменить вашу фотографию.
(1) Разработчики подошли к новшеству творчески, создав целый список искажений, с неясными перспективами применения, зато очень забавных, например, в виде рыбки.

Не шумим

Как избавиться от цифрового шума - один из самых часто обсуждаемых вопросов среди снимающих на «цифру» фотолюбителей. Поэтому неудивительно, что Adobe не мог позволить себе пройти мимо такой «горячей» темы. Шум теперь можно убрать как при открытии RAW-файла в программе Camera RAW, так и при помощи фильтра Reduce Noise, добавленного в меню Filter > Noise.

Для удаления шумов в нашем распоряжении целых 4 параметра: степень шумоподавления для шумов яркости (шкала Strenght), и цветных шумов (шкала Reduce Color Noise), а также степень обработки контуров (шкала Preserve Details) и увеличение резкости изображения (Sharpen Details). Понятно, что эти параметры относятся к двум взаимоисключающим группам, поэтому можно провести немало времени, пытаясь найти их оптимальный баланс.

Для сравнения возможностей фильтра Reduce Noise с популярной среди фотолюбителей программой Neat Image был выбран кадр, само изображение на котором трудно рассмотреть из-за шума (слева). В центре результат применения фильтра Reduce Noise, справа - Neat Image 5.0. Как мы видим, в таких запущенных случаях Photoshop пока отстает. Однако, в менее сложных ситуациях результаты работы этих программ вполне сравнимы между собой, так что можно только искренне порадоваться, что наконец-то можно справиться с шумами «не отходя от кассы».

Расширяем динамический диапазон

Ну что тут можно сказать… Попали в точку. Сколько статей написано, как свести 2-3 недофотографии в одну, пригодную для рассматривания, скольким авторам придется теперь искать другие темы для переписывания друг у друга в разных книжечках и фотожурналах!

Нововведение так и называется: HDR (High Dynamic Range). К снимкам, которые можно объединить в один, предъявляются те же требования, что и ранее, при сведении «вручную». Съемку предпочтительно вести со штатива, экспозицию допускается регулировать только выдержкой. Дополнительно требуется, чтобы в кадрах не было движущихся объектов: некая плата за почти полное отсутствие вашего труда по сведению фотоизображений в одно. Если все эти условия выполнены - выбирайте File > Automate > Merge To HDR, затем отберите картинки-источники для слияния и радуйтесь результату, если получится.

Честно скажу, что пока что реализация такой замечательной идеи мне, как пользователю, не очень нравится. Во-первых, сведение файлов в HDR-изображение занимает много времени, за которое автор успевал попить чаю с конфетами. Но, к сожалению, это не все. Если при «ручном» сведении достаточно было двух кадров, то теперь аккуратный результат из двух кадров вряд ли получится, что мы и наблюдаем на картинке в центре (слева кадры были сведены «вручную»). Качество получаемого результата напрямую зависит от количества сводимых файлов: чем их больше, тем лучше (справа сведены в одну уже 9 фотографий). До некоторой степени положение спасает опция Attempt To Automatically Align Source Images (включается в диалоге выбора файлов для «склейки»), придуманная на случай, если исходные фотографии делались «с рук».

Описанную процедуру можно провести, не выходя из браузера Adobe Bridge. Для этого достаточно выделить нужные картинки и выбрать Tools > Photoshop > Merge To HDR.

Ретушируем

«Плохо вышло - не беда, исправлю в фотошопе». Создатели Photoshop прекрасно уловили это витающее в воздухе настроение, в результате наши с вами возможности по ретуши снимков значительно расширились. Давайте посмотрим, что же изменилось. На панели инструментов в квартире Healing Brush прописались новые жильцы: Red Eye Tool и Spot Healing Brush Tool.

Красные глаза

Лечение красных глаз и ранее не представляло особых сложностей, и состояло из двух шагов: выделение зрачка и заливка выделения черной краской из ведра под названием Paint Bucket Tool. Однако этого показалось мало и теперь операция вообще предельно проста: выбираете Red Eye Tool, наводитесь на зрачок, далее один щелчок мыши - и глаза здоровы.

Spot Healing Brush

В отличие от инструмента Healing Brush, живущего в Photoshop начиная с седьмой версии, Spot Healing Brush специально разработан для устранения мелких дефектов изображения (прыщиков на лице, мусора на переднем плане, маленьких одиноких человечков на горизонте) и не требует выбора образца для клонирования. Он берется прямо из окружающих удаляемую «точку» участков изображения.

Теперь провода, портящие небо на ваших фотоснимках, очень аккуратно убираются одним мазком кисти.
1. Инструмент имеет параметры: размер кисти, а также режим и тип смешивания. В случае установки значения Proximity Match редактор будет пытаться определить, что же подлежит удалению и откуда брать образец для клонирования. Поэтому в нашем примере, чем длиннее мазок кистью, тем легче программе будет справиться с такой творческой задачей и тем аккуратнее будет результат. При выборе Create Texture все пиксели на обрабатываемом участке будут использованы для создания текстуры, которой и будет заполнен корректируемый участок.
2. На верхнем участке мы чуть дотрагивались кистью до провода, зато ниже провели длинный мазок. Посмотрите, насколько разным получился результат. Так что новый инструмент требует некоторого привыкания, но, поверьте, он того стоит!

Исчезаем в перспективе (Vanishing Point)

Предположим, вы сфотографировали чудную старинную улочку, однако в её конце обнаруживается вполне современный автомобиль, чье присутствие сводит на нет все очарование снимка. И вроде бы убрать его при помощи Clone Stamp Tool несложно, да только домики с уменьшающимися в перспективе рядами окошек, не дают это сделать аккуратно, и вы проводите за ретушью слишком много времени. Если вам такая ситуация знакома - это нововведение для вас. Новый фильтр Vanishing Point, находящийся в меню Filter, позволяет проводить операции с учетом перспективных искажений.

В общем случае работа «в перспективе» выглядит следующим образом. Сначала вы указываете, какой именно участок изображения считать перспективой (в терминологии Photoshop это называется «создать план»). Затем, не выходя из Vanishing Point, используете штамп. Штамп в данном случае представляет собой нечто среднее между обычным Clone Stamp Tool и Healing Brush, так как он по вашему желанию может согласовывать исходный и замещающий участки изображения. Остается только добавить, что фильтр требует большой аккуратности и некоторого навыка при построении перспективного плана, иначе результат будет выглядеть неестественно, и наш глаз моментально это заметит.

Следим за резкостью

Smart Sharpen

В новом Smart Sharpen программисты попытались учесть проблемы, с которыми мы ранее сталкивались при использовании Unsharp Mask.

1. Теперь мы можем выбрать не только радиус контура резкости и степень применения фильтра, но и алгоритм преобразования. Их стало три: Gaussian Blur (использовался ранее в Unsharp Mask), Lens Blur (этот новый алгоритм позволяет нам провести повышение резкости более аккуратно) и Motion Blur (рекомендуется в тех случаях, когда нерезкость вызвана движением объекта или фотокамеры).
2. Опция More Accurate позволяет за счет увеличения времени обработки улучшить её качество.
3. Самое время вспомнить, какую опасность таит в себе чрезмерное увлечение фильтром Unsharp Mask. Это беда под названием «перешарп», когда от белых и черных «обводов» начинает рябить в глазах. С новым фильтром от перешарпа можно избавиться. Достаточно выбрать режим отображения Advanced, а затем на вкладках Shadow и/или Highlight скорректировать внешний вид контура резкости.

Blur

В CS2 появились целых три новых способа размытия: Box Blur, Shape Blur и Surface Blur. Остановимся на последнем поподробнее. Этот фильтр размывает только близкие по тону участки изображения, не затрагивая контуры предметов. Сфера применения такого фильтра очевидна: его можно с успехом использовать, например, в борьбе с цифровым шумом на небе ваших фотографий. Как известно, «шумит» обычно красный канал. Это хорошо знают любители делать «инфракрасные» фотографии в Photoshop-е. Применяя фильтр к красному каналу изображения, можно легко справиться с этой проблемой.

Как видите, мы обошлись без маскирования веток (кадр в центре) и получили хороший результат. Справа тот же кадр, обработанный фильтром Gaussian Blur.

А что у нас в меню?

В версии Photoshop CS2 разработчики решили дать пользователю возможность самому решать, что он хочет видеть в меню, а что - нет. К сожалению, свои пункты добавлять пока что нельзя, поэтому нововведение радует только наполовину. Кроме возможности скрывать либо отображать пункты меню, можно пометить отдельные пункты меню цветом, что удобно в тех случаях, когда вы установили пятьдесят новых плагинов-фильтров и теперь не можете найти нужный. Поиграться таким образом можно, выбрав пункты меню Photoshop Edit > Menus.

Программисты-разработчики подготовили для нас с вами несколько предустановленных наборов меню. Один из них я рекомендую выбрать вместо стандартного меню Photoshop Defaults, если вам интересно, что же еще изменилось в CS2. Для этого выберите сначала Edit > Menus, а затем из списка Set набор под названием What's New - CS2. Теперь все новые и/или измененные команды меню будут отмечены голубым цветом, и вам легко будет их заметить.

Конечно, на самом деле CS2 содержит еще много новинок, описание которых может занять целый журнал. Но не упомянуть о том радостном обстоятельстве, что инструмент Type Tool наконец-то стал понимать русский язык, я не могу. Заодно Photoshop стал понимать иероглифы, наверное, для программистов Adobe, что русский, что китайский – уже не имеет значения.

Несколько слов вместо заключения

После ознакомления с Photoshop CS2 напрашивается вывод, что Adobe стремительно идет навстречу начинающему фотолюбителю, обладающему недорогой цифровой камерой и снимающему под девизом «Не беда - потом в фотошопе исправлю». И ведь действительно исправит. Давайте будем надеяться, что это хоть немного поможет нашим фотографиям стать лучше.

<<< Начало

*) Результаты сравнения опубликованы на сайте www.dpreview.com

© 2005 Маша Рыжикова neprosto_masha@mail.ru

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА НОВОСТИ СТАТЬИ ССЫЛКИ ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЯ ОПРОСЫ ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2005 Хулиганствующий Элементъ