ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



КОНТРАСТ ИЗОБРАЖЕНИЯ



Дмитрий ЛЕДНЕВ




Проанализировав доступную информацию по обработке фотографий, от серьезных фотографов и не очень, у меня возник следующий вопрос: что делать с RAW файлом после его открытия в RAW конверторе или дальнейшей обработке в фоторедакторе?

Все статьи в основном твердят о божественном проведении и таланте фотографа, который должен правильно со своей точки зрения их обработать. Но что такое правильно, а что неправильно, это никто не знает. Никаких теоретических подтверждений нигде нет. Вопросы сыпались один за другим:

1. На сколько нужно повысить контраст фотографии, чтобы она не была неестественной?

2. Нужно ли повышать контраст вообще.

3. Точка черного должна быть на нуле или выше, точка белого должна быть на максимуме или нет?

4. Как не убить фото в тумане или подводную съемку, и вообще как обрабатывать малоконтрастные изображения?

После долгих мытарств, я решил пора с этим заканчивать и провел следующие замеры.

1. Определяем динамический диапазон фотоаппарата, у меня Canon EOS 500D, его и проверим. Берем белый лист бумаги и фотографируем его со следующими экспозициями EV: -5, -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5. В результате при установленном в RAW конверторе рабочем пространстве SRGB, при настроенной линейности воспроизведения тонов, получаем, что камера держит следующий диапазон EV: -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3,4. Это 9 ступеней экспозиции.

2. Определяем динамический диапазон монитора. На откалиброванном мониторе, с яркостью белого как у листа белой бумаги при комнатном искусственном освещении, нарисовал шкалу с яркостью трех полос 0, 128, 255. Сфотографировал ее на фотоаппарат. Открыл RAW файл и уже на нем значения шкалы получились следующие: 26, 128, 227. Составляем таблицу 1:

Таблица 1

Доступные ступени экспозиции фотоаппарата

Среднее значение яркости соответствующих ступеней

MIN Значение яркости соответствующих ступеней

MAX значение яркости соответствующих ступеней

Ступени которые воспроизводит монитор

1

0

0

16

 

2

32

16

48

26

3

64

48

80

4

96

80

112

5

128

112

144

128

6

160

144

176

7

192

176

208

8

224

208

240

227

9

255

239

255

 

3. Получается, что монитор воспроизводит 7 ступеней экспозиции, а фотоаппарат 9. Динамический диапазон монитора меньше чем у фотоаппарата. Соответственно при просмотре на мониторе в 7 ступеней, фотографии с диапазоном фотоаппарата 9 ступеней, шкала становится менее контрастной и ее диапазон уже будет не 7 ступеней, а всего лишь около 5.


Нарисованная шкала


Фото шкалы

Это произошло потому, что мы втиснули 9 ступеней фотоаппарата в 7 ступеней монитора. Теперь, что бы полученная фотография шкалы стала такой же, как шкала нарисованная в мониторе, надо растянуть гистограмму шкалы опять до 7 ступеней и мы получим фото идентичное нарисованной шкале.

4. В результате мы получаем следующее важное заключение. У фотографий, контраст (динамический диапазон) которых менее 7 ступеней (это частный случай применителен к динамический диапазон данного монитора, в других случаях другой диапазон, фотобумага и.т.д ), нужно повышать контраст, что бы вернуть им естественный первоначальный диапазон. Вопрос на сколько? Разница между диапазоном фотоаппарата и монитора 9-7=2 ступени. Следовательно максимальное растяжение гистограммы (инструментом «уровни» или «кривые») можно выполнить не более чем на 2 ступени. После этого 7 ступеней фотографии шкалы, четко будут соответствовать 7 ступеням диапазона монитора. Это ограничение связано с диапазоном фотоаппарата, который может варьироваться и диапазоном яркости откалиброванного монитора, который почти постоянен, так как величина оптимального визуального контраста зрения человека колеблется от 1:40 и до 1:60. А 7 ступеней это 1*2*2*2*2*2*2=64, т.е мой монитор с контрастностью 1:64. Если будем растягивать больше 2 ступеней то контраст полученного изображения превысит контраст снятой сцены, и это будет уже неестественно. Две ступени это (согласно таблице 1) 32*2=64. Если быть более точным на основе замеров в таблице 1, то максимальное растяжение гистограммы возможно на следующее количество единиц: (255-227)+(26-0)=54. Мы можем растягивать гистограмму на это суммарное значение как с одной стороны, приближая темные участки к точке черного, или белые к белому, так и с двух сторон. Но общее значение не должно быть более 54. Вопрос с какой стороны тянуть (инструментом «уровни» или «кривые») зависит от того, какую яркость сцены мы хотим получить.

5. Вопрос с максимальным увеличением контраста решен в пункте 4. Теперь приведем алгоритм корректировки фотографии:

- если контраст фотографируемого объекта (сцены) меньше 7 единиц EV, то максимально возможное растяжение гистограммы равно 2EV (или 54, значение яркости на гистограмме). Магию туманых и подводные фото мы не испортим, если не превысим это значение растяжения гистограммы, а приблизим их к тому виду который видит глаз в реальности. Если будем растягивать больше 2 ступеней EV, то контраст полученного изображения превысит контраст снятой сцены, и это будет уже неестественно.

- если контраст фотографируемого объекта (сцены) от 7 до 9 EV то растяжение гистограммы ограничивается только сохранение деталей в светах и тенях. Т.е тянем пока не подойдем к точке черного и к точке белого. Именно этот случай и используют все поголовно, этот метод описан в просторах интернета с лихвой.

- если контраст фотографируемого объекта (сцены) от 9 и выше, то тут повышать контраст не нужно. Единственное что нужно – это попытаться втиснуться в диапазон фотоаппарата 9 EV. Это уже отдельная тема для обсуждения. В этом случае неминуемо получается снижение контраста сцены до контраста монитора (масштабирование контраста). Это то, чем занимаются художники, рисуя яркое солнце и что то очень черное, используя только холст и краски. Ярче чем белая краска на холсте ни чего не может быть.

Данная методика описывает только частный пример конкретного монитора и фотоаппарата, но смысл приблизительно улавливается. Если динамический диапазон монитора приравнять к диапазону фотоаппарата повысив контраст (это случай уже не для печати на бумаге) то на таком мониторе все будет выглядеть как в реальной жизни без корректировки гистограммы (естественно только в диапазоне максимум 9 ступеней). Но если подходить с позиции оптимального визуального контраста зрения человека (рассмотрен в книге «Валентин Железняков Цвет и контраст. Технология и творческий выбор. (ВГИК)») то диапазон монитора не должен превышать 6-7 ступеней, это примерно как у фотобумаги.



Пример малоконтрастной подводной фотографии с контрастом менее 7 EV:


1. Необработанный RAW.
Неестественно низкий контраст.



2. Увеличен контраст не более чем на 2EV (растянута гистограмма на 54 единицы яркости).
Нормальный естественный контраст, близок к реальной сцене.



3. Увеличен контраст более чем на 2EV (растянута гистограмма до краев,
черная точка в черном, белая точка в белом).
Неестественный очень высокий контраст, выше чем в реальности. Исчезает
ощущение подводного мира.

В заключение скажу, что к приблизительному пониманию данного вопроса я пришел после теоретического анализа книги: «Валентин Железняков Цвет и контраст. Технология и творческий выбор. (ВГИК)»

2013 © Дмитрий Леднев

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/photoshop/contrast/contrast.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2013 Хулиганствующий Элементъ