ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Из семейного альбома. Родители моего прадеда


ПОЧЕМУ Я ЛЮБЛЮ ПЛЁНКУ И СНИМАЮ НА НЕЁ



Сергей САУШИН


Последнее время, общаясь с увлеченными в сети или в личной беседе, меня всё чаще спрашивают: «Какой смысл сегодня снимать на плёнку?». Отвечаешь просто: «Нравится» - не всегда верят. Начинаешь говорить о преимуществах - смотрят как на чокнутого. Пытаешься говорить об ощущении таинства и кайфа от самого процесса и главном преимуществе — послевкусии наблюдать результат значительно позже, чем принял решение нажать на спуск — понимаю, что разговариваю сам с собой...
Поэтому сей текст, который конечно же нельзя называть серьезным аналитическим материалом или статьёй, преследует цель попытаться ответить на вопрос или порассуждать, почему мне это нравится и я этим занимаюсь.



"Любая фотография - это сертификат присутствия"
Ролан Барт


Это одно из множества великих высказываний о фотографии Ролана Барта, на мой взгляд, исключительно точно формулирует уникальность пленочного кадра. Именно крошечный кусочек целлюлозы 35х24мм несет на себе прикосновение времени и мгновения, которое уже никогда не повторится и, тем самым, он уникален...

Камера Leica M3, Пленка Kodak Tmax400

Споры о преимуществах/недостатках пленка-цифра не имеют никакого смысла, если рассматривать фотографию в плоскости творческого подхода. Каждый выбирает инструмент, который ему по душе... Как любое искусство, фотография отражает мировосприятие человека, особенности его воображения и отношения к жизни. Кому-то больше по нраву "техничность" и удобство цифровой техники, мне же радует душу волшебство момента и интрига... Ведь отсутствие возможности сиюминутно посмотреть и оценить то, что попало в кадр это всегда небольшая загадка!

Камера Canon 1N, Пленка Rollei IR400


Камера Canon1N, Пленка Rollei Portra100


"Фотография - это тайна о тайне. Чем больше она рассказывает вам, тем меньше вы знаете"
Диана Арбус


Я просто убежден, что хорошая фотография не может жить без тайны... И чем дальше и быстрее идет развитие технологий, тем меньше эффект и значение этой тайны остается страждущим, а особенно начинающим любителям... Только не поймите меня превратно, я не враг прогрессу - просто я о другом:) И у меня тоже полно цифровых камер, и я тоже ими часто пользуюсь, и даже не ради того, что вынужден это делать или это моя профессия, нет, просто глупо спорить с развитием... Но истинное наслаждение я испытываю когда слышу волшебный хруст механического затвора и начинаю сгорать от любопытства вплоть до того момента, когда же я увижу этот "отпечаток времени" снова...

Камера Leica CL, Пленка FP 4+

Конечно можно возразить, что истина в другом, что пленка или цифра лишь способ получения изображения, а главное в том, что изображено и как. Форма и содержание - два кита, лежащих в основе изобразительного искусства вообще, и художественной фотографии в частности. И не имеет значения, каким образом получено изображение... А я и не буду с этим спорить... Просто мне цифровое менее ценно... Мне всегда будет не хватать внутреннего ощущения, что передо мной не подлинник, а "одна из" копий. Это, знаете, как в картинной галерее - неспециалист и не отличит подлинное перед ним полотно художника или копия, но стоя перед оригиналом, каким-то пятым чувством ощущаешь прикосновение к тому времени именно через холст, висящий перед тобой... Вот так для меня и восприятие фотографии... Я ретроград?... Возможно... Но это мой выбор.

Камера Саnon1N, Пленка Delta 3200

А такие "вкусные" бонусы, как изображения, полученные при помощи монолинзы? Разве они могут быть получены на цифровой носитель? Разве матрица может передать волшебное свечение миллионов полутонов в градации серого? Или съемка в диапазоне ИК, которая на цифре вообще не представляется возможной без последующей обработки в фотошопе? Наверное через какое-то время техника шагнет дальше, и такая характеристика как динамический диапазон перестанет быть прерогативой пленочного материала, скорее всего... Но как быть с зерном? Да, да - с тем самым пленочным зерном радующим глаз))) Особо упертые конечно скажут, что и это сможет при желании решить и смоделировать техника. Но в том-то и фокус, что смоделировать))

Монокль, Пленка HP 5+

Не хочу превращать сей опус в забитую до невозможности тему противостояния двух кланов фотографического сообщества. Я искренне рад, что сегодня есть мастера и того и другого направления. Я еще больше рад, что существуют люди, способные одинаково здорово выдавать шикарные картинки на любом материале. Просто наблюдая как с каждым годом сообщество чокнутых пленочников неумолимо наращивает такой показатель, как "средний возраст", становится немножечко грустно...

Инфракрасная съемка, Пленка Rollei infrared IR400


"Искусство читает наши сокровенные мысли. Под его взором хочется быть великодушным, честным и добрым"
Сергей Довлатов


Я бы продолжил: Искусство честно по определению, ибо любая копия или подделка таковым не является. Гениально выполненная копия есть ремесло, не более того. Поэтому я говорю о пленке и не приемлю цифровых постобработок... И да простят меня те, кто понимает, о чем я говорю. Цифровики, к сожалению, нам не часто демонстрируют именно кадр, все чаще предлагая его с пакетом дополнительных опций в виде фотошопных украшательств, от которых уже в глазах рябит. Те, кто так не делает, согласятся со мной, поддержат и нисколечко не обидятся))).

Камера Leica M3, Пленка Kodak Tmax400


Мультиэкспозиция, Пленка FP4

В завершении хочу добавить, что все вышесказанное касается не просто пленки, а именно черно-белого ее варианта. Во-первых, потому что именно она была первопроходцем, ну а главное, потому что нужно быть дважды мастером, чтобы сотворить шедевр, не используя такой мощный визуальный инструмент как цвет. Изначально фотография называлась светописью. Писать светом. Обратите внимание: не цветом, а именно светом! Вообще, по моему глубокому заблуждению, цвет, как очень сильный инструмент визуального восприятия, зачастую мешает. Он как бы отвлекает взгляд именно от света на фотокарточке, размазывая внимание и расставляя акценты порой совершенно не в тех местах, где его поставил бы свет... Я уже предвкушаю бурю возмущений, что свет и цвет это лишь инструменты, и то как они взаимодействуют на плоскости кадра, какую образуют визуальную форму и в какую композицию складываются, и есть то уникальное умение видеть, которое присуще действительно выдающемуся фотографу, поэтому замолкаю.

Камера Leica M3, Пленка FP4+


Камера Leica M3, Пленка FP4+

Просто мне нравится смотреть. Смотреть и думать. Думать и понимать. Понимать, что передо мной - правда. Правда, которая уникальна. Уникальна, потому что неповторима. И рассказана она просто. Просто, как день и ночь. Потому что черная и белая. Ибо есть только свет и тьма. И... Да будет свет!

Я уже начинаю чувствовать, как увлечение пленочной черно-белой фотографией начинает превращаться в религию... За сим позвольте откланяться, пойду проявлю пленочки снятые 19-го на Крещении...

Камера Canon 1N, Пленка Rollei portra 400

P.S. Хочу добавить для тех, кто дочитал сей, пусть и недлинный опус, но до конца: снимайте уже кто чем и на что хочет - лишь бы вам это нравилось так, как это нравится мне!))))))

Камера Canon 1N, Пленка Delta 3200



2013 © Сергей Саушин, фотографии автора


Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Посетить сайт автора >>>
Посетить ЖЖ автора >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/philosophy/saushin/saushin.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2013 Хулиганствующий Элементъ