Х Э
ГЛАВНАЯ ВСЕ СТАТЬИ ОБСУДИТЬ
ЯН МУКАРЖОВСКИЙ
ПРЕКРАСНОЕ

Маленькое эссе чешского философа Яна Мукаржовского (1891-1975) «ПРЕКРАСНОЕ» было впервые опубликовано в Праге в 1935 г. Перевод печатается по изданию: Ян Мукаржовский «Исследования по эстетике и теории искусства». Изд. «Искусство», 1994, стр. 186-188.

Прекрасное — абсолютное совпадение конкретного явления с соответствующей эстетической нормой. Прекрасное не есть метафизическая идея, просвечивающая в эмпирической действительности, и не есть реальное свойство вещей, доказательством чего служит изменение эстетической оценки одних и тех же явлений в зависимости от различия эпохи и социальной среды. Однако в результате этого не следует склоняться к эстетическому субъективизму. Эстетические нормы существуют объективно (т. е. независимо от субъективной воли и субъективных предрасположений индивида) в сознании коллективов, вступая в силу всюду, где какой-то предмет или какая-то деятельность служат носителями эстетической функции, причем и в тех случаях, когда эта функция не основная и подчинена иной доминирующей функции (например, интеллектуальной, практической, этической, экономической и т. п.), т. е. и тогда, когда речь идет о явлениях, стоящих вне сферы искусства. Поскольку эстетическая функция соучаствует, хотя нередко потенциально и скрыто, в каждом явлении (вспомним о возможности эстетической оценки природы, человеческого труда, игры, научного исследования, общественных конвенций, пищи, одежды и т. д.), сфера действия эстетических норм весьма обширна.

Комплекс таких норм — эстетический канон — изменчив прежде всего потому, что подвержен развитию, кроме того, эстетические каноны отличаются друг от друга также у разных коллективов, изменяясь от нации к нации, от одного общественного слоя к другому, от одной среды к другой и т. д. Однако на определенном этапе развития и в определенном коллективе эстетический канон отличается прочностью и всеобщей обязательностью (господствующий вкус), хотя обязательность его не ощущается так сильно, как это происходит при действии других норм, например, нравственных. Зато эстетические нормы проявляют себя нагляднее, и поэтому признание определенного эстетического канона часто бывает симптомом или даже осознанным символом принадлежности к некоему общественному образованию (вкус как фактор общественной дифференциации). В обществах, где существует явственное самосознание общественных слоев, существует и иерархия эстетических канонов, соответствующих общественному расслоению, и переход из одного слоя в другой внешне проявляется прежде всего усвоением вкуса этого нового слоя. В качестве свидетельства обязательности эстетического канона будет небезынтересно напомнить, что эстетические нормы порой переносятся на иные виды оценки, обязательность которых ощущается как императивная: при столкновении двух противоположных эстетических канонов их приверженцы часто обвиняют друг друга отнюдь не в отсутствии вкуса, а в недостаточной интеллигентности (интеллектуальная отрицательная оценка) или в нечестности (нравственная отрицательная оценка); это нередко имеет место в ходе борьбы художественных направлений. Прекрасное, совпадение со схематической нормой, нельзя отождествлять с многообразной художественной ценностью. Хотя искусство всегда воспринимается и оценивается на фоне определенного эстетического канона, обусловленного эпохой, а иногда и социальными критериями, но, с одной стороны, прекрасное существует и вне искусства (например, прекрасное в природе, красота человеческого тела, красота в моде, в спорте и т. п.), с другой — совпадение с эстетическим каноном не является необходимым условием наличия положительной художественной ценности. Часто бывает, что о произведениях, высокая художественная ценность которых признается, нельзя сказать — особенно в период их нестершейся новизны, — что они прекрасны.

Только для некоторых периодов развития искусства и только для некоторых его направлений характерны поиски соответствия эстетическому канону (таковы, например, периоды, получившие в истории искусства название классических), между тем как для других периодов и других направлений характерно как раз использование противоречия с эстетическим каноном в целях усиления художественного воздействия. Таким образом, центр тяжести существования прекрасного как совпадения с эстетическими нормами и центр тяжести самих этих норм находится скорее вне сферы искусства, чем в самом искусстве, хотя развитие этих норм происходит под постоянным влиянием искусства. Участие искусства в развитии эстетических норм заключается в том, что стареющие художественные структуры, первоначально представлявшие собой неразложимые целостные ценности, путем автоматизации превращаются в статические системы, отдельные элементы которых могут эстетически оцениваться вне зависимости от целого, в которое они включены; следовательно, с течением времени автоматизированная структура распадается на конгломерат детальных норм, каждая из которых, будучи способна найти применение в любой обстановке, самостоятельно проникает в широкую сферу эстетических оценок. Нужно, разумеется, подчеркнуть, что развитие этой сферы не является лишь отблеском развития искусства, поскольку, как уже было отмечено, оно связано в то же время с развитием общественных образований.

© 1935 Ян Мукаржовский, текст
© 1994 В.А. Каменская, перевод.

Материал публикуется с разрешения фотосайта DoublExposition


Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

MAIN PAGE ALL ARTICLES DISCUSS
All Rights Reserved. © 2003 Хулиганствующий Элементъ