ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ



РАБОТА С ВНУТРЕННИМИ ОБРАЗАМИ





Николай КУЗНЕЦОВ



В статье «Интуиция в искусстве фотографии» уделялось много внимания умению «схватывать» момент. Также были рассмотрены некоторые физиологические предпосылки, отслеживая которые внутри себя, можно значительно увеличить число попаданий в нужное место в нужное время, и тем самым, значительно увеличить шансы получить уникальный кадр. Закономерно возникает вопрос, неужели, для того чтобы сделать удачный кадр нужно, обязательно, куда-то бежать, что-то искать, или можно обойтись и без этого?

Наверное, да. Можно обойтись и без того, чтобы пренепременно куда-нибудь бегать. Для этого нужно просто точно знать, что именно хочешь получить.

Поначалу будет огромная разница между тем, что видел, ощущал во время съемки и тем, что получилось на фотографии. Но постепенно, с опытом работы, различий будет становиться все меньше. На определенном этапе творчества кадр начнет возникать в голове задолго до того, как вы возьмете в руки камеру. В голове просто возникнет идея или образ, который просто захочет реализоваться на пленке.

Вот что пишет об этом знаменитый американский фотограф Гален Ровелл (Galen Rowell) в своей книге «Galen Rowell's vision – The Art of Adventure photography»: - «Если задать фотографам вопрос: Зависит ли фотография от того образа, который ты несешь в себе перед съемками, большинство из них ответит, что это ерунда, хотя образы нашего ума являются такими же реальными, как и то, что мы видим вокруг себя. У нас есть выбор: держать эти образы в себе или позволить им выйти наружу в той или иной форме. -…, Когда у меня было весьма туманное представление о том, какую фотографию я хочу сделать, это отражалось на результате и явно отличалось от тех случаев, когда я отчетливо видел, что хочу, какого результата добиваюсь. -…, Великие писатели спокойно описывают картины из своего воображения и ни у кого это не вызывает удивления. -…. Если мы попытаемся визуализировать нашу планету, то она предстанет перед нами точно такой же, какой она выглядит из открытом космосе». Эти, и другие рассуждения сопровождаются удивительными фотографиями, сделанными самим автором. Тексты и снимки поражают воображение и никого не оставляют равнодушным. В ней Гален Ровелл приоткрывает завесу тайны своего видения. Он говорит об образах, живущих у него в голове и реализующихся в пространстве. Иногда они ждут своего воплощения по нескольку лет.

Эти образы возникают в голове спонтанно. Раз, и образ уже в голове, еще момент, и этот образ завладел уже всем существом и рвется наружу, стремясь реализоваться в реальности.

А можно ли научиться управлять внутренними образами? Как ни странно, но можно. На востоке умение работы с внутренними образами является частью мощной практики саморегуляции под названием Цигун. Суть этой техники в том, чтобы уметь входить в этот образ, а не просто представлять его. Для этого обычно сидят либо в темном помещении, либо с завязанными глазами. Можно совершенно отчетливо представить себе абсолютно любую вещь, скажем, прогуляться по мармеладному замку, прокатиться на саблезубом драконе или просто полететь на луну. Самое главное, во время визуализации включить все органы чувств. Другими словами, находясь в мармеладном замке нужно обязательно попробовать его на вкус, потрогать его руками, ощутить его запах, цвет, фактуру, температуру, попрыгать, ощущая его сопротивление. Для чего это нужно? -Тем самым мы включаем не только воображение, мы разгоняем наши ощущения. Мы начинаем работать с «телом ощущений».

Вспомните, когда вы в последний раз ощущали вкус, аромат и сок яблока, съеденного вами? Только в детстве вкус яблок был ярким и незабываемым, а сейчас почти все имеет одинаково стандартный вкус, цвет и запах. Яблоко пахнет яблоком, банан - бананом, но нет ощущения тончайшего аромата и нюансов вкуса. А вместе с ними нет и полета фантазии, и мы сидим в узких клетках нашего восприятия.

Нарабатывая тело ощущений, мы возвращаемся опять в детство, в тот мир, где нет ограничений, а значит в мир, где возможно все. Мы возвращаемся туда не с пустыми руками, но вооруженными нашим опытом и осознанностью.

После того, когда мы разогнали «тело ощущений» до состояния текучести, когда мы с легкостью можем не только представить себе любой объект, но и попробовать его на вкус, ощутить его запах, цвет, вес, фактуру, упругость и т.д., наступает следующий важный этап – привязка к реальности. Без этой привязки разогнанное « тело ощущений» не только не имеет серьезного практического применения, но и вообще вредно для психического здоровья.

Одним из первых пунктов в привязке восприятия к реальности является чувство времени. Скажем, можно визуализировать часы и начать привязывать ход внутренних часов к ходу нормальных, объективно существующих. На ночь можно заводить виртуальный будильник, который должен разбудить вас именно в тот момент, когда вам это надо.

Второй пункт, это привязка к сторонам света. Для этого нужен нормальный компас и человек, корректирующий ваши действия, когда вы с завязанными глазами визуализируете виртуальный компас. В конечном итоге, стороны света на внутреннем компасе в точности совпадут в показаниями внешнего компаса. Теперь, и в горах, и в лесу шансы заблудиться значительно снизятся.

Третий этап состоит в том, чтобы вы начали видеть и ощущать с закрытыми глазами реальные предметы. Держа в руках какой-нибудь предмет, вы должны полностью чувствовать его цвет, ощущать его вкус, фактуру, запах и т.д. Это ключевой момент.

Если разогнать свое воображение без должного контроля и должной адекватности, то это ничем хорошим не закончится. Когда разогнали «тело ощущений» и провели его настройку можно двигаться дальше. А именно, выйти за пределы «тела ощущений». Но это совсем другая тема….

В любом случае, даже того факта, что вы смогли отпустить, раскачать, и заново настроить свое воображение, заново включили все свои ощущения и заставили их работать на всю катушку – будет более чем достаточно для того, чтобы картины внутри вас ожили, обрели новую силу и звучание. Все что нужно делать, это войти «телом ощущений» в свои образы, придать им эмоциональную окраску, ощутить их во всех подробностях и отпустить. Рано или поздно они реализуются в виде реальной фотографии. Можете не сомневаться в этом, ведь мысль материальна. Просто нужно определенное количество времени, чтобы, пройдя через вселенную, она реализовалась в виде конкретного результата – ситуации в которой вы сможете снять именно тот кадр, о котором мечтали! Чем большее количество энергии заложено в ваш образ, тем быстрее и мощнее он сможет реализоваться, тем быстрее вы попадете в нужное время в нужное место и увидите «спектакль только для вас».

2007 © Николай Кузнецов, фото автора

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Посмотреть другие фотографии автора >>>
Написать письмо автору >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2007 Хулиганствующий Элементъ