ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



МАССОВАЯ ФОТОГРАФИЯ - ЗЕРКАЛО СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА,
или
ПОНЕМНОГУ О МНОГОМ



Андрей МАРЕЕВ


Эта статья явилась следствием моих размышлений и переживаний, связанных с двухлетним изучением взглядов и интересов фотографирующих людей на шести фотографических сайтах. Она не столько о фотографии, сколько о процессах, происходящих в массовой фотографии на сегодняшний день. Эти процессы тесно связаны с глобальными процессами в мире, а по сему, чтобы их понять, надо опираться на надёжное мировоззрение, которое, в свою очередь, строится на Знании: не на том знании, которое создают учёные, а на высшем Знании, духовном.

Моё мировоззрение опирается на несколько источников и в их числе Праведы. Просьба не путать с Ведами. Эта книга – аналог Библии, но, в отличие от неё, это не религия, и приемлемо лишь для тех современных людей, кто думает на Русском языке. Любой желающий может найти эту книгу в Интернете, или купить её в издательстве за сущие копейки. Вот только не каждому эта книга понравится, а лишь тем, кому она нужна, кто хочет и готов получать Знания, которые приходят не из текста, а посредством текста. Одной этой книги, конечно, мало, чтобы сложить более-менее истинную картину Мира, поэтому после неё рекомендую "Глубинную книгу" Владимира Пятибрата. Я не претендую на Истину, так как всё сказанное в тот же момент перестаёт ею быть, а лишь призываю задуматься об обозначенных проблемах. Все мои переживания постепенно выливались в разные стихи, а уж потом я стал писать этот текст, так что, ежели стихи вас интересуют, заглядывайте на мою страничку в Стихире.

Сегодня уже не для кого не секрет, что нами правят не правительства стран, а всемирное правительство посредством денег. Правда не оговаривается, что это не последняя инстанция: сценарий нашей драмы пишется гораздо выше. Так вот, действия этого мирового правительства, существующего уже не одну сотню лет, из года в год, из десятилетия в десятилетие, из поколения в поколение привели нас к тому, что мы на сегодня имеем. И это ещё не конец, планы их грандиозны, только в этих планах нет нас, и в первую очередь среднего класса.

В последние столетия нас стали приучать к тому, что главное – это материальная составляющая жизни, а культура – это так, мелочь на которую не стоит обращать внимание. Обыкновенная подмена ценностей – тонкий и излюбленный приём высших Масонов. А между тем, за этим стоит вышибание почвы из-под ног: когда духовная составляющая жизни опускается ниже материальной, то ценности меняются на противоположные, смысл жизни теряется, и человек вместо подвига (восхождения) к Господу идёт в противоположном направлении (падает). А это и есть главная цель сил тьмы – превратить всех во тьму, в прах.

Как это делалось, да просто: сначала подменили ВЕРУ религией, причём, чтобы сделать это на Руси, пришлось физически уничтожать ведающих людей, потом и вовсе насадили атеизм. Культуру народов во всём мире превращают в массовую культуру. Культура любого народа основывается на духовном начале, на связи со своей землёй, а культура массовая основывается (в первую очередь) на низменных чувствах, и на принципах глобализации. Культура массовая не имеет национальных черт, так как они перетираются до чего-то среднего, понятного каждому. Для слепых придумали объяснялки, почему это хорошо. Например, при единой культуре, а значит и языке, все будут хорошо понимать друг друга и заботиться об общем Мире, не будет границ, и не надо будет воевать. Чистейшая ложь, но находится не мало людей поверивших в это. Глобализация или, как её раньше называли, космополитизм затронула все сферы жизни и, естественно, искусство.

Если кто-то ещё думает, что искусство в обществе развивается по своим законам, то он сильно заблуждается. Я имею ввиду официально признанное и превозносимое искусство. В обществе поддерживают лишь то искусство, которое выгодно власти, всё остальное, как минимум, не получает поддержки, а в отдельных случаях, даже, преследуется. Всё это в полной мере касается и фотографии. В советские времена поддерживалась та фотография, которая помогала Коммунистической партии осуществлять свою власть. Цензура строго следила за идеалами, к которым должен был стремиться советский человек. Не лучшие времена для тех, кто выделялся из общей массы. Но вот Советский Союз рухнул, и мы решили, что теперь будет так, как мы хотим. Глупенькие, не понимали, что всё давно схвачено, и сценарий нашего уничтожения уже написан и запущен в жизнь. На общество обрушилась культура массовая, которая на Западе в это время уже набирала обороты, куда, в свою очередь, пришла из США – страны у которой, по определению, не было национальной культуры. Та культура, что сложилась у них за 200 лет, далека от духовной и основывается на американской национальной идее. И что же она нам принесла в области фотографии? Многие думают, что самое хорошее, но не спешите, давайте посмотрим глубже.

Мировое правительство, а, если называть вещи своими именами, Масонская верхушка подсадила весь мир на деньги (лохотрон мирового уровня) и сделала их главной ценностью человечества. Хотя, у них самих это уже не ценность, а лишь средство поддержания власти, которое они, кстати, хотят заменить на электронные деньги, что позволит сделать власть абсолютной. И марионетки от руководства страны расписывают нам как это всё замечательно.

Профессиональная фотография на Западе, а теперь и у нас, развивается по законам коммерции, а значит – хорошо лишь то, что хорошо покупается. Хорошо покупается, это значит массово, а значит и ориентироваться надо на то, что нравится массам. Учитывая то, что эти массы усиленно, но как бы естественно, обрабатывались со всех сторон, что им нравится? А нравится массам красивое, необычное, яркое, эффектное, драматичное, весёлое, задевающее простые животные чувства. Профессиональная фотография, то есть та, которой зарабатывают деньги, это не искусство, а ремесло, потому что не заботится о сути, но заботится о форме. Это не означает, что среди фотографий сделанных профессионалами нет прекрасных фотографий относящихся к области искусства, они есть, но их значительно меньше, и ещё меньше – их показывают. Сейчас, когда цифровые технологии сделали фотографию массовым культурным явлением, массы эти практически перестали покупать продукцию профессионалов, за исключением той, без которой не обойтись. Стали всё делать сами, а ориентируются, естественно, на то, что делали и делают профессионалы, то есть не на искусство. Конечно же, в фотографическом мире много людей с высоко развитой культурой, но в массе они тонут, их не понимают и не поддерживают, не считая клановых исключений.

Пару слов хочется сказать о красоте. Мы привыкли к тому, что красота – это добро, даже кто-то придумал фразу – красота спасёт Мир. Но как это обманчиво. Дело в том, что смысл термина красота незаметно подменили: ну, так же, как прилагательное голубой вдруг стало существительным с низменным оттенком. Например, раньше под красотой природы понимали красоту чувств, возникающих в глубинах души человека, общающегося с этой природой. Теперь же стали называть красотой мёртвую фальшивку с задранными цветами и плотностями, отдалённо напоминающую природу. И это носит массовый характер.

Поэтому, я предлагаю вспомнить, что существует термин «прекрасное», который, на сегодняшний день, может заменить опошленную «красоту». Тем более, что на это можно взглянуть и так: прекрасное стоит пред красным (пред красивым, выше его), а значит описывает более тонкие и глубокие чувства, то есть чувства астральные, а не физические. Художественный образ воздействует именно через чувство прекрасного, а не красивого. Поэтому, если фотография вызывает чувство прекрасного, то её можно отнести к области искусства, причём без разницы – искусственная она или искусная. Красивое стало синонимом яркого и эффектного, именно это сейчас закрепляют в сознании масс, производя очередную подмену ценностей. Красивые фото давно встали в один ряд с фото красивых женщин, идём дальше – с фото обнажённых женщин. К чему это ведёт (а кого-то уже привело), понятно без слов.

Крупные фотографические сайты, несомненно, работают над формированием ценностей в массовой фотографии, только вот ценности эти, так случайно, ненароком ведут людей, поверивших в них, не вверх, а вниз. Возьмём самые известные – «Фотосайт» и «Фотки.ру». Чтобы понять, что приветствуется на Фотосайте, достаточно заглянуть в ежедневно обновляемый раздел «лучшее на Фотосайте». Там вы увидите от 50% и больше - обнажёнки (что скромно называется Ню), оставшиеся проценты распределяются на все остальные жанры. Спонсором пейзажной фотографии на сайте частенько проявляется организация международного конкурса «Золотая черепаха». Ну а, уж коли, они платят, так они и музыку заказывают. А что для них хорошо? Да то, что хорошо для профессиональных пейзажных фотографов. Что касается Фоток ру, так то, что выбирают в «фото дня» модераторы, полностью соответствует названию сайта: это фотки, а не фотографии. Изредка они выставляют на показ и хорошие фотографии, но крайне редко, да и серьёзные фотографы всё реже выкладывают там свои работы, так как это, просто, не имеет смысла.

Ещё один крупный сайт «Club.foto» гнёт линию чернухи, то есть выбираются только чёрно-белые работы, за редким исключением, причём, как правило, угнетающего содержания. Я думаю, не надо расшифровывать - к чему это ведёт.

Все крупные сайты имеют рейтинговую основу – прекрасное средство управления, особенно изощрённая на Фотосайте. Ведь вдумайтесь, человек устроен так (пока не поймёт свою ошибку), что чем больше людей оценят его работу, тем, он будет думать, лучше его работа. Далеко не сразу, да и не ко всем, приходит понимание, что количество положительных отзывов в Интернете говорит не о художественной ценности работы, а о степени совпадения её со взглядами проголосовавших. А здесь возникает известный вопрос: «А судьи – кто?»

На сайтах помельче всё сводится к работе активных людей, которых всегда не много, то есть все эти голоса сводятся к мнению небольшой группы людей, зачастую не способных видеть шире своего круга интересов. Многие играют на низменных чувствах фотолюбителей, устраивая всевозможные конкурсы, в том числе и мировые. Все серьёзные, то есть оплачиваемые, конкурсы – это механизм для обнародования подходящих, с точки зрения тех, кто платит (и выше), идеалов и поддержания авторов, идущих в нужном направлении. Тут уж, как сказал А. Макаревич: «Чтобы попасть в струю – надо заткнуть свою». А я добавлю: «Если же нет своей – путь вам открыт, скорей».

Интернет настолько прочно вошёл в нашу жизнь, что уже трудно представить себе жизнь городов без Интернета. А вот вопрос: Интернет нас объединяет, или разъединяет? У меня есть на него ответ, но вы ответьте на него сами. У выросших в Советском Союзе (конечно же, не у всех, т.к. торгаши были всегда и везде) есть стерженёчек, который позволяет видеть истинные цели в жизни, а не измерять достижения людей по их материальному благополучию и известности. На последующие поколения уже оказывалось мощное влияние ценностей капиталистического мира, и его плоды мы собираем уже сегодня. А это те поколения, которым на сегодня меньше 35-и. Молодёжь, а это те, кто всё ещё думает, что он умнее и талантливее предков, что называется, с молоком матери впитала компьютерные технологии и ринулась в бой. Печальное зрелище: смотреть, как эти вояки летят с закрытыми глазами к ложным идеалам, топча всех на своём пути, и, казалось бы, можно не обращать на это внимание, ведь молодость проходит, но времена уже не те, что раньше. Время уплотняется, и его уже не остаётся на исправление ошибок. Мы на столько разъединены и на столько разные, что можем уже в ближайшее время потерять Родину, чего уж там о фотографии говорить. Но о ней говорить надо, потому что сейчас она оказывает нам медвежью услугу, превратившись в средство разобщения и отвлечения от главных проблем жизни. Примерно на то же нацелено мировое шоу, под названием – футбол, только с фотографией всё гораздо масштабней и изощрённей, так как действует на личностном уровне через банальные человеческие пороки.

Несмотря на то, что все мы живём в общем Мире, каждый человек живёт в своём мире, мы постоянно трёмся друг о друга своими мирами. Точки соприкосновения - и есть наши общие интересы, и чем больше этих точек, тем больше общего между мирами, в остальном мы разные. В приложении к фотографии это означает, что любая фотография не может нравиться всем, её область воздействия ограничивается чувствами, которые она способна пробуждать у зрителя. Если она пробуждает чувства знакомые и приятные зрителю, то, понятно, она ему нравится. Если чувства, которые способна пробуждать фотография, не знакомы зрителю, то он останется равнодушным. Любое развитие происходит последовательно, нельзя в своём развитии перескочить через ступеньку, точнее можно, но наказание будет неминуемо. И те миры, которые в своём развитии (подвиге к Господу) находятся выше, прошли все ступеньки до своего уровня, поэтому им знакомы все чувства, которые были на их пути, а те, кто ещё не дошёл до этого уровня – не знает, что выше. Путь этот не уписывается в одну материальную жизнь, поэтому молодой человек может оказаться мудрее старого. А сколько людей у нас сейчас идёт в обратную сторону (падают), да толпы. Увы, но так устроен Мир: достигший верха – нисходит, а упавший на дно – восходит. Господу нужны и те и другие, чтобы уравновешивать весы Мира. И, не всегда, оказавшись на очередной ступеньке винтовой лестницы можно понять, где верх, а где низ, поэтому и ошибаются, и не редко.

На заре своего фотографического творчества я думал, что фотография воздействует на всех потенциальных зрителей одинаково, и важно, чтобы фотография обладала набором таких раздражителей, которые зацепят любого. Но жизнь постоянно меня учила, что называется, била мордой об стол. Всё оказалось гораздо сложнее. Сейчас появилась возможность, которой раньше не было, а именно: можно анализировать реакцию людей на различные фото в Интернете. Мой анализ лишь подтверждает всё сказанное выше: мы разные, порой мне кажется, что нас собрали сюда с разных планет, чтобы посмотреть, как мы будем уживаться на общей планете. Выясняется, что художественные достоинства, вклад фотографа, глубина содержания, красота формы, и многое другое, вообще не имеют ни какого значения для большинства зрителей. Извините, но именно этих зрителей я и называю массой. Многие из них даже не хотят ни чего понимать в ценностях фотографии, но при этом, благодаря массовости, умудряются влиять на «развитие» фотографии. Есть другая категория людей: те, кто ещё не знает, что и как, но хотят понять. Их много, но меньше предыдущих. Есть состоявшиеся фотолюбители, которые потратили часть своей жизни, чтобы чего-то достичь в фотографии. И каждый достиг чего-то своего, ведь цели-то у всех разные, хоть и фотография одна. Этим, кстати, частично объясняется, почему мнения фотолюбителей по одной и той же картинке расходятся. Вторая часть объяснения, это проблема мастерства: когда человек не умеет чего-то делать, то он и не в состоянии это оценить, он не видит этой работы (он не был на этой ступеньке).

Наверно, самый большой раздор в круги художественной фотографии вносит само понятие – искусство. Ведь искусство это и искусственный и искусный, помимо того, что произведение искусства это произведение содержащее художественный образ. Искусственный – это неестественный, синтетический, не существующий в природе, ложный. Искусный – это, наоборот, близкий к естественному, к природному. Тонкое, искусное применение различных эффектных приёмов не приводит к искусственности изображения. В искусных произведениях зачастую люди не способны разглядеть художественный образ, потому что он не обнажён каким-либо искусственным приёмом. И очень часто приходится видеть обратное: когда люди, стремясь показать что-то естественно, не понимают того, что это не происходит само собой, без труда. Полагают, что то, что даёт камера – и есть естественное. В редких ситуациях это близко к истине, но только в редких. Любое фото-произведение это выборка из пространства и времени, а посему, чтобы выражать что-то естественное должна содержать не всё, что естественным образом попало в камеру, а лишь то, что выражает это естественное. Фотография чего-либо естественного должна ВЫРАЖАТЬ эту естественность, то есть должна быть выразительной, а не плодить фотографический мусор. Даже хаос, если он художественно преподнесён, взывает к глубоким чувствам, а не вызывает отторжение мусора. Поэтому, хотим мы того или нет, но у художественной фотографии выработался свой язык, который позволяет понимать, что к чему приводит, и почему одно и то же действие в одной ситуации даст желаемый результат, а в другой – нет. Искусность как раз и заключается в том, что проведена большая работа, чтобы картинка выглядела естественно, но работа эта мало кому видна.

В первую очередь это касается такого тонкого жанра, как пейзаж. Далеко не каждое фото-произведение (речь идёт о художественной фотографии) можно отнести к искусству, даже, когда оно находится в области искусственного, в первую очередь, это связано с культурным уровнем автора, с его эстетикой. Интернет просто завален грубыми попытками сделать эффектную картинку, благо цифровые технологии позволяют это делать всем кто пожелает, и таланта для этого не надо. Кто-то возразит: «А как же учиться, если не показывать?» А как учились, когда не было цифровых технологий? Работа не должна выплёскиваться за пределы кухни фотографа: показываться должны обдуманные и отработанные варианты картинки. Должна же быть элементарная самооценка. Автор сам должен понять и выбрать – что для него хорошо, а не для кого-то. Когда автор делает откровенно искусственную картинку, это, чаще всего, замечательные работы, чем выше уровень мастерства, тем большее восхищение они вызывают. А вот, когда автор пытается выдать эту искусственность за естественное, или, просто, смешивает естественное с искусственным, то это вызывает, мягко говоря, недоумение: а чего ради это создавалось.

В пейзажной фотографии существует область (стиль), которая находится, я бы сказал, на грани фола. Яркий её представитель – это Марк Адамус – профессиональный американский фотопейзажист. Суть стиля в том, что для создания окончательной картинки используются эффекты и компьютерная обработка не вызывающая у мало искушённого зрителя ощущение, что это искусственно сделано. У меня была возможность в этом убедиться, наблюдая реакцию людей на его работы. На столько грамотно, эффектно, и красиво сделано, что люди задаются вопросом: «Неужели это правда?» Это направление в пейзажной фотографии сейчас развивают многие фотографы во всём мире, и у нас их не мало. Для молодёжи – это, вообще, «свет в окошке», как говорят – круто. И всё тут, вроде бы, хорошо, но ведёт эта тропинка к абсолютной искусственности, что можно заметить по ряду его же работ. Хорошо это или плохо судите сами, как говорится, каждому даётся по его мере. Я не хочу двигаться к ложным целям, а искусственное – это ложь (это отражение в кривом зеркале), по сему и, почти, не делаю этого. Стержень внутри меня противится созданию искусственного, но я могу с удовольствием смотреть на то, как это делают другие, мне понятны их стремления, а вот радости это не приносит. Чем ванилин отличается от ванили, или любой другой искусственный аромат от натурального? Отсутствием незначительных примесей. И этого достаточно, чтобы отличить искусственное от естественного. Так и в фотографии: идя по тропинке искусственного можно создать очень яркие, выразительные работы, но их суть будет ограничена той, что заложена автором. Суть естественных состояний значительно шире того, что может придумать человек, вот только передать эту суть крайне сложно средствами фотографии. Начинаешь усиливать одно – теряешь другое, малейшая фальшь может перечеркнуть всю работу: невозможно тягаться с Творцом, гораздо проще плодить искусственность. Мы, как созданные по образу и подобию Творца, можем сотворять, а вот будет ли это со-творчество или ублажение гордыни зависит от автора, его мировоззрения. Поэтому я и уделил столько времени отступлениям от непосредственной темы – фотография. Если читатель сочтёт всё сказанное здесь бездоказательным, то хочу заметить, что я и не собирался ни кому, ни чего доказывать: доказательства есть внутри вас, просто одни их слышат, а другие, пока (или уже), - не слышат. Удачи вам, уважаемый читатель, и взаимопонимания!

2011 © Андрей Мареев, фотография автора


Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Посетить сайт автора >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/philosophy/mass/mass.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2013 Хулиганствующий Элементъ