ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ



УДАЧНАЯ ФОТОГРАФИЯ





Вадим ШИРОКОВ








Не секрет, что даже начинающий фотограф-любитель способен создать шедевр (случайно), отсняв при этом тысячу кадров. Так вот вопрос в том, каким же образом можно увеличить вероятность попадания в удачный снимок, соответственно снизив количество отбракованных фотографий.




Для этих целей предлагаю обратить внимание на следующие существенные моменты, напрямую влияющие на качество снимка: 1. Техника. 2. Голова.

1. ТЕХНИКА

На первом пункте не хотелось бы останавливаться подробно, поскольку здесь и так все более-менее ясно. Если рассматривать оснащение любителя, то под составляющими техники я подразумеваю камеру, которая, в свою очередь, делится на объектив и body; затем пленку, если камера нецифровая; место проявки/печати, если это не осуществляется самостоятельно; а также сопутствующие аксессуары: внешняя вспышка, штатив, дистанционное управление, фильтры и т.д. При этом не считаю принципиальным что-то из вышеперечисленного выделять в приоритет. Важно все в совокупности. Можно обладать камерой за две тысячи долларов и смазать результат из-за хромого скрипучего штатива при съемке в условиях низкой освещенности.

Единственное, на что хотел бы обратить внимание – это различие по качеству получаемого изображения между цифровой и аналоговой камерой. Для сглаживания этой разницы в газете «Фото Бизнес News»1 исследовался вопрос технического совершенства цифровых камер. Автор статьи «Хочу все знать о цифровой фотографии!» приходит к следующему выводу: для того, “чтобы достичь разрешения, сопоставимого с фотопленкой, устройство фиксации изображения цифровой камеры должно иметь от 8 до 12 мегапикселей”. Вместе с тем в настоящее время появилось достаточное количество камер по доступной цене, обладающие 10 Мп матрицей – Pentax K10, Sony Alpha, Nikon D80, Canon 400D, Olympus E-400, Samsung GX-10 - и сейчас эта разница в разрешении практически сошла на нет. В добавление хотелось бы отметить еще такой факт: больше всего фотопленок в мире было продано в 2002 году, далее их производство и продажа пошли на спад. Хотя, конечно же, для создания художественных образов значения не имеет, какой камерой Вы работаете: аналоговой или цифровой.

Технику можно расценивать как необходимое, но не достаточное начальное условие для создания фотографического шедевра. По моему мнению, для реализации творческих замыслов подойдет любая не самая дешевая камера, классом выше, чем женский компакт. Поэтому переходим к пункту № 2.

2. ГОЛОВА

Здесь, в свою очередь, я тоже считаю возможным провести некий анализ (разбивку на составляющие). Условно это – образование, практика и везение.

Что касается образования, то здесь можно быть спокойным. В том плане, что в настоящее время в Российской Федерации нет высшего учебного заведения, окончив которое у Вас на руках оказался бы диплом фотографа. Достаточно острая дискуссия на эту тему отмечена в статье «Уроки фотографии» журнала «Фото и видео»2 . Т. е. нет эталона, не с чем сравнивать и, следовательно, любой желающий, взяв в руки даже мобильный телефон (который сейчас редко встречается без встроенной камеры), может легитимно объявить себя фотографом. В этой связи вспоминаются слова Александра Лапина: «Ну, а человек, который никогда не видел, как на бумаге в проявителе возникает изображение, - все же это не фотограф, а скорее нажимальщик кнопок»3 . Безусловно существуют мастера своего дела, существуют курсы фотографии для начинающих и для продвинутых, где эти мастера преподают, и где можно в какой-то степени повысить свой уровень подготовки как в теории, так и на практике. Но при этом отсутствуют формирующиеся десятилетиями исторические традиции школы русской фотографии. И если первоначальный вариант данной статьи был написан мной в конце 2003-го года, то, похоже, что за это время ничего не изменилось – в конце 2006-го года в интервью журналу «Фотодело» Сергей Лидов, президент Гильдии профессиональных фотографов СМИ России сказал по этому поводу так: «Так что вот – не стало школы – пятнадцать лет негде учиться. Молодежь сама по себе – они брошены, вынуждены быть самоучками. Нет критериев качества, вот в чем дело»4.

Что касается практики, то там тоже все достаточно просто. Чем больше упражняешься в приобретенных знаниях, тем чаще получаются хорошие фотографии. Правда, для того, чтобы расти, необходимо кому-то свои работы демонстрировать с целью обратной связи в виде разумной критики и советов по устранению допущенных ошибок. С этим немного тяжелее, учитывая уже упомянутую ситуацию с образованием. Тем не менее, все же существует масса талантливых фотографов, к которым можно обратиться, а если начинающий не имеет таковых среди своих друзей и знакомых, то можно порекомендовать фотосайты. Надо отдать должное научно-техническому прогрессу, уровень которого сегодня позволяет обмениваться мнениями касательно своих и чужих работ, не выходя из дома. Посещение официальных сайтов знаменитых фотографов, виртуальных галерей, изучение статей, участие в форумах (обмен опытом), анализ работ посредством написания комментариев, а также изучение отзывов других посетителей фотосайтов – все это в той или иной степени способствует повышению уровня Ваших способностей.

Так что до этого момента пока все представляется довольно таки понятным. За исключением последней вещи – везения. Я не уверен, что если изучить все биологические аспекты восприятия изображения человеческим глазом, геометрические правила построения фотографии, изобразительные и смысловые связи, композицию, активные линии и т.д., то удачный снимок гарантирован. Более того, в своей книге А. Лапин утверждает, что при грамотном анализе получившихся фотографий можно обнаружить вполне достойные внимания работы, в то время как первоначально эти же снимки казались посредственными. Получается, что, если любителю никогда не представится возможность ознакомиться с книгой Лапина (и тем самым вооружиться алгоритмом отбора качественных фотографий), то он никогда не узнает, что создал произведение искусства. В «Фотографии как…» автор также утверждает, что общепризнанные правила создания привлекательного снимка можно нарушать, только делать это осознанно. Т.е. сначала представить результат, сделанный по канонам соответствующей съемки, а потом работать, умышленно отступив в сторону от этих канонов. Таким образом, напрашивается вывод, что все здесь вращается вокруг неких правил, которые, на самом деле, являются гипотетическими. И толком-то их никто не знает, поскольку нет стандарта фотографического образования (доступного в России). Попробую предположить, что здесь решающую роль играет что-то иное. По моему мнению, гениальная фотография содержит в себе нечто большее, нежели та, взгляд на которой задерживается не дольше секунды. Эта разница с трудом осязаема и находится как бы за кадром. Она привлекает внимание, но не видна напрямую. Это что-то эфемерное, но устойчиво подпитывающее зрителя эмоциями и притягивающее его продолжать разглядывать фотографию еще и еще. Вероятно, подобрать определение этому явлению не представляется возможным, поскольку словесная оболочка сразу же его ограничит. Возможно, это некие символы и образы, содержащиеся в фотографии, которые не воспринимаются зрителем на осознанном уровне, но проникают в него и находят отклик на уровне эмоций и души.

Что же способствует захвату доли этой эфемерности при нажатии на кнопку спуска затвора камеры? В первом приближении все просто – главное везение. Кто-то добросовестно в течение года посещает каждое занятие курса «Фотография для начинающих», а кто-то, один раз прочитав какой-нибудь простенький самоучитель по фото, добивается тождественных результатов. Как последнему это удается? Ответ в следующем: надо чувствовать то, что Вы делаете. Какие же существуют способы развить эту чувствительность? Рассмотрим более подробно некоторые возможности получения удачных фотографий посредством развития интуиции и увеличения рациональности мышления.

Во-первых, это метод, предлагаемый Мирзакаримом Норбековым5. Он заключается в том, чтобы развить функцию шишковидной железы мозга, отвечающей за интуицию. Вывести ее из состояния «stand by». С техникой развития можно ознакомиться в книге «Миллион решений» или непосредственно на курсах Норбекова. К слову сказать, в 2001 году Гарвардская школа бизнеса наиболее передовыми способами развития бизнеса признала интуицию и медитацию. При наличии интуиции возможно, помимо прочего, приступая к работе, сразу же отклонить неудачные ракурсы и выбрать наиболее выигрышный, почувствовав его. Методом проб и ошибок, но исключая ошибки (по крайней мере, сведя их к минимуму). Интуиция так же помогает выбрать свое направление в фотографии, понять, что ближе именно Вам, и развиваться в этом направлении, постепенно все больше и больше проявляя и выражая себя в этом.

Во-вторых, нельзя не упомянуть великолепную книгу Максвелла Мольца6. Целая глава этого произведения посвящена поиску эффективного решения. Суть данной главы следующая: существует мировой бассейн идей. Не надо ничего искать. Все решения, гениальные идеи и открытия уже созданы. Надо только дотянуться до них, каким-то образом получить доступ к этому бассейну. Мольц советует только один раз как следует задуматься над поставленной задачей, а впоследствии наоборот отвлечься и больше не беспокоить голову этой проблемой. Далее в организме запускается самонаводящийся механизм целеполагания, ориентированный исключительно на наиболее эффективный результат, на удачу. Главное не мешать ему и решение придет само. В этой связи Мольц даже проводит аналогию между физическими и умственными усилиям, упоминая такую болезнь как тремор цели: чем больше стараешься эту цель достичь, тем больше она ускользает.

В-третьих, заслуживает внимания и теория Махариши Махеш Йоги7. В основе учения Махариши лежит предположение о существовании единого поля. Это поле соткано из законов природы, включая точные науки и т.д. – упорядоченные законы жизни. Стараться все их изучить и соблюдать бессмысленно. Хотя бы потому, что на это жизни не хватит. Проще погрузиться в единое поле и принимать решения естественным образом, интуитивно. Плюс гармонизация отношений, согласованность с окружающей средой, соразмерность Ваших возможностей с возникающими проблемами. При этом для достижения результата по максимуму обещается затрата минимума усилий. Каким же образом возможно достижение этой области чистой умственной энергии и интеллекта – единого поля? Достаточно освоить технику трансцендентальной медитации (ТМ). Найдя посвященного, которому позволено преподавать ТМ, за символическую плату после соответствующего обряда Вам вручат несложные правила практики ТМ и мантру. Осталось только решиться тратить 2 раза в день по 20 минут на медитацию. Но, возможно, игра стоит свеч. Поиск решений творческих задач теоретически должен значительно упроститься после освоения данной техники. Однако рекомендую более всесторонне изучить этот вопрос, прежде чем погружаться в это.

В-четвертых, «духовный бестселлер» Шакти Гавэйн8. Попробую проиллюстрировать идею книги на примере одной из техник, которая по сути отражает общее содержание данного произведения. Для достижения цели прежде всего требуется ее максимально ясно сформулировать9. Для этого Вам следует определить, какой Вы хотите видеть будущую фотографию и какое эмоциональное влияние она будет оказывать на зрителя. Затем надо пережить этот снимок в голове. Т.е. создать его мысленно, представить подробности в деталях, нарисовать конечную картину как можно более четко в уме, увидеть изумление и восхищение на лицах зрителей, если эти персоналии заранее Вам известны. Затем следует отпустить этот образ в свободное плавание, во Вселенную. Результат Вашего мышления материален, более чем. Потребуется некоторое время для того, чтобы созданная Вами фантазия нашла возможность замкнуться на Вас еще раз, но уже в виде реальной фотографии. Т.е. каким бы парадоксальным этот способ не показался, но делать действительно ничего не надо, за исключением визуализации конечного результата и веры в действенность вышеприведенного метода.

В-пятых, произведение Вадима Зеланда «Трансерфинг реальности»10. Это стоит прочитать в любом случае. «Реальность существует независимо от вас… До тех пор, пока вы с этим согласны. Трансерфинг – это управление реальностью» обозначено на обложке. Также позволю себе процитировать еще одно место: «Представьте себе: однажды вы пробуждаетесь в своем зеркальном сновидении. Вокруг что-то происходит. Обычные события и декорации, но вы смотрите на все по-другому, словно вырвались из потока событий и очутились в центре огромного сферического зеркала. Гигантский калейдоскоп медленно вращается вокруг вас, сверкая гранями реальности. Вы — часть этой реальности и в то же время существуете отдельно, независимо. Точно так же вы осознаете свою «отдельность», когда просыпаетесь во сне и понимаете, что теперь сон зависит от вас, а не вы от него. В зеркальном сновидении наяву — все то же самое, с той лишь разницей, что действительность реагирует не так быстро. Но стоит только свыкнуться с ее медлительностью, как открывается нечто удивительное — реальность пластично меняется, следуя образу ваших мыслей. Что все это значит? Куда вы попали? Вы оказались снаружи этого мира — вышли из зеркала». Короче говоря, это уже не просто решение какой-то локальной проблемы, а совершенно иной подход, другой уровень. Переосмысление реальности как таковой, переосознание причинно-следственных связей происходящих вокруг тебя событий, а также возможность этим управлять. Как Сергей Даниэль в своей книге «Искусство видеть»11 неожиданно меняет местами художника и зрителя, рассуждая о том, что автор картины прямым образом влияет на механизм восприятия картины зрителем (обратное тоже верно)12, так и Вадим Зеланд задается вопросом о том, а что, собственно говоря, первично: наша идея, благодаря которой изменились обстоятельства или обстоятельства сложились таким образом, что натолкнули нас на мысль, которая, материализуясь, начала двигать обстоятельства…

В завершение я хотел бы только обозначить и не углубляться подробно в общеизвестные истины, как то: а) для того, чтобы голова эффективней работала, следует содержать ее в чистоте, проветривать, а еще лучше стремиться к идеальному здоровью всего организма; б) такие вещи, как тренинг личностного роста или индивидуальная работа с психологом способствуют значительному повышению самооценки, что приведет к возможности допустить для себя запрыгнуть на ступень выше, снять собственные ограничения самого себя.

Данная статья не претендует на охват всех существующих способов подружиться с Фортуной для создания удачного снимка. Однако цель ее написания будет оправдана, если хотя бы кому-то из любителей она окажет содействие в получении содержательных фотографий.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. «Фото Бизнес News» № 16 (48) 2003 11-30 ноября.
2. «Фото и видео» № 11 (79) ноябрь 2003 года.
3. Лапин А.И. «Фотография как…» – М.: Изд-во Московского университета, 2003.
4. «Фотодело» № 12,1 (46,47) декабрь 2006 - январь 2007.
5. Норбеков М.С. «Где зимует кузькина мать, или как достать халявный миллион решений?» - М.: Изд-во АСТ, Астрель, 2003.
6. Мольц М. «Психокибернетика» - СПб.: Изд-во Питер, 2002.
7. Ротх Р. «Трасцендентальная медитация Махариши Махеш Йоги» - СПб.: Изд-во Кольна, 1994.
8. Гавэйн Ш. «Созидающая визуализация» - Е.: - Изд-во СВ-96, 1999.
9. По Максвеллу Мольцу это уже 50 % решения проблемы.
10. Зеланд В. «Трансерфинг реальности» - СПб.: Изд-во Весь, 2005.
11. Даниэль С. «Искусство видеть» - СПб.: Изд-во Амфора, 2006.
12. «Дело в том, что рисунок служит своего рода зеркалом самого восприятия. Между восприятием и изображением возникает живой диалог, они как бы обмениваются опытом, постоянно сличая, сравнивая, сопоставляя данные друг друга. Художник может строить программу восприятия, создавать план изобразительной деятельности и еще до ее начала представлять себе результат. Иными словами, художник способен зримой мыслью предвосхищать саму действительность». С. Даниэль.


2003-2007 © Вадим Широков

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Посмотреть другие фотографии автора >>>
Написать письмо автору >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2007 Хулиганствующий Элементъ