ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



УПУЩЕННЫЙ МОМЕНТ



Анзор БУХАРСКИЙ


Мне кажется, нет ничего досаднее для фотографа, чем думать об упущенном моменте. Ведь упущенный момент – это – решающий момент, который фотограф, по каким-либо причинам, в разной степени от него зависящим, упустил. Упустил безвозвратно, безнадежно, бездарно.

Упустил вот его фотограф, и теперь нервно покусывает локти и лодыжки свои. Обидно, но ничего не вернешь. Момент стал частью истории, о которой никто, кроме него самого, теперь знать не будет и тем более – не увидит. Причин, по которым существуют упущенные моменты, может быть множество.

Лень, как причину, мы тут даже не рассматриваем, ибо настоящих фотографов, которым лень залезть в кофр и достать камеру, в природе не бывает. Те же из них, чей фотоаппарат затерялся на дне дамской сумочки благоверной, не будут сильно сокрушаться об упущенном кадре.

«Камеры с собой в это время не оказалось» - вот самая распространенная из причин. Почти в девяносто случаев из ста, когда я выхожу из дома, кофр с фотокамерой, обычно болтается у меня на левом боку. В пяти случаях – на правом. Но, в самом деле, это какая то чертовщина… Это проклятие фотографа… Именно в одном из пяти оставшихся, может наступить этот чертов момент. Ну что тебе мешало захватить с собой камеру? – спрашиваешь ты сам себя. Потом клянешься себе в сотый (тысячный) раз, что и шагу не ступишь из дома без нее. Даже вынося мусор.

Другое дело – упущенный момент по обстоятельствам. Вам запретили снимать. Тут намного сложнее. И переживаний по этому поводу будет больше. И дольше. Вот когда обидно до слез. И камера у Вас наготове. И пара-тройка запасных карт памяти, и даже наружная вспышка (на всякий пожарный). Вы прекрасно видите сюжет. Драматургия развивается на Ваших глазах по всем правилам жанра в реальном времени. Вы наблюдаете, но снять не имеет права. Права юридического, этического или какого еще.

Недавно я был на похоронах. У друга скончался старик-отец. Родственники съехались отовсюду. Народ ведет себя по-разному. Страдают близкие, дальние судачат о чем-то своем, соседи просто помогают. В какой-то момент страсти начинают сгущаться. Пришло время выносить покойника. Женщины трагически заламывают руки, мужчины тайком смахивают скупые слезы. Я же, как самый законченный стервятник, подойдя к другу смущаясь, спрашиваю, можно ли мне снимать. Камеру то, я заблаговременно прихватил с собой. Друг отказал. Я страдал от того, что не могу снять. Я видел неподдельные сцены, планы, цвета. Я видел настоящую драму, как по заказу усиленную игрой теней, и… не мог снять. Один из родственников друга даже дал мне разрешение под свою ответственность. Он, будучи человеком образованным, прекрасно понимал, что эти кадры могут потом стать частью их семейной истории. Но я не хотел ранить друга своим цинизмом.

Однажды я оказался свидетелем подготовки к большому празднику. Немедленно пристегнув замком свой велосипед к ближайшему столбу, вытаскивая на ходу камеру из кофра, я ринулся к площади. Зрелище было грандиозным. По площади, строй за строем, маршировали участники завтрашнего парада. Я тут же начинаю снимать, скача как кенгуру в поисках лучшего вида. И вот, найдена выгодная точка съемки, я как снайпер, уравновесив дыхание, сижу на корточках в предвкушении хорошего кадра. Прямо на меня парадно-строевым шагом приближается идеально ровный ряд солдат, чеканя ритм бравой отмашкой. Вдруг меня хватают за плечо культурно, но достаточно твердо:
- Ваши документики, гражданин.
Я оборачиваюсь к двум постовым служителям права-порядка, пытаясь объяснить причину своего здесь пребывания. Оказалось, необходимо заранее иметь разрешение властей на подобную фотосъемку. Через пять минут, инцендент был исчерпан все же в мою пользу, но на площади маршировали уже школьники и студенты, а солдаты, сверкая эполетами и начищенными кокардами, давно удалились в свою часть, нести срочную службу.

А вот замечательная история, когда упущен момент по непредусмотрительности, которую рассказал мой товарищ по цеху. Он, прогуливаясь по городу, снимал городские сценки и пейзажи на пленку по чьему-то заказу. И вот, увидев еще какой-то, заинтересовавший его сюжет, товарищ достает фотоаппарат и делает последний кадр. Когда, довольный результатом своей прогулки, он засовывает камеру обратно в кофр, слышит за спиной женский голос:
- Ты бы туда лучше посмотрел, сынок.
Товарищ оборачивается в указанную женщиной сторону и видит абсолютно четкую, без малейшего изъяна радугу. Радуга, по его словам, была ярких и внятных цветов, и правильной дугой точно легла над главной достопримечательностью нашего города – минаретом. Но кадры в пленке уже закончились…

Услышав эту потрясающую историю, я в тысячный раз благодарил Бога, что придумали цифровую технику, ведь с карты памяти всегда можно удалить десяток-другой ненужных кадров, чего никак не проделаешь с пленкой!

На одной свадьбе я заканчиваю снимать первый танец молодых и направляюсь к своему кофру за запасным аккумулятором, чтобы поменять подсевший в фотоаппарате. В это время происходит неожиданное: друзья жениха не дают тому даже проводить невесту до стола, и подняв на руки, начинают подбрасывать высоко вверх. Нужно ли говорить, что времени, бездарно потраченного мной на смену батареек, хватило, чтобы все закончилось так же быстро, как началось. Вот когда упущен момент, потому что не сработала интуиция фотографа…

А вот просто смешной случай, над которым хохотала моя жена. Я пошел к директору одного музея обсудить важный для меня коммерческий вопрос. Музей находится в старинной цитадели, высота которой не менее двух десятков метров. Сидя в кабинете директора (кабинет находится на самом верху крепости), я вдруг слышу, доносящийся снизу звук народных инструментов – карнаев, сурнаев и барабанов. Это свадебная процессия с подарками от жениха, проходящая прямо под крепостной стеной, направляется в дом к невесте. Все участники процессии, надо полагать, одеты в традиционно яркие разноцветные костюмы, присущие столь торжественному событию. Ясно, что бросься я в это время снимать, вызвало бы как минимум недоумение у моего уважаемого собеседника. Тут уже упущен момент исключительно по моей врожденной вежливости.

Хочется пожелать коллегам, чтоб решающих моментов в их творчестве было больше, а упущенных – меньше. Будьте в меру циничными, в меру вежливыми, и достаточно оперативными. И носите с собой на всякий случай мобильный телефон со встроенной фотокамерой, если уж Ваша зеркалка слишком тяжела.

2011 © Анзор Бухарский

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/philosophy/lost-moment/lost-moment.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2011 Хулиганствующий Элементъ