ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ



Николай КУЗНЕЦОВ

Прежде чем говорить о фотографии, об умении передавать образы и искусстве композиции, хотелось бы сделать большой шаг в сторону. Сделать шаг туда, куда отваживаются заглянуть очень немногие искатели. А именно, коснуться принципов работы нашего сознания и восприятия.

Принципы нашего восприятия - это основополагающие вещи, жизненно необходимые для нашего физического выживания. А значит, они изначально «вшиты» в нас и являются той основой, опираясь на которую мы и можем существовать, мыслить, действовать.

Мы постоянно имеем дело с замкнутыми системами, находимся в них, наблюдаем их, живем в них. Наши тела – целостные системы. Любая живая клетка, любой живой организм - это замкнутая, целостная система. Именно целостные системы жизнеспособны. Как только теряется целостность, уходит жизнь.

Мы всюду имеем дело с целостными, замкнутыми системами от: микро-уровня – живая клетка, до космических масштабов – планета Земля, солнечная система, вселенная, космос. Всюду – замкнутые системы. Мы живем внутри них. Наш организм - тоже замкнутая, целостная система, любые образы в нашей голове – целостны. Только целостный образ мы в состоянии воспринимать, иначе все распадается на не связанный между собой, хаотичный набор звуков, визуальных картинок и ощущений.

Из потока восприятия наше сознание автоматически выделяет целостные образы. Оно собирает картинку из потока зрительных ощущений, из звукового потока формирует музыку, осмысленную речь и т.д., мы ориентируемся в пространстве, благодаря ощущению его стабильности и целостности.

Основополагающее свойство нашего сознания – воспринимать целостные образы и выделять из них смысл. Именно смысловая составляющая образов для нас с вами наиболее важна.

На самом тонком, базовом уровне, чистые смыслы определенным образом отражаются в нашем теле, оставляют так называемые отпечатки. Когда мы сумеем обратить внимание внутрь, то поймем, что наше восприятие базируется именно на этих отпечатках. На них строится наше чувственное восприятие, умение отличать один цвет от другого, умение различать форму, вкус, цвет, запах и звук. Эти отпечатки становятся той самой базовой единицей, из которой наше сознание и формирует целостное ощущение, целостную картину мира, наши переживания, цели, эмоции, образы.

Искусство фотографии - это искусство передавать целостные образы, умение переводить их из сферы нашего сознания в «картинную плоскость», в плоскость кадра.

Целостность - это и есть та самая основа, которая помогает глубоко осознать процессы, происходящие внутри нашего сознания, понять работу фото-видеокамер. Ведь принципы их работы целиком и полностью отражают принципы нашего восприятия. Схемы их работы практически полностью совпадают со схемами нашего зрительного восприятия. Поэтому и освоение фотокамер должно начинаться с освоения самих себя, с осознавания и понимания процессов, происходящих внутри нас с вами, с направления внимания внутрь.

Тут мы коснулись другого важнейшего свойства нашего сознания – внимания . Внимание относится к высшим свойствам человеческой психики. Внимание – одна из наименее изученных областей человеческого сознания. О работе внимания можно судить лишь по косвенным признакам. У него нет органов в человеческом теле, тем не менее, оно существует. Это факт, от которого не отвертеться. Более того, внимание – это и есть та самая основа, та самая среда, в которой и разворачиваются потоки нашего восприятия. Это и звуковой поток, и поток наших тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений, и зрительное восприятие. Именно наше внимание, аспект которого мы не осознаем, и собирает все эти потоки воедино и собирает ту самую картину мира, в которой мы живем.

Внимание постоянно проделывает сложнейшую работу, работу по сборке восприятия и выделению смыслов. А мы тем временем можем ехать в метро, в машине, завтракать, делать зарядку или просто смотреть телевизор…

Обратить внимание внутрь может оказаться самым сложным делом. Подавляющее большинство из нас не привыкло делать это. Мы привыкли просто быть, просто слушать, просто «жить». Но чтобы начать наблюдать за собой и теми процессами, которые происходят у нас внутри, требуется делать определенные усилия. И порой мы сталкиваемся с непреодолимым сопротивлением. Чаще всего такое сопротивление возникает из-за большой инерции нашего сознания и из-за того, что мы не знаем, как надо делать это, как правильно направить внимание внутрь. Вследствие многолетней привычки вектор и фокус нашего внимания совпадает с вектором и фокусом взгляда. Требуется большое усилие, чтобы отделить одно от другого. Но если это удается, то внимание обретает свободу.

Как выяснилось, внимание универсально. Это универсальный язык, на котором общаются все живые существа. Внешние проявления разные, но поток внимания один. Один и тот же поток внимания позволяет нам сосуществовать друг рядом с другом, договариваться друг с другом или воевать… Мы чувствуем друг друга и понимаем, все это благодаря вниманию, универсальному инструменту, данному нам Богом.

Получается, что мы живем внутри замкнутых систем, наши тела являются замкнутыми, целостными системами и наше внимание охватывает целостные системы и в состоянии выделять чистые смыслы.

Теперь мы подходим к самому главному, к основополагающему выводу:
- Любые замкнутые системы возможно охватить вниманием.

Мы, человеческие существа, можем охватить вниманием не так уж много. А если точнее, то наших ресурсов хватает только, чтобы охватить сравнительно небольшие участки замкнутых систем, дальше нам энергии не хватает, и внимание рассеивается. Если следовать логике, то в мире обязательно должны быть те, у которых ресурсов внимания достаточно для того, чтобы охватить любые, даже бесконечно-огромные замкнутые системы, такие огромные, как космос.сброд.

Все просто, но в этой простоте кроется основа жизни. Если вспомним второй закон термодинамики, то поймем, что любая замкнутая система истощается, если не будет подпитки извне. Но все устроено так, что подпитка есть - мы живем.

Пришло время вернуться к образам, что формируются в нашей голове.

Как я уже говорил, наше сознание способно воспринимать только целостные образы. Более того, образы изначально формируются как некое целостное ощущение и отражаются в теле в виде определенных отпечатков. Когда образ сформировался и возник отпечаток, первое, что мы можем сказать - это то, что он есть. Образ еще не выражен, но мы уже чувствуем то, что сформировалось внутри. Если точнее, то наше внимание считывает тот отпечаток, что оставил образ внутри нас. И только потом, чуть позже, когда образ вызреет, напитается силой, энергией нашего внимания, мы сможем его выразить в любой доступной нам форме. Это может быть танец, движение, рассказ или стих, музыка, песня, картина или фотография. Мы реализуем, родим тот образ, который сформировался внутри. Акт творчества - это рождение образа, рождение целостной, жизнеспособной системы. Эти системы обретают форму, носитель и независимое существование, они обретают жизнь. Принцип зарождения, вынашивания и рождения образа сходен с принципом зарождения, вынашивания и рождения живого существа. И чем более большой и глобальный образ, тем большее время необходимо для его формирования и вынашивания, вплоть до нескольких лет. И тем больше усилий и энергии требуется для его рождения. Но иногда образ рождается мгновенно. Этим и отличается фотография от других видов искусств. Но, тем не менее, даже мгновенно реализованный образ – целостен. И благодаря своей целостности, он живет, передает эмоции, настроение, состояния – жизнь.

Нас не смущает то, что когда мы читаем рассказы или романы, или просто смотрим кино, мы целиком и полностью оказываемся поглощенными теми образами, которые видим, или которые формируются перед внутренним взором. Мы эмоционально реагируем на каждое движение, каждый вздох полюбившегося героя. Мы сопереживаем ему. А меж тем - это только образ. Тот самый образ, который сформировался в голове писателя, и обрел жизнь в книге или на экране. Мы наблюдаем жизнь образа, его содержание, смысл. Образ живет внутри нас, и мы слышим его пульс, чувствуем ритм.

Пульс или ритм – это следующая важнейшая составляющая жизни. Ритм сопровождает нас с момента зачатия и до самой нашей смерти. Все замкнутые, жизнеспособные системы имеют свой ритм, цикл развития, пульс.

Ритм – универсальная мера жизни. У любой системы есть несколько уровней ритма. Точнее, можно выделить как минимум два уровня: внутренний ритм – пульс, и ритм внешний – цикл развития, цикл жизни. Взаимодействие этих двух ритмов с ритмами других систем дает неповторимую линию жизни. Сочетаясь друг с другом, ритмы могут входить в резонанс – резкое усиление амплитуды при минимальной затрате энергии, они же могут и диссонировать друг с другом, взаимоуничтожаться. Когда наши ритмы и направление внимания совпадают, может возникнуть любовь с первого взгляда, глубокая искренняя дружба, доверие, преданность, страсть.

Если наблюдать наложение ритмов внутри замкнутой системы, мы сможем увидеть так называемые стоячие волны. Мы можем увидеть, как в одних местах постоянно происходит резонансное взаимодействие – резкое усиление амплитуды, а в других местах диссонансное – взаимная аннигиляция, взаимное уничтожение волн. Заметьте, я говорю увидеть – охватить вниманием целостную систему и воспринять это явление целиком. Для этого можно даже налить воды в ванную, в стакан или в бассейн и там начать ритмично создавать волны. Результатом станет взаимное наложение генерируемых вами и отраженных волн, которое превратится в устойчивую картину.

Если научиться слушать себя, адекватно считывать внутренние отпечатки - ощущения, то можно научиться воспринимать такую же интерференционную картину (картину взаимного наложения волн внутри замкнутых систем) в любом месте, и дома, и в лесу, и в горах, и в городе, и слушая собеседника. Тут на ум приходят и кастанедовские «Места Силы» и «гиблые» места и шаманы… Но дело в том, что такое явление возникает в любой замкнутой системе, и дома, и в метро, и в кинотеатре, и в офисе, и в творческом коллективе, и на улице… Главное, научиться слушать, слушать себя.

Уметь чувствовать и передавать ритм является одним из важнейших моментов в творчестве, будь это ритм танца, ритм стиха или ритм в фотографии.
Ритм - последовательное чередование чего бы то ни было, создает упорядоченность, ритм структурирует пространство, создает фактуру, структуру из хаоса.
Ритм лежит в основе фрактальной геометрии, которая, в свою очередь, основывается на теории Хаоса.
А эта теория гласит, что все в мире взаимосвязано.

Если мир кажется хаотичным и пугающим, то, скорее всего, это наше восприятие разбито, разрозненно.
Разбитое зеркало не сможет передать целостную картину мира, но это не означает, что мир рухнул.

Мир - это целостная система, и мы с вами ее неотъемлемая часть, каждый из нас тоже целостен, и образы, мысли в голове тоже целостны и наполнены эмоциями, переживаниями, смыслом.

Смысл - это та самая составляющая, которую выделяет наше внимание в потоке восприятия. Смысловые переживания - базовые отпечатки, которые лежат в основе нашего восприятия и которые позволяют собрать целостные ощущения внутри нас с вами.

Композиция – это попытка описать работу внимания внутри замкнутых, целостных систем. А взаимное наложение ритмов внутри системы дает подвижную, живую интерференционную картину, которая постоянно меняется в зависимости от наложения ритмов. Вот поэтому правила композиции никогда не смогут жестко однозначно описать то, что мы наблюдаем. Но они становятся некоей картой, которая поможет адекватно и грамотно передать тот образ, что вызрел у нас изнутри.



2012 © Николай Кузнецов

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Посетить сайт автора >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/philosophy/kuznecov5/kuznecov5.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2012 Хулиганствующий Элементъ