ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



ЧУЖАЯ ТЕРРИТОРИЯ




Статья заняла 1 место в Конкурсе статей о фотографии.


Анзор БУХАРСКИЙ



Мне срочно нужен грант!
Пусть небольшой.
Пусть крохотный, но – грант.
Пусть Грантишка.
Захудалый такой, грантчонок.


Иначе – никак. На что мне дальше жить? Я свободен, как фанера над Парижем. А парижские фанеры всегда были самоокупаемы и на хозрасчете, и все это знают. Некоторые мои знакомые давно и припеваючи живут на грантах, плюя в потолок. С моего же потолка свисают сталактиты паутины и люстра с единственной лампочкой – свидетельства безгрантового существования.
Добыть себе грант любым путем – теперь дело моей чести и жизни.
Я уже знаю, как я потрачу свой грант: раздам долги, куплю новый объектив к камере, отложу на алименты. Это если повезет, и грант мой окажется солидным.
Но к гранту мне дорога заказана, и я это тоже прекрасно знаю.
Желать грант, сидя в Бухаре – утопия. Более того, это утопия, если бы я жил хоть в Ташкенте.
Ведь все гранты давно распределены, поделены и съедены.
Я говорю о грантах на искусство. А точнее – об иностранных грантах.
К самому же искусству намертво приклеили слово – современное. Оно живет с ним давно, и очень даже неплохо ужилось. Так давно, что потеряло всю современность и обросло седой бородой, как все молодые современные художники. Но если вы говорите слово «искусство» без «современное», значит вы консерватор, ретроград и вообще человек пещерный, и место вам в пещере, а не в грантовом актуальном искусстве.
Бог с ним, с современным, я готов подстроиться под него и прогнуться, лишь бы выудить какой-нибудь малюсенький микрогрантик, чтоб снимать дальше своих цыган и наполнять время от времени холодильник.
Но нет. К окошечкам, где выдают эти самые гранты, давно выстроились очереди из регулярных получателей грантов. Подойди я к очереди, на меня посмотрят как на инопланетянина:
«Вы кто, собственно говоря, такой? Вы точно уверены, что вам – сюда?»

Это очень закрытое сообщество – постоянные гратополучатели. Эдакий междусобойчик, как масонский клан. Они живут, доедая гранты, в ожидании грантов грядущих. Они знают о грантах все: где, когда и во сколько мелькнет новый грант и какого он (грант) размера в денежном эквиваленте. Попасть в это сообщество со стороны невозможно никак, как и выудить информацию о новом гранте. Они не говорят о гранте вслух, и упаси боже – не пишут в фейсбуках, ибо грант – это святое.
Информация о гранте передается из рта в ухо и только шепотом. Сам шепот для пущей надежности прикрывается ладошкой.
Излишне писать тут, что нигде в интернете нет упоминаний о грантах на искусство Центральной Азии (ЦА), но сами гранты есть однозначно.
Наивно думать, что начав вдруг делать современные проекты, ты можешь попасть в этот круг грантолюбов и грантоедов. В лучшем случае – тебя заметят, но внутрь не пустят однозначно, ведь там интересы в первую очередь шкурные.
Есть вроде бы немало молодых и не очень авторов, много лет участвующих в общих региональных выставках. Они – приближенные, но не полноправные члены этого клуба. Однако, едва на горизонте замаячит новый грант или отбор на заграничную биеннале, этих «приближенных» легко кинут по борту, и начнется борьба за выживание самих членов. На эти случаи у них всегда припасено пара-тройка проектов.
Отдельная прослойка этой элиты – доморощенные теоретики искусства и арт-критики (не знаю, одно ли это тоже). За десять с лишним лет, как к искусству ЦА возник интерес за границей, их срочно выросла целая плеяда – как грибы после дождя. Эти пишут всякие концепции для будущих выставок, статьи и лекции, где пытаются за уши притянуть вековые национальные традиции к сегодняшним тенденциям. Чтобы прочесть полуторачасовую лекцию, такому арт-деятелю оплачивают двухнедельное проживание, скажем, в Монреале, плюс дорожные расходы туда-обратно. Зачем иностранные организаторы тратят такие огромные деньги на это, - ума не приложу.

Шанс выставиться за рубежом есть в том случае, если куратор будущей биеннале – иностранец, а вы – упертый и целеустремленный. Конечно, местные акулы от актуального искусства будут всячески препятствовать вашему желанию, но умный куратор просто проигнорирует их копошения.
Это не досужие домыслы обиженного художника и личные параноидальные наваждения. Достаточно проследить списки участников всевозможных биенналь разных лет – ездят по миру одни и те же люди, причем часто с одними и теми же проектами.
Грантолюбы – люди в большинстве своем, не бедные. Это не то поколение художников, которое творило ради искусства и обрело признание после смерти. Эти хотят жить здесь и сейчас, а я не возьмусь судить, правильно это или нет.

Если вы художник и рисуете картины – рисуйте на здоровье дальше и курите папироски без фильтра, туша окурки в консервной банке.
Мир искусства уже разделен на «искусство» и «современное искусство (contemporary art)».
В дальнейшем нужно так и произносить: contemporary art, с ударением на «е» в слове contemporary.
Понятно, что многие традиционные художники хотят перекочевать в contemporary art, ведь там крутятся гранты и ездят заграницу:
рвут свои картины,
клеят на них аппликации,
ломают рамы,
вешают наискосок или оборотной стороной и т.д.

Все напрасно, друзья мои, вам туда не попасть ни за какие коврижки, а настоящие грантоеды только хихикают в сторонке над вашими тщетными попытками.
В современном искусстве давно никто и ничего не рисует. Просто делать хорошие фотографии – тоже бред и архаизм. Да и кому вы нужны со своими, пусть даже хорошими фотографиями? Куда вы их, черт возьми, пристроите? В современном искусстве делается так: сначала выуживают грант, потом варганят «проект», таков порядок. Редко, но случается и обратное, когда грант выдадут под уже готовый проект, но очень редко.
В современном искусстве нужно делать инсталляции. Развесить фотографии, установить экран, где будет крутиться мудреный ролик (видео-арт), остальное выставочное пространство забить разным хозяйственным скарбом.
Очень модно ввести в эту инсталляцию живого человека. Хотя бы на кровать, пусть лежит себе. Ленивые художники не желают лично лежать на кровати и укладывают туда манекен. Но это не круто. Круто, когда живой.

Вот список наиболее популярных предметов для инсталляций у современных центральноазиатских художников:
Мотки веревки
Колючая проволока
Манекены
Пластиковая тара
Музыкальный инструмент, обмотанный веревкой (вариант – колючей проволокой)
Деревянная оконная рама (с выбитыми местами стеклами и отшелушившейся краской)
Металлическая кровать с пружинами
Старый советский диван с засаленной поверхностью
Изображения бывших советских партийных лидеров
Изображение Ленина
Изображение Че Гевары
Женские национальные украшения
Национальный флаг
Национальные постельные принадлежности (подушка-люля, курпача)
Ковер с изображением двух оранжевых оленей
Ковер с изображением трех коричневых медведей
Алюминиевая посуда
Мешки
Электрическая розетка
Гвозди/погнутые гвозди
Манекен
Старые газеты
Старые фотографии (развешиваются на прищепках)
Старое клетчатое покрывало
Старая плюшевая игрушка без одного глаза (сажается на старый советский диван или вешается на ковер с изображением двух оранжевых оленей)

Забыл добавить: сам автор должен быть неподалеку от своего творения и объяснять зрителю, что весь этот набор предметов значит. Это называется концепцией. Концепция должна быть социальной, с перчиком. Чем концепция острее, тем больше шансов вытянуть новый грант и поездить со всеми этими домашними пожитками по миру.
Общаясь со зрителем, желательно включать в речь залихватские словечки, чтоб все выглядело солидней.

Вот неполный список наиболее любимых слов актуальными художниками, теоретиками и арт-критиками ЦА:
Медиальность
Эволюция
Традиционная иерархичность
Пассеизм
Культурные референции
Релевантными
Визуальную рефлексию
Гендерная компонента
Энкратические сообщения
Глорификация
Эмансипаторная амбивалентность
Концептуальные компетенции искусства
Полярность
Инновационность
Актуальность
Бимодально-полярное
Коррелирующих
Наша интервенция
Урбанизация
Компиляция контрастов
Культурная ситуация
Ментальность
Архетипические моменты
Трансгрессивными
Футуристический космизм
Потребительская биомасса
Сакральность
Зашифрованные значения
Глубинные проблемы
Парадигма

Скажу сразу, что из этого списка мне понятны только три-четыре слова. И то, я не уверен, в том ли значении я их понимаю, которое вкладывают в них сами мэтры.

Ясен пень, раньше моим землякам-грантолюбам жилось много вольготней: были всякие общественные организации и фонды, налево и направо раздающие гранты, лишь бы творили. Но многие иностранные фонды разъехались и лафа закончилась. Грантолюбы тут растерялись, почесали затылки, переминаясь с ноги на ногу, похмыкали.
Некоторые, упавши духом, так и остались вздыхать по былым временам: «Как раньше было хорошо! Я ведь полмира объездил». Самые же ушлые, ринулись в соседние Казахстан и Киргизию окучивать тамошние грантовыдающие конторы. Коллегам их тамошним, может это и не понравилось, но, - потеснились. Ведь законы масонского сообщества предусматривают и некоторую взаимовыручку в борьбе за хлеб и колбасу.
Конечно, цели этих людей великие – гранты и биеннале за границей. Но для того, чтобы постоянно быть на плаву (и на виду), они участвуют и в местных мелкомасштабных выставках.
В этой среде не принято говорить о других художниках, не членах их сообщества, а если и говорят, то только в уничижительном тоне. «Кто такой? Почему я не знаю?» - это самое безобидное, что можно услышать в таких случаях.

Когда в 2009м году я чудом оказался на Венецианской биеннале, мои коллеги из соседних центральноазиатских стран долго не могли понять, откуда я взялся вообще.
Они внимательно осматривали меня с ног до головы, переглядывались между собой, шушукались. Наконец, презрительно спросили: «А что, не нашлось никого другого, кроме тебя?» Спросили, знаю ли я Петрова, Иванова и Сидорова – современных ташкентских художников, и почему выбрали меня, а не, скажем, Петрова. Потом долго шепотом ворчали о помощнице куратора павильона, сделавшей столь «странный выбор».
Сейчас я прекрасно понимаю причину их тогдашней недоброжелательности, - ведь я чуть было не вторгся на чужую территорию, тщательно охраняемую и не менее тщательно скрываемую от посторонних. Даром что все две недели в Венеции, я чувствовал себя чужаком среди остальных участников. Да и разговоры те вели, непонятные: о будущих биенналях, известных кураторах, и как было клево в прошлый раз в Париже и куда они планируют поехать в следующий.

Конечно, затрагивая столь серьезную тему, не хотелось быть голословным. Но, как и говорилось выше, ссылок на гранты в интернете я не нашел. Списки постоянных участников всевозможных биенналь можно найти на сайтах актуального искусства Центральной Азии с окончанием kz, kg или uz. Там же и иллюстрации их однодневных проектов.

2013 © Анзор Бухарский

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/philosophy/grant/grant.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2013 Хулиганствующий Элементъ