Х Э
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА КОНКУРСЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
В ФОТОИСКУССТВЕ


Андрей ВЫСОКОВ

В споре рождается понимание
недостижимости истины

Энди Ванс

Проблема формы и содержания одна из основных в теории искусства и в тоже время одна из самых сложных. На эту тему написано масса литературы, но в основном это специфические толстые и нудные книги от которых плачут даже студенты философских университетов и их преподаватели. Что уж говорить о бедных фотолюбителях. О проблеме формы и содержания применительно к фотоискусству написано гораздо меньше. Это и понятно: с одной стороны фотография очень молодой вид искусства и хорошей теоретической фотолитературы еще не так много, с другой стороны общие принципы решения этой проблемы в искусстве вполне применимы и к фотографии.


Для начала давайте вспомним два примера, приводимых наиболее часто, когда говорят о форме и содержании на бытовом уровне. Во-первых, это конечно рюмка, наполненная до краев холодной русской водкой, во-вторых, обычное куриное яйцо. Все абсолютно очевидно: сначала нужно выпить водку-содержание из рюмки-формы, а потом разбить форму-скорлупу и поджарить содержание на сковородке. При этом очевидно, что форма рюмки или яйца нам не очень интересна и это вполне согласуется с известной нам со школьной скамьи концепцией о первичности содержания.

Можно представить себе несколько иную ситуацию: Ваш гость, выпив несколько больше обычного, разбил рюмку из старинного и очень дорогого сервиза. В этом случае Вы скорее будите оплакивать навсегда ушедшую от Вас форму, чем несколько капель разлитого при этом содержания.

На этих примерах основан первый подход к решению проблемы взаимоотношения формы и содержания предполагающий, во-первых, неразрывную связь этих категорий, во-вторых, непременно ведущую роль содержания над формой или наоборот. При этом ведомая категория тоже оказывает активное воздействие, борется со своей подругой-соперницей и вообще ведет себя согласно закону «единства и борьбы противоположностей».

Но вернемся к нашим примерам с яйцом и рюмкой. Представим, что рюмка не наполнена живительной влагой, а стоит пустая и одинокая в витрине магазина. Или, может быть, эта рюмка выполнена известным мастером и красуется в музее. А яйцо оказалось вовсе не куриным, а рукотворным, и руки эти принадлежали некому Фаберже. Форма, понятно дело, никуда не делась, а как же быть с содержанием?

Все станет намного проще, если мы перестанем рассматривать водку как «содержание» рюмки, а отведем ей более скромную роль «содержимого». А содержанием рюмки будем называть то, что выделяет ее из большого количества подобных предметов: бокалов, стаканов, кружек, других рюмок — то есть форму. В противном случае мы должны признать, что многие предметы искусства, скажем золотые украшения, просто не имеют никакого содержания1.

Теперь можно сформулировать второй подход к решению проблемы формы и содержания в искусстве. Эти категории, читаем мы в книге «Фотография как…» Александра Лапина «не просто связаны неразрывно, они принципиально неразделимы, это одно и то же».

* * *

Два рассмотренных подхода очень антагонистичны — между ними практически нет точек соприкосновения. Истина же, как мне кажется, лежит где-то посередине. Давайте введем еще одно понятие, о котором уже говорилось выше — содержимое. Можете назвать его темой, идеей или фабулой произведения искусства, сути дела это не меняет. Поясню на примере фотографии из индийской серии Анри Картье-Брессона. Внешняя идея этой фотографии, ее «содержимое» — трагическая ситуация в Индии. Но для раскрытия этой темы хватило бы изображения матери с ребенком. Другие изобразительные средства (колесо телеги, тени на дороге) с одной стороны нисколько не увеличивают (мне даже кажется — уменьшают) трагизм ситуации, с другой стороны превращают этот снимок в произведение искусства! Они дают снимку иное содержание, не оказывая никакого воздействия на содержимое.

Хочется особо отметить, что это не два содержания мирно или не очень живущих по соседству. Это единая категория, хотя в целях анализа иногда бывает удобно как бы разделить ее на две части и рассматривать каждую их них отдельно. Эти две части могут мешать друг другу, а могут существовать почти независимо. В идеале они органично дополняют друг друга — в этом случае как раз и наступает пресловутая «гармония формы и содержания». Кроме этого они могут быть представлены в разных пропорциях. Так в фотографиях представляющих в основном историческую ценность (а также в фотографиях на память) основное содержание прячется именно в содержимом снимка. В качестве примера можно привести «Смерть Солдата Лоялиста» Роберта Капа или «Знамя Победы над Берлином» Евгения Халдея.

В рассмотренной фотографии Анри Картье-Брессона содержание можно увидеть и в форме и в содержимом. Я уже писал выше, что содержание формы здесь в какой-то мере мешает содержанию содержимого (это мое субъективное мнение) — так сухая, лишенная какой либо художественной формы статистика иногда может тронуть нас больше чем самая лучшая фотография, картина или поэма. Но это уже совсем другая тема.

Кроме этого, существует много фотографий (и не только у Картье-Брессона) на которых ничего толком не происходит, скажем, никому не интересная и ничем не примечательная сценка из городской жизни. Однако фотограф увидел в этой сцене какую-то красоту, запечатлел ее и донес до нас. И такую работу никак нельзя назвать бессодержательной, просто содержание ее находится не там, где мы привыкли его искать.

Далеко не все критики (не говоря уж о простых зрителях) любят подобные фотографии. Это и понятно: им нужно сказать что-то умное, а это очень не просто — не переводится такие работы на другой язык, разве что на язык поэзии (только представьте себе критика читающего стихи на выставке). Сказать кое-что все-таки можно. В качестве примера приведу отрывок из статьи Александра Лапина «Памяти Геннадия Бодрова, фотографа»: «Фотографию с девочкой на шаре можно читать всю жизнь. Есть же такие книги, такие стихи или музыка — на всю жизнь. Ее нельзя пересказать словами. Круговращение жизни, жизнь-игра, абсолютная бессмысленность и внезапно открывшийся смысл сущего. Момент истины, момент искусства. Если когда-то будет создан Музей шедевров фотографии, она должна быть там, среди равных». И к этому трудно что-нибудь добавить.

* * *

Подмена понятий содержания и содержимого очень распространена. Объясняется это просто: для того чтобы увидеть содержание в содержимом вовсе не нужны какие-то специальные знания или художественные способности. Достаточно обладать обычными человеческими чувствами (скажем, уметь сочувствовать голодающим детям). После этого можно объявить, что мы поняли «содержание» фотографии Картье-Брессона. Понять для чего ему потребовалась нога лошади, колесо телеги и тени на дороге далеко не так просто. Однако именно содержание спрятанное в этих, на первый взгляд не очень нужных, элементах формы отличают эту фотографию от множества ей подобных, может быть даже более «содержательных» работ.

* * *

Ну и в заключение совсем небольшой список литературы.
1. Лапин А. «Фотография как…» Издание второе, М., 2004. Одна из лучших книг по теории фотографии на сегодняшний день. Первое издание можно найти в Интернете.
2. Хулиганствующий Элементъ «О форме и содержании». Автор предлагает совсем другой взгляд на проблему.

1. Для пущей ясности приведу цитату из философского словаря: «Основные элементы содержания произведения искусства — его тема и идея. Тема раскрывает круг жизненных явлений, который отражается и осмысливается в данном произведении. Идея выражает сущность воспроизводимых явлений и противоречий действительности, их образно-эмоциональную оценку с позиций эстетического идеала, подводя человека к определенным эстетическим, нравственным, политическим выводам. Художественная форма произведения искусства многогранна. К ее основным элементам относятся: сюжет, композиция, художественный язык, материальные изобразительно-выразительные средства». Согласно этому определению у несчастной рюмки в витрине музея действительно нет содержания.

2006 © Андрей Высоков (текст и фото в заголовке)

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Посетить сайт Автора и почитать оригинал статьи >>>
Написать письмо Автору >>>
Прочитать статью ХЭ "О форме и содержании" >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА КОНКУРСЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2006 Хулиганствующий Элементъ